СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по трудовому обучению 6 класс мальчики+девочки

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа основного общего образования по учебному предмету «Трудовое обучение» для общеобразовательных организаций разработана в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 г. № 678).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по трудовому обучению 6 класс мальчики+девочки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СТЕПАНО-КРЫНСКАЯ школа»

АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА ДНР



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол № 1 от

«27» августа 2018





УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

«Степано-Крынская школа »

____________Е.В.Власенко

«______» __________2018г.







Рабочая программа

основного общего образования

по трудовому обучению

для обучающихся 6-х классов

на 2018-2019 учебный год






Составитель учитель математики

Будянская Наталья Анатольевна











УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

МОУ «Степано-Крынская школа»

Протокол от 28.08. 2018 г. №8

Приказ от 28.08. 2018 г. №161







СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4

ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 11

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа основного общего образования по учебному предмету «Трудовое обучение» для общеобразовательных организаций разработана в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 г. № 678).

Государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение», которые должны быть ориентированы на роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экономических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.

Предметные результаты должны обеспечивать:

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изученными технологиями, их востребованностью на рынке труда;

  • профильную подготовку обучающихся с особенностями психофизического развития по видам труда, соответствующим их возрастным интересам и возможностям; продолжение обучения в системе профессионально-технического образования;

  • развитие художественной инициативы обучающихся.

Главной целью трудовой подготовки является формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологического, информационного общества для реализации творческого потенциала учащихся.

Содержание предмета имеет четко выраженную прикладную направленность и реализуется преимущественно путем применения практических методов и форм организации занятий, требует специальной подготовки по охране труда. Задачами трудового обучения являются:

  1. формирование целостного представления о материальном производстве, роль техники, проектировании и технологий в развитии общества;

  2. приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;

  3. формирование технологических умений и навыков учащихся;

  4. ознакомление учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством;

  5. формирование способности развивать достояние родной культурыс использованием средств декоративно-прикладного искусства;

  6. содействие осознанию учащимися значимости роли технологий как практического воплощения научных знаний;

  7. реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности и технического творчества;

  8. приобщение учащихся к достижениям родной культуры через практическое изучение традиционных ремесел и различных видов декоративно - прикладного искусства;

  9. создание условий для самореализации и профессионального самоопределения каждого ученика;

  10. овладение умениями оценивать собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровня сформированности ключевых и предметных компетенций.

Примерная программа учебного предмета «Трудовое обучение» для 5-8 классов разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта к учебным предметам ДНР, согласно которым на изучение трудового обучения во всех общеобразовательных учебных заведениях отводится в 5-8 классах 1 час в неделю (33 недели в год). Программа имеет три варианта: для девочек, для мальчиков и для классов, которые не делятся на подгруппы. Класс, если в нём более 16 учащихся делится на группы следующим образом: на группы мальчиков и девочек или на смешанные группы по списочному составу.

Учебная программа обеспечивает:

  • непрерывность, единство и преемственность между начальной, средней и старшей школой;

  • развивающий характер и прикладную направленность учебного процесса;

  • формирование технически и технологически грамотной личности.

Трудовая подготовка в 5-8 классах базируется на практической деятельности учащихся. На каждом уроке должна быть практическая работа. На неё отводится не менее 75 % учебного времени. Ее содержание определяется учителем из предложенных вариантов в зависимости от темы урока. Усвоение теоретичного материала целесообразно проводить во время практических работ, не тратя на это отдельного учебного времени. Однако не исключается возможность проведения уроков усвоения новых знаний, во время которых учитель может раскрыть учебный материал всего модуля или его отдельной части. Такие уроки в учебном процессе могут быть единичными.

Во время работы в учебной мастерской на каждом уроке учитель должен обращать внимание на соблюдение учащимися правил безопасной работы, производственной санитарии и личной гигиены, обучать их только безопасным приемам работы, знакомить с мерами предупреждения травматизма. Особое внимание следует уделить проведению инструктажей с учащимися по охране труда. В каждом разделе программы на этот вопрос обращается внимание. Директор общеобразовательной организации и учитель несут полную ответственность за обеспечение безопасных условий организации труда в мастерских.

