СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками  не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2»





Рабочая программа по учебному предмету

«Домоводство»

предметная область

«Окружающий мир»

для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2





























Содержание


1.Паспорт рабочей программы.

2.Пояснительная записка.

3. Планируемые предметные и личностные результаты.

4 Базовые учебные действия

5.Содержание учебного предмета.

6. Тематическое планирование.

7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

9.Лист внесения изменений.



































Паспорт программы.

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15);

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2022-2023 учебный год, ОГКОУШ №39;

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся с  тумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2

Категория обучающихся

Учащиеся 5а класса с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР


Сроки освоения программы

Срок освоения программы 1 учебный год (сентябрь 2022 – май 2023 года)

Объем учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 99 часов в 5 классе, в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39.

Форма обучения

Очная.

Режим уроков

3 часа в неделю

Форма контроля

Текущий контроль, промежуточное тестирование

.








Пояснительная записка.

Цели:

-социальная адаптация учащихся;

-подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье, повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Задачи:

-развитие интереса к трудовой деятельности;

-формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками  не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

     Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения .

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов:

5 класс – 3 часа в неделю – 33 учебных недели – всего 99 часов

Личностные результаты освоения учебного предмета:

Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

Знать места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;

Различать виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;

Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;

Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;

Соблюдать санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;

Знать назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;

Знать и уметь использовать средства для мытья посуды, последовательность мытья посуды;

Знать и осуществлять

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам хозяйственно-бытовой деятельности, выполнению доступных бытовых поручений, связанных с выполнением повседневных дел дома. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики осваивают различные уровни деятельности:

- совместные действия с педагогом, родителями;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.


Базовые учебные действия:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.












Содержание учебного предмета.

Раздел

Краткое содержание раздела

Покупки

Покупки. Как делать покупки. Магазин. Правила поведения в магазине. Упаковка продуктов в сумки.

Уход за одеждой и обувью

Назначение одежды. Сезонная одежда. Ручная стирка белья. Инвентарь для стирки белья. Выбор моющего средства.Этапы стирки одежды. Глажение белья. Правила безопасности при работе с утюгом. Гладильная доска. Правила безопасности при использовании гладильной доски. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Складывание в шкаф.

Чистка одежды. Инвентарь для чистки. Виды обуви. Уход за обувью. Последовательность действий при чистке обуви.

Обращение с кухонным инвентарем

Посуда и кухонный инвентарь. Посуда для сервировки стола. Посуда для приготовления пищи. Кухонные принадлежности. Назначение кухонных принадлежностей. Уход за посудой. Чистая и грязная посуда. Мытье посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье посуды. Сушка посуды. Определение места посуды на кухне. Виды бытовых кухонных приборов. Назначение приборов. Правила техники безопасности при пользовании бытовыми приборами. Уход за бытовыми приборами. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.. Накрывание на стол. Выбор посуды и посуды при сервировке стола.

Приготовление пищи

Приготовление блюда. Правила гигиена при приготовлении еды. Понятие «Рецепт блюда». Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря для приготовления блюда. Подготовка продуктов. Мытье овощей. Выбор продуктов для салата из вареных овощей. Приготовление салата из вареных овощей.

Уборка помещений и территории

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Соблюдение последовательности действий при подметании пола. Инвентарь для уборки пришкольного участка. Уборка пришкольной территории. Подметание территории.



Тематическое планирование


п\п

Тема урока

Кол-во

часов

1


Мой дом.

3

2

Правила поведения в магазине. Упаковка продуктов в сумки.

3

3

Посуда и кухонный инвентарь.

3

4

Посуда для приготовления пищи.

3

5

Уход за посудой.

3

6

Мытье посуды.

3

7

Сушка посуды.

3

8

Виды бытовых кухонных приборов.

3

9

Правила техники безопасности при пользовании бытовыми приборами.

3

10

Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором.

3

11

Накрывание на стол.

Выбор посуды при сервировке стола.

3

12

Приготовление блюда.

3

13

Понятие «Рецепт блюда».

3

14

Мытье овощей.

3

15

Уход за вещами.

3

16

Назначение одежды.

3

17

Сезонная одежда.

3

18

Ручная стирка белья.

3

19

Инвентарь для стирки белья.

3

20

Выбор моющего средства.

3

21

Глажение белья.

3

22

Правила безопасности при работе с утюгом.

3

23

Правила безопасности при использовании гладильной доски.

3

24

Складывание белья и одежды.

3

25

Вывешивание одежды на «плечики».

3

26

Складывание в шкаф.

3

27

Чистка одежды. Инвентарь для чистки.

3

28

Виды обуви.

3

29

Уход за обувью.

3

30

Инвентарь для чистки обуви.

3

31

Уборка мебели.

3

32

Уборка пола.

3

33

Инвентарь для уборки пришкольного участка.

3


Итого:

99



Материально-техническое оснащение учебного предмета:


-дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы

- ноутбук,видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы.  



























Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».



Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Дата

Основание для внесения изменений

№ листа

Содержание

Утверждено
















































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!