СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии основного общего образования 8 класс («Вентана-Граф», 2019 В. М. Казакевич)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии основного общего образования 8 класс («Вентана-Граф», 2019 В. М. Казакевич)»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Раздольненская школа-лицей №1»

Раздольненского района Республики Крым

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании ШМО зам. директора по УВР директор школы

учителей ХЭЦ и ФК _______ И.А. Остриянская _____ Н.И. Степаненко

_______ Н.Л. Мироничева 27.08.2021г. Приказ № 190

Протокол № 1 от 30.08.2021г.

от 26.08. 2021г.




Рабочая программа

по ТЕХНОЛОГИИ

основного общего образования

8 -А класс

(Базовый уровень)


2021-2022 учебный год

Учитель: технологии.

Ф.И.О. Н.Л.Мироничева

Раздольное.2021г





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана на основе: Программа 5–8 (8+) 9 классы. М.: «Вентана-Граф», 2019 В. М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. ТЕХНОЛОГИЯ 8 КЛ

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644, в редакции приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

  • примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);

  • авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень учебно-методических комплексов (далее УМК), рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательной деятельности;

  • Федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательной программы основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067; приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);

  •  рекомендаций по оснащению учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»).

Цели и задачи технологического образования

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у учащихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление учащихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению учащимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.





Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и

жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление учащимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

Программа по учебному предмету «Технология» для основной ступени общего образования, в контексте подготовки обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, обеспечивает:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений выполнять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, в том числе творческому проектированию; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:

  • обеспечение понимания учащимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообраз­ные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;

  • овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, не­обходимыми для проектирования и создания продуктов тру­да;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, ин­теллектуальных, творческих, коммуникативных и организа­торских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;

  • формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплекс:

Класс

Состав УМК

8

В. М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова. ТЕХНОЛОГИЯ Программа 5–8 (8+) 9 классы. М.: «Просвещение», 2020






ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

В данной программе изложено одно из основных направления технологии: «Индустриальные технологии». Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:

  • распространённые технологии современного производства и сферы услуг;

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • элементы черчения, графики и дизайна;

  • элементы прикладной экономики, предпринимательства;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства и культура труда;

  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.

Содержание деятельности обучающихся по программе в соответствии с целями выстроено в структуре 11 глав (разделов):

Раздел 1. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности

Раздел 2. Основы производства. Продукт труда и контроль качества производства

Раздел 3. Технология.

Раздел 4. Техника.

Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.

Раздел 6. Технология обработки и использования пищевых продуктов

Раздел 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии Химическая энергия.

Раздел 8. Технологии обработки информации. Технология записи и хранения информации.

Раздел 9. Технологии растениеводства. Микроорганизмы в С/Х производстве.

Раздел 10. Технологии животноводства.

Раздел 11. Социальные технологии.

Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.

Все разделы содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного раздела служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования, моделирования элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их

обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

Основная форма обучения – познавательная и созидательная деятельность учащихся. Приоритетными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения, практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность.




Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями предполагается выбирать такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом будет учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественная или личная ценность.

Программой предусмотрено выполнение учащимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения.

При организации творческой, проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель помогает школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.

Особенности организации образовательной деятельности:

Формы и виды учебной деятельности для организации занятий в рамках предмета «Технология» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские).

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, письменный самоконтроль, анализ критических ситуаций).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; работа с книгой; работа по заданному образцу, конструктивные, требующие творческого подхода, практика деловых игр, тренинги практических навыков).

Приоритетными методами обучения являются познавательно-трудовые уп­ражнения, лабораторно-практические, опытно-практические работы.

Рабочей программой учебного предмета «Тхнология» предусмотрено выполнение домашнего задания в следующих формах – устная форма, письменная форма.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, игровые, информационно-коммуникативные, этического диалога, успешного оценивания учебных умений, продуктивного чтения.

Основную часть содержания программы составляет деятельность учащихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный учащимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность учащихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Программа построена таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы.




Описание особенностей, основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках учебного предмета «Технология»

Одним из путей формирования универсальных учебных действий на уровне основного общего образования является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего образования.

Специфика проектной деятельности учащихся связана с ориентацией на получение проектного результата. Проектная деятельность учащихся рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов.

Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях учащихся. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием. Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;

  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках технологии могут быть следующими:

  • урок - исследование, урок – творческий отчет, урок «Удивительное рядом» урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;

  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

Среди форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

  • схемы; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры; эссе, рассказы, стихи, рисунки; выставки, игры.

Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий в рамках предмета «Технология»

В настоящее время значительно присутствие компьютерных и интернет-технологий в повседневной деятельности учащегося, в том числе вне времени нахождения в образовательной организации. В этой связи учащийся может обладать целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных им вне образовательной организации. В этом контексте важным направлением деятельности в сфере формирования ИКТ-компетенций становятся поддержка и развитие учащегося.

Виды учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции: выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;

  • создание и редактирование текстов;

  • создание и редактирование электронных таблиц;

  • использование электронных средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;

  • создание и редактирование презентаций;

  • поиск и анализ информации в Интернете; сетевая коммуникация между учениками и учителем.




ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание субъективно новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

При проведении учебных занятий по технологии в 5–8 классах осуществляется деление классов на подгруппы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,

В основной школе технология изучается с 5 по 8 класс. Учебный план составляет 238 учебных часов, в том числе в 5 -7 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 8 классе - 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Предусмотрено в 5,6,7 классах проведение 2 ч в неделю неразрывно, так как основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Предмет «Технология», направление «Индустриальные технологии» изучается на уровне основного общего образования в 5 – 8 классах в общем объеме 238 часов.

Год обучения

Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Количество часов в год

1

5

2

34

68

2

6

2

34

68

3

7

2

34

68

4

8

1

34

34

Всего

238

Программой предусмотрено проведение контрольных и лабораторных работ, защита творческих проектов

Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся.




УУД: Личностные:становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

планирование образовательной и профессиональной карьеры;

диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Метапредметные результаты: познавательные: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

  • осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы;

  • осмысливание технологии изготовления изделий, приготовления блюд;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • соблюдение норм и правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

коммуникативные: овладение способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; 

  • умение объяснять ошибки при выполнении практической работы;

  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям;

регулятивные: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • умение организовывать своё рабочее место;

  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно  действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определение наиболее эффективных способов достижения результата;




  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Итоговое оценивание по предмету «Технология» является годовой творческий проект, разработанный по изученным учебным материалам за весь учебный год.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём

  1. оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);

  2. использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;

  3. использования контекстной информации (об особенностях учащихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов;

4. использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения учащимися основной образовательной программы.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка включает:

  • стартовую диагностику,

  • текущую и тематическую оценку,

  • портфолио,

  • внутришкольный мониторинг образовательных достижений,

  • промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

К внешним процедурам относятся:

  • государственная итоговая аттестация

  • независимая оценка качества образования

  • мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

  1. сформированность основ гражданской идентичности личности;

  2. сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;

  3. сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку учащихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

  1. способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  2. способность работать с информацией;

  3. способность к сотрудничеству и коммуникации;

  4. способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  5. способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  6. способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  1. письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

  2. материальный объект, макет;

  3. отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на гимназической конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащихся планируемых результатов по отдельным предметам. Оценка предметных результатов ведётся в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:







  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).


Планируемые результаты изучения

Содержание планируемых результатов


Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по разделам\ главам содержания


Глава 2. Основы производства. Продукт труда и контроль качества производства.


Выпускник научится:


  • отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного;

  • определять понятия «техносфера», «потребность», «производство», «труд», «средства труда», «предмет труда», «сырье», «полуфабрикат» и адекватно пользуется этими понятиями;

  • выявлять и различать потребности людей и способы их удовлетворения;

  • составлять рациональный перечень потребительских благ для современного человека;

  • характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

  • называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

  • сравнивать и характеризовать различные транспортные средства;

  • конструировать модели транспортных средств по заданному прототипу;

  • характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства,

  • приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;

  • осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

  • подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела.





Выпускник получит возможность научиться:


  • изучать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы и доступных средств сбора информации;

  • проводить испытания, анализа, модернизации модели;

  • разрабатывать субъективно оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • осуществлять наблюдение (изучение), ознакомление с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников;

  • осуществлять поиск, получение, извлечения, структурирования и обработки информации об изучаемых технологиях,

  • перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.


Глава 3.Технология.


