СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание учебного предмета и тематичекий поурочный план

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа №1»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /Блохина Н.Ф. /

Протокол №___от

«___»________201_г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______/Карпенко Е.В./

201_ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______/Кузнецов А.Ю./

Приказ №____________

от «___» ______________201_г.



Рабочая программа

по русскому языку

(9 класс, базовый уровень )

на 2018-2019 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы по литературе

для средней (полной) школы (базовый уровень) 9 класс,

подготовленной В.Я. Коровиной к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, Литература. 9 класс.

(Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень)

Под редакцией В.Я. Коровиной Москва, «Просвещение, 2007г.)




Составитель: Богданова Е.В,

учитель русского языка и литературы







2018 г

Аннотация

Данная Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 9 класса содержит перечень умений по предмету , формирующихся у учащихся 9 класса при изучении курса литературы, содержание учебного предмета и тематический поурочный план, составленные на основе программы по литературе для средней (полной) школы (базовый уровень) 9 класс, подготовленной В.Я. Корвиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) Под редакцией В.Я. Коровиной Москва, «Просвещение, 2007г.)

В разделе "Содержание учебного предмета" отражена система контроля, представленная на основе рекомендаций к организации учебного процесса в целом и к изучению конкретных разделов и тем ( Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В. Беляева. -М: Просвещение, 2010 )

В разделе "Тематический поурочный план" показано место курса ""Литература" в базисном учебном (образовательном) плане, где обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 9 классе в объеме 102 часа (планирование рассчитано на 3 часа

литературы в неделю).




Планируемые результаты умений по предмету


В "Примерных программах основного общего образования. Литература" (М., 2010) сказано

"Предметные результаты" выпускников основной школы состоят в следующем:

1)в познавательной сфере:

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XIII века, русских писателей XIX -XX вв., литературы народов

России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, ,характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление ихс духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация ( в отдельных случаях ) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней.

3) в коммуникативной сфере:

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаическое произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа: уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой ,проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений»

Основные виды устных и письменных работ (5—9 классы)

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур- ном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до- кладов и пр.). Использование словарей (орфографических, орфо- эпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух г роев (сравнительная характеристика). Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного). Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения). Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 кл.

Приоритетными в 9 классе являются задания для проверки:

1) знание наизусть и навыков выразительного чтения текста;

2) знания основных фактов жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В Гоголя;

3) знания содержания изученных литературных произведений;

4) уровня освоения теоретико-литературных понятий;

5) умение воспринимать и анализировать художественный текст

6) умение определять род, жанр, тему, идею, проблематику, особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному;

7) умение строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Содержание учебного предмета


№ п/п

Название раздела

Кол-во часов


105

Основное содержание учебного раздела

Контрольно -

оценочная

деятельность

Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности

1

Введение

1

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновения и развития творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство (углубление представлений). Выявление уровня литературного развития учащихся

1.Диагностическая работа(начало учебного года) письменный ответ на вопрос; выполнение тестовых заданий)

1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.8,9; задания 1-3)

2

Из древнерусской литературы

3

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство разнообразие жанров.

"Слово о полку Игореве". Слово.." как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия "Слова". Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Образ Русской земли. Авторская позиция в "Слове...". "Золотое слово" Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы "Слова..."

1.Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента "Слова..."



1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.41, задания 1)

3

Из русской литературы XVIII века

8

Характеристика русской литературы XVIIIвека. Гражданский пафос русского классицизма.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ. Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния", "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН. Жизнь и творчество (обзор). "Властителям и судиям". Тема несправедливости сильных мира сего. "Высокий" слог и ораторские, декламационные интонации.

"Памятник". Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэт. "Забавный русский слог" Державин и его особенности. Оценка в стихотворении собственного новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН. Слово о писателе. Повесть "Бедная Лиза", стихотворение "Осень".Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза". Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления)






1.Подготовка выразительного чтения наизусть фрагменты оды






2.Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения







3.Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения Н.М. Карамзина


4. Контрольная работа №1 Сочинение по литературе XIX века





1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.41, задания 2)






2.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.41, задания 3)






3.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.41, задания 4)



4.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.45, задания 4; стр.51.задания 1-3)



4

Из литературы XIX века

54

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. Жизнь и творчество (обзор)."Море". Романтический образ моря."Невыразимое"Границы выразимого Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

"Светлана". Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада "Светлана" - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранивший веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ. Жизнь и творчество (обзор). Комедия "Горе от ума". История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы.. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник "странного" человека в русской литературе Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
















АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение "К Чаадаеву", "К морю", "Пророк", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил; любовь ещё, быть может..." "Бесы", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Два чувства дивно близки нам..."