Результатом деятельности учащихся при изучении каждого раздела программы должно быть готовое изделие. После каждой темы приводится список рекомендуемых для изготовления объектов труда. По своему усмотрению, исходя из пожеланий учащихся и наличия материалов, учитель может выбрать для изготовления и другие объекты труда, соответствующие изучаемой теме. Все темы программы изучаются на 100% без каких-либо изменений (времени, порядка, последовательности, тематики). Для изучения тем «Осенние работы» «Весенние работы» выбирается время, по погодным условиям подходящее для их выполнения.

При изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» для разработки творческого проекта в программе предусмотрен перечень объектов труда, а для более широкого выбора в конце пояснительной записки предложен дополнительный список модулей. Выбранный из перечня модуль изучается только один раз.

Резерв времени, предусмотренный программой, учитель может использовать на усиление отдельных составляющих учебной программы на свой выбор.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Критерии, по которым осуществляется оценивание учебных достижений учащихся, имеют комплексный характер. К ним относятся:

  • уровень и качество применения знаний и умений в практической работе;

  • умение пользоваться различными видами конструкторско-технологической

документации и другими источниками информации;

  • соблюдение технических требований в процессе выполнения работ (качество изделия); умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы; уровень сформированности трудовых приемов и умений выполнять технологические операции;

  • соблюдения правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований;

  • уровень самостоятельности в процессе организации и выполнении работы (планирование трудовых процессов, самоконтроль и т.п.), выявление элементов творчества.

Напоминаем, что все баллы, которыми оцениваются учебные достижения учащихся по «Трудовому обучению» и «Технологиям», являются положительными, и определяют реальные достижения учащихся.

КОМПЛЕКСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИИ УЧАЩИХСЯ


Баллы

Критерии оценивания учебных достижений учеников.

1

Учащийся распознает некоторые объекты изучения (материалы, модели, схемы и т.п.) и называет их (на бытовом уровне); знает правила безопасности при работе в учебных мастерских.

2

Учащийся описывает некоторые технологические объекты; распознает инструменты и оборудование для выполнения практических работ; имеет фрагментарные представления по предмету изучение (знаком с некоторыми технологическими понятиями); может использовать по назначению рабочие инструменты и оборудование. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании.

3

Учащийся знает отдельные факты, касающиеся технологических объектов; может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала; придерживается технологи изготовления изделия; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся определенных этапов проектной деятельности. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании.

4

Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит фактический и теоретический материал, приводит примеры, выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; может самостоятельно и обоснованно выбирать конструктивные элементы изделия. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании.

5

Учащийся обладает усвоенными знаниями, навыками и аргументированно применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; самостоятельно проектирует и выполняет, используя

соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ




Баллы


Критерии оценивания учебных

достижений (теоретическая часть)


Критерии оценивания учебных достижений (практическая часть)

5

Учащийся обладает усвоенными знаниями и аргументировано применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Учащийся творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует

Знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задания; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, материалами и другими средствами; соблюдает правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями. Соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока. Самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Умеет творчески продемонстрировать изделие

4

Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит теоретический материал; приводит примеры; в ответах допущены незначительные пробелы, ошибки; материал изложен не точно; применялись дополнительные наводящие вопросы. Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя, подтверждает ответ конкретными примерами.

Учащийся выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Однако к качеству выполненной работы имеются замечания, и изделие частично не соответствует технологическим требованиям.


3

Самостоятельно воспроизводит

значительную часть учебного материала, однако имеются существенные пробелы; допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами; ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы; затрудняется подтвердить ответ

конкретными примерами.

Учащийся может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; если работа выполнена правильно только наполовину,

неопрятно, неэкономно расходовал

материал, не уложился в отведенное

время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; соблюдает

требования правил безопасной работы. Качество выполненной работы не соответствует технологическим

требованиям.

2

Учащийся почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя

Учащийся не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и

Неаккуратно выполняет задание. Не всегда соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Учащийся работу не выполнил

1

Учащийся полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Учащийся не может спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; отказывается выполнять

задание.


ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

6 класс

  1. Технология изготовления мягкой игрушки.

  2. Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией.

  3. Технология изготовления вышитых изделий.

  4. Технология плетения из бисера.

  5. Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией из природных материалов.

  6. Технологий выращивания растений (цветов) и уход за ними.

  7. Технология изготовления деревянной игрушки.

  8. Технология изготовления сувениров из древесных материалов.

  9. Технология изготовления и оснащения изделий из древесины и древесных материалов (способом ажурного выпиливания).

  10. Технология оснащения изделий художественным выпиливанием.

  11. Технология изготовления изделий из тонкого листового металла.