Выпускник научится:


  • определять понятия «техносфера» и « технология»;

  • приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;

  • называть и характеризовать современные и перспективные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства;

  • объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

  • проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов;

  • соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта;

  • оценивать возможности и условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;

  • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты.


Выпускник получит возможность научиться:


  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;

  • выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач.


Глава 4.Техника


Выпускник научится

  • определять понятие «техника», «техническая система», «технологическая машина», «конструкция», «механизм»;

  • находить информацию о существующих современных станках, новейших устройствах, инструментах и приспособлениях для обработки конструкционных материалов;

  • изучать устройство современных инструментов, станков, бытовой техники включая швейные машины с электрическим приводом;

  • составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам изучать конструкцию и принципы работы рабочих органов (двигателей, различных передаточных механизмов и трансмиссий различных видов техники;

  • изучать конструкцию и принцип работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники;

  • изготовлять модели рабочих органов техники;

  • проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);

  • управлять моделями роботизированных устройств;

  • осуществлять сборку из деталей конструктора роботизированных устройств.


Выпускник получит возможность научиться:


  • проводить испытание, анализ и модернизацию модели;

  • разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • осуществлять модификацию механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);

  • изготовлять материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

  • анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.


Глава 5.Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов


Выпускник научится

  • выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования;

  • читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;

  • выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием;

  • осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий из древесины по рисункам, эскизам и чертежам;

  • распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы;

  • выполнять разметку заготовок;

  • изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом;

  • осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);

  • выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

  • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

  • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

  • определять назначение и особенности различных швейных изделий;

  • различать основные стили в одежде и современные направления моды;

  • отличать виды традиционных народных промыслов;

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

  • снимать мерки с фигуры человека;

  • строить чертежи простых швейных изделий;

  • подготавливать швейную машину к работе;

  • выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий;

  • проводить влажно-тепловую обработку;

  • выполнять художественное оформление швейных изделий.





Выпускник получит возможность научиться:


  • определять способа графического отображения объектов труда;

  • выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;

  • разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • выполнять несложное моделирования швейных изделий;

  • планировать (разработку) получение материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

  • проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования;

  • разрабатывать и создавать изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;

  • разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели;

  • оптимизировать заданный способ (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).


Глава 7.Технологии получения, преобразования и использования энергии. Химическая энергия.


Выпускник научится

  • осуществлять сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;

  • осуществлять модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей;

  • выявлять пути экономии электроэнергии в быту;

  • пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;

  • выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

  • читать электрические схемы;

  • называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания.


Выпускник получит возможность научиться:


  • различать и разбираться в предназначении и применении источников тока: гальванических элементов, генераторов тока;

  • составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);

  • осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта несложных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники;

  • осуществлять оценку качества сборки, надёжности изделия и удобства его использования;

  • разрабатывать проект освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки.


Глава 8.Технологии обработки информации. Технологии записи и хранения информации.


Выпускник научится

  • применять технологии получения, представления, преобразования и использования информации из различных источников;

  • отбирать и анализировать различные виды информации;

  • оценивать и сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств;

  • изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму в заданной оболочке;

  • встраивать созданный информационный продукт в заданную оболочку;

  • разрабатывать (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения информационного продукта с

  • заданными свойствами;

  • осуществлять сохранение информации в формах описания, схемах, эскизах, фотографиях;

  • представлять информацию вербальным и невербальным средствами;

  • определять характеристику и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

  • называть и характеризовать актуальные и перспективные информационные технологии, характеризующие профессии в сфере информационных технологий.


Выпускник получит возможность научиться:


  • осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации;

  • изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;

  • создавать информационный продукт и его встраивать в заданную оболочку;

  • осуществлять компьютерное моделирование / проведение виртуального эксперимента.


Глава 11.Социальныие технологии. Маркетинг.


Выпускник научится

  • объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризуя тенденции развития социальных технологий в XXI веке;

  • называть виды социальных технологий;

  • характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;

  • применять методы и средства получения информации в процессе социальных технологий;

  • характеризовать профессии, связанные с реализацией социальных технологий,

  • оценивать для себя ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития;

  • определять понятия «рыночная экономика», «рынок», «спрос», «цена», «маркетинг», «менеджмент»;

  • определять потребительную и меновую стоимость товара.