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

"Евгений Онегин". Обзор содержания. "Евгений Онегин" - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика -В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; "органическая" критика - А.А. Григорьев; "почвенники" - Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

"Моцарт и Сальери" Проблема "гения и злодейства". Трагедийное начало " Моцарта и Сальери". Два типа мировосприятия, олицетворённых в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр (развитие понятия).

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (обзор).

"Герой нашего времени". Обзор содержания. "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядности личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - "самый любопытный предмет своих наблюдений" (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и "ундина".

Повесть "Фаталист" и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и "Герой нашего времени" в критике В.Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. "Смерть поэта", "Парус", "И скучно и грустно", "Дума", "Поэт", "Родина", "Пророк", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Нет, я не Байрон, я другой...", "Расстались мы, но твой портрет..." "Есть речи - значенье..." "Предсказание", "Молитва", "Нищий".

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.













НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (обзор).

"Мертвые души". История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - "приобретатель" новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с "Божественной комедией " Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения и соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. Слово о писателе. "Тоска", "Смерть чиновника". Истинные и ложные ценности героев рассказа. "Смерть чиновника". Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к "маленькому человеку". Боль и негодование автора. "Тоска". Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.


Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворений

В.А. Жуковского (К.Н. Батюшкова, Е.А.Баратынского)











1.Подготовка к устному ответу на вопрос (рассказу)




2.Подготовка выразительного чтения наизусть монолога Чацкого.


3. Контрольная работа №2 Сочинение по комедии Грибоедова


4. Контрольная работа №3 (за первую четверть)-тестирование





.




1.Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворений Пушкина



2. Сочинение по лирике А.С. Пушкина




3. Подготовка выразительного чтения наизусть

отрывка из романа Пушкина "Евгений Онегин"


4.Контрольная работа №4 Сочинение по роману "Евгений Онегин" А.С. Пушкина



1. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворений Лермонтова


2. Сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова




3. Контрольная работа №5 (за вторую четверть)-тестирование








4. Контрольная работа №6. М.Ю. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"









1.Контрольная работа №7 и её анализ. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя"Мертвые души"

Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41,задание 5)














1 Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.42, задание 1-3)


2. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41,задание 6)

3. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.46,задание 1-4)


4.Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включенным в Кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ОГЭ для выпускников 9 класса ("Слово о полку Игореве",

Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов)


1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41,задание 7)



2.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.46,задание 1или2)




3. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41,задание 8)



4.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.47, по задан. 3-8)




1. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41, задание 9)

2. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.47, по задан. 1-4)


3. Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включенным в Кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ОГЭ для выпускников 9 класса:

лирика А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтова, Роман в стихах "Евгений Онегин".


4. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.47-48, по задан. 5-9)










1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.56, по вопросам 30-35)

5

Из русской литература XXвека

28

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века

Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ "Темные аллеи". Печальные истории любви людей из разных социальных слоев. "Поэзия" и "проза" русской усадьбы".Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы. (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце". История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести "шариковщины", "швондерства". Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятия).

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ. Слово о писателе. Рассказ "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимого человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН. Слово о писателе. Рассказ "Матренин двор". Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (обзор).

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК. Слово о поэте. "Ветер принёс издалека...", "О, весна без конца и без краю...", "О, я хочу безумно жить...", цикл "Родина". Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в "страшном мире". Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. Слово о поэте. "Вот уж вечер...", "Не жалею, не зову , не плачу...", "Край ты мой заброшенный...", "Гой ты, Русь моя родная..." , "Нивы сжаты, рощи голы...", "Разбуди меня завтра рано...", "Отговорила роща золотая...". Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ. Слово о поэте.

