СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Хоровое пение» к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Скрипка» (срок обучения 4 года)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана на основе и с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программах «Фортепиано», «Скрипка» учебный предмет «Хоровое пение» является основным предметом обязательной части.

Учебный предмет «Хоровое пение» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Хоровое пение» к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Скрипка» (срок обучения 4 года)»

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 6» города Курска







Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

в области музыкального искусства

«Хоровое пение»

(срок обучения 4 года)















Курск - 2018



Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 6» города Курска







Рабочая программа по учебному предмету

«Хоровое пение»


к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Скрипка»

(срок обучения 4 года)














Курск - 2018

«Рассмотрено»

на заседании методического совета образовательного учреждения

«____»_______________________


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета образовательного учреждения

«____»_______________________


«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО

«ДШИ № 6» города Курска

Бадиков Ю.Н.____________

«_____»_________________







Разработчики: преподаватель первой квалификационной категории по

классу вокала МБОУ ДО

«Детская школа искусств № 6» города Курска

Филонова Н.И.























Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

    - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    - Срок реализации учебного предмета;

    - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

    - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

    - Цель и задачи учебного предмета;

    - Структура программы учебного предмета;

    - Методы обучения;

    - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Содержание учебного предмета

    - сведения о затратах учебного времени;

    - учебно-тематический план;

    - годовые требования;

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

    - Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Список литературы и средств обучения

  • Методическая литература;

  • Учебная литература;

  • Средства обучения;






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана на основе и с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программах «Фортепиано», «Скрипка» учебный предмет «Хоровое пение» является основным предметом обязательной части.

Учебный предмет «Хоровое пение» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Срок реализации учебного предмета

            Срок реализации учебного предмета «Хоровое пение» для детей, поступивших в первый класс, в возрасте с 6 до 14 лет составляет 4 года (с 1 по 4 классы). Продолжительность учебных занятий с 1 - 4 класс составляет 34 недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровое пение» при 4-летнем сроке обучения составляет 136 часов. Из них: часов – аудиторные занятия — 136 ч (1 час в неделю), самостоятельная работа 0.5 ч. в неделю.

    Форма проведения учебных аудиторных занятий:

            Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (от 2 до 10 человек), групповая (от 11 до 15 человек), ансамбль (от 2-х человек).

Цель и задачи учебного предмета

    Цель:

    - развитие музыкальных способностей, знаний, умений и навыков у учащихся посредством хорового и ансамблевого исполнительства.

    Задачи:

    Образовательные:

    - научить детей применять вокально-хоровые навыки в пении;

    - формировать ансамблевый строй (горизонтальный, вертикальный);

    - использовать стилистический подход к исполняемому репертуару;

    - применять средства музыкальной выразительности в пение;

    - учить певцов сочетанию сольного пения с хоровым.

        Развивающие:

    - Развивать голосовые данные, музыкальный слух (мелодический, гармонический), память, чувство метроритма, творческие способности, эмоциональную сферу, навыки слухового контроля исполняемых произведений.

Воспитательные:

- привить любовь к песенному жанру;

          - создать атмосферу значимости, увлечённости, успешности каждого члена коллектива;

          - научить воспринимать вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека;

          - воспитывать сценическую культуру исполнения учащихся посредством концертных выступлений;

          - через песенный репертуар воспитывать такие качества, как любовь к Родине, доброту, уважение, чуткость, заботу друг о друге и об окружающем мире и т.д.;

          - расширить музыкальный кругозор в области хорового искусства, включая в репертуар народные песни, произведения русских и зарубежных классиков, кубанских авторов, современных композиторов.

    Структура программы учебного предмета

    Программа содержит следующие разделы:

     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

     распределение учебного материала по годам обучения;

     описание дидактических единиц учебного предмета;

     требования к уровню подготовки обучающихся;

     формы и методы контроля, система оценок;

     методическое обеспечение учебного процесса.

          В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

    Методы обучения

    Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

    - словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); - наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

    - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

    - посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

    - применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.



    Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хоровое пение»

    Для реализации программы учебного предмета «Хоровое пение»должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

    - концертный зал с концертным роялем, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,

    - учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровое пение» со специальным оборудованием (подставками для хора, фортепиано). Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Сведения о затратах учебного времени,

    Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровое пение», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Вид учебной работты, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1й - год

2й - год

3й - год

4й - год


Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8


Кол-во недель

16

18

16

18

16

18

16

18


Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

16

18


Самостоятельная работа

8

9

8

9

8

9

8

9


Максимальная нагрузка

24

27

24

27

24

27

24

27



    Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного временипредусмотренного на учебный предмет. Продолжительность академического часа 40 минут (1 час) в неделю. Между занятиями проводится перерыв 10 минут в соответствии с нормами СанПиН. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

    Виды внеаудиторной работы:

    - подготовка к концертным выступлениям;

    - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

    - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.


