СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы философии" для специальности "Операционная деятельность в логистике"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы учебной дисциплины "Основы философии для специальностей СПО 2011 г., автора Горелова А.А."

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы философии" для специальности "Операционная деятельность в логистике"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Учебной дисциплины

ОГСЭ.01 ОГСЭ.01Основы философии.

специальность

38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»



подготовка БАЗОВАЯ

















Москва

2017 год



ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией общих гуманитарных дисциплин


Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего и примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей

СПО 2011 г., автора Горелова А.А.

Специальность: 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»




Протокол № 1

от «31» августа 2017 г.










Председатель цикловой комиссии

__________


Заместитель директора по учебной работе

_____________И.Н. Гоева






Составитель:

Круглова Т.В., преподаватель общественных дисциплин

ГБПОУ МТК






Рецензент:

Семенова Г.Ю., к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО














СОДЕРЖАНИЕ





ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



10


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



11


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии



    1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для дополнительных общеобразовательных программ в профессиональном образовании и профессиональной подготовке


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо­вательной программы:


Дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии принадлежит обязательной части и входит в общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины профессионального цикла ОПОП по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»


Операционный логист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



    1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,

познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за

  • сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и

использованием достижений науки, техники и технологий.



    1. Использование часов вариативной части ОПОП*

№п\п

Дополнительные знания, умения

№, наименова­ние темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую про­грамму






*- пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы.


    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисципли­ны:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 71 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 15 часов


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

71

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа, проект не предусмотрены

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15

-подготовка сообщений, докладов, презентаций

- конспектирование и работа с текстами первоисточников

- написание эссе, рефератов

- выполнение творческих заданий

- составление сравнительных таблиц

- составление кроссвордов

- работа с философским словарем – составление глоссария

- подготовка к рубежному тестированию




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


*Количество часов в учебном плане рассчитано с учетом кратности учебных недель

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины основы философии


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Введение. Цель и основные задачи курса «Основы философии», его актуальность



Раздел 1. Предмет философии и ее история


24


Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии.

Содержание учебного материала

2



1, 2


Введение. Основные понятия и предмет философии.

Что такое философия? Рождение философии из мифологии. Рациональный характер философии. Предмет и определение философии, ее основные понятия и вопросы. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Самостоятельная работа:

- работа с философским словарем - глоссарием


1


Тема 1.2. Философия Древнего мира и Средних веков.

Содержание учебного материала

10

2

2

2

2


2


1, 2


Предпосылки философии в Древнем мире: Китай и Индия.

Становление философии в Древней Греции. Философские школы и учения о первоначалах.

Философия классического периода античности: Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистически – римская философия. Основные философские школы эллинизма. Философия Древнего Рима.

Философия Средневековья: патристика и схоластика.

Период становления. Патристика. Средневековая философия IX - XIV вв.

Основные отличия философии античности и средневековья.

Самостоятельная работа:

- составление тезисного плана: ответа-анализа «Основные отличия философии Древнего Рима и Средних веков»;

- выполнение творческой работы «О жизни, изречениях и учениях великих философов Древнего мира и Средних веков» с использованием Интернет-ресурсов (любой из философов данного периода по выбору обучающихся);

- продолжение работы с глоссарием, составление словаря основных философских понятий

2



Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени.






Содержание учебного материала

8

2

2

2


2


1, 2


Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно.

Особенности философии Нового времени: континентальный рационализм и английский эмпиризм.

Немецкая классическая философия: трансцендентальная философия И. Канта, Фихте, Ф. Шеллинга, диалектика Г. Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха).

Постклассическая философия (позитивизм О. Конта, диалектический материализм К. Маркса, философия жизни А. Шопенгауэр и Ф. Ницше)

Самостоятельная работа:

- работа с философским словарем: «Основные понятия немецкой философии»;

- составление сравнительной таблицы основных философских систем (по выбору студентов);

- подготовка презентаций «Новое время: философы и их взгляды» (по выбору студентов, объём 5 -7 слайдов); составление кроссворда «Философия Нового времени»

2




Тема 1.4. Современная философия (ХХ-XXI вв.)