Выпускник получит возможность научиться:


  • Получать представление о рынке и рыночной экономике, методах и средствах стимулирования сбыта. Осваивать характеристики и особенности маркетинга. Ознакомиться с понятиями: потребительная стоимость и цена товара, деньги. Получать представление о качестве и характеристиках рекламы. Подготовить рекламу изделия или услуги творческого проекта


Глава1.Методы и средства творческой проектной деятельности.


Выпускник научится

  • планировать и выполнять учебные технологические проекты:

  • выявлять и формулировать проблему;

  • обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;

  • планировать этапы выполнения работ;

  • составлять технологическую карту изготовления изделия;

  • выбирать средства реализации замысла;

  • осуществлять технологический процесс;

  • контролировать ход и результаты выполнения проекта;

  • представлять результаты выполненного проекта:

  • пользоваться основными видами проектной документации;

  • готовить пояснительную записку к проекту;

  • оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.


Выпускник получит возможность научиться:


  • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

  • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

  • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

  • оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.



Глава 6. Технологии обработки и использования пищевых продуктов.



Мясо птицы. Мясо животных Знакомиться с видами птиц и животных, мясо которых используется в кулинарии. Осваивать



Глава 10. Технологии животноводства.



Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность Узнавать о получении продукции животноводства в птицеводстве, овцеводстве, скотоводстве. Ознакомиться с необходимостью постоянного обновления и пополнения стада. Усвоить представления об основных качествах сельскохозяйственных животных: породе








Глава 9. Технологии растениеводства. Микроорганизмы в с\х производстве.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно - деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале


Результаты освоения содержания учебного предмета

Содержание

Личностные результаты


  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления пои организации своей деятельности;

  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты


  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи па основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и комму­никативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда

  • в соответствии с технологической культурой производства;

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты


В познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирования целостного представления техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;





В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие эко­логической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

В эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы­полненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт.

В коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.




2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Содержание обучения предлагается разделить на две части: 1-я часть – теоретические сведения, 2-я часть – прикладная (практическая).

В теоретических сведениях по каждому классу раскрываются средства, методы, элементы инфраструктуры получения, преобразования, применения и утилизации по использованию соответствующих объектов технологических воздействий: вещество, материалы, энергия, информация, объекты живой природы и объекты социальной среды.

В практической части представлены варианты познавательно-трудовых упражнений, опыты и эксперименты в познавательных исследованиях, лабораторные и практические работы, творческие проекты. Вся практическая деятельность осуществляется на основе использования конкретных технологических средств по преобразованию предметов и продуктов технологической деятельности, доступных для возрастных особенностей учащихся, материально-технических и экономических возможностей организаций общего образования. Тематика проектных заданий будет сопровождена рекомендациями по методике выполнения проектных работ.

Эта часть носит иллюстративный, закрепляющий характер. Её содержание не ставит целью сформировать конкретные трудовые навыки. В экспериментах, опытах, исследованиях учащиеся подтверждают те положения, которые они изучили в теоретической части. Практические и проектные работы реализуются на примере изготовления конкретных объектов, демонстрации, как и с помощью чего воплощаются те или иные виды технологии в изделии.

Все работы проводятся фронтально при условии наличия достаточного числа комплектов необходимого оборудования. Они организуются сразу по прохождении или непосредственно в течение изучения теоретического материала. Практические работы по технологиям индустриального производства реализуются в виде кабинетных учебно-практических занятий в школе, обеспечивая минимально необходимый уровень практической деятельности по изучаемым технологиям.



















Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Технология» (34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели)

п/п

Раздел, тема урока

Кол - во

часов

Дата по плану

Дата по факту


Глава1. Методы и средства творческой и проектной деятельности (3 час.)


3ч.

8-А

8-А

1.

Дизайн в процессе проектирования продуктов труда.

Теоретические сведения

Выбор идеи проектирования. Дизайн-анализ проекта. Конструкторский этап. Технологический этап. Оформление пояснительной записки

Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы творчества в проектной деятельности.

Экономическая оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг.

Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint.


Д/З Учебник: параграф 1.1. стр 6-7 Сообщение о профессиях. Подготовка презентации проекта


1



2.

Методы дизайнерской деятельности.

Теоретические сведения

Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.

Основные этапы проектной деятельности и их характеристики.

Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления. Методы творческой деятельности: метод

Фок фокальных объектов, мозговой штурм, морфологический анализ.

Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы творчества в проектной деятельности.

Экономическая оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг.

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками.

Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint.


Д/З Учебник: параграф 1.2. стр 8-9. ПР/РАБ стр 12-13 задание 3. Подготовка презентации проекта


1



3.

Метод мозгового штурма при создании инноваций.

Теоретические сведения





Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода фокальных объектов и морфологической матрицы.

Экономическая оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Бюджет проекта


Д/З Учебник: параграф 1.3. стр 10-11. ПР\РАБ. стр 12-13 задание 1. Подготовка презентации проекта


1




Глава 2. Основы производства. Продукт труда и контроль качества производства. (2 час)


2 ч.



4.

Продукт труда

Теоретические сведения

Понятие продукт труда и потребительская стоимость. Стандарты производства продуктов труда. Понятие стандарт.


Д/З Учебник: параграф 2.1.-2.2. стр 16-19. Проверочные задания.


1



5.

Эталоны. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда.

Теоретические сведения

Понятие контроля, калибра, массы, линейного размера, электрические величины, жидкости и газы.

Эталоны контроля качества продуктов труда.


Д/З Учебник: параграф 2.3.-2.4. стр 10-11. ПР\РАБ. стр 20-24 задание 1. Практическое задание.


1




Глава 3. Технология. (3 час)




6.

Классификация технологий. Технологии материального производства

Теоретические сведения

Перспективные технологии XXI века. Новые энергетические технологии. Перспективы развития информационных технологий. Биотехнологии и генная инженерия. Новые транспортные технологии. Проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач.

Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Объёмное 3D-моделирование.





Современные и перспективные технологии ХХI века.


Д/З Учебник: параграф 3.1.-3.2. стр 27-31. П. стр 27-31 Проверка знаний


1



7.

Технология С/Х производства и земледелия.

Теоретические сведения

Биотехнологии и генная инженерия. Новые транспортные технологии. Проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.

Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

Выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач.


Д/З Учебник: параграф 3.3. стр. 32-37. Проверка знаний


1



8.

Классификация информационных технологий.

Теоретические сведения

Виды информации по способу получения, по способу представления. Средства и методы обработки и передачи информации. Компьютерные технологии. Выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач. Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. Технологии записи и хранения информации. Запоминание как метод записи информации. Средства и методы записи знаковой и символьной, и образной информации, аудиоинформации, видеоинформации. Компьютер как средство получения, обработки и записи информации.

Практическая деятельность

Представление информации вербальными и невербальными средствами.

Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Объёмное 3D-моделирование.

Современные и перспективные технологии ХХI века.


Д/З Учебник: параграф 3.4. стр 38-39 П/З стр 40-41

1





Глава 4. Техника. (2 час)




9.

Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое управление устройствами и машинами.





Теоретические сведения

Системы и органы управления. Принципы управления. Моделирование транспортных средств.

Роботы и их роль в современном производстве. Основные конструктивные элементы роботов. Перспективы робототехники.

Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств. Управление моделями роботизированных устройств.


Д/З Учебник: параграф 4.1-4.3. стр 42- 47.


1



10.

Основные элементы автоматики. Автоматизация производства.

Теоретические сведения

Датчики. Виды. Предохранители. Автоматические устройства. Понятие автоматизации производства частичной и полной. Профессии. Практическое устройство автоматического регулятора температуры в электроутюге.


Д/З Учебник: параграф 4.4.-4.5 стр 48-53. ПР\РАБ. Стр 52-54.


1




Глава 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. (3час)





11.

Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка и закалка материалов.


Теоретические сведения

Сырье и технологические процессы получения материалов. Профессии и производство. Основы пайки. Технологии сварки. Закалка материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Биотехнологии.

Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами.

Д/З Учебник: параграф 5.1.-5-4. стр 55-65. Презентации подготовить. «Современные материалы».


1



12.


Электроискровая и электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка материалов.


Теоретические сведения

Эффективность электроискровой обработки материалов. Понятие эрозии металлов. Понятие ультразвука, магнитостикции.

Д/З Учебник: параграф 5.5.-5.7. стр 66-69. Презентации подготовить.

1



13.

Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов

Теоретические сведения

Светолучевая обработка материалов. Технология концентрации лучей. Лазер. Электронно-лучевая обработка материалов.

