СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 2)»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»















Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»

для обучающихся 2 класса по адаптированной основной

общеобразовательной программе начального общего образования

с задержкой психического развития (вариант 2)

на 2023-2024 учебный год




















г. Биробиджан, 2023 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1) Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

2) Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

3) Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

4) Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023-2024 учебный год.

5) Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

6) Авторской программы начального общего образования по литературному чтению Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. (Сборник рабочих программ «Школа России», М: Просвещение, 2014г.);

7) Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с задержкой психического развития с использованием УМК «Школа России»

Основными целями начального обучения литературному чтению являются:

- формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся;

- знакомство с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям;

- коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.

Задачи курса:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

- развитие интереса к чтению и книге;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

- воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Воспитательный потенциал предмета «Русский язык» реализуется через:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.

Уроки во 2 классе для обучающихся с задержкой психического развития проводятся индивидуально. Рабочая программа составлена на 136 часа (по 4 часа в неделю при 34 учебных неделях).

Планируемые результаты

Личностные

- уважительное отношение к русской культуре и фольклору, литературным произведениям других народов, проживающих в России;

- проявление ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);

- стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий);

- способность отвечать на вопросы, рассуждать, связно высказываться;

- использование форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;

- уважительное отношение к чужому мнению;

- умение сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь;

- умение замечать красоту языка;

- активное стремление слушать книги, читать, посещать библиотеку;

- знание некоторых фамилий писателей и поэтов и их произведений;

- осознание своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);

- способность анализировать причины успехов и неудач;

- умение разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.

Метапредметные результаты

Регулятивные

- выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;

- исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно, оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения;

- удерживать в памяти последовательность событий прослушанного (прочитанного) текста; контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении (слушании) произведения.

Познавательные

- постепенно переходить от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения) доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

- соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения, сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине, о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях), по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и литературная), рассказ, басня, стихотворение);

- характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);

- анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте необходимую информацию: слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;

- анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю;

- соотносить иллюстрации с текстом произведения;

- ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка (под руководством учителя);

- в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;

- пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова, составлять тексты в устной форме в соответствии с поставленными задачами, выделять и анализировать части текста, определять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи между событиями текста.

Коммуникативные

- слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои высказывания на заданную тему;

- пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение; обсуждать содержание текста, формулировать простые выводы на основе прочитанного (прослушанного) произведения;

- описывать (устно) картины природы;

- участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.

Предметные результаты.

- читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

- уметь выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

- знать несколько стихотворений наизусть;

- под руководством учителя определять главную мысль произведения;

- задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

- характеризовать героя произведения под руководством учителя;

- делить текст на части под руководством учителя;

- определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;

- пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;

- сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

- различать прозаический и поэтический текст;

- характеризовать представленную на выставке книгу;

- определять особенности сказочного текста, виды сказок;

- выявить особенности юмористического произведения;

- находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом.

Содержание учебного предмета

1. Самое великое чудо на свете.

Самое великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю». Первые библиотеки и книги. Высказывания о книгах.

2. Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Потешки и прибаутки; Считалки и небылицы; Загадки; Пословицы и поговорки.

3. Русские народные сказки.

Ю. Мориц «Сказка по лесу идет ….»;

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»;

Сказка «У страха глаза велики»;

Сказка «Лиса и тетерев»;

Сказка «Лиса и журавль»;

Сказка «Каша из топора».

Сказка «Гуси – лебеди».

4. Люблю природу русскую. Осень.

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной ….»;

К.Бальмонт «Поспевает брусника …»;

А.Плещеев «Осень наступила ….»;

А.Фет «Ласточки пропали …»;

А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад …»;

С.Есенин «Закружилась листва золотая …»;

В.Брюсов «Сухие листья…»;

И.Токмакова «Опустел скворечник …»;

В.Берестов «Хитрые грибы.»; Грибы (Из энциклопедии).

М.Пришвин «Осеннее утро».

5. Русские писатели.

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима!... Крестьянин, торжествуя», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И.А.Крылов. Басни «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей».

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек», «Филиппок», «Правда всего дороже», «Котёнок».

6. О братьях наших меньших.

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…»;

И.Пивоварова «Жила-была собака….»;

В.Берестов «Кошкин щенок»;

М.Пришвин «Ребята и утята»;

Е.Чарушин «Страшный рассказ»;

Б.Житков «Храбрый утёнок»;

В.Бианки «Музыкант», «Сова».

7. Из детских журналов.

Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?..», «Что это было?».

С.Маршак «Веселые чижи».

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень –очень вкусный пирог».

Ю.Владимиров «Чудаки».

8. Люблю природу русскую. Зима.

