СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии УМК "РИТМ"4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа построена на основе УМК " РИТМ" автор Малышева Н.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии УМК "РИТМ"4 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации», Типовой программой основного начального общего (среднего, полного) образования, Уставом образовательного учреждения, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России с изменениями от 30.08.2010 № 889, в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 с изменениями от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 18.12.2012г. №1060, 11.02.2013г., 29.12.2014г. №1043.

Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.

Реализация ФГОС второго поколения, выполнение требований ФГОС НОО призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.

Адресат

Программа рекомендована учащимся для обучения технологии в 4 классе общеобразовательной школы.

Объем и сроки обучения

Программа по технологии общим объемом 34 часа изучается в течение учебного года, согласно Базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.

Роль и место дисциплины

Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям технологией, накоплению опыта практической деятельности для выполнения трудовых операций.

Курс является началом и органической частью школьного технологического (трудового) образования.

Содержание курса технологии позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе ( искусство, литературное чтение, математика, окружающий мир) .

Курс «Технология» предоставляет детям возможность включения в художественно-практическую деятельность, существующую в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке и является одним из ведущих средств развития личности ребенка и освоения им художественных и культурных ценностей.

Актуальность

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе –предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения

Особенности программного материала

Предполагаемая программа построена на основе УМК « РИТМ» ,учебник «Своими руками», автор Малышева Н.А. .

Содержание предмета представлено различными видами труда: технический, бытовой, основы художественной обработки различных материалов и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами работы. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений, бесед по технике безопасности. Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения учащихся, полученные при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Значительное место на уроках трудового обучения занимает моделирование, где учащиеся получают сведения, необходимые в жизни каждого ребенка. На уроках бытового труда предусматривается работа с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания, элементарными знаниями и умениями по шитью. Требования гуманизации школьного образования выдвигают на первый план вопросы, связанные с формированием культуры личности ребенка во всех проявлениях: культуры труда, общения, мышления.

Уроки технологии могут оказывать существенное влияние на повышение качества работы ученика на всех остальных уроках. Связь прикладного творчества с содержанием обучения дру­гих предметов обогащает уроки труда и повышает заинтересо­ванность учащихся. На протяжении всего курса программой предусмотрены тематические пересечения с такими дисциплинами, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Рисование».

Базой данного курса является учебник «Своими руками»», автор Малышева Н.А. ,который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя.

Формы организации учебного процесса. Педтехнологии.

Для реализации рабочей программы на уроках используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников, экскурсий. Учебная деятельность должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а призвана вызывать у учащихся чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями. Именно поэтому на уроках максимально активизированы технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, информационные технологии, применяются разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.

Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:

  1. учёт особенностей аудитории;

  2. создание благоприятного психологического фона на уроке;

  3. использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

  4. создание условий для самовыражения учащихся;

  5. инициация разнообразных видов деятельности;

  6. предупреждение гиподинамии.

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

- сохранению и укреплению физического здоровья;

- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;

развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой активности учащихся;

- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.

Ожидаемыми результатами применения здоровьесберегающих технологий являются:

1. Снижение заболеваемости среди детей

2. Создание сплоченного коллектива учащихся

3. Личностный рост учащихся

4. Повышение качества обучения

5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно: использование знаний, требующих поиска, переработка информации в новом виде. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем. Место и деятельность ТСО. Эмоциональная разрядка. Частота чередования видов деятельности. Упражнения для снятия общего и локального утомления.

Навигационная система учебника, включающая работу в паре, в группе, задание на смекалку направлена на реализацию ФГОС НОО.

В результате изучения материалов Государственного образовательного стандарта и данного УМК мы пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит и противоречие с типовой государственной программой и способствует реализации ФГОС второго поколения.

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.

Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, – это уроки творчества, целью которых является развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.

Целевая установка

Основными целями начального обучения технологии являются: осуществление развивающего характера обучения; технологическое развитие младшего школьника; формирование системы начальных технологических знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий.

