СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном русском языке" для обучающегося 1 класса с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учеьному предмету "Литературное чтение на родном русском языке" для обучающихся с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном русском языке" для обучающегося 1 класса с ЗПР»

Приложение

к адаптированной основной

общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с задержкой

психического развития

(ЗПР вариант 7. 2)








Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение

на родном русском языке» для обучающегося 1 класса

2022-2023 учебный год






Составитель: Новикова И.А.

учитель начальных классов




















Биробиджан, 2022





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Литературное чтение на русском родном языке» для обучающегося 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);

2. Приказом «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014г. № 1598;

3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно - обучающихся с задержкой психического развития;

4. Учебным планом ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2022-2023 учебный год;

5. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

6. Авторской программой по литературному чтению на русском родном языке под редакцией О.М. Александровой.

7. С учётом программы воспитания ОГАОУ «Центр образования» начального общего образования.

Программа реализуется через учебный комплект О.М. Александровой, Л.А. Вербицкой, С.И. Богданова:

1. Учебник «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс.

Рабочая программа отражает содержание обучения по предмету

«Литературное чтение на родном русском языке» обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР вариант 7.2) Это определяет особую индивидуальную логику построения учебного процесса.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности обучающегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.

Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

Цели предмета «Литературное чтение на родном русском языке», имеет свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса.

При организации работы с обучающимся с ЗПР необходимо учитывать определенные подходы:

– подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка и пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности;

– приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития ребенка с ЗПР;

– необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала;

– использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;

– усиление практической направленности изучаемого материала;

– поэтапное обобщение проделанной работы;

– использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нём веры в свои силы.

Целью программы является: воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры, включение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры, формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи программы:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;

- формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;

- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

Предмет «Литературное чтение на родном русском языке» изучается в 1 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 16 часов в год.

Программа 1 класса «Литературное чтение на родном русском языке» будет реализована через учебное пособие, предназначенное для сопровождения и поддержки основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах РФ: О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс. М., учебное пособие для общеобразовательных школ, «Просвещение», 2021 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

КУРСА

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

- эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

- эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

- познавательная мотивация учения.

У обучающегося могут быть сформированы:

- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

- устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Метапредметные результаты включают регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные

Обучающийся научится:

- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

- самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

- планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Обучающийся научится:

- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

- строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- работая совместно с учителем учитывать мнения отличное от собственного;

- аргументировать собственную позицию;

- точно и последовательно передавать необходимую информацию;

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

- владеть диалогической формой речи;

- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться

- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

- задавать вопросы, необходимые для организации работы.

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного;

- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

- находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

- ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

- соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

- выражать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Мир детства

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы и задавать их по воспринятому на слух тексту.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.

Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Раздел 2. Россия - Родина моя

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащегося.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающегося (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащегося: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

Особенностью 1 класса является то, что пока первоклассник не совсем осознанно умеет читать, развивается навык восприятия художественных произведений на слух. Некоторые тексты подраздела «Я и книги», часть текстов подраздела «Я взрослею» и ряд текстов других подразделов читает учитель.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование раздела

Всего часов


Раздел. 1 Мир детства

8


1

Я и книги. Не красна книга письмом, красна умом

3


2-4

Я взрослею. Без друга в жизни туго. Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный

3

5-6

Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном

2

Раздел 2. Россия - Родина моя

8

7-8

Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина?

2

9-16

О родной природе. Одним костром весь мир согреет. Выше облака ходячего. В синем море белые гуси.

6


Итого

16


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем

Кол.

час

Дата проведения

Мир детства (8 часов)


1

Не красна книга письмом, красна умом. С.А.Баруздин «Самое простое дело»,

Л.В. Куклин «Как я научился читать»

1


2

Н.Н. Носов « Волшебные сказки»

1


3

М.Ю. Лермонтов «Парус»,

Т.В. Толстая «Детство Лермонтова»

1


4

Я взрослею. Без друга в жизни туго.

С.Л. Прокофьева «Самый большой друг»,

И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом»,

Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало»

1


5

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

Л.Н. Толстой «Лгун»,

Враль. Русская народная сказка.

1


6

В.А. Осеева «Почему?»

1


7

Я фантазирую и мечтаю.

Необычное в обычном.

А.С. Пушкин «Воротился старик ко старухе»,

Р.С. Сеф. «Чудо», В.В. Лунин «Я видел чудо».

1


8

М.М. Пришвин «Закат солнца», «Осинкам холодно»,

С.А. Иванов «Снежный заповедник» ,

М.С. Харитонов «Учитель вранья»,

В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши»

1


Россия - Родина моя (8 часов)


9

Что мы Родиной зовём. С чего начинается Родина? В.А. Осеева «Колыбельная песенка»,

П.А. Синявский «Рисунок» ,

С.А. Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом»,

Ф.П. Савинов «Родное»

1


10

В.Ф. Боков «Откуда начинается Россия?»,

К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

1


11

О родной природе. Одним костром весь мир согреет. А.Н. Толстой «Петушки», С.В. Сахарнов « Мезень»

1


12

Е.В. Григорьева «Осенью рыжей»,

В.М. Катанов «Жар- птица»

1


13

Выше облака ходячего.

И.А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной» ,

В.П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко»

1


14

Ю.И. Коваль « Поздним вечером ранней весной», С.В. Востоков «Месяц»,

Е.В. Липатова «Луна похожа на ежа»,

Г.М. Кружков «Звёзды»

1


15

В синем море белые гуси.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи», Г.В .Сапгир «Тучи»

1


16

С.В. Востоков «Два яблока»,

Г.М. Кружков «Зеркала»,

Д. Шуб «Облачные великаны»

1





















Итоговый тест

по «Литературному чтению на родном русском языке» 1 класс

  1. В каком произведении рассказывается о том, как маленький Коля Носов научился читать?

    1) «Самое простое дело» 2) «Волшебные сказки»

    3) «Как я научился читать» 4) «Детство Лермонтова»

  2. Какое чудо увидел герой стихотворения Р.Сефа?

    1) осинку 2) лошадку 3) солнышко 4) берёзку

  3. Кто из авторов рассказал о том, что луна похожа на ежа?

    1) Ю. Коваль 2) С. Востоков 3) Е. Липатова 4) Г. Кружаков

  4. Узнай произведение по ключевым словам.

    Мальчик, волк, мужики, стадо.

    1) «Лесные хоромы» 2) «Лгун» 3) «Почему?» 4) «Враль»

  5. Дюшка- герой произведения:

    1) «Снежный человек» 2) «Учитель вранья»

    3) Весенние перевртыши» 4) « Закат солнца»

  6. Укажи произведение из раздела «Я взрослею»

    1) «Этот дом со скрипучим крыльцом» 2) «Жар-птица»

    3) «Почему?» 4) «Луна похожа на ежа»

  7. Укажи произведение, в котором автор рассказывет о встрече с необыкновенными животными.

    1) С. Иванов «Снежный заповедник» 2) В. Осеева «Почему?»

    3) В. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» 4) В. Лунин «Я видел чудо»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!