"Послушайте!", "А в могли бы?", "Люблю" ( отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА. Слово о поэте. "Идешь, на меня похожий...", "Бабушке", "Мне нравится, что вы больны не мной...","Стихи к блоку", "Откуда такая нежность?", "Родина", "Стихи о Москве". Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ. Слово о поэте. "Я не ищу гармонии в природе", "Где-то в поле возле Магадана...", "Можжевеловый куст", "О красоте человеческих лиц",

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА. Слово о поэте. Произведения "Четки", "Белая стая", "Пушкин", "Подорожник", "ANNO DOMINI" "Тростник", "Ветер войны".Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. Слово о поэте."Красавица моя, вся стать...", "Перемена","Весна в лесу", "Во всем мне хочется дойти...", "Быть знаменитым некрасиво..." Философская глубина лирики Б.Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ. Слово о поэте. "Урожай","Весенние строчки", "Я убит подо Ржевом", Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая система стихосложения (углубление представлений).












Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков(обзор)

А.С. Пушкин. "Певец"; М.Ю. Лермонтов. "Отчего"; В.А. Сологуб. "Серенада" ("Закинув плащ, с гитарой под рукою...")

Н.А. Некрасов "Тройка",("Что ты жадно глядишь на дорогу...")

Е.А. Баратынский. "Разуверение", В.И. Тютчев. "К.Б" ("Я встретил вас - и все былое...") А.К. Толстой. "Средь шумного бала, случайно..."; А.А. Фет. "Я тебе ничего не скажу..."; А.А. Сурков. "Бьется в тесной печурке огонь..."; К.М. Симонов. "Жди меня, и я вернусь..."; Н.М. Заболоцкий. "Признание" и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.







































1. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Блока



2. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Есенина



3. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Маяковского

4. Подготовка выразительного чтения наизусть

Стихотворения

Цветаевой

5. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Заболоцкого

6. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Ахматовой.

7. Подготовка выразительного чтения наизусть

стихотворения

Твардовского




8. Контрольная работа № 8 и её анализ за третью четверть












Контрольная работа № 9 и её анализ за четвертую четверть

.








































1.1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.41, задание 10)




2.1. (стр.41, задание 11)







3.1. (стр.41, задание 12)






4.1. (стр.41, задание 13)





5.1. (стр.41, задание 14)





6.1. (стр.41, задание 15)






7.1. (стр.41, задание 16)








8.1 Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включенным в Кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ОГЭ для выпускников 9 класса:

М.Ю. Лермонтов("Герой нашего времени"), Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.А, Блок, С.А. Есенин, В.В. Маяковский)




Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включенным в Кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ОГЭ для выпускников 9 класса:

М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, М.А. Шолохов, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский, А.И. Солженицын.

6

Из зарубежной литературы

4

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

ГОРАЦИЙ. Слово о поэте.

"Я воздвиг памятник...". Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. Слово поэте.

"Божественная комедия" (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познания мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела),

мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком).

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. "Гамлет" (обзор чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). "Гамлет" - пьеса на все века" (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром "расшатавшегося века". Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии "Гамлет". Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия)

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенности эпохи Просвещения.

"Фауст" (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: "Пролог на небесах", №У городских ворот", "Кабинет Фауста","Сад", "Ночь. Улица перед домом Гретхен","Тюрьма", последний монолог Фауста из второй части трагедии).

"Фауст" - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. "Пролог" на небесах" - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой". Особенности жанра трагедии "Фауст". сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия)






Тематический поурочный план


№ п/п

Тема урока

Кол

- во часов

Примечание

I четверть

Введение (1ч)

1

Литература в духовной жизни человека

1


Из древнерусской литературы (3 ч)

2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного)."Слово о полку Игореве"- величайший памятник литературы Древней Руси.

1


3

Центральные образы "Слова..."

1

чтение наизусть

4

Основная идея и поэтика "Слова..."

1

домашнее сочинение

Из литературы XVIII века (8ч)

5

Классицизм в русском и мировом искусстве.

1


6

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"

1


7

М.В. Ломоносов. "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года".

1

чтение наизусть

8

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). "Властителям и судиям".

1


9

Г.Р. Державин. "Памятник"

1

чтение наизусть

10

Н.М. Карамзин."Бедная Лиза"Слово о писателе.

1


11

Н.М. Карамзин."Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей.

1


12

Н.М. Карамзин. "Осень" и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1)

1

чтение наизусть

13

Контрольная работа№1 и её анализ. Сочинение на тему: "Чем современна литература XVIII века?" (урок развития речи 1)

1

контрольно сочинение №1

Из литературы XIX века (51ч)


14


Русские поэты первой половины XIX века: К.Н Батюшков, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев,

А.А. Дельвиг, Н.М. Вяземский, Е.А. Баратынский (урок внеклассного чтения 2)

1

чтение наизусть

15

В.А. Жуковский - поэт-романтик. Слово о поэте

1


17

В.А. Жуковский. "Невыразимое". Границы выразимого.

1


18

В.А. Жуковский ."Светлана": черты баллады.

1

чтение наизусть

19

В.А. Жуковский ."Светлана": образ главной героини

1


20

А.С. Грибоедов. "Горе от ума". Жизнь и творчество писателя (обзор)

1


21


А.С. Грибоедов. "Горе от ума": проблематика и конфликт. Фамусовская Москава.

1


22

А.С. Грибоедов. "Горе от ума": образ Чацкого

1

устный ответ (рассказ)

23

А.С. Грибоедов. "Горе от ума": язык комедии.

1

чтение наизусть монолога

24

А.С. Грибоедов. "Горе от ума": в критике


конспект статьи И.А. Гончарова

25

Контрольная работа №2 и её анализ. Классное сочинение по комедии"Горе от ума"

А.С. Грибоедова

1

контрольное сочинение №2

26-27

Контрольная работа №3и её анализ (за первую четверть)

2

Тестирование-1

II четверть

28

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика (стихотворения по выбору учителя)

1


29

А.С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: "К Чаадаеву", "К морю", "Пророк", "Анчар",

1

чтение наизусть

30

А.С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта:"На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил; любовь ещё, быть может..."

1

чтение наизусть

31

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии "Пророк"

1

чтение наизусть

32

А.С. Пушкин. ..."Бесы", "Два чувства дивно близки нам..."и другие стихотворения

1

чтение наизусть

33

А.С. Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...": самооценка творчества в стихотворении.

1

чтение наизусть

34

Сочинение по лирике А.С. Пушкина (урок развития речи 2)

1

сочинение

35

А..С. Пушкин. "Моцарт и Сальери".

1


36


А.С. Пушкин. "Евгений Онегин как новаторское произведение"

1


37

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин": главные мужские образы романа.

1

.

38

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин": главные женские образы романа.

1


39

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин": взаимоотношения главных героев.

1


40

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин": образ автора

1



41

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни.

1

чтение наизусть

42

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин" в зеркале критики.

1


43

Контрольная работа № 4 и её анализ. Сочинение по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"(урок развития речи 3)

1

сочинение (К.Р.№ 4)

44

М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного)

1


45

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.

1


46

М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, , приносящая страдания, в лирике поэта: "Нищий", "Расстались мы , но твой портрет...","Нет, не тебя так пылко я люблю...".

1


47

М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта.

1


48

Сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова (урок развития речи 4)

1

сочинение

49-50

Контрольная работа №5 и её анализ за вторую четверть

2

Тестирование-2

III четверть

51

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа.

1


52

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

1


53

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера.

1


54

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени"(глава "Фаталист"): философско-композиционное значение повести.

1


55

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина.

1


56

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина.

1


57

М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков.

1

конспект статьи

58

Контрольная работа №6 и её анализ. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (урок развития речи 5)

1

сочинение (К.Р. №6)

59

Данте Алигьери. "Божественная комедия" (фрагменты).

1


60

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). "Мертвые души".Обзор содержания, история создания.

1


61

Н.В. Гоголь. "Мертвые души": образы помещиков.

1


62

Н.В. Гоголь. "Мертвые души": образ города.

1


63

Н.В. Гоголь. "Мертвые души": образ Чичикова.

1


64

Н.В. Гоголь. "Мертвые души": образ России, народа и автора в поэме.

1


65

Н.В. Гоголь. "Мертвые души": специфика жанра.

1


66

Контрольная работа №7 и её анализ. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя"Мертвые души" (урок развития речи 6)

1

сочинение (К.Р.№7)

67

А.П. Чехов. "Тоска": тема одиночества человека в многолюдном городе.

1


Из русской литература XXвека

68

Русской литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А. Бунин. "Темные аллеи": проблематика и образы.

1


69

И.А. Бунин "Темные аллеи": мастерство писателя в рассказе.

1


70

Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. "Ветер принёс издалека...", "О, весна без конца и без краю...",

1


71

А.А. Блок "Ветер принёс издалека...", "О, весна без конца и без краю...", "О, я хочу безумно жить...", цикл "Родина"

1


72

А.А. Блок. О, я хочу безумно жить...", стихотворения из цикла "Родина"

1

Чтение наизусть

73

С.А. Есенин. Тема России - главная в есенинской поэзии: "Вот уж вечер...", "Край ты мой заброшенный...", "Гой ты, Русь моя родная..." , "Нивы сжаты, рощи голы...", "Разбуди меня завтра рано..."



74

С.А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека:, "Не жалею, не зову , не плачу..." "Отговорила роща золотая...".

1

Чтение наизусть

75

С.А. Есенин. Стихи о любви. "Письмо к женщине".

1


76

В.В. Маяковский. "Послушайте!", "А в могли бы?".

1


77

В.В. Маяковский."Люблю" (отрывок), "Прощанье".

1

Чтение наизусть

77-78

Контрольная работа № 8 и её анализ за третью четверть

2

тестирование -3

IV четверть

79

М.А. Булгаков "Собачье сердце": проблематика и образы

1


80

М.А. Булгаков "Собачье сердце": поэтика повести

1


81

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: "Идешь, на меня похожий...", "Бабушке", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Откуда такая нежность?"

1


82

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и России. "Стихи к блоку", "Родина", "Стихи о Москве".

1

Чтение наизусть

83

А.А. Ахматова. Стихи о из книг "Четки" ("Стихи о Петербурге"),"Белая стая" ("Молитва"), "Подорожник" ("Сразу стало тихо в доме...", "Я спросил у кукушки..."), "ANNO DOMINI"("Сказал , что у меня соперниц нет..." , "Не с теми я кто бросил землю...","Что ты бродишь неприкаянный...").

1


84

А.А. Ахматова . Стихи из книг "Тростник"("Муза"), "Седьмая книга" ("Пушкин", "Ветер войны" ("И та, что сегодня прощается с милым"), из поэмы "Реквием" ("И упало каменное сердце")

1

Чтение наизусть

85

Н.А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: "Я не ищу гармонии в природе...", "Завещание"

1


86

Н.А. Заболоцкий. Стихи о любви и смерти в лирике поэта: "Ге-то в поле возле Магадана...", "Можжевеловый куст", "О красоте" человеческих лиц".

1

Чтение наизусть

87

М.А. Шолохов. "Судьба человека": проблематика и образы.

1


88

М.А. Шолохов. "Судьба человека": поэтика рассказа.

1


89

Б.Л. Пастернак. Стихи о природе и любви: "Красавица моя, вся стать...", "Перемена", "Весна в лесу..."

1


90

Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта: "Во всем мне хочется дойти...", "Быть знаменитым некрасиво..."

1


91

А.Т. Твардовский. Стихи о родине, о природе: "Урожай", "Весенние строчки", "О сущем" и другие стихотворения.

1


92

А.Т. Твардовский. Стихи поэта-воина: "Я убит подо Ржевом...", "Я знаю, никакой моей вины...".

1

Чтение наизусть

93

А.И. Солженицын. "Матренин двор": проблематика, образ рассказчика.

1


94

А.И. Солженицын. "Матренин двор": образ Матрёны, особенности жанра рассказчика-притчи.

1


95

Контрольная работа № 9 и её анализ за четвертую четверть

1

тестирование -4

96

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века.

1


97

Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века.

1


И зарубежной литературы

98

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».

1


99-100

У. Шекспир. "Гамлет": образ главного героя ,тема любви в трагедии (обзор с чтение отдельных сцен)

2


101


И.-В. Гёте."Фауст": сюжет и проблематика, идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен).

1


102

Итоги года и задание для летнего чтения

1



Предмет "Литература" / Класс 9 / 2018 - 2019 уч. г.


Реквизиты приказа директора школы

Заменяемая тема

Уплотняемая тема

Новая тема

Количество часов

Период корректировки (неделя, месяц, четверть)




































































Скачать

© 2018 291 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!