И.Бунин «Зимним холодом …»;

К.Бальмонт «Светло – пушистая …»;

Я.Аким «Утром кот ..»;

Ф.Тютчев «Чародейскою Зимою...»;

С.Есенин «Поёт зима – аукает…»; «Берёза»;

Сказка «Два Мороза»;

С.Михалков «Новогодняя быль».

Учебник 2 класс, 2 часть.

9. Писатели – детям.

К.И.Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе»;

С.Я.Маршак «Кот и лодыри»;

С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок».

А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка–добрая душа».

Н.Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».

10. Я и мои друзья.

В.Берестов «За игрой».

Э.Мошковская «Я ушёл в свою обиду».

В.Лунин «Я и Вовка».

Н.Булгаков «Анна, не грусти!».

Ю.Ермолаева «Два пироженых».

В.Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?».

11. Люблю природу русскую. Весна.

Ф.Тютчев «Зима недаром злится ….», «Весенние годы».

А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка», «В бурю»..

А.Блок «На лугу».

С.Маршак «Снег уже теперь не тот ..».

И.Бунин «Матери».

Е.Благинина «Посидим в тишине».

Э.Мошковская «Я маму мою обидел…».

12. И в шутку и всерьёз.

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенка Винни-Пуха». Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».

Г.Остер «Будем знакомы».

В.Драгунский «Тайное становится явным».

13. Литература зарубежных стран.

Английские и американские песенки: «Бульдог по кличке Дог»; «Перчатки»; «Храбрецы»; «Храбрецы»; «Сюзон и мотылёк»; «Знают мамы, знают дети».

Шарль Перро «Кот в сапогах».

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»;

Эни Хогарт «Мафин и паук».


Тематическое планирование

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Самое великое чудо на свете

4

2

Устное народное творчество

5

3

Русские народные сказки

10

4

Люблю природу русскую. Осень.

8

5

Русские писатели

14

6

О братьях наших меньших

11

7

Из детских журналов

7

8

Люблю природу русскую. Зима

9

9

Писатели — детям

17

10

Я и мои друзья

12

11

Люблю природу русскую. Весна.

9

12

И в шутку и всерьез

15

13

Литература зарубежных стран

13


Итого

136







Календарно-тематическое планирование



№ урока


Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Учебник 2 класс, 1 часть

Самое великое чудо на свете (3 ч)

1

Самое великое чудо на свете.

1



2

Первые библиотеки и книги

1



3

Высказывания о книгах.

Р. Сеф «Читателю»

1



Устное народное творчество (5 ч)

4

Устное народное творчество

1



5

Русские народные песни.

1



6

Потешки и прибаутки

1



7

Считалки и небылицы.

1



8

Загадки. Пословицы и поговорки.

1



Русские народные сказки (10 ч)

9

Ю. Коваль «Сказки»

1



10

Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»

1



11

Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зернышко».

1



12

Русская народная сказка

«У страха глаза велики»

1



13

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

1



14

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1



15

Русская народная сказка « Каша из топора»

1



16,17

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

2



18

Сочинение-повествование.

Русская народная сказка «Лиса и заяц»

1



Люблю природу русскую. Осень. (7 ч)

19

Загадки об осени.

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

1



20

К. Бальмонт «Поспевает брусника…».

А. Плещеев «Осень наступила…»

1



22

А. Фет «Ласточки пропали…».

А.Толстой «Осенние листья».

1



23

С. Есенин «Закружилась листва золотая».

В.Брюсов «Сухие листья»

И. Токмакова «Опустел скворечник..»

1



24

В. Берестов «Хитрые грибы»;

«Грибы» (из энциклопедии)

1



25

М. Пришвин «Осеннее утро».

И.Бунин «Сегодня так светло кругом»

1



26

Сочинение-описание.

Е. Арсенина «Наступила осень»

1



Русские писатели (13 ч)

27

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».

1



28

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя». «Зима! Крестьянин, торжествуя».

1



29-32

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

4



33

И. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука»

1



34

И. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

1



35

Л. Толстой «Старый дед и внучек»

1



36

Л. Толстой «Филипок»

1



37,38

Л. Толстой «Котенок»

2



39

Сочинени-повествование.

Л. Толстой «Пожарные собаки».

1



О братьях наших меньших (10ч)

40

Н. Сладков «Они и мы».

А. Шибаев «Кто кем становится?»

1



41

И. Пивоварова «Жила-была собака»

1



42

В. Берестов «Кошкин щенок»

1



43

М. Пришвин «Ребята и утята»

1



44

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1



45

Б. Житков «Храбрый утенок»

1



46

В. Бианки «Музыкант»

2



47,48

В. Бианки «Сова»

2



49

Сочинение-рассуждение.

М. Зощенко «Умный гусь»

1



Из детских журналов (7 ч)

50

Д. Хармс «Игра»

1



51

Д. Хармс «Вы знаете?»

