СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (35 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, требованиям к уровню подготовки выпускников, а также времени, отведённому федеральным базисным учебным планом для разных направлений дифференциации образования в старшей школе – базовый уровень изучения биологии. В содержание авторской программы  внесены изменения, которые отражены в таблице тематического распределения часов, что обеспечит формирование знаний и умений по биологии на базовом уровне. Изменения сделаны с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта среднего (полного) общего  образования по биологии Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся. Углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии. Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком  теоретическом уровне.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (35 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)»

Приложение к основной образовательной программе

среднего общего образования

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №14»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Общая биология»

10 класс

Базовый уровень

35 часов


Составитель: Малкина Ольга Вячеславовна






2018 - 2019 учебный год

Нягань

Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями и дополнениями.

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Образовательная программа МАОУ МО г.Нягань «СОШ № 14» на 2018 – 2019 учебный год

  • Учебный план МАОУ МО г.Нягань «СОШ № 14» на 2018 – 2019 учебный год.

  • Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология». Базовый уровень авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.11

Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт

Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:

Объём часов: 35 ч (в год), 1 ч (в неделю).

Количество часов федерального компонента: 1 ч

Для каких обучающихся составлена (общеобразовательные или профильные, классы развивающего обучения): общеобразовательные классы.


Основное содержание программы курса биологии «Общая биология 10 класс».

35 часов

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

  1. Демонстрации портретов ученых-биологов, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ: «Связь биологии с другими науками», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Методы познания живой природы».

КЛЕТКА (12 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК


1.Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Сравнение строения клеток растений и животных

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений



ОРГАНИЗМ (19 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии



Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии


Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).




Тематический план


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

уроки

Лабораторные, практические работы, экскурсии

контрольные работы

1

Раздел 1. Введение в биологию


4


4



1

Входная контрольная работа

2

Раздел 2. Клетка


12

12

6

Тест «Химическая организация клетки».

ЛР №1 «Приготовление микропрепарата раст. клетки»

ЛР №2,3 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

«Сравнение строения клеток растений и животных»

Тест «Строение эукариотической и прокариотической клеток»

Тест «Обмен веществ и энергии»


1

Промежуточная контрольная работа

3

Раздел 3. Организм


19

19

7

ПР №1.«Выявление сходства зародышей»

Тест «Размножение и развитие организмов»

ПР №2. Составление простейших схем скрещивания

ПР №3. Решение элементарных генетических задач

ПР №4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

ПР №5. Анализ и оценка этических аспектов биотехнологии

Экскурсия в тепличное хозяйство.

1

Итоговая контрольная работа.


Итого

35

35

13


3
















Таблица тематического распределения количества часов:

10 класс (35 часов)

Название темы

Количество часов

программа В.В.Пасечника

Количество часов

рабочая программа

Раздел 1. Введение в биологию

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи


2


2



2


2


Всего

4

4

Раздел 2. Клетка

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория

Тема 2.2. Химический состав клетки

Тема 2.3. Строение клетки

Тема 2.4. Реализация наследственной информации клетки

Тема 2.5. Вирусы


1

4

3

1

1


1

6

3

1

1

Всего

12

12

Раздел 3. Организм

Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов

Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов

Тема 3.3. Размножение

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология


1

2

4

2

7

3


1

2

4

2

7

3

Всего

19

19

Итого

35

35










Календарно – тематическое планирование по биологии для 10 класса (35 часов) на 2018 – 2019 учебный год

урока

К-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока


Основное содержание, понятия, термины

Формирование компетенций

Практическая часть программы

Примечание

(способ и

причина

корректировки)

знаний

умений и навыков


Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания — 4 часа


1

4



ИОТ-014-2014. Краткая история развития биологии. Методы биологии.

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы.. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.


Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, методы

исследования в биологии. Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, научный метод, научный факт, основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнительный, описательный, исторический. Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный;

Уметь объяснять

основные свойства

живого как результат

эволюции жизни на

Земле. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и чело­века



2



Входная контрольная работа

Входная контрольная работа


3



Сущность жизни и свойства живого.



4



Уровни организации жизни. Методы биологии.




Раздел 2. Клетка — 12 часов



Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория — 1 час


5




История изучения клетки. Клеточная теория.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.



Знать и уметь объяснять основные положения клеточной теории.




Тема 2.2. Химическая организация клетки — 6 часов


6

6



Общая характеристика. Неорганические

вещества.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.


Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов.Липиды, свойства липидов. Знать,

какие углеводы и липиды

входят в состав живых организмов, их функции. Аминокислота, мономер, уровни структурной организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белков: каталитическая, строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. ДНК, РНК, типы РНК, принцип комплиментарности.

Уметь характеризовать

УОЖ, молекулярный

уровень, неорганические

вещества.

