Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №11»
________________Г.А.Симахина
Приказ № от
« » августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
технологии
2017-2018 учебный год
8а, 8б, 8в ,8г, классы
Разработчик:
Колосов Роман Васильевич,
учитель технологии
высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании кафедры искусств Протокол № от « » августа 2017 г. | Согласована с заместителем директора по УВР ________/М.Л. Игнатова/ « »августа 2017 г. | Утверждена педагогическим советом Протокол № 1 от « » августа 2017 г |
Бийск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования России от 17.12. 2010 г;
- основной образовательной программы МБОУ «Гимназия 11»;
- авторской программой А. Т. Тищенко. Индустриальные технологии: 8 класс: методическое пособие (Москва: издательский центр «Вентана-Граф», 2015)
- Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю). Авторская программа рассчитана на 35 часов.
«Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи других направлениях деятельности человека. Изучение интегративной образовательной области «Технология» позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Цели и задачи
Рабочая программа направлена на достижение тех целей и задач, которые предусматривает и авторская, а именно
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В области индустриальных технологий главными целями образования являются:
формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта.
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11» (см. Приложение 1)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:
- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
- дифференцированное домашнее задание;
- консультационная поддержка и помощь;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
Учебно-тематический план
№п/п | Разделы и темы программы | Количество часов |
1. | Технология домашнего хозяйства | 10 |
2. | Электротехника | 12 |
3. | Современное производство и профессиональное самоопределение | 4 |
4. | Технологии исследовательской и опытнической деятельности | 8 |
5. | Резерв | 1 |
| ИТОГО | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Подтемы (тема урока) | Кол-во часов | Сроки | Элементы содержания материала | Виды учебной деятельности | Ресурсы (технические средства, демонстрационные материалы, КИМы) |
классы |
8а | 8б | 8в | 8г | 8д |
Технология домашнего хозяйства (10ч) |
1 | «Эстетика и экология жилища» | 2 | | | | | | Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища | Знакомиться с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Знакомиться с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде) | |
2 | «Бюджет семьи» | 4 | | | | | | Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринима-тельской деятельности для пополнения семейного бюджета | Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Анализировать потребности членов семьи. Планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учётом её состава. Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность | |
3 | «Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации» | 4 | | | | | | Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов. Приёмы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ | Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Знакомиться с конструкцией типового смывного бачка (на учебном стенде). Изготовлять приспособление для чистки канализационных труб. Разбирать и собирать запорные устройства системы водоснабжения со сменными буксами (на лабораторном стенде) | |
«Электротехника» (12 ч) |
4 | «Электромонтажные и сборочные технологии» | 4 | | | | | | Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электро-монтажных и наладочных работ | Читать простые электрические схемы. Собирать электрическую цепь из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследовать работу цепи при различных вариантах её сборки. Знакомиться с видами электромонтажных инструментов и приёмами их использования; выполнять упражнения по несложному электромонтажу. Использовать пробник для поиска обрыва в простых электрических цепях. Учиться изготовлять удлинитель. Выполнять правила безопасности и электробезопасности | |
5 | «Электротехнические устройства с элементами автоматики») | 4 | | | | | | Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электро-монтажных работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок | Собирать модель квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Испытывать созданную модель автоматической сигнализации (из деталей электроконструктора) | |
6 | «Бытовые электроприборы» | 4 | | | | | | Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Пути экономии электрической энергии в быту. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами | Оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной розетке, и в квартирной (домовой) сети. Исследовать характеристики источников света. Подбирать оборудование с учётом гигиенических и функциональных требований. Соблюдать правила безопасной эксплуатации электроустановок | |
«Современное производство и профессиональное самоопределение» (4 ч) |
7 | «Сферы производства и разделение труда» | 2 | | | | | | Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника | Исследовать деятельность производственного предприятия или предприятия сервиса. Анализировать структуру предприятия и профессиональное разделение труда. Разбираться в понятиях «профессия», «специальность, «квалификация | |
8 | «Профессиональное образование и профессиональная карьера» | 2 | | | | | | Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и выбор профессии | Знакомиться по Единому тарифноквалификационному справочнику с массовыми профессиями. Анализировать предложения работодателей на региональном рынке труда. Искать информацию в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Проводить диагностику склонностей и качеств личности. Строить планы профессионального образования и трудоустройства | |
Технология исследовательской и опытнической деятельности (8ч) |
9 | «Исследовательная и созидательная деятельность» | 8 | | | | | | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей. Реализация проекта .Использование ПК при выполнении и презентации проекта. Оценка проекта. | Обосновывать тему творческого проекта. Находить и изучать информацию по проблеме, формировать базу данных Разрабатывать несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучший вариант и подготавливать необходимую документацию с помощью ПК. Выполнять проект и анализировать результаты работы. Оформлять пояснительную записку и проводить презентацию проекта . | |
Резерв (1ч) |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ:35 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
уважение к своему народу, развитие толерантности;
освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться.
У ученика будут сформированы:
-готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
-потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мира;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
Ученик научится:
-планировать пути достижения целей
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Ученик получит возможность научиться:
-при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать цель;
ориентироваться в учебных источниках;
отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;
анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Ученик научится:
-основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
предвидеть последствия коллективных решений.
Ученик научится:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Ученик получит возможность научиться:
-учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к учению, готовности и способности обучающихся к самообразованию;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- формирование основ экологической культуры;
- развитие эстетической культуры, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач, моделирования;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям.
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;
- формирование представлений о мире профессий;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении работ.
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объектов труда и оптимальное планирование работ;
- участие в оформление класса и школы, озелени пришкольного участка.
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Составляющие УМК | Название | Автор | Год издания | Издательство |
Учебник | Технология. Индустриальные технологии: 8 класс | А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. | 2016 | Вентана-Граф |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Приложение 1
Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11»
(извлечение)
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по технологии.
Технико-экономические требования | Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Качество выполненной работы | Изделие выполнено точно по чертежу; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу | Изделие выполнено по чертежу; размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого | Изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
Затраты времени на выполнение работы | Работа выполнена в срок или раньше срока | На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10% | На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25% | На выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25% |
Соблюдение технологии при выполнении работы | Работа выполнялась в соответствии с технологией | Работа выполнялась в соответствии с технологией; отклонения от указанной последовательности не имели принципиального значения | Работа выполнялась с отклонениями от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Обработка изделия (детали) выполнялась с грубыми отклонениями от технологии, применялись непредусмотренные операции. Изделие бракуется |
Соблюдение правил безопасности труда и санитарно-гигиенических требований | Обязательно при выполнении всех работ |