СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету: «Психологический практикум» для обучающейся 11 класса на домашнем обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в связи с изменением в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особо остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ОВЗ в современное общество.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету: «Психологический практикум» для обучающейся 11 класса на домашнем обучении»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор МБОУ СОШ № 4 г. Бирска

по учебно-воспитательной работе ______________ /В.Н.Котов/

_____________/И. К. Сафронова/ Приказ №76/1-К от «28» августа 2019 г.







Рабочая программа по учебному

предмету: «Психологический практикум»

для

обучающейся 11 класса на домашнем обучении

по адаптированной общеобразовательной программе

для обучающихся с УО (ИН)

2019-2020 учебный год

составила педагог-психолог Гаврилова Людмила Анатольевна









Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа ориентирована на пособие Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008, книга Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – Москва: АРКТИ, 2005 и пособие Изард К.Э. Психология эмоций – Москва: 2002 г., Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых – С-П.: 2002 г.

Уроки по психологическому практикуму в 10 классе отводится 1 часа в неделю, в год 34 часов.

Цель программы:

  1. Познакомить с эмоциями и чувствами;

  2. Научить отслеживать эмоциональные состояния и чувства;

  3. Научить адекватному ситуации выражению эмоций;

  4. Знакомства с понятием стресс;

  5. Научить конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций;

  6. Ознакомление детей со способами саморегуляции;

  7. Снижение уровня тревожности подростков;

  8. Повышение самопринятия.

Задачи программы:

Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.

  1. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы.

  2. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.

  3. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей.

  4. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.

Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.

Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.

Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и искаженное представление об окружающем мире.

Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А., Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса.

Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» (под ред. Шиф Ж.И.) приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности.

Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.

У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.).

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Старших классов представление о закономерностях психических процессов. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно- воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.

Принципы программы:

Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.

Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.

Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.

Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.

Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.

Личностными результатами изучения программы предмета «Психологический практикум» являются

- способность к самоопределению;

- использование компетенций личностью по отношению к окружающим;

- сформированность гражданской позиции.

Метапредметными результатами изучения программы предмета «Психологический практикум» являются

- готовность к профессиональному выбору;

- умение оценивать свои поступки с точки зрения этической. 
Результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные :

- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

- научиться контролировать собственное агрессивное поведение;

- осознавать свою долю ответственности за поступки;

- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные:

- адекватно воспринимать оценки учителей и одноклассников;

- уметь распознавать чувства другого человека;

- уметь формулировать собственные проблемы.

Коммуникативные:

- учиться строить взаимоотношения с окружающими;

- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

Учиться толерантному отношению к другому человеку.

Предметными результатами изучения программы предмета «Психологический практикум» являются

- владение знаниями для получения дополнительного образования;

- применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения различных задач.



Ожидаемый результат:

- углубление знаний учащихся по предметному полю психология;

- индивидуальная адаптация учащегося в учебном процессе, максимальная активизация познавательной, поисковой и проектно - исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, проявление инициативности и максимальной реализации способностей;

- формирование умений учащихся высказывать собственное мнение, творчески овладевать знаниями, умениями и навыками;

-формирование собственной личностной позиции.

Структура программы:

  1. Эмоции и чувства 6 часов

  2. Стресс и способы выхода из него 5 часов

  3. Саморегуляция 6 часов

  4. Тревожность 7 часов

  5. Самооценка 5 часов

  6. Развитие самосознания 5 часов

Методы:

  1. Беседа, рассказ, объяснение.

  2. Обучающая игра.

  3. Практическая работа.

  4. Метод самодиагностики.

  5. Метод опроса и анкетирования.

Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в программу включены дидактические, логопедические, подвижные. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.

Организация занятий:

Ученик заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и зарисовывает пиктограммы настроения.

11 классах отводится 1 час в неделю.

Всего за год 11 класс – 34 часа;

Продолжительность занятий 45 минут.



Формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная. Критерии оценивания:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Основные требования к результатам реализации АОП:

  • использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;

  • контроль эмоциями и чувствами;

  • использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;

  • выход из стрессовых ситуациях;

  • обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;

  • уметь оценивать себя;

  • классифицировать предметы, понятия по признакам;

  • устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;

  • находить существенные признаки предмета;

-находить сходства и различия;

  • выдвигать гипотезы, версии, аргументировать свои мнения;

  • понимать смысл пословиц; Практическая деятельность:

  • выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;

  • установление разных связей и отношений между словами;

  • работа над текстом;

  • составление режима учебной работы и отдыха;

  • Саморегуляция;

  • Самооценка;

  • Смысловой памяти, воображения;

  • Мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;

  • Адекватная самооценка своих возможностей;



Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП:

  1. Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.

  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-П 2002 г.

  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-П 2002 г.

  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-П 2003 г.

  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-П 2002 г.

  6. Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-П 2002 г.

  7