  12. Технология изготовления изделий из проволоки.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п

Раздел и тема

Кол-во

часов


Вводный урок

1

1

Раздел 1. Основы аграрной технологии

4


Тема 1.1. Осенние работы

2


Тема 1.2. Весенние работы

2

2

Раздел 2. Кулинария

5

3

Раздел 3. Черчение и графика

2

4

Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

8

Тема 4.1. Швейные материалы

1

Тема 4.2. Бытовая швейная машина

1

Тема 4.3. Конструирование и моделирование

1

Тема 4.4. Раскройные работы

1

Тема 4.5.Технология швейных работ

4

5

Раздел 5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

7


Тема 5.1. Технология изготовления изделия из древесины. Элементы машиноведения.

3


Тема 5.2. Технология изготовления изделий из металлов. Элементы

4

6

Раздел 6. Декоративно-прикладное творчество. Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект

5

7

Раздел 7. Технология ведения дома

1


Тема 7.1 Уход за одеждой и обувью

1

ВСЕГО

33



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Дата

Раздел и тема

Примечание

1


Инструктаж по безопасности жизнедеятельности учащихся при работе в школьных мастерских. Инструкция №

Вводный урок. Цель и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.


Раздел 1. Основы аграрной технологии (2 часа)

2


Осенние работы. Основы овощеводства. Понятие о сорте. Овощи из семейства паслёновых. Селекция растений. Знакомство с однолетними растениями из семейства паслёновых (баклажан, перец, томат, картофель). Семеноводство овощных культур. Овощи из семейства тыквенные. Краткая характеристика растений: тыква, кабачок, патиссон, огурец.




Основы овощеводства. Понятие о сорте. Овощи из семейства паслёновых. Селекция растений. Знакомство с однолетними растениями из семейства паслёновых (баклажан, перец, томат, картофель). Семеноводство овощных культур. Овощи из семейства тыквенные. Краткая характеристика растений: тыква, кабачок, патиссон, огурец.


3


Осенние работы. Семена и гибриды. Агротехника возделывания. Правила безопасной работы сельскохозяйственным инструментом.

Практическая работа: Отбор семенного материала. Составление коллекции различных видов семян овощных культур. Сбор семян и подготовка их к хранению.


Раздел 2. Кулинария (5 часов)

4


Минеральные вещества и их значение для здоровья человека.

Практическая работа: Определение примерного количества и состава продуктов, обеспечи­вающих суточную потребность человека в минеральных ве­ществах.

Блюда из молока и молочных продуктов.





5


Пищевая ценность рыбы и других продуктов моря, их использование в кулинарии. Технология и санитарные условия первичной переработки и тепловой кулинарной обработки рыбы



6


Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Пищевая ценность и механическая обработка муки. Отличительные особенности в рецептуре блинчиков и оладий. Технология выпечки. Роль сладких блюд в питании. Технология приготовления киселей и компотов. Прохладительные напитки.


7


Составление меню ужина.

Практическая работа: Расчёт количества и стоимости продуктов

расчёт количества и состав продуктов. Запуск проекта «Воскресный завтрак для всей семьи».

Правила безопасности при работе с горячими жидкостями, электронагревательными приборами, колющими и режущими предметами. Профессиональная ориентация на рабочие профессии.



8


Практическая работа: Сервировка стола к ужину. Защита проекта

«Воскресный ужин для всей семьи»


Раздел 3. Черчение и графика (2часа)

9


Условно-графическое изображение формы, структуры объектов и процессов. Условные графические обозначения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Правила безопасного выполнения чертёжных работ.



10


Практическая работа: Выполнение чертёжных и графических работ с использованием чертёжных инструментов. Эскизы, чертежи изделий.


Раздел 4. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (8 часов)

11


Тема 4.1. Швейные материалы.

Виды шерстяных и шелковых тканей. Прокладочные материалы. Способы их соединения с тканью. Понятие «фурнитура». Виды фурнитуры. Выбор материалов для изготовления юбки, шорты с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.

1 час

12


Тема 4.2. Бытовая швейная машина.

Регуляторы натяжения верхней и нижней ниток.

Устройство и установка машинной иглы. Правила подбора машинной иглы и ниток в зависимости от вида ткани. Уход за швейной машиной. Правила безопасной работы на швейной машине.

1 час

13


Тема 4.3. Конструирование и моделирование.

Понятие «одежда», «проектирование», «конструирование».

Эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования к

одежде. Ассортимент женской одежды. Мерки, необходимые для построения основы чертежа юбки. Последовательность построения чертежей прямой юбки или шорт.

Практическая работа: Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки проектного изделия. Чертежи и выкройки прямой юбки или шорт.



1 час

14


Тема 4.4. Раскройные работы

Раскладка выкройки юбки на ткани.

Припуски на швы. Раскрой поясного изделия. Правила безопасности

при раскрое изделия.

Практическая работа: Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия из ткани. Выкраивание проектного изделия.

1 час


Тема 4.5. Технология швейных работ. (4 часа)

15


Технология выполнения машинных операций: притачивание деталей;

застрачивание шва, складок, вытачек; Способы обработки нижнего

среза поясного изделия. Технология выполнения операций влажно-

тепловой обработки. Подготовка деталей кроя к обработке. Правила безопасности при изготовлении изделия.




16


Практическая работа: Подготовка к примерке. Проведение примерки. Исправление недочетов после примерки. Обработка после примерки. Обработка застежки; притачного пояса; верхнего среза; нижнего среза. «Влажно-тепловая и окончательная обработка изделия»



17


Практическая работа: Отделка и окончательная обработка изделия. Выполнение влажно-тепловых работ.


18


Презентация изделия. Способы контроля качества готового

изделия. Расчет стоимости изделия.




Раздел 5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (7часов)

Тема 5.1. Технология создания изделия из древесины. (3 часа)


19


Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Пороки древесины. Производство и применение пиломатериалов. Основы технической графики: типы линий,

масштаб, нанесение размеров, эскиз. Измерительный и разметочный инструмент: столярный угольник, рейсмус. Припуск на обработку. Основы конструирования и моделирования изделий из дерева. Соединение брусков. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120 и его назначение.


20


Художественная обработка изделий из древесины. Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Правила безопасной работы на станке СТД-120 и с инструментами по обработке древесины


21


Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии.

Практическая работа: Разделочная доска.


Тема 5.2. Технология создания изделий из металлов.

Элементы машиноведения (4 часа)

22


Механические свойства металлов и сплавов. Свойства черных и цветных металлов. Сортовой прокат.




23


Разметка заготовки. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей штангенциркулем. Назначение и устройство слесарной ножовки. Резание металла слесарной ножовкой. Опиливание металла, рубка металла. Отделка изделий из металлаи проволоки.


24


Изучение устройства и кинематической схемой станка ТВ-4 (ТВ6). Правила безопасной работы на станке ТВ-4 (ТВ- 6) и инструментами по обработке металлов.


25


Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии.



Раздел 6. Декоративно-прикладное творчество Проектирование и изготовление изделий Творческий проект. (5 часов)

26


Варианты проектов и его структура. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения творческого проекта. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Выбор модели проектного изделия. Правила безопасной работы с ручным и механическим инструментом.



27


Творческий проект. Запуск проекта «Игрушка тильда». Выполнение изделий и заготовок для творческого проекта. Правила безопасного труда.



28


Сбор изделия творческого проекта.


29


Создание презентации творческого проекта


30


Защита творческих проектов.


Раздел 7. Основы аграрной технологии (2 часа)

31


Весенние работы. Выращивание рассады овощных культур. Значение выращивания рассады. Виды защищённого грунта; особенности выращивания рассады в сооружениях защищённого грунта (теплицы, парники, плёночных рассадниках). Выращивание томата, капусты, огурца в условиях защищенного грунта. .. Профессиональная ориентация учащихся на рабочие профессии.


32


Практическая работа: Подготовка грунта к посадке семян;

проращивание семян овощных культур; посев семян на рассаду; посев семян овощных культур в грунт.



Раздел 8. Технология ведения дома (1час)

33


Тема 7.1. Уход за одеждой Ремонт одежды: штопка, заплаты, восстановление распоровшихся швов. Уход за одеждой хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды. Выведение пятен. Применение средств защиты от моли и других насекомых.

Практическая работа: Ознакомление с условными обозначениями, встречающимися на ярлыках одежды. Выбор вида ухода в зависимости от волокнистого состава материала. Ярлыки от одежды из хлопчатобумажных и льняных тканей.



Всего

33







РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Тищенко, А.Т. Технология: учебник для 6 кл. общеобр. уч. / А.Т.Тищенко,

П.С.Самородкин, В.Д.Симоненко. - М.: Просвещение, 2009.

  1. Технология. 6 класс / под редакцией В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2011.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!