Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соколовская средняя общеобразовательная школа»
Мглинского района Брянской области
«Рассмотрено» Протокол педагогического совета №_________ от «____» августа 2020 г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Соколовская СОШ» ________________ /Бондаренко С. И/ Приказ № _______ от «_____» августа 2021г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Информатика»
10 класс
среднее (полное) общее образование
Уровень изучения: базовый
Составил: учитель информатики
Непомнящая Лариса Евгеньевна.
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике в 10-м классе разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.08.2018 г. № 317-Ф3);
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказом Минпросвещения России № 345 от 28 декабря 2018 года «О федеральном перечне учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмом Департамента образования и науки Брянской области «О примерном учебном плане 10-11 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год».
Положением о рабочей программе МБОУ «Соколовская СОШ» ;
Программа к УМК «Информатика и ИКТ» И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, Т.Ю. Шеиной. 10 – 11 классы. Базовый уровень (Автор: И.Г.Семакин)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Информатика» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне в 10 классе.
Изменений в программу Информатика.10-11 классы (автор: И.Г.Семакин) для 10 класса не внесено. Резервное время авторской программы использовано на проведение уроков решения задач, обобщения и систематизации знаний по изученным разделам
Формы промежуточной аттестации:
а) текущая: лабораторные работы, контрольные работы, тестирование;
б) итоговая: контрольная работа, зачет, тестирование
Учебно-методический комплект
Данная программа учебного курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики, который включает в себя учебники:
учебник «Информатика» базового уровня для 10 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);
Программа к УМК «Информатика и ИКТ» И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, Т.Ю. Шеиной. 10 – 11 классы. Базовый уровень (Автор: И.Г.Семакин)
В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Требования к усвоению учебного материала:
В результате изучения информатики в 10 классе ученик должен:
знать:
что такое язык представления информации; какие бывают языки
понятиям «кодирование» и «декодирование» информации
понятиям «шифрование», «дешифрование».
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
уметь:
познакомиться с тремя философскими концепциями информации
узнать о понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
узнать о примерах технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Содержание курса ИНФОРМАТИКИ
Базовый уровень
10 класс (Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю..)
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение. Структура информатики (1ч).
Раздел 1. Информация (11ч).
Информация. Представление информации. Измерение информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.
Практические работы:
Шифрование данных
Измерение информации
Представление чисел.
Представление текстов. Сжатие текстов.
Представление изображения и звука.
Раздел 2. Информационные процессы (5ч).
Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.
Практические работы:
Управление алгоритмическим исполнителем
Автоматическая обработка данных.
Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера.
Проектное задание. Настройки BIOS.
Раздел 3. Программирование (17ч).
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией.
Практические работы:
Программирование линейных алгоритмов.
Программирование логических выражений.
Программирование ветвящихся алгоритмов.
Программирование циклических алгоритмов.
Программирование с использованием подпрограмм.
Программирование обработки одномерных массивов.
Программирование обработки двумерных массивов.
Программирование обработки строк символов.
Программирование обработки записей
Тематическое планирование
по информатике
10 класс
Учебник: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика – 10.
1 ч/нед., всего 35 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение. Структура информатики (1ч). |
| Введение. Структура информатики. Правила ТБ. (§ 1–2) | 1 | | |
Тема 1. Информация (11 часов) |
| Понятие информации. | 1 | | |
| Представление информации, языки, кодирование. | 1 | | |
| Практическая работа №1.1. «Шифрование данных.» | 1 | | |
| Измерение информации. Алфавитный подход. | 1 | | |
| Содержательный подход. Практическая работа №1.2. «Измерение информации.» | 1 | | |
| Представление чисел в компьютере (§5) | 1 | | |
| Практическая работа №1.3. «Представление чисел» | 1 | | |
| Представление текста, изображения и звука в компьютере (§6) | 1 | | |
| Практическая работа №1.4. «Представление текстов. Сжатие текстов» | 1 | | |
| Практическая работа №1.5. «Представление изображения и звука» | 1 | | |
| Тестирование по теме: «Информация». | 1 | | |
Тема 2. Информационные процессы (5 часов) |
| Хранение и передача информации | 1 | | |
| Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа №2.1. «Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 | | |
| Автоматическая обработка информации. | 1 | | |
| Информационные процессы в компьютере. Практическая работа №2.2. «Автоматическая обработка данных» | 1 | | |
| Тестирование по теме: «Хранение, передача и обработка информации». | 1 | | |
Тема 3. Программирование (18ч). |
| Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование | 1 | | |
| Программирование линейных алгоритмов | 1 | | |
| Практическая работа №3.1. «Программирование линейных алгоритмов» | 1 | | |
| Логические величины и выражения, программирование ветвлений | 1 | | |
| Практическая работа №3.2. «Программирование логических выражений» | 1 | | |
| Практическая работа №3.3. «Программирование ветвящихся алгоритмов» | 1 | | |
| Программирование циклов. | 1 | | |
| Практическая работа №3.4. «Программирование циклических алгоритмов» | 1 | | |
| Подпрограммы | 1 | | |
| Практическая работа №3.5. «Программирование с использованием подпрограмм» | 1 | | |
| Работа с массивами | 1 | | |
| Практическая работа №3.6. «Программирование обработки одномерных массивов» | 1 | | |
| Практическая работа №3.7. «Программирование обработки двумерных массивов» | 1 | | |
| Работа с символьной информацией. | 1 | | |
| Практическая работа № 3.8. «Программирование обработки строк символов» | 1 | | |
| Практическая работа № 3.9. «Программирование обработки записей» | 1 | | |
| Итоговое тестирование | 1 | | |
35 | Повторение | 1 | | |