Уметь объяснять

качественный скачок от неживой к живой природе. Уметь объяснять

состав и строение белков. Знать функции белков, уметь приводить примеры.



7



Углеводы.



8



Липиды.



9



Белки. Состав и строение.



10



Нуклеиновые кислоты.



11



Обобщение изученного материала. Тест «Химическая организация клетки».

Тест «Химическая организация клетки».



Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клетки — 3 часа


12

3



Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. ИОТ-016-2014. ЛР №1 «Приготовление микропрепарата раст. клетки»


Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

Цитология, царства живой природы, особенности строения растительных и животных клеток, клеточная теория. Знать особенности строения и функционирования

клеточного ядра, клеточных органоидов, прокариотической клетки,

ее отличие от эукариотической. Прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы. Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи. Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты; граны. Анаэробы, споры. Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция,полисома.

Уметь работать с

микроскопом. Уметь сравнивать клетки прокариот и эукариот.

Объяснять, что такое генетический код.

ЛР №1 «Приготовление микропрепарата раст. клетки»


13



Клеточное ядро. Хромосомы. ИОТ-016-2014. ЛР №2, 3 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

«Сравнение строения клеток растений и животных»

ЛР №2,3 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

«Сравнение строения клеток растений и животных»


14



Прокариотическая клетка. Тест «Строение эукариотической и прокариотической клеток»

Тест «Строение эукариотической и прокариотической клеток»



Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке — 1 час



15



Реализация наследственной информации в клетке. Промежуточная контрольная работа

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.


Промежуточная контрольная работа



Тема 2.5. Вирусы — 1 час



16



Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.



Раздел 3. Организм — 19 часов.


Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов - 3 часа.


17

3



ИОТ-014-2014. Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.


Знать этапы энергетического обмена, его биологическое значение. Знать процессы световой и темновой фазы фотосинтеза, его биологическое значение.


Уметь объяснять, что такое ассимиляция и

диссимиляция. Уметь объяснять

значение фотосинтеза,

знать особенности

световой и темновой

фазы фотосинтеза.

Объяснять, что такое

хемосинтез.



18



Энергетический обмен.



19



Пластический обмен. Фотосинтез. Тест

«Обмен веществ и энергии»

Тест

«Обмен веществ и энергии»



Тема 3.3. Размножение. Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) — 6 часов.


20

6



Деление клетки. Митоз.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.


Знать способы размножения

организмов, характеризовать

бесполое размножение, половое размножение. Знать сущность мейоза,

оплодотворения, их

значение. Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение. Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, период размножения, период роста и созревания; мейоз, конъюгация, направительные тельца.

Знать основные

фазы жизненного

цикла клетки, уметь

объяснять биологическое значение митоза. Уметь сравнивать процессы митоза и мейоза.



21



Размножение: бесполое и половое.



22



Образование половых клеток. Мейоз.



23



Оплодотворение. ПР №1.«Выявление сходства зародышей»

ПР №1.«Выявление сходства зародышей»


24



Индивидуальное развитие организма.



25



Онтогенез человека. Тест «Размножение и развитие организмов»

Тест «Размножение и развитие организмов»



Тема 3.5. Наследственность и изменчивость — 7 часов.


26

7



Закономерности наследственности, установленные Г.Менделем.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


Знать сущность закономерностей

наследования, установленные

Г.Менделем. Генетика, гомозигота и гетерозигота, гибридологический метод, моногибридное скрещивание, закон чистоты гамет. Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание. Знать сущность модификационной

изменчивости. Знать сущность мутационной

изменчивости, причины мутаций.

Знать и уметь

раскрывать основные

понятия генетики. Знать сущность дигибридного скрещивания. Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи. Уметь объяснять, почему иногда не соблюдается закон независимого

наследования признаков. Уметь раскрывать

сущность взаимодействия генов, приводить примеры. Уметь объяснять

механизм генетического

определения пола,

сцепленного наследования. Уметь пояснять, что такое норма реакции. Объяснять причины наследственности и изменчивости.



27



Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.



28



Дигибридное скрещивание. ПР №2. Составление простейших схем скрещивания

ПР №2. Составление простейших схем скрещивания


29



Сцепленное наследование. ПР №3. Решение элементарных генетических задач

ПР №3. Решение элементарных генетических задач


30



Взаимодействие генов.



31




Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека.



32




Мутации. Модификационная изменчивость. ПР №4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

ПР №4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм



Тема 3.6. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология — 3 часа.


33

3



Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология. ПР №5. Анализ и оценка этических аспектов биотехнологии

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Знать центры многообразия и происхождения

культурных растений.

Уметь называть основные методы селекции растений, животных и

микроорганизмов.

ПР №5. Анализ и оценка этических аспектов биотехнологии


34



Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.


35



ИОТ-015-2014. Экскурсия в тепличное хозяйство.

Экскурсия в тепличное хозяйство.


Итого: 35 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!