РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.02 ОХРАНА ТРУДА
Рабочая программа дисциплины разработана для профессионального обучения (профессиональной подготовки) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (легкая умственная отсталость) по профессии
«Рабочий зелёного хозяйства»
Организация разработчик: ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры
Разработчик: Бельская Инна Александровна, преподаватель ГПОУ ЯО РКГИ
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй дисциплины
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОй дисциплины
| 6-9 |
- условия реализации УЧЕБНОй дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения
| 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
Охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью программы
профессионального обучения лиц с ОВЗ (легкая умственная отсталость) по
профессии «Рабочий зелёного хозяйства» в учреждениях среднего профессионального образования.
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения:
-формирование знаний и умений по предмету;
-формирование общеучебных навыков: умения слушать, работать с текстом, основными документами, регламентирующими охрану труда, выделять главное, конспектировать;
-формирование умений и опыта деятельности в типовой и нетиповой ситуации;
- развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса; формирование речевого этикета, восприятие учебного материала;
-воспитание бережного отношения к инструментам, оборудованию, материалам, самоконтроля, позитивного отношения к жизни, работе и закону;
-воспитание личностных качеств: исполнительность, усидчивость, трудолюбие, ответственность, аккуратность;
В результате освоения учебного предмета обучающийся
должен уметь:
1.правильно организовывать своё рабочее место, применять способы предупреждения и уменьшения последствий действия вредных и опасных производственных факторов, применять безопасные приёмы и методы труда на своём рабочем месте.
2.правильно применять способы поддержания микроклимата в помещении (проветривание, влажная уборка)
3. правильно пользоваться электрическими приборами, оборудованием и инструментами, выполнять требования техники безопасности по электробезопасности, пожарной безопасности, правильно применять средства индивидуальной защиты
должен знать:
1. основные документы по охране труда;
2. об ответственности за нарушения правил охраны труда и ТБ на рабочем месте;
3. причины производственного травматизма;
4. об опасности ядовитых газов и паров;
5. понятие микроклимата и способы поддержания его в пределах норм;
6. виды производственного освещения и способы организации освещения рабочего места;
7. правила пользования электрическими приборами, оборудованием и инструментами, способы и средства защиты от поражения электрическим током, способы оказания первой помощи при поражении электрическим током;
8. правила пожарной безопасности, противопожарный режим, пути эвакуации при пожаре, средства защиты и действия при ожогах;
9. правила безопасности труда и организации рабочего места;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические работы | 24 |
| |
Итоговая аттестация: зачётная работа в тестовой форме |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Введение в курс «Охрана труда" | Общие сведения о предмете; его цели, задачи и значение в овладении профессией. Понятие охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии. Социально-экономические, технические, гигиенические и организационные мероприятия. | 1 | 1 |
Тема 2. Правовые и организационные вопросы охраны труда | Основные сведения о законодательстве по охране труда. Группы охраны труда: правовая, техническая, санитарная. Документы, регламентирующие охрану труда: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, основные правила и нормы по технике безопасности, промышленной санитарии. Органы надзора за охраной труда в РФ. Рабочее время и время отдыха. Особенности труда лиц моложе 18 лет: продолжительность рабочего времени, отпуска, запрещенные работы, льготы. Особенности труда женщин. Ответственность за нарушения законодательных и других нормативных актов по охране труда. Практическая работа: Работа с документами, регламентирующими охрану труда | 5 в том числе 3 | 2 |
Тема 3. Оздоровление воздушной среды | Состав атмосферного воздуха, способы загрязнения воздушной среды, ядовитые газы и пары. Понятие микроклимата, параметры, способы поддержания микроклимата в рабочем помещении в пределах нормы. Требования охраны труда к производственным и санитарно- бытовым помещениям на предприятии. Практическая работа: Измерение температуры воздуха в помещении, способы поддержания микроклимата в пределах нормы. | 6 в том числе 2 | 2 |
Тема 4 Производственное освещение | Значение освещения в рабочих помещениях и в быту, влияние на здоровье человека. Виды освещения: - естественное (боковое, верхнее, комбинированное) - искусственное: рабочее (общее, местное, комбинированное), аварийное, аварийное для эвакуации -совмещённое (естественное и искусственное) Требования к рациональному освещению рабочего места. Практическая работа: Определение вида освещённости в классе, мастерской, рациональное освещение рабочего места | 3 в том числе 2 | 2 |