Содержание учебного материала

4

2



2

1, 2



Современная западная философия ХХ-ХХI вв. Основные направления развития западной философской мысли ХХ в.: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, структуризм. Философия бессознательного.

Русская философия XIXXX вв., ее становление и особенности.

Самостоятельная работа:

- подготовка индивидуальных сообщений, докладов «Философские взгляды мыслителей Запада XX – XXI вв.», «Принцип верификации в неопозитивизме», «Бытие человека – главная проблема экзистенциализма», «Основные исходные предпосылки и выводы прагматизма», «Русская философия XIX-XX вв., как особый исторический тип», «Русская философия о путях развития российской цивилизации»,

- конспектирование и работа с текстами: «Душа человека» (Э. Фромм), «Бунтующий человек» (Камю А.), «Сизифов труд» (Сартр), «Русская идея» (В. Соловьев); «Смысл творчества» Н. Бердяев. (Любой тракт по выбору обучающегося)

- подготовка к рубежному тестированию: «Основные вехи мировой философской мысли» (Раздел 1).

2







Раздел 2. Структура и основные направления философии.



22


Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение.

Содержание учебного материала

4

2

2

1,2

Основные этапы развития философии (картины мира): мифологическая , религиозная и научная.

Закономерности и методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Специальные философские дисциплины.

Самостоятельная работа: - выполнение кратких сообщений-справок Специальные философские дисциплины. Специальные философские дисциплины.

- подготовка к семинару


1


Тема 2.2. Онтология (учение о бытии)






Содержание учебного материала

4

2


2



1


1,2

Онтология - учение о бытии. Основные проблемы философии бытия.

Происхождение и устройство мира.

Материя: сущность и формы. Пространство, время, причинность, целесообразность. Философия развития. Современные онтологические представления.

Самостоятельная работа: - подготовка докладов, сообщений: «Основные проблемы онтологии»,

«Понятие бытия»,«Бытие природы», «Бытие человека», «Бытие общества», «Идеальное бытие»,; «Материя и субстанция: сходство и отличие», - работа с составлением словаря философских понятий.

Тема 2.3. Философская антропология (учение о человеке)






Содержание учебного материала:

Предмет философской антропологии. Философия как учение о целостной личности.

Природа и потребности человека. Бытие человека: основные характеристики и категории его бытия

Проблема смысла жизни человека, смерти и бессмертия


Самостоятельная работа: - написание эссе: «В чем состоит смысл жизни человека?»

2




1


Тема 2.4. Гносеология - учение о познании (теория познания)


Содержание учебного материала:

Гносеология – учение о познании. Проблема познания в философии. Историко-философские взгляды на познание. Виды истины.

Научное познание, его методология. Соотношение абсолютной и относительной истины.

Соотношение философской, религиозной и научной истин


4

2


2







Самостоятельная работа:

- конспектирование и работа с текстом первоисточников: «Опыт о человеческом разумении» (Д. Локк), «О достоинстве и приумножении наук» (Ф. Бэкон), «О принципах человеческого разума» (Д. Беркли), «Критика чистого разума» (И. Кант), «Наука логики» (Гегель) (по выбору обучающегося);

- продолжение работы по составлению глоссария, философского словаря

1





Тема 2.5. Этика и социальная философия.

Содержание учебного материала

8

2




2



2

2

1,2

Общезначимость этики, ее проблемы Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

Социальная философия. Общество как предмет философского анализа.

Социальная структура общества. Типы общества, формы развития общества: направленная динамика,

цикличное развитие, эволюционное развитие.

Философия и история. Философские концепции исторического развития.

Философия и глобальные проблемы современности.

Самостоятельная работа:

- провести сравнительный анализ этических взглядов философов-моралистов Конфуция и Сократа;

- конспектирование и работа с текстом первоисточника: «Нравственные письма к Луцилию», автора Сенеки (письма выбирают обучающиеся самостоятельно);

- разработать вопросы-тезисы для проведения дискуссии «Учение о непротивлении злу насилием (Л.Толстой) и учение о сопротивлении злу (И.Ильин)»;

- составление кроссворда «Философия и социальная жизнь»;

- написание эссе: «Будущее человечества: реалии и перспективы», «Человеческий разум и искусственный интеллект: за и против», «Человек будущего: киборг или человек» (по выбору обучающихся)

2



Раздел 3. Духовная культура.