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основтворческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

-овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Формы организации учебного процесса

Для реализации рабочей программы на уроках технологии используются различные формы обучения:

- индивидуальная (консультации);

- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля)..

Программа предусматривает проведение традиционных уроков.

Взаимосвязь коллективной ( аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.

Формы организации учебного процесса. Педтехнологии.

Для реализации рабочей программы на уроках используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-утренников, экскурсий. Осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

Учебная деятельность должна не утомлять, не отбивать желание учиться, а призвана вызывать у учащихся чувство удовольствия, удовлетворения, осознанную познавательную потребность. Здоровьесберегающее обучение является следствием владения учителем современными педагогическими технологиями. Именно поэтому на уроках максимально активизированы технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения: технология дифференцированного обучения, игровая технология, информационные технологии, применяются разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности.

Основными показателями здоровьесберегающей направленности урока должны стать:

  1. учёт особенностей аудитории;

  2. создание благоприятного психологического фона на уроке;

  3. использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

  4. создание условий для самовыражения учащихся;

  5. инициация разнообразных видов деятельности;

  6. предупреждение гиподинамии.

Объем домашнего задания и степень его сложности соизмеряется с возможностями каждого ученика.

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

- сохранению и укреплению физического здоровья;

- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;

развитию познавательных процессов, повышению работоспособности творческой активности учащихся;

- происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.

Ожидаемыми результатами применения здоровьесберегающих технологий являются:

1. Снижение заболеваемости среди детей

2. Создание сплоченного коллектива учащихся

3. Личностный рост учащихся

4. Повышение качества обучения

5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование знаний , требующих поиска, переработка информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем.

Структура программы :

Программа по технологии для 4 класса включает следующие разделы (темы ):

-Учимся строить и создавать – 9 часов.

-Знакомимся с достижениями человечества-4 часа.

- Осваиваем новые технологические приемы – 3 часа.

-Знакомство с традиционными ремеслами- 5 часов.

-Фантазируем, экспериментируем, создаем- 5 часов.

- От замысла к материалу, от материала к проекту – 8 часов.

Итоговый контроль

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью самостоятельных, практических работ, проектов, презентаций.

Планируемый результат.

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

4.Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


































Планируемые результаты обучения

Технология


Учащиеся должны знать :

- названия изучаемых материалов, инструментов, их назначение.

- правила безопасности труда и личной гигиены, организации рабочего места и применять их на практике.

- способы и приёмы обработки различных материалов, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь :

- экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой.

- вырезать из бумаги детали в форме прямоугольника, круга, овала, ромба, треугольника.

- выполнять аппликацию из разных материалов и деталей, выполненных ранее.

- плести с использованием основного узла макраме.

- вышивать швом «вперёд иголку с перевивом».

- выполнять мелкий ремонт: пришивать пуговицу, аппликацию.

- продёргивать цветные нитки и «дорожки» на редкой ткани (мешковина).

- складывать бумагу по прямой линии, в том числе приёмом гофрирования.

- складывать изделия и модули, собирать и склеивать изделия из модулей.

- собирать изделия и композиции из деталей конструктора, ранее выполненных элементов и готовых форм.

- контролировать на каждом этапе правильность выполнения работ и вовремя вносить коррективы.

- сравнивать и выделять особенности профессий: художник, скульптор, гончар, швея, технолог, ткачиха, кузнец и т.д.

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть основные материалы и их свойства;

  • узнавать и называть свойства материалов, изученных в 1 классе:

Бумага и картон:

  • виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства (поверхность, использование);

  • особенности использования различных видов бумаги;

  • практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.

  • выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.


Текстильные и волокнистые материалы:

  • структура и состав тканей;

  • способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);

  • производство и виды волокон (натуральные, синтетические);

  • способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения;


Природные материалы

  • различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;

  • сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.


Пластичные материалы

-сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;

-знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;

-знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;

-сравнение различных видов рельефа на практическом уровне;


  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении;

  • выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;

  • выполнять простейшие эскизы и наброски;

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;

  • выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.

  • выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.

  • выполнять разметку симметричных деталей;

  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;

  • узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:


Бумага и картон.

  • приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;

  • выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);

  • выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);

  • осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.


Ткани и нитки

  • приемы работы с нитками (наматывание);

  • различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);

  • выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;

  • научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;

  • освоить новые технологические приемы:

  • моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;

  • конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;

  • «изонить»;

  • украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;

  • плетения в три нитки;


Природные материалы

  • осваивают технологию выполнения мозаики:

  • из крупы,

  • из яичной скорлупы (кракле),

  • создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,

  • оформлять изделия из природных материалов при помощи

фломастеров, красок и цветной бумаги.


Пластичные материалы

  • используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;

  • осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;

  • осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.


Растения, уход за растениями

  • уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;

  • проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты;

  • использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.


Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии

  • использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);

  • чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;

  • вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.

  • применять приемы безопасной работы с инструментами:

  • использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;

  • использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой;

  • осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке;


Обучающиеся получит возможность

  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;

  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

  • осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;

  • осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;

  • оформлять изделия по собственному замыслу;

  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;

  • подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.



Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;

  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;

  • изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;

  • анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;

  • изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.


Обучающиеся получит возможность:


  • изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;

  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.


Проектная деятельность.


Обучающийся научится:

  • восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;

  • проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;

  • выделять этапы проектной деятельности;

  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;

  • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;

  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;


Обучающиеся получит возможность:

  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности;

  • ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;

  • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.







































УУД, сформированные в процессе усвоения программы

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

-оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;

-описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-

технологические знания и умения, делать выбор способов реализации

предложенного или собственного замысла;

-понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь:

-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);

- предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;

- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;

-осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Познавательные УУД

-искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;

-приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

-делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные УУД

- формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;

-слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

-уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры

труда, самообслуживание

Знать на уровне представлений:

- о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых

производствах;

- об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);

- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.

Уметь:

- организовывать и выполнять свою художественно-практическую

деятельность в соответствии с собственным замыслом;

- использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;

- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;

-безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);

- выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической

грамоты

Знать:

-названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);

-последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

-основные линии чертежа (осевая и центровая);

-правила безопасной работы канцелярским ножом;

-петельную строчку, ее варианты, их назначение;

-названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения

учащихся).

Иметь представление:

-о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;

-об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;

- о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;

-традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;

- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;

-художественных техниках (в рамках изученного).

Уметь самостоятельно:

-читать простейший чертеж (эскиз) разверток;

-выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;

-подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

-выполнять рицовку;

-оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;

-находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).

3. Конструирование и моделирование

Знать:

-простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

-конструировать и моделировать изделия из разных материалов по

заданным декоративно-художественным условиям;

-изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

-выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)

Иметь представление:

-об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.

Знать:

-названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Уметь с помощью учителя:

-создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;

-оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);

-работать с доступной информацией;

-работать в программах Word, Power Point.


















































Содержание обучения технологии


1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).Основы культуры труда, самообслуживания (4 ч)

Рукотворный мир как результат труда человека

История возникновения утюга. Из глубины веков. Ковер, гобелен.

Стиль в искусстве, архитектуре, одежде.

Трудовая деятельность в жизни человека.

Основы культуры труда

Строительство и отделку зданий осуществляют люди следующих профессий: архитектор, строитель, монтажник, каменщик, крановщик, электрики др.

Современные машины, приборы, станки создают люди этих профессий: дизайнер, инженер - конструктор, инженер - технолог.

Люди этих профессий: биолог, технолог, эколог - помогают решать возникшие сегодня экологические проблемы.

Мастерство ремесленника

Искусство обработки дерева. Орнамент в народном искусстве. Обработка дерева. Узорное ручное ткачество. Народный костюм.

От работы ремесленника к современной технике

Памятники архитектуры. Особенности архитектуры жилища, материалов, используемых в строительстве.