Тема 5 Производственный травматизм и профессиональные заболевания | Причины профессиональных заболеваний и травматизма. Вредные и опасные производственные факторы, меры защиты, способы уменьшения вредного воздействия. Классификация вредных и опасных факторов по природе действия. Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования к работнику. Требования к организации рабочего места. Гигиенические критерии условий труда. Шум, вибрации, электромагнитные излучения. Санитарно-гигиенические условия и физиологические особенности труда: температурный режим, влажность, скорость движения и чистота воздуха рабочих помещений, санитарное состояние оборудования, личная гигиена работников. Практическая работа Определение вредных и опасных факторов по своей профессии, в классе, в мастерской Работа с демонстрационными материалами по теме | 10 В том числе 5 | 2 |
Тема 6. Электробезопасность | Действие электрического тока на организм человека: электрический удар, электротравма: виды, классификация. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током. Статическое электричество и меры защиты от него. Причины электротравматизма. Способы и технические средства защиты от поражения электрическим током. Индивидуальные средства защиты. Первая помощь при поражении электрическим током. Безопасность труда при использовании электрооборудования. Практическая работа: Изучение инструкции по электробезопасности, работе с электроинструментами и электроприборами Работа с демонстрационными материалами по теме | 10 В том числе 5 | 2 |
Тема 7. Пожарная безопасность | Цели и организация пожарной охраны. Противопожарный режим, порядок действий при возгорании, пожаре. Порядок эвакуации при пожаре. Средства пожаротушения. Индивидуальные средства защиты, первая помощь при ожогах. Пожарная безопасность при выполнении работ. Практическая работа: Изучение инструкции по пожарной безопасности Порядок действий при возгорании, пожаре, порядок эвакуации Работа с демонстрационными материалами по теме | 10 В том числе 5 | 2 |
Тема 8. Безопасность устройства и эксплуатации машин и механизмов. | Требования безопасности при эксплуатации оборудования. Обеспечение спец. одеждой и другими средствами защиты. Организация рабочего места. Правила ТБ при работе с электрическими приборами Практическая работа: Организация рабочего места, применение спец. одежды. Работа с инструкциями по охране труда, технике безопасности на рабочем месте. Составление инструкции по охране труда, технике безопасности на рабочем месте по своей профессии. Изучение инструкций по работе с электрическими приборами | 3 В том числе 2 | 2 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Информационно-справочный сборник законодательных актов и нормативных документов по охране труда. Ярославль, 2003г.
МазаевН.Н., Сараев В.А. Документация по охране труда в образовательном учреждении методические рекомендации по её оформлению. Ярославль,2002
Д.Ф.Фатыхов, А.Н.Белехов – Охрана труда в торговле, общественном питании, пищевых производствах, в малом бизнесе и быту: Учеб. Пособие для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Ю.Д.Сибикин, М.Ю.Сибикин – Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий: Учеб. Пособие для нач. проф. образования - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.
В.Т.Медведев, С.Г.Новиков и др. – Охрана труда и промышленная экология: Учебник для студ. Сред. Проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, заданий в тестовой форме, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: 1. правильно организовывать своё рабочее место, применять способы предупреждения и уменьшения последствий действия вредных и опасных производственных факторов, применять безопасные приёмы и методы труда на своём рабочем месте. 2. правильно применять способы поддержания микроклимата в помещении (проветривание, влажная уборка) 3. правильно пользоваться электрическими приборами, оборудованием и инструментами, выполнять требования техники безопасности по электробезопасности, пожарной безопасности, правильно применять средства индивидуальной защиты Знать: 1. основные документы по охране труда; 2. об ответственности за нарушения правил охраны труда и ТБ на рабочем месте; 3. причины производственного травматизма; 4. об опасности ядовитых газов и паров; 5. понятие микроклимата и способы поддержания его в пределах норм; 6. виды производственного освещения и способы организации освещения рабочего места; 7. правила пользования электрическими приборами, оборудованием и инструментами, способы и средства защиты от поражения электрическим током, способы оказания первой помощи при поражении электрическим током; 8. правила пожарной безопасности, противопожарный режим, пути эвакуации при пожаре, средства защиты и действия при ожогах; 9. правила безопасности труда и организации рабочего места; | Тестирование Практическая работа Выполнение обучающимися индивидуальных заданий Проверочные задание в тестовой форме |
6