Основные технологические операции и приёмы обработки металлов и искусственных материалов электрифицированными





(аккумуляторными) инструментами (правка, резание, зачистка, гибка). Информация о токарных станках с ЧПУ Фильтрация, сорбция, ректификация, газирование, сепарация, суспензия- понятия...

Д/З Учебник: параграф 5.8.-5.9. стр 70-77. Презентации подготовить. Практические задания стр 76-77 Вывод.


1





Глава 6. Технология обработки и использования пищевых продуктов. (1 час)





14

Мясо птицы. Мясо животных.

Теоретические сведения


Система рационального питания и кулинария. Современная индустрия обработки продуктов питания. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану. Выбор идеи проектирования. Обоснование выбора идеи Постановка цели, задач проектирования.

Дизайн-анализ проекта. Конструкторский этап. Технологический этап. Оформление пояснительной записки Заключительный этап.

Защита проекта.. С/Х птица и домашняя. Механическая и ручная обработка птицы. Классификация мяса по виду. Маркировка тушек мяса. Субпродукты. Органолептическая оценка качества мяса


Д/З Учебник: параграф 6.1-6.2. стр 79-88. Презентации подготовить. Практические задания стр 86-88 Вывод.


1




Глава 7.Технологии получения, преобразования и использования энергии. Химическая энергия.

(1 час)




15.

Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых веществ.

Теоретические сведения


Понятие химическое фрезерование схема технологического процесса.


Д/З Учебник: параграф 7.1-7.2. стр 89-93. Презентации подготовить. Практические задания стр 95-96


1




Глава 8. Технологии обработки информации. Технологии записи и хранения информации. (2 час)





16.

Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации.

Теоретические сведения


Технологии записи и хранения информации. Запоминание как метод записи информации. Средства и методы записи знаковой и символьной, и образной информации, аудиоинформации, видеоинформации. Компьютер как средство получения, обработки и записи информации. Представление информации вербальными и невербальными средствами. Определять характеристику и разработку





материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе).

Называть и характеризовать актуальные и перспективные информационные технологии, характеризующие профессии в сфере информационных технологий.


Д/З Учебник: параграф 8.1-8.2. стр 89-93. Презентации подготовить.


1



17.

Современные технологии записи и хранения информации. Сроки сохранности цифровых носителей. Творческий проект.

Теоретические сведения


Средства и методы записи знаковой и символьной, и образной информации, аудиоинформации, видеоинформации.

Компьютер как средство получения, обработки и записи информации.

Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования продвижени и внедрения новы технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.


Д/З Учебник: параграф 8.3. стр 102-106. Презентации подготовить: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ( за 1 и 2 четверть )


1




Глава 9. Технологии растениеводства. Микроорганизмы в С/Х производстве. (4 час)





18

Микроорганизмы, их строение и значение для человека.

Теоретические сведения


Понятие микроорганизма, биотехнологий. Бактерии. Вирусы. Одноклеточные водоросли и грибы.


Д/З Учебник: параграф 9.1. стр 107-109. Презентации подготовить: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


1



19.

Бактерии и вирусы в биотехнологиях.

Теоретические сведения

Применение бактерий в биотехнологиях. Вирусы в биотехнологиях.


Д/З Учебник: параграф 9.1. стр. 110-111 Вопросы. Презентации подготовить


1



20.


Культивирование одноклеточных зеленых водорослей.

Теоретические сведения





Искусственное разведение одноклеточных водорослей. Виды одноклеточных водорослей.

Сбор и обработка одноклеточных водорослей. Использование продукции.


Д/З Учебник: параграф 9.3. стр. Презентации подготовить или ответить на вопросы письменно.


1



21.

Использование одноклеточных грибов.

Теоретические сведения

Применение одноклеточных грибов в жизнедеятельности человека.


Д/З Учебник: параграф 9.4. стр 114-116. Практическая работа стр 116-117 Презентацию с выводами подготовить

1




Глава 10. Технологии животноводства. (2 час)





22.

Получение продукции животноводства

Теоретические сведения

Птицеводство -отрасль в с\х. Овцеводство. Скотоводство. Способы извлечения молока. Профессии и производство.


Д/З Учебник: параграф 10.1. стр 117-121. Презентации подготовить

1



23.

Разведение животных, их породы и продуктивность.

