ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины | ОГСЭ.01 ОГСЭ.01Основы философии. |
специальность | 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» |
подготовка БАЗОВАЯ
Москва
2017 год
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией общих гуманитарных дисциплин | | Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего и примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей СПО 2011 г., автора Горелова А.А. Специальность: 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике» |
| | |
Протокол № 1 от «31» августа 2017 г. | | |
| | |
Председатель цикловой комиссии __________ | | Заместитель директора по учебной работе _____________И.Н. Гоева |
| | |
Составитель: | Круглова Т.В., преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ МТК |
| |
Рецензент: | Семенова Г.Ю., к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО |
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для дополнительных общеобразовательных программ в профессиональном образовании и профессиональной подготовке
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии принадлежит обязательной части и входит в общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины профессионального цикла ОПОП по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Операционный логист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий.
Использование часов вариативной части ОПОП*
№п\п | Дополнительные знания, умения | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в рабочую программу |
| | | | |
*- пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 71 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 15 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 71 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа, проект не предусмотрены | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 15 |
-подготовка сообщений, докладов, презентаций - конспектирование и работа с текстами первоисточников - написание эссе, рефератов - выполнение творческих заданий - составление сравнительных таблиц - составление кроссвордов - работа с философским словарем – составление глоссария - подготовка к рубежному тестированию | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
*Количество часов в учебном плане рассчитано с учетом кратности учебных недель
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины основы философии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Введение. Цель и основные задачи курса «Основы философии», его актуальность | | |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | | 24 | |
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии. | Содержание учебного материала | 2 | 1, 2 |
Введение. Основные понятия и предмет философии. Что такое философия? Рождение философии из мифологии. Рациональный характер философии. Предмет и определение философии, ее основные понятия и вопросы. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. |
Самостоятельная работа: - работа с философским словарем - глоссарием | 1 | |
Тема 1.2. Философия Древнего мира и Средних веков. | Содержание учебного материала | 10 2 2 2 2 2 | 1, 2 |
Предпосылки философии в Древнем мире: Китай и Индия. Становление философии в Древней Греции. Философские школы и учения о первоначалах. Философия классического периода античности: Сократ, Платон, Аристотель. Эллинистически – римская философия. Основные философские школы эллинизма. Философия Древнего Рима. Философия Средневековья: патристика и схоластика. Период становления. Патристика. Средневековая философия IX - XIV вв. Основные отличия философии античности и средневековья. |
Самостоятельная работа: - составление тезисного плана: ответа-анализа «Основные отличия философии Древнего Рима и Средних веков»; - выполнение творческой работы «О жизни, изречениях и учениях великих философов Древнего мира и Средних веков» с использованием Интернет-ресурсов (любой из философов данного периода по выбору обучающихся); - продолжение работы с глоссарием, составление словаря основных философских понятий | 2 | |
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени. | Содержание учебного материала | 8 2 2 2 2 | 1, 2 |
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно. Особенности философии Нового времени: континентальный рационализм и английский эмпиризм. Немецкая классическая философия: трансцендентальная философия И. Канта, Фихте, Ф. Шеллинга, диалектика Г. Гегеля, антропологический материализм Л. Фейербаха). Постклассическая философия (позитивизм О. Конта, диалектический материализм К. Маркса, философия жизни А. Шопенгауэр и Ф. Ницше) |