Учебно – тематический план

1 год обучения


Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Кол-во часов

1 полугодие

Освоение начальных вокально-хоровых навыков: осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины.

Певческое дыхание: одновременный вдох и начало пения.

Смена дыхания в процессе пения.

Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре в произведениях с сопровождением.

Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного унисона в хоре.


16

2 полугодие

Работа над звуковедением: приемы пения legato. Мягкая атака звука в нюансах mp и mf.

Работа над ансамблем: воспитание навыков понимания дирижерского жеста, навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения.

Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата детей, работа над округлением гласных, одновременное произнесение согласных в процессе пения.

Метроритмом: выработка ритмической устойчивости при исполнении произведений с простым ритмом, ощущение ритмической пульсации в произведениях, определение сильной доли.

Развитие выразительности исполнения, анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой.

18

итого


34



2 год обучения


Календаые сроки

Тема и содержание занятий

Кол-во часов

1 полугодие

Закрепление основных навыков певческой установки: свободное положение корпуса, головы и спины.

Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре, точное интонирование диатонических ступеней.

Освоение первоначальных навыков цепного дыхания.


16

2 полугодие

Работа над метроритмом: прохлопование ритма песен, ритмическая устойчивость в умеренных темпах с применением ровных длительностей (четвертных, восьмых, половинных).

Работа над дикцией: четкое произношение согласных букв, проговаривание скороговорок, артикуляционная гимнастика: различные упражнения на активизацию челюсти, мимики лица. Возможно использование в песенном репертуаре элементов 2-х голосия.


18

итого


34


3 год обучения


Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Кол-во часов

1 полугодие

Понимание дирижерских жестов: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание».

Работа над различным характером дыхания перед началом пения. Смена дыхания в процессе пения, различные его приемы.

Работа над звукообразованием: положение рта, свободной нижней челюсти, головной резонатор, естественный свободный звук без напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука, Округление гласных.

Работа над унисоном и единой манерой пения. Умение хорошо слышать себя и соседа-певца, исполнение мелодии целиком по очереди группами хора. Закрепление навыков «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения) и ощущением фразировки, умением наполнять звук воздухом и филировать его.

16

2 полугодие

Работа над интонацией. Устойчивое интонирование одноголосных мелодий при сложном аккомпанементе. Развитие навыка 2-х голосного пения.

Работа над координацией слуха и голоса. Развитие дикционных навыков, пение скороговорок. Взаимоотношение гласных и согласных. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Совершенствование активного дыхания на non legato и staccato , стремление к напевному звуку, кантилене. Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком в процессе обучения. Понятия crescendo и diminuendo.

18

итого


34


4 год обучения

Календарные сроки

Тема и содержание занятий

Кол-во часов

1 полугодие

Работа над расширением диапазона. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание). Продолжение освоения ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах. Простукивание ритма и пульса произведения, пропевание по фразам. . Пение по слогам попевок с вслушиванием в паузы между слогами. Цезура. Фермата. Пение выдержанного звука в конце произведения, в конце отдельных частей. Продолжение работы над интонированием, совершенствование цепного дыхания, дикцией, артикуляцией. Пение нотного текста по партитуре, по отдельным голосам, соединение двух голосов, отдельными интервалами по вертикали. Грамотный разбор произведения: фраза, предложение, направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. пульс, темп, динамические оттенки, штрихи.

16

2 полугодие

Развитие навыков многоголосия: пение несложных двухголосных произведений с сопровождением и без сопровождения. Двухдольный и четырехдольный размеры. Знакомство с жанрами, в которых используются эти размеры.

18

итого


34


Годовые требования по годам обучения

1 класс

В течение года учащиеся должны овладеть начальными вокально-хоровыми навыками, певческой установкой, основами дыхания, звукообразо-вания, чисто и выразительно петь в унисон разучиваемый репертуар.

На контрольном уроке в конце года продемонстрировать полученные знания и навыки.


Примерный репертуар

  1. Бекман Л. «Елочка».

  2. Блага В. «Танец»

  3. Бодренкова С. «Слон и скрипочка»

  4. Меньших И. «Весна».

