СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине БД.05 Астрономия

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Астрономия» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебный предмет «Астрономия» является базовым (БД) и относится к общеобразовательному циклу

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине БД.05 Астрономия»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


БД.05 АСТРОНОМИЯ


для специальностей гуманитарного профиля



очная форма обучения


















Владивосток 2018

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе:

  • Федераль­ного государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);

  • Приказ МИНОБРНАУКИ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ от 17 мая 2012 г. №413» (от 29 июня 2017 г. №613);

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. //Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

  • Уточнений и дополнений к Рекомендациям (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), (одобрено Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).






Разработана: Е.Ф. Иванова, преподаватель первой категории КСД ВГУЭС

Ф.И.О. автора (авторов), должность, структурное подразделение




Рассмотрена на заседании ЦМК дисциплин общеобразовательного цикла,

Протокол № __ от «___» __________ г.

Председатель ЦМК ____________________ О.А.Шаповалова

















Содержание


1

Общие сведения

4

2

Структура и содержание учебного предмета

6

3

Условия реализации программы учебного предмета

12

4

Контроль результатов освоения учебного предмета

15















































  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ БД.05 АСТРОНОМИЯ


    1. Место учебного предмета в структуре ППССЗ


«Астрономия» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебный предмет «Астрономия» является базовым (БД) и относится к общеобразовательному циклу.


1.2 Требования к результатам освоения учебного предмета


Освоение содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:

Базовая часть

личностных:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

метапредметных:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

предметных:

  • сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

  • владение основополагающими астрономическими понятиями ,теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

  • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-практическом развитии;

  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

    1. Объем учебного предмета и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:


практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Решение задач

Написание рефератов

Работа с разными источниками информации

Домашний эксперимент

Подготовка к дифференцированному зачету

22

в том числе:


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БД.05 АСТРОНОМИЯ


2.1 Тематический план и содержание


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Глава 1. Введение в астрономию






Содержание учебного материала

2





2

Структура и масштабы Вселенной. Далекие глубины Вселенной.

2

Практическая работа

2

  1. Оценивание расстояний и размеров объектов во Вселенной

2

Самостоятельная работа

Реферат на тему: «Развитие представлений о Вселенной»

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Глава 2. Астрометрия









Содержание учебного материала

2









2

Звездное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь.

2

Практические работы

4

  1. Построение графических моделей небесной сферы.

  2. Исследование суточного видимого движения Солнца.

2

2

Самостоятельная работа

Реферат на тему: «Важнейшие достижения в освоении космоса».

Используя подвижную звёздную карту решить следующие задачи:

а) определить координаты звёзд, нанесённых на карту;

б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) нанести их положение на карту;

в) установить карту на любую дату и время суток, сориентировать её и определить условия видимости светила.

Решить задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения.

Определить высоту светила в кульминации и его склонение.

Определить стороны света в ночное время по Полярной звезде и днем по полуденному Солнцу.

Отыскать в ночное время на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орёл (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пёс (с Сириусом).

4

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Глава 3. Небесная механика


Содержание учебного материала

2







2

Система мира. Законы движения планет. Космические скорости. Межпланетные полеты.

2

Практические работы

4

  1. Исследование движения искусственных спутников Земли.

  2. Эмпирические законы Кеплера и конфигурация планет.

2

2

Самостоятельная работа

Реферат на тему: «Природа Венеры и Марса».

Применить законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов.

Решить задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

4

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Глава 4. Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала

4



Современные представления о Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы.

Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.

2


2

Практические занятия

2



2



  1. Исследование вулканической активности на спутнике Юпитера Ио.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат на тему: «Земля ─ планета Солнечной системы».

Определить по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время.

Решить задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия

Содержание учебного материала

4












2

Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение звезд.

Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры. Двойные кратные и переменные звезды. Новые и сверхновые звезды. Эволюция звезд.

2



2

Практические занятия

2

  1. Построение диаграммы Герцшпрунга─Рессела и ее анализ.

2

Самостоятельная работа

Реферат на тему: «Кометы и их природа».

Решить задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам.

Проанализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость».

В ночное время найти на небе звёзды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя,

- альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого Пса,

- альфы Тельца.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Глава 6. Млечный путь ─ наша Галактика




Содержание учебного материала

2






2

Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики.

2

Практические занятия

2

  1. Оценивание формы Галактики методом «звездных черпаков».

2

Самостоятельная работа

Реферат на тему: «Солнце и жизнь Земли».

Найти расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;

Оценить массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Глава 7. Галактики


Содержание учебного материала

2



Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.

2

Практические занятия

2

  1. Решение задач по теме: «Движение звезд и галактик в пространстве».

2

Самостоятельная работа

Реферат на тему: «Что такое звезды?»

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Глава 8. Строение и эволюция Вселенной


Содержание учебного материала

2



Конечность и бесконечность Вселенной ─ парадоксы классической космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение

2

Практические занятия

2

  1. Определение скорости удаления галактик по их спектрам

2

Самостоятельная работа

Реферат на тему: «Мир Галактик»

Описать и объяснить современную научную картину мира используя знания по физике и астрономии.

2

2

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено

Глава 9. Современные проблемы астрономии


Содержание учебного материала

2



Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия. Обнаружение планет около других звезд. Поиск жизни и разума во Вселенной.

2

Практические занятия

2

  1. Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах.

2

Самостоятельная работа

Рефераты на темы:

«Как и зачем человек познает Вселенную».

«Одиноки ли мы во Вселенной?»