Самостоятельная работа: - работа с философским словарем: «Основные понятия немецкой философии»; - составление сравнительной таблицы основных философских систем (по выбору студентов); - подготовка презентаций «Новое время: философы и их взгляды» (по выбору студентов, объём 5 -7 слайдов); составление кроссворда «Философия Нового времени» | 2 | |
| |
Тема 1.4. Современная философия (ХХ-XXI вв.) | Содержание учебного материала | 4 2 2 | 1, 2 |
Современная западная философия ХХ-ХХI вв. Основные направления развития западной философской мысли ХХ в.: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, структуризм. Философия бессознательного. Русская философия XIX – XX вв., ее становление и особенности. |
Самостоятельная работа: - подготовка индивидуальных сообщений, докладов «Философские взгляды мыслителей Запада XX – XXI вв.», «Принцип верификации в неопозитивизме», «Бытие человека – главная проблема экзистенциализма», «Основные исходные предпосылки и выводы прагматизма», «Русская философия XIX-XX вв., как особый исторический тип», «Русская философия о путях развития российской цивилизации», - конспектирование и работа с текстами: «Душа человека» (Э. Фромм), «Бунтующий человек» (Камю А.), «Сизифов труд» (Сартр), «Русская идея» (В. Соловьев); «Смысл творчества» Н. Бердяев. (Любой тракт по выбору обучающегося) - подготовка к рубежному тестированию: «Основные вехи мировой философской мысли» (Раздел 1). | 2 | |
Раздел 2. Структура и основные направления философии. | | 22 | |
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение. | Содержание учебного материала | 4 2 2 | 1,2 |
Основные этапы развития философии (картины мира): мифологическая , религиозная и научная. Закономерности и методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Специальные философские дисциплины. |
Самостоятельная работа: - выполнение кратких сообщений-справок Специальные философские дисциплины. Специальные философские дисциплины. - подготовка к семинару | 1 | |
Тема 2.2. Онтология (учение о бытии) | Содержание учебного материала | 4 2 2 1 | 1,2 |
Онтология - учение о бытии. Основные проблемы философии бытия. Происхождение и устройство мира. Материя: сущность и формы. Пространство, время, причинность, целесообразность. Философия развития. Современные онтологические представления. Самостоятельная работа: - подготовка докладов, сообщений: «Основные проблемы онтологии», «Понятие бытия»,«Бытие природы», «Бытие человека», «Бытие общества», «Идеальное бытие»,; «Материя и субстанция: сходство и отличие», - работа с составлением словаря философских понятий. |
Тема 2.3. Философская антропология (учение о человеке) | Содержание учебного материала: Предмет философской антропологии. Философия как учение о целостной личности. Природа и потребности человека. Бытие человека: основные характеристики и категории его бытия Проблема смысла жизни человека, смерти и бессмертия Самостоятельная работа: - написание эссе: «В чем состоит смысл жизни человека?» | 2
1 | |
Тема 2.4. Гносеология - учение о познании (теория познания) | Содержание учебного материала: Гносеология – учение о познании. Проблема познания в философии. Историко-философские взгляды на познание. Виды истины. Научное познание, его методология. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин | 4 2 2 | |
| Самостоятельная работа: - конспектирование и работа с текстом первоисточников: «Опыт о человеческом разумении» (Д. Локк), «О достоинстве и приумножении наук» (Ф. Бэкон), «О принципах человеческого разума» (Д. Беркли), «Критика чистого разума» (И. Кант), «Наука логики» (Гегель) (по выбору обучающегося); - продолжение работы по составлению глоссария, философского словаря | 1 | |
Тема 2.5. Этика и социальная философия. | Содержание учебного материала | 8 2 2 2 2 | 1,2 |
Общезначимость этики, ее проблемы Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная философия. Общество как предмет философского анализа. Социальная структура общества. Типы общества, формы развития общества: направленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и история. Философские концепции исторического развития. Философия и глобальные проблемы современности. |