  5. Мовшович А. «Шел поросенок по росе»

  6. Р.Н.П. обр. Тиличеевой Е. «Ворон»

  7. П.Н.П обр. Сибирского Б. «Два кота»

  8. Р.Н.П. обр. Тихоновой Ю.«Скок, скок, поскок»

  9. Р.Н.П. обр. Тихоновой Ю. «Как у наших у ворот»

  10. Семенова Л. «Что такое новый год»

  11. Ч.Н.П. обр. Блага В.«Чудак»

    И другие произведения соответствующие уровню сложности данного класса.


2 класс

В течение второго года обучения учащиеся должны научиться внимательно следить за жестом дирижера, применять в пении цепное дыхание, петь ровным округленным звуком, чисто интонировать в унисон, добиваться в работе четкой дикции и артикуляции, справляться с ритмической устойчивостью в умеренных темпах (чередование ровных длительностей).

Примерный репертуар

  1. Аренский А. «Расскажи, мотылек»

  2. А.Н.П. обр. А.Моффита «Про котят»

  3. Герчик В. «Пушистый колобок»

  4. Гайдн Й. «Мы дружим с музыкой»

  5. Григ Э. «Детская песенка»

  6. Ипполитов-Иванов М. «Коза и детки»

  7. Калинников В. «Киска»

  8. Компанеец З. «Первые ноты»

  9. Лядов А. «Зайчик»

  10. Н. Н.П. обр. В.Каратыгина «Весна»

  11. Р.Н.П. обр. Римского-Корсакова Н. «Ходила младешенька»

  12. Р.Н.П. обр. Чайковского П. «Речка»

    И другие произведения соответствующие уровню сложности данного класса.

3 класс

К концу третьего года обучения учащиеся должны научиться петь красивым, естественным (не форсированным) звуком в единой манере. Владеть ансамблевым строем в интонировании одноголосных мелодий, ясно и четко пропевать скороговорки, уверенно петь свою партию в 2-х голосии, Добиваться ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Примерный репертуар

  1. Бодренкова С. «Зима в лесу»

  2. Григ Э. «Лесная песнь»

  3. Дубравин Я.«Добрый день»

  4. Кудряшов А. «Лягушки – музыканты»

  5. Кудряшов А. «Лето» 6. Некоз Н. «Родина»

  6. Парцхаладзе М. «Отчизна моя»

  7. Парцхаладзе М. «Дождик весенний»

  8. Селезнев А. «Невидимка – светлячок»

  9. Струве Г. «Моя Россия»

  10. Славкин М. «Сверчок »

  11. Телеман Г. «Счастье»

    И другие произведения соответствующие уровню сложности данного класса.

4 класс

К концу 4 класса учащиеся должны научиться читать хоровую партитуру, уметь грамотно разобрать произведение, знать наиболее употребляемую терминологию, отличать произведения по стилю и жанру. Владеть навыком регистрового звучания, выразительно и эмоционально исполнять произведения с сопровождением и а капелла. Приобретенные навыки учащиеся демонстрируют на итоговых занятиях.

Примерный репертуар

  1. Гайдн Й. «Пастух»

  2. Дубравин Я. «Родная земля»

  3. Подгайц Е. «Происшествие»

  4. Рубинштейн А. «Туча»

  5. Р.Н.П. обр. Благообразова С. «Со вьюном я хожу»

  6. Р.Н.П. обр. Прокофьева С. «На горе-то калина»

  7. Спиричуэлс обр. Саймона Г. «Колыбельная песня»

  8. Соснин С. «Лунный зайчик»

  9. Славкин М. «Баба-Яга»

  10. Тугаринов Ю. «Если б не было хвостов»

  11. Чайковский П. «Весна»

  12. Шотл. н.п. обр. Гунд Р. «Кукушка»

    И другие произведения соответствующие уровню сложности данного класса.

За учебный год должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: в хоре - 6 - 8, в вокальном ансамбле - 4 и более произведений.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровое пение», являются следующие знания, умения, навыки:

 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, ансамблевому и хоровому исполнительству;

 умение передавать авторский замысел несложного музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

 навыки коллективного хорового и ансамблевого исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

 наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;

 знание устройства и принципов работы голосового аппарата;

 обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

 иметь сформированное вокально-хоровое дыхание;

 умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

 знание метро-ритмических особенностей музыкальных произведений;

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

 высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому и ансамблевому исполнительству;

 творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения по предмету «Хоровое пение» используются основные формы контроля успеваемости – текущая, промежуточная аттестация.

Методы текущего контроля:

  • оценка за работу в классе;

  • текущая сдача партий;

    Виды промежуточного контроля:

  • в конце каждого полугодия проводится итоговый урок, на котором исполняются 2 разнохарактерных произведения.

    Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива, вокального ансамбля. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

В рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Фортепиано», «Скрипка» по предмету «Хоровое пение» в конце года 4-го класса итоговая аттестация не предусмотрена.

    Критерии оценок

    Оценка

      Критерии оценивания выступления

    5 («отлично»)

    Регулярное посещение хора, вокального ансамбля, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех разучиваемых произведениях, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех концертах коллектива.

    4 («хорошо»)

    Регулярное посещение хора, вокального ансамбля отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие в концертах.

    3 («удовлетворительно»)

    Нерегулярное посещение хора, вокального ансамбля пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий.

    2 («неудовлетворительно»)

    Пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допускается к выступлению на отчетный концерт.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

 оценка годовой работы ученика;

 оценка на итоговых уроках;

 другие выступления ученика в течение учебного года.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    Методические рекомендации педагогическим работникам

     Программа учебного предмета «Хоровое пение (хор)» основана на следующих педагогических принципах:

     соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;

     комплексность решения задач обучения и воспитания;

     постоянство требований и систематическое повторение действий;  гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;

     единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

     художественная ценность исполняемых произведений;

     создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла;

     доступность используемого музыкального материала:

    а) по содержанию,

    б) по голосовым возможностям,

      в) по техническим навыкам;

 разнообразие используемого музыкального материала: :

а) по стилю,

б) по содержанию,

в) темпу, нюансировке,

г) по сложности.

        При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.


В 7-8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно - двухголосные произведения.

У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.

11-12 лет – предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.

Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врачафониатора.

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.

Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в мастер-классах.

Основные принципы подбора репертуара:

  1. Художественная ценность произведения.

  2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.

  3. Решение учебных задач.

  4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров).

  5. Создание художественного образа произведения, выявление идейноэмоционального смысла.

  6. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам. 7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу; г) нюансировке; д) по сложности.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемых нотных сборников

  1. Афанасьева – Шешукова Л.А. «Малыши поют классику». СПб, «Композитор. Санкт-Петербург»,1998г.

  2. Бекетов В. «Детские песни».-М., «Музыка». 1996г.

  3. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.

  4. Брицин А. «В хоровом классе». СПб, «Композитор. Санкт Петербург», 2010 г.

  5. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995г. – 48 с.

  6. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.

  7. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М.,«Музыка», 1979г.

  8. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор, 1986г.–68 с.

  9. Кочмарский И. «Эти тихие места Родиной зовутся». Краснодар 2008г.

  10. Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера»., М., «Дека-ВС», 2007г.

  11. Лёвкина М. «Музыкальная шкатулка»., -М.,Издательский дом «золотое руно», 2005г.

  12. Магиденко М. Я. , Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.

  13. Металиди Ж. «На горизонтских островах». СПб, «Композитор. Санкт-Петербург», 2014г.

  14. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.

  15. Неупокоев Б. «Забавные детские песни». СПб. «Композитор» 2003г.

  16. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности»СПб,1998г.

  17. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963г.

  18. Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001г

  19. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009г.

  20. Уколова Л.И., Осеннева М.С. «Музыка в школе», В.4,-М. «Музыка» 2005г. Шайдулова Г. «Солнышко в ладошках».,-М., «Современная музыка», 2010г

  21. Швец О., Швец Н. «Котёнок». Сборник детских песен. Кр. «Сов.Кубань», 1998г.

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Голицина Л.В. «Оразвитии музыкального слуха».- Краснодарское книжное издательство, 1978г.

  2. Далецкий О.В. «Обучение пению. Путь бельканто. Из опыта педагога». Издательство дом «ФАИНА» Москва 2011 г.

  3. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968 г.

  4. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987 г.

  5. Егоров А.Е. «Гигиена голоса и его физиологические основы»,-М. МУЗГИЗ, 1962г.

  6. Емельянов В. «Развитие голоса, координация, тренинг» М.1990 г.

  7. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»

  8. 8. Куликов Б.И., Аверина Н.В. «Нотная папка хормейстера», Т. №1, «Золотая библиотека педагогического репертуара».-М. Изд «Дека-ВС»,2005г.

  9. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964 г.

  10. Мальцева Т.А. «Охрана певческого голоса детей и подростков». Краснодар ГБОУК КК «КУМЦ К и ПК» 2000г.

  11. Марков Е.С. «Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обучения». МК МК РСФСР, Москва 1990г.

  12. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 г.

  13. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург,2000г.

  14. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!