Обосновать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами. (в виде презентации)



2


Лабораторные работы

Не предусмотрено

Контрольные работы

Не предусмотрено


Всего

66



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БД.05 АСТРОНОМИЯ


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета физика и астрономия


Оборудование учебного кабинета и технические средства обучения:

Печатные издания:

Учебная литература

Таблицы

Методическое обеспечение:

Рабочая программа

Календарно-тематический план

Поурочное планирование

Методические рекомендации для самостоятельных работ, контрольных работ

Методические разработанные материалы для проведения проверочных работ и для различных видов контроля.

Компьютер, мультимедийная установка.


    1. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


Основная литература

​ В.М. Чаругин. Астрономия. 10 – 11»/ М.: Просвещение, 2017 г.

​ А.В. Засов, Э.В. Кононович. Астрономия/ Издательство «Физматлит», 2017 г .

​ ​ Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К., «Астрономия. Базовый уровень». 11 класс, Издательство-ДРОФА.

​ Касьянов В.А., «Физика 11 класс (углубленный уровень)». М.: Дрофа, 2014.

Н.Н. Гомулина. Открытая астрономия/ Под ред. В.Г. Сурдина. – Электронный образовательный ресурс.

​ В.Г. Сурдин. Астрономические задачи с решениями/ Издательство ЛКИ, 2017 г.

Интернет-ресурсы:

http://grigam.wallst.ru/glav.htm  - Виртуальный планетарий. Звездные карты. Созвездия и описание расположенных в них космических объектов. Зодиакальный гороскоп.

http://www.college.ru/astronomy/ - Здесь Вы можете посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс "Открытая Астрономия" (учебник), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (модели), посетить виртуальный планетарий.*****

http://www.meteorite.narod.ru/ - Метеориты. Каталоги метеоритов. Инструкции и советы для нашедшего метеорит. Статьи, книги, фотоколлекция метеоритов.*****

http://www.zvezdi-oriona.ru/ - Электронная библиотека "Звёзды Ориона" - Научно-популярная литература по астрономии. Библиотека астролога. Заметки и статьи о загадочных и аномальных явлениях, древних цивилизациях.*****

http://www.astronet.ru:8101/ - Астронет - Электронная библиотека научных и популярных статей. Карта звездного неба. Коллекция фотографий небесных тел. Словарь астронома.

http://www.zgr.kts.ru/astron/index.htm - Рассказ о планетах Солнечной системы. Авторские снимки астрономических объектов. Подборка тематических материалов. Ежемесячный календарь астрономических событий. Астроновости.

http://f003cda.narod.ru/ - Астрономия, и не только. Основные характеристики планет. Объекты дальнего космоса. Любителям телескопирования.

http://fargalaxy.al.ru/ - Удивительный мир астрономии на сайте "Далёкая Галактика". Фотографии небесных объектов: Солнечная система, Глубокий космос, неизведанные глубины Вселенной. Статьи о космосе, обсерваториях, астрономах и любителях астрономии.

http://www.geocities.com/far_galaxy - Фото-галерея. Фотографии Солнца, планет, астероидов, комет, галактик и туманностей. Информация о различных космических объектах.

http://kuasar.narod.ru/ - Библиотека идей и проектов освоения космоса простых обывателей. Подборка электронных версий научно-популярных статей.

http://www.asteroids.chat.ru/ - Этот сайт посвящен астероидам. О распространенности двойственных систем среди астероидов.

http://fireangel2000.chat.ru:80/index.html - Освоение планет Солнечной системы, проекты создания межпланетных кораблей. Экологические проблемы, возникающие в результате сгорания топлива. Загрязнение атмосферы.

http://www.sccenter.ru/astro/ - Звезды ведут в бесконечность. - Рассказы в фактах и фотографиях о звездах, туманностях, планетах, галактиках, черных дырах.

http://www.machaon.ru/dcosmos/hist/ - Все об истории освоения космоса, главные события освоения космоса. Первые космические ракеты. От спутника Земли до посадки на Луну. Исследования Солнечной системы. Главные события освоения космоса.


Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

1. Легенды и мифы на небе.

2.​ Звездные карты и координаты.

3.​ Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям.

4.​ Эклиптика. Видимое движение Солнца.

5.​ Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.

6.​ Время и календарь.

7.​ Состав и масштабы Солнечной системы.

8.​ Конфигурации и условия видимости планет.

9.​ Законы Кеплера.

10.​ Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

11.​ Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космические скорости и форма орбит. Возмущения в движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.

12.​ Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.

13.​ Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

14.​ Планета Земля.

15.​ Луна – естественный спутник Земли.

16.​ Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

17.​ Планеты – гиганты.

18.​ Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки).

19.​ Солнце – ближайшая звезда.

20.​ Определение расстояний до звезд.

21.​ Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.

22.​ Двойные звезды. Массы звезд.

23.​ Размеры звезд. Плотность их вещества.

24.​ Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.

25.​ Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.

26.​ Наша галактика.

27.​ Диффузная материя.

28.​ Другие звездные системы – галактики.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БД.05 Астрономия

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

метапредметных:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

предметных:

  • сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

  • владение основополагающими астрономическими понятиями ,теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

  • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-практическом развитии;

  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Текущий контроль:

-​ Презентация индивидуальных и групповых домашних экспериментальных заданий.

-​ Оценивание отчетов по выполнению практических работ.

-​ Решение качественных и количественных задач.

-​ Индивидуальный опрос.

-​ Сообщение по теме.

Промежуточный контроль:

-​ Фронтальный опрос.

-​ Тестирование по теме.

-​ Презентация учебных проектов.

-​ Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.

-​ Контрольная работа.

Итоговый контроль:

-​ дифференцированный зачет




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!