Самостоятельная работа: - провести сравнительный анализ этических взглядов философов-моралистов Конфуция и Сократа; - конспектирование и работа с текстом первоисточника: «Нравственные письма к Луцилию», автора Сенеки (письма выбирают обучающиеся самостоятельно); - разработать вопросы-тезисы для проведения дискуссии «Учение о непротивлении злу насилием (Л.Толстой) и учение о сопротивлении злу (И.Ильин)»; - составление кроссворда «Философия и социальная жизнь»; - написание эссе: «Будущее человечества: реалии и перспективы», «Человеческий разум и искусственный интеллект: за и против», «Человек будущего: киборг или человек» (по выбору обучающихся) | 2 | |
Раздел 3. Духовная культура. | | 10 | |
Тема 3.1. Место философии в духовной культуре и ее значение. | Содержание учебного материала | 10 2 2 2 2 2 | 1, 2 |
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Философия и наука. Философия и искусство. Философия, религия, идеология. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки. (Анализ и обобщение) Роль философии в современном мире. Структура философского качества. Философия и мировоззрение. Будущее философии. |
Самостоятельная работа: - составление сравнительной таблицы «Философия, наука, религия, искусство и идеология: сходство и отличие»; -написание реферата: сопоставление личности философа и его философской системы /по выбору обучающихся/; - подготовка к рубежному тестированию и дифференцированному зачету. | 2 | |
| Всего: | 71 | |
- условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии имеется в наличии учебный кабинет философии, социологии и политологии
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- учебные дидактические материалы;
- стенды;
- справочная литература (библиотека кабинета)
Технические средства обучения:
- компьютер, техническое устройство для аудиовизуального отображения информации, программное обеспечение общего назначения
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Горелов А. А. Основы философии. М.: Издат. центр «Академия». 2015 г.
Дополнительная литература:
2.Аблеев С.Р. Лекции по философии: учеб. пособие [Текст] / С.Р. Аблеев. — М.: Высшая школа, 2012. – 250 с.
3.Алеша А.Шварц, Рональд П.Швеппе. Введение в философию. Руководство к самостоятельному размышлению. М.: «Астрель». 2005 г.
4. Антюшин С.С. Основы философии. «ИНФРА-М». 2010 г.
5. Баранов Г.В. Философский практикум. М.: «ЮНИТИ - ДАНА». 2005 г.
6. Волкогонова О.Д., Сидорова Н. М.Основы философии. «ИНФРА-М».
2014 г.
7. Губин В.Д. Основы философии. УП. М.: «Форум ИНФРА-М». 2008 г.
8. Губин В.Д. Философия. М.: «Проспект». 2011 г.
9. Гуревич П.С. Основы философии. М.: «Кно Рус». 2011 г.
10.Дерен Джон. Краткая история философии.М.: «Астрель». 2009г.
11.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: «Астрель». 2010 г.
12.Канке В.А. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений / В.А. Канке. — М.: Логос, 2012. — 288 с.
13.Кириленко Г.Г. Краткий философский словарь. «Слово». 2010 г.
14.Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2010 г.
15.Роберт Л. Хайлбронер. Философы от мира сего. М.: «Астрель», 2011 г.
16.Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях. «Питер». 2010 г.
17.Сычев А.А. Основы философии. Альфа-М. ИНФРА-М. 2012 г.
18.Философия: хрестоматия. Составитель: В.Б. Рожковский. Ростов-на-Доны. «Феникс». 2009 г.
19.Великие мысли и афоризмы. Составитель: Агеева Е. М.: «Астрель». 2010 г.
20.Краткий философский словарь. Под ред. А.П.Алексеева. М.: «Пресс». 2010 г.
21.Философия в вопросах и ответах. Под ред. А.П. Алексеева. М.: «Проспект». 2011 г.
Интернет ресурсы:
http://lib.ru/FILOSOF/SBORNIKI/cesh.txt
http://velikanov.ru/philosophy/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; сформулировать представление об истине и смысле жизни. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Экспертная оценка и наблюдение результатов деятельности студента в процессе освоения им образовательной программы во время устного и письменного опросов, тестирования с использованием заданий практических занятий, при выполнении домашних и индивидуальных заданий. |
Усвоенные знания: | |
основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Экспертная оценка и наблюдение результатов деятельности студента в процессе освоения им образовательной программы во время устного и письменного опросов, тестирования с использованием заданий практических занятий, при выполнении домашних и индивидуальных заданий. |
3