10


Тема 3.1. Место философии в духовной культуре и ее значение.

Содержание учебного материала

10

2

2

2

2


2


1, 2



Философия как рациональная отрасль духовной культуры.

Философия и наука.

Философия и искусство.

Философия, религия, идеология.

Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки. (Анализ и обобщение)

Роль философии в современном мире. Структура философского качества. Философия и мировоззрение. Будущее философии.

Самостоятельная работа:

- составление сравнительной таблицы «Философия, наука, религия, искусство и идеология: сходство и отличие»;

-написание реферата: сопоставление личности философа и его философской системы /по выбору обучающихся/;

- подготовка к рубежному тестированию и дифференцированному зачету.

2






Всего:

71




  1. условия реализации программы дисциплины


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Для реализации программы дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии имеется в наличии учебный кабинет философии, социологии и политологии

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- учебные дидактические материалы;

- стенды;

- справочная литература (библиотека кабинета)


Технические средства обучения:

- компьютер, техническое устройство для аудиовизуального отображения информации, программное обеспечение общего назначения

    1. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1.Горелов А. А. Основы философии. М.: Издат. центр «Академия». 2015 г.


Дополнительная литература:

2.Аблеев С.Р. Лекции по философии: учеб. пособие [Текст] / С.Р. Аблеев. — М.: Высшая школа, 2012. – 250 с.

3.Алеша А.Шварц, Рональд П.Швеппе. Введение в философию. Руководство к самостоятельному размышлению. М.: «Астрель». 2005 г.

4. Антюшин С.С. Основы философии. «ИНФРА-М». 2010 г.

5. Баранов Г.В. Философский практикум. М.: «ЮНИТИ - ДАНА». 2005 г.

6. Волкогонова О.Д., Сидорова Н. М.Основы философии. «ИНФРА-М».

2014 г.

7. Губин В.Д. Основы философии. УП. М.: «Форум ИНФРА-М». 2008 г.

8. Губин В.Д. Философия. М.: «Проспект». 2011 г.

9. Гуревич П.С. Основы философии. М.: «Кно Рус». 2011 г.

10.Дерен Джон. Краткая история философии.М.: «Астрель». 2009г.

11.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: «Астрель». 2010 г.

12.Канке В.А. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб.

заведений / В.А. Канке. — М.: Логос, 2012. — 288 с.

13.Кириленко Г.Г. Краткий философский словарь. «Слово». 2010 г.

14.Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2010 г.

15.Роберт Л. Хайлбронер. Философы от мира сего. М.: «Астрель», 2011 г.

16.Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях. «Питер». 2010 г.

17.Сычев А.А. Основы философии. Альфа-М. ИНФРА-М. 2012 г.

18.Философия: хрестоматия. Составитель: В.Б. Рожковский. Ростов-на-Доны. «Феникс». 2009 г.

19.Великие мысли и афоризмы. Составитель: Агеева Е. М.: «Астрель». 2010 г.

20.Краткий философский словарь. Под ред. А.П.Алексеева. М.: «Пресс». 2010 г.

21.Философия в вопросах и ответах. Под ред. А.П. Алексеева. М.: «Проспект». 2011 г.

Интернет ресурсы:

http://lib.ru/FILOSOF/SBORNIKI/cesh.txt

http://velikanov.ru/philosophy/



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Освоенные умения:



  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,

  • познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования

  • культуры гражданина и будущего специалиста;

  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Экспертная оценка и наблюдение результатов деятельности студента в процессе освоения им образовательной программы во время устного и письменного опросов, тестирования с использованием заданий практических занятий, при выполнении домашних и индивидуальных заданий.

Усвоенные знания:


  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Экспертная оценка и наблюдение результатов деятельности студента в процессе освоения им образовательной программы во время устного и письменного опросов, тестирования с использованием заданий практических занятий, при выполнении домашних и индивидуальных заданий.












3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!