Ткацкий станок вчера и сегодня.

Из истории техники. Двигатели.

Из истории техники. Локомотив.

Из истории техники. Авиация.

Из истории техники. Электричество.

Достижения человечества.

Совершенствование технологий производства.



2. Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты (16 ч)

Материалы, их свойства, происхождение

и использование человеком

Сравнение разных приемов плетения из полосок бумаги (плоского, объемного). Подбор материала для плетения (прочный, пластичный). Выбор материала с учетом зависимости размера плетеного изделия от толщины материала.

Сравнение свойств материалов, используемых для вышивания и шитья игрушек. Исследование (наблюдение, сравнение) шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Сравнение помпонов, выполненных разными способами (плотность, форма, размер).

Свойства проволоки, ее обработки.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Правила организации рабочего места и гигиены.

Правила безопасной работы инструментами и приспособлениями для обработки дерева, фанеры (пила, лобзик, нож).

Правила работы с циркулем. Выбор инструмента, соответствующего толщине нитки по номеру (игла, крючок, спицы). Правила техники безопасности при работе электроприборами.

Правила техники безопасности при электротехнических работах.

Технологические операции ручной обработки материалов

Приемы разметки на просвет, складыванием, при помощи угольника, циркуля.

Способы геометрической резьбы по дереву. Приемы выпиливания.

Способ соединения спилов (клеевой). Особенности выполнения окраски, рисунка по

шаблону, трафарету.

Приемы работы по схеме. Анализ и чтение схем.

Приемы резьбы треугольного элемента.

Воплощение мысленного образа в материале, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Прогнозирование получения практических результатов в зависимости от выполняемых действий.

Выбор способа плетения.

Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и готового изделия.

Способы крепления элементов на объемной поверхности.

Способы увеличения деталей. Понятие масштаба.

Графические изображения в математике, технике и технологии

Выполнение эскиза композиции по собственному замыслу.

Сравнение формы готовой композиции с изображением на рисунке или образцом.

Изготовление шаблона, трафарета нужной формы.

Чтение и понимание технического рисунка, чертежа, схемы, условных обозначений.

Умение анализировать конструкторско - технологические особенности задания.

Самостоятельное выполнение эскиза, схемы, технического рисунка, чертежа, лекал (шаблонов), выкроек.

Практический поиск и получение новых конструкций, мысленных образов.

Технологические процессы практических работ

Изготовление ваз и горшков для цветов из готовых форм. Комбинированная работа с разными материалами.

Применение спилов в изделии.

Резьба орнамента по дереву.

Работы с использованием выпиливания лобзиком.

Деление окружности на равные части при помощи измерительных инструментов.

Гофрирование прямоугольного листа бумаги.

Получение складочек заданной ширины.

Соединение деталей из бумаги и картона. Способы их соединения (клеевое, проволочное, ниточное, винтовое, при помощи щелевого замка).

Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой.

Объемная композиция из вырезок (дворцы и замки).

Геометрический орнамент. Использование его в оформлении изделия.

Вырезание из бумаги орнамента в круге.

Плоское и объемное плетение из полосок бумаги, ткани, упаковочной ленты и др.

Складывание модулей. Соединение модулей в плоские и объемные изделия.

Вышивание при помощи тамбурного, стебельчатого швов, петли вприкреп, навивного узелка. Мелкий ремонт одежды.

Аппликация из толстой несыпучей ткани с элементами вышивания.

Комбинированная работа из веревки, бусин, нетканых материалов. Изделия из них.

Изготовление помпонов и игрушек из них. «Изонить». Разные способы заполнения круга. Моделирование образа из таких элементов.



3. Конструирование и моделирование (7 ч)

Изделие и его конструкция

Изготовление объемных деталей конструктора из готовых форм. Изготовление деталей для технической модели.

Проволочное соединение сухих полых отрезков стеблей.

Изготовление разных деталей для цветочного шара.

Приемы сборки простейшей электрической схемы.