Теоретические сведения


Понятия разведение животных, продуктивность- способность давать определенное кол-во продукции. Порода и племенная работа. Экстерьер. Хозяйственно полезные признаки породы. Отбор и подбор. Скрещивание. Технологии генной модификации. Разведение животных и ветеринарная защита как элементы технологий преобразования животных организмов. Породы животных, их создание. Возможности создания животных организмов: понятие о клонировании.

Сбор информации и описание работы по улучшению пород кошек и собак в клубах.

Описание признаков основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам.


Д/З Учебник: параграф 10.2. стр 122-126. Презентации подготовить к практическому заданию стр 126.


1




Глава 11. Социальные технологии. Маркетинг. (11час )





24.

Основные категории рыночной экономики.

Теоретические сведения





Понятия: нужда, потребность, запрос, спрос, товар, обмен, ассортимент. Сделка. Деньги. Формы сделок.


Д/З Учебник: параграф 11.1 стр 128-131 Презентации подготовить


1



25.

Что такое рынок

Теоретические сведения

Способы удовлетворения нужд человека. Понятие рынок. Функции рынка.


Д/З Учебник: параграф 11.2. стр 132-135 Вопросы. Сообщение на вопросы. Презентация.


1



26.

Маркетинг как технология управления рынком.

Теоретические сведения

Понятие маркетинга. Функции маркетинга. Оптовая и розничная продажа. Розничная цена.


Д/З Учебник: параграф 11.3. стр 136-139. Вопросы. Сообщение на вопросы. Презентация.


1



27.

Методы стимулирования сбыта.

Теоретические сведения

Реклама как вид коммуникации в маркетинге. Функции рекламы, виды рекламы.


Д/З Учебник: параграф 11.4. стр 140-141. Вопросы. Сообщение на вопросы. Презентация.


1



28.

Методы исследования рынка

Теоретические сведения

Организация предпринимательской деятельности (самозанятость). Первичная и вторичная информация. Ранжирование вторичной информации. Анкетирование. Тест. Интервью. Беседа. Бизнес и предпринимательство. Отличительные особенности предпринимательской деятельности. Понятие о бизнес-плане.Технологии менеджмента. Понятие менеджмента. Средства и методы управления людьми. Контракт как средство регулирования трудовых отношений в менеджменте.

Анализ позиций простого бизнес-плана и бизнес-проекта.

Деловая игра «Приём на работу». Анализ типового трудового контракта.

Д/З Учебник: параграф 11.5. стр 142-145

1



29.

Творческая проектная деятельность. Экономическая оценка проекта.

Теоретические сведения

Понятия: Себестоимость продукции. Цена Доход. Расход. Прибыль. Рентабельность.





Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы творчества в проектной деятельности.

Экономическая оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг.

Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint.


Д/З Учебник: параграф 12.1. стр 147-151 Работа над итоговым проектом.


4 ч.



30.

Разработка бизнес плана. Менеджмент.

Теоретические сведения

Понятие бизнес – плана. Разделы бизнес -плана. Технологии менеджмента. Понятие менеджмента. Средства и методы управления людьми. Контракт как средство регулирования трудовых отношений в менеджменте.

Анализ позиций простого бизнес-плана и бизнес-проекта.


Д/З Учебник: параграф 11.2. стр 152-154. Параграф 22.3. стр 239-247.


1



31.

Создание рекламы продукта проектной деятельности. Оценка эффективности рекламы.

Теоретические сведения Оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов. Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план.

Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта. Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта. Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат. Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта.

Практическое задание стр 145.


Д/З Учебник: параграф 11.4. стр 145. Подготовить сценарий деловой игры.

1



32.

Прием специалиста на предприятие.

Теоретические сведения

Проведение деловой игры Деловая игра «Приём на работу».


Д/З Учебник: параграф 11.4. стр 145

1






33.





Оформление и защита проектов.

Теоретические сведения

Тема и проблема проекта. Обоснование проекта. Этапы проекта. Оформление и защита. Подготовка к индивидуальным проектам. Варианты проектов. Требования к готовому изделию.

Подготовка графической и технологической документации. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

Выдвижение идей, изготовление эскиза, чертежа изделия творческого проекта. Выполнение творческого проекта. Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint. Защита проекта.



Д/З Учебник: параграф 11.1 стр 128-131


1



34

Резерв. Повторение. Оформление и защита проектов.


Теоретические сведения

Резерв. Повторение. Оформление и защита проектов.


1



итог

34






27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!