СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 2 вариант (1 - 4 год обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 2 вариант (1 - 4 год обучения)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 12»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Директор КГБОУ ШИ 12

педагогического совета приказ №_____от_________

протокол № ____от____________ ____________М.В. Лопатин





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК»


ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ  УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ


2 вариант

(1 - 4 год обучения)








Учебный год: 2020 - 2021
Учитель начальных классов: Осипова Н.Ю.






2020 г.


г. Вяземский

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Человек» 1 - 4 год обучения составлена на основании:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020/2021 учебный год;

  • Учебного плана КГБОУ ШИ 12 на 2020/2021 учебный год;

  • Годового календарного графика КГБОУ ШИ 12 на 2020/2021 учебный год;

  • Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.


Место учебного предмета «человек» в учебном плане:

Класс

Количество часов

в неделю

за год

4

2 час.

68 час.



Домашнее задание по учебной дисциплине задается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, темпом работы, усвоением программного материала по индивидуальным карточкам и учебно-наглядному пособию.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

  • формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться

  • формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды

  • формированию навыков обслуживания себя в туалете

  • формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.  формирование умений соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье образцом культуры общения

  • формирование доброжелательного и заботливого отношения к  окружающим, спокойный приветливый тон.

  • учить понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.



Учебно-методический комплект:


Соответствие программы по годам обучения

4 год обучения

1. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 2 класс. Части 1,2. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение. ФГОС ОВЗ.

2. Матвеева Н.Б, Попова М.А. Рабочая тетрадь «Мир природы и человека» 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение. ФГОС ОВЗ.

3. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 3 класс. Части 1,2. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение. ФГОС ОВЗ.

4. Матвеева Н.Б, Попова М.А. Рабочая тетрадь «Мир природы и человека» 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение. ФГОС ОВЗ.

5. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А.. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций, реализующих адаптированные. основные общеобразовательные. программы. М. : Просвещение.



Планируемые результаты учебному предмету «человек»


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)

результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Возможные предметные результаты


1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

 Представление о собственном теле.

Отнесение себя к определенному полу.

 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

 Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

 Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

 Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

 Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.



Ожидаемые личностные результаты:

  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.

  • Владение правилами поведения в учебной ситуации.

  • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать,  сопереживать.

  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.


Содержание учебного предмета «человек»


Представления о себе.

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.

Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.

Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.

Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).

Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.


Учебно-тематический план

4 класс


N

Наименование разделов (блоков)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть




1

Представления о себе


12

13

3


2

Семья



7


3

Гигиена тела

2

2



4

Туалет

2




5

Одевание и раздевание



10

4

6

Прием пищи


1


12


Итого

16

16

20

16


Календарно – тематическое планирование

4 год обучения


п/п

урока

Дата

Тема урока

Кол - во часов

Оборудование и ЦОРы

1

1


Правила поведения в школе.

1

Обучающий плакат

2

2


Режим дня школьника.

1

https://www.youtube.com/watch?v=crtop6x7PdA


3

3


Прогулка и её значение.

1

Презентация № 1

4

4


Личная гигиена. Её значение для здорового образа жизни.

1

Презентация № 2

5

5


Предметы личной гигиены.

1

Предметы личной гигиены, обучающий плакат

6

6


Правила и последовательность выполнения утреннего туалета.

1

обучающий плакат

7

7


Правила и последовательность выполнения вечернего туалета.

1

обучающий плакат

8

8


Уши. Формирование представлений о строении органов слуха.

1

https://www.youtube.com/watch?v=3QxRMGLBjGs


9

9


Формирование элементарных представлений о работе органов слуха.

1

https://www.youtube.com/watch?v=3QxRMGLBjGs


10

10


Формирование представлений о значении органов слуха.

1

https://www.youtube.com/watch?v=3QxRMGLBjGs


11

11


Правила, которые помогают сохранить слух.

1

Презентация

12

12


Нос. Нос – орган дыхания.

1

Презентация

13

13


Нос – орган обоняния.

1

Презентация

14

14


Выяснить значение органа обоняния для жизни

1

Презентация

15

15


Выяснить значение органа обоняния для жизни, правила ухода.

1

Презентация

16

16


Профилактика простудных заболеваний.

1

https://www.youtube.com/watch?v=By0wDAM80Mc


2 четверть – 16 часов


17

1


Рот. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения.