Элементарные представления о конструкции

Изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (разъемное, неразъемное).

Выполнение подвижных и неподвижных соединений деталей в макетах и моделях изделий.

Винтовое соединение деталей конструкции.

Конструирование и моделирование несложных объектов

Плоское и объемное конструирование из гофрированного картона (архитектура).

Изготовление технических моделей по чертежам.

Объемные конструкции из полых отрезков стеблей.

Сборка простейшей электрической цепи.

Изготовление технической настольной игры «Лабиринт».

Конструирование цветочного шара.

Проектирование

Подготовительный и основной этапы индивидуального проектирования.

Коллективный проект «Современный поселок».

Проектирование индивидуальное и коллективное. Реализация замысла, использование конструктивных форм и декоративно - художественных образов, материалов и видов конструкций.

Творческий проект. Декоративно - художественные образы в технике «изонить».

Индивидуальный проект. Шляпа для карнавала.

Комбинированные работы из разных материалов и

ранее выполненных элементов и деталей.

4. Практика работы на компьютере (7 ч)*

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.

Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам.

Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.

* Выполняется при наличии материально - технических средств. При их отсутствии выбирается любая тема проектной деятельности в разделе «Сделай самостоятельно, если тебе интересно».

Работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), готовыми материалами на электронных носителях (СD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по тематике, интересной учащимся. Вывод текста на принтер.














Календарно-тематический план

по технологии

4 класс


Наименование

разделов, тем

Всего часов

В том числе на :

Дата

контроль-ные раб.

развитие

речи

лабор. и практ.раб.

планируе-мая

фактическая

1

Учимся строить и создавать.

9






1

Основы культуры труда.

1






2

Объемная конструкция из вырезок. Дворцы и замки.

1






3

Разметка окружности.

1






4

Линейный, круговой, сетчатый геометрический орнамент.

1






5

Прорезной орнамент в круге.

1






6

Плоское и объемное конструирование из гофрированного картона.

1






7

Модуль в оригами. Плоские и объемные изделия из модулей.

1






8

Строительный конструктор.

1






9

Коллективный проект «Современный поселок»


1

1





2

Знакомимся с достиже-ниями человечества

4






10

Из истории техники: двигатели, локомотив. Механизмы и автоматы.

1






11

Увеличение рисунка (чертежа).

1






12

Из истории техники. Авиация. Модель планера.

1






13

Из истории техники. Электричество. Электрическая цепь.

1

1





3

Осваиваем новые технологические приемы

3






14

Помпон. Игрушки из помпонов.

1






15

История возникновения утюга. Швы в оформлении салфетки.

1






16

Мелкий ремонт одежды. Аппликация с элементами вышивки.

1

1





4

Знакомимся с традици-онными ремеслами

5






17


18

Искусство обработки дерева. Спилы.

Орнамент в народном искусстве. Геометрическая резьба по дереву.

1


1






19

Выпиливание лобзиком.

1






20

Из глубины веков: ковер, гобелен. Гобелен в полос-ку. Узорное народное ткачество. Народный костюм.

1






21

Плетение из полос.

1

1





5

Фантазируем, экспери-ментируем, создаем

5






22

Обработка проволоки.

1






23

Объемное моделирование из полых стеблей.

1






24

Проект «Ширма для кукольного театра из мозаичных квадратов и полосок».

1






25

«Изонить»: разметка окружности. Заполнение ее нитью.

1

1





26

Цветочный шар.

1






6

От замысла к материа-лу, от материала к про-екту

8






27

Стиль в искусстве, архитектуре, одежде. Шляпы.

1






28

Разработка эскиза, дизайн проекта.

1






29

Разметка и выкройка конуса - макета.

1






30

Разметка и выкройка цилиндра - макета.

1






31

Детали отделки из текстильных материалов. Оформление шляпы деталями отделки.

1






32

Проект «Шляпа для карнавала»

1

1





33

Защита дизайн проекта.

1






34

Проверь себя.

Контрольный урок.

Подведение итогов за год.

1







Итого:

34

5








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!