1



52

Д. Хармс «Веселые чижи»

1



53

Д. Хармс «Что это было?»,

«Очень-очень вкусный пирог»,

Ю. Владимиров «Чудаки»

1



54

А. Введенский «Ученый Петя»

1



55

А. Введенский «Лошадка»

1



56

Сочинение-рассуждение.

В. Голявкин «Тетрадки под дождем»

1



Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

57

Зимние загадки.

И. Бунин «Первый снег»

К. Бальмонт «Снежинка»

1



58

Я. Аким «Утром кот принес на лапках…»,

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...»

1



59

С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза».

1



60,61

Сказка «Два Мороза»

2



62,63

С. Михалков «Новогодняя быль».

2



64

А. Барто «Дело было в январе».

С. Дрожжин «Дедушка Мороз»

1



65

Сочинение-описание.

В. Мезинова «С утра неохотно зима хлопотала»

1



Учебник 2 класс 2 часть

Писатели — детям (16 ч)

66,67

К. Чуковский «Путаница»

2



68

К. Чуковский «Радость»

1



69- 71

К. Чуковский «Федорино горе»

3



72

Сочинение-повествование.

К. Ушинский «Четыре желания»

1



73

С. Маршак «Кот и лодыри»

1



74

С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

1



75

С.Михалков «Мой щенок»

1



76

А. Барто «Веревочка»

1



77

А. Барто «В школу», «Вовка добрая душа»

1



78

Н. Носов «Затейники»

1



79

Н. Носов «Живая шляпа»

1



80

Н. Носов «На горке»

1



81

Сочинение-повествование.

В. Голявкин «Не везёт»

1



Я и мои друзья (12 ч)

82

В. Берестов «За игрой».

Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду».

1



83

В. Лунин «Я и Вовка».

1



84-86

Н. Булгаков «Анна, не грусти».

3



87,88

В.Осеева «Волшебное слово».

2



89-91

В. Осеева «Почему?»

3



92

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1



93

В. Осеева «Хорошее»

1



Люблю природу русскую. Весна. (9 ч)

94

Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды».

1



95

А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

1



96

А. Блок «На лугу».

С. Маршак «Снег уже теперь не тот..»

1



97

И. Бунин «Матери».

1



98

А. Плещеев «В бурю».

1



100

Е. Благинина «Посидим в тишине».

1



101

Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

1



102

С. Васильев «Я помню, ранило березу...»

1



103

Сочинение-описание.

М. Пляцковский «Деньки стоят погожие»

1



И в шутку и всерьез (15 ч)

104

Б. Заходер «Товарищам детям»

1



105

Б. Заходер «Что красивей всего?»

1



106

Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

1



107

108

Э. Успенский «Чебурашка»

2



109

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»

1



110

Э.Успенский «Память»,

В.Берестов «Знакомый».

1



111

В. Берестов «Путешественники»; «Кисточка».

1



112

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1



113,

114

Г. Остер «Будем знакомы»

2



115,

116

В. Драгунский «Тайное становится явным»

2



117

Промежуточная итоговая аттестация

1



118,12

Сочинение-рассуждение.

С. Черный «Приставалка»

2



Литература зарубежных стран (13 ч)

120

Американская народная песенка

«Бульдог по кличке Дог»

1



121

Английские народные песенки

«Перчатки», «Храбрецы»

1



122

Французкая народная песенка

«Сюзон и мотылек».

Немецкая народная песенка

«Знают мамы, знают дети»

1



123-126

Ш. Перро «Кот в сапогах»

4



127,128

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

2



129- 131

Э. Хогарт «Мафин и паук»

3



132

Обобщающий урок по разделу

«Литература зарубежных стран»

1



133

Промежуточная аттестация

1



134-136

Резервный урок

3


































Учебно-методическое обеспечение

1) Литературное чтение. 2 класс, 2 часть, 3 класс 1 часть. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч./ Л.Ф.Климанова и др.]. –М.: Просвещение, 2019.

2) Поурочные разработки. 2 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М.: Просвещение, 2019.

3) Учимся писать сочинения: 2 класс: к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др. «Литературное чтение. 2 класс». ФГОС., - М., Издательство «Экзамен», 2016.

Электронно-образовательные ресурсы

1) Лернингапс https://learningapps.org/

2) Фабрика кроссвордов https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/

3) Учи.ру https://uchi.ru/

4) Логозаврия https://www.logozavr.ru/

5) Купидония — викторины, тесты, кроссворды, тренажеры в начальной школе https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/















Контрольно-измерительные материалы

Проверка техники чтения

Барсук

Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковороде жарилась картошка. От нее шёл вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос.

(68 слов.)

(По К. Паустовскому).

Вопросы:

1. Когда и где произошел случай с барсуком?

2. Что привело зверька к костру?

3. Чем закончилась попытка барсука отведать картошки?

4. Куда побежал барсук?

5. Что обозначает слово «сопеть»?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!