1

https://www.youtube.com/watch?v=kV8zgacFmn4


18

2


Язык – орган, участвующий в пищеварении.

1

https://www.youtube.com/watch?v=kV8zgacFmn4


19

3


Язык – орган, участвующий в образовании звуков речи.

1

https://www.youtube.com/watch?v=kV8zgacFmn4


20

4


Правила поведения во время еды.

1

Обучающий плакат

21

5


Необходимость внимательно следить за своим дыханием.

1


Обучающий плакат

22

6


Необходимость чистить зубы.

1

Обучающий плакат

23

7


Кожа. Ее значение для человека

1

https://www.youtube.com/watch?v=pO2y89HU_nk


24

8


Уход за кожей.

1

https://www.youtube.com/watch?v=pO2y89HU_nk


25

9


Обобщающий урок

1


26

10


Строение тела человека: скелет

1

https://www.youtube.com/watch?v=sdLZF8jz1XQ


27

11


Осанка человека.

1

https://www.youtube.com/watch?v=sdLZF8jz1XQ


28

12


Строение тела человека: мышцы, кожа

1

https://www.youtube.com/watch?v=JrbbuNk5VIg


29

13


Внутренние органы человека: сердце.

1

https://www.youtube.com/watch?v=ZB5Ca5iwz94


30

14


Внутренние органы человека: легкие.

1

https://www.youtube.com/watch?v=MrZA0eWh4N4


31

15


Внутренние органы человека: печень.

1

https://www.youtube.com/watch?v=wnTXHCmu7OE


32

16


Внутренние органы человека: почки.

1

https://www.youtube.com/watch?v=byhCpo_RYHw



3 четверть – 20 часов

33

1


Внутренние органы человека: желудок

1

https://www.youtube.com/watch?v=ReIsClfboDw


34

2


Внутренние органы человека: кишечник.

1

https://www.youtube.com/watch?v=pj9i_nboZKQ


35

3


Обобщающий урок по теме «внутренние органы человека»

1


36

4


Мама

1

Презентация

37

5


Члены семьи.

1

Обучающие картинки

38

6


Узнавание (различение) членов семьи.

1

Обучающие картинки

39

7


Узнавание (различение) детей и взрослых

1

Обучающие картинки

40

8


Животные, проживающие в семье

1

Презентация

41

9


Режим дня

1

Презентация

42

10


Обобщающий урок по теме: «Моя семья»

1


43

11


Обувь. Виды обуви.

1

Презентация

44

12


Головные уборы

1

Различные головные уборы

45

13


Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)

1

Различные головные уборы, одежда

46

14


Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

1

Обучающие картинки

47

15


Повседневная одежда, назначение

1

Обучающие картинки

48

16


Праздничная одежда: назначение

1

Обучающие картинки

49

17


Различение праздничной и повседневной одежды

1

Обучающие картинки

50

18


Работа с пособиями: шнуровка, молнии.

1

Шнуровка, молния

51

19


Работа с пособиями: липучки, пуговицы

1

Липучки, пуговицы

52

20


Стирка одежды, обуви

1

Таз, вода, моющие средства

4 четверть – 16 часов

53

1


Как правильно сушить одежду

1

Обучающие картинки

54

2


Техника безопасности при работе с моющими средствами

1

Обучающие картинки

55

3


Уход за одеждой, обувью, головными уборами

1

Обучающие картинки

56

4


Выворачивание одежды.

1

Одежда

57

5


Правильное питание – залог здоровья

1

https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0


58

6


Продукты , полезные для здоровья.

1

https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0


59

7


Выражение предпочтений.

1

https://www.youtube.com/watch?v=-9yyNUVt8W0


60

8


Из чего варят каши(называние крупы).

1

Крупы

61

9


Хлеб – всему голова.

1

https://www.youtube.com/watch?v=_8LkooF0GW0


62

10


Приём пищи. Сообщение о голоде и жажде.

1


63

11


Самые полезные овощи и фрукты.

1

Презентация

64

12


Знакомство с посудой, в которой готовят пищу.

1

Презентация

65

13


Умение называть посуду, в которой готовят пищу.

1


66

14


Знакомство со столовыми приборами.

1

Презентация

67

15


Закрепление пройденного.

1


68

16


Обобщающий урок

1


Итого: 68 часов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!