СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "окружающий социальный мир" 5 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТМНР (вариант 2), СИПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "окружающий социальный мир" 5 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), СИПР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "окружающий социальный мир" 5 класс для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТМНР (вариант 2), СИПР.»

3.4. Окружающий социальный мир

5 класс (68ч; 2 ч в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта на его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.


Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Планируемые предметные результаты по учебному предмету окружающий социальный мир:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение находить друзей на основе личных симпатий.

· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

· Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представления об обязанностях и правах ребенка.

· Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

· Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

6) Представление о стране проживания Россия.

· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.


Личностные учебные действия:

  • индивидуальное дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей


Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.


Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

  • пользоваться учебной мебелью

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения


Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов


Базовые учебные действия.

Учащиеся должны знать:

  • типовые модели поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения.

  • назначение кухонного инвентаря, предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей

  • наземный транспорт

  • правила перехода улицы

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять правила поведения в общественных местах,

  • Различать помещения школы и школьной территории и части улицы


Содержание программы

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


22


23



24

25

26

27


28

29


30

31


32


33



34


35



36



37


38


39

40

41

42

43


44

45


46


47


Школа.

1. Помещения школы.

2. Профессии людей, работающих в школе.

3. Участок школьной территории. Правила поведения на территории школы

4. Режим дня школьника.

5. Правила поведения учащегося на уроке и на перемене.

6. Правила поведения учащегося в столовой.

7. Правил поведения на территории школы.

8. Школьные принадлежности. Назначения.

9. Я школьник. Внешний вид школьника.

10. Положительные качества человека.

11. Способы проявления дружеских отношений

Квартира, дом, двор.

1.Мой дом. Части и тип дома.

2.Домашний адрес.

3.Места общего пользования.

4.Правила при пользовании лифтом, мусоропроводом.

5.Правила безопасного поведения в местах общего пользования в доме.

6.Помещения квартиры, их функциональное назначение.

7. Коммунальные удобства квартиры.

8. Мой двор. Части территории двора.

9. Правила безопасности и поведения во дворе

10.Часы механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Строение часов. Назначение.

11. Аудио, видеотехника, средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Назначение.

12. Телефон, планшет. Назначение. Последовательность действий при пользовании: включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.

Предметы быта.

1. Электробытовые приборы. Назначение электроприборов.

2. Техника безопасности при пользовании электробытовым прибором.

3. Мебель. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).

4. Посуда. Назначение посуды.

Продукты питания.

1.Напитки по внешнему виду, на вкус. Упаковки с напитком.

2. Молочные продукты по внешнему виду, на вкус. Упаковки с молочным продуктом. Правила хранения молочных продуктов.

3. Мука и мучные изделия. Правила хранения мучных изделий.

7. Крупы и бобовые. Правила хранения. Способы приготовления круп и бобовых.

8. Кондитерские изделия. Правила хранения кондитерских изделий.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

1. Бумага. Свойства (рвется, мнется, намокает). Виды бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Предметы, изготовленные из бумаги.

2. Инструменты для работы с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).

3. Дерево. Свойство дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Предметы, изготовленные из дерева. Инструмент для работы с деревом (молоток, пила, топор).

1.Стекло. Свойство стекла (прозрачность, хрупкость). Предметы, изготовленные из стекла. Правила безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла.

2. Ткань. Свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы из ткани.

3. Инструменты для работы с тканью (ножницы, игла).

Город.

1. Городская инфраструктура: районы, улицы, площади, здания, парки.

2. Профессии (продавец, повар, парикмахер, почтальон).

3. Правила поведения в общественных местах.

4. Улица города. Правила перехода улицы.

5.Правила поведения на улице.

Транспорт.

1.Наземный транспорт. Профессий людей, работающих на транспорте.

2.Воздушный и водный транспорт. Профессий людей, работающих на транспорте.

3.Правила поведения в общественном транспорте.

Страна.

1.Государство, в котором мы живем. Государственная символика (герб, флаг, гимн).


2

2

1

2

1

1

1

1

1

2

2


2

1

2

1

2

1

1

1

2

1


1


1



2

1

2

2


1

2


2

2


1


2



1


2



1



1


1


1

2

2

2

1


2

1


1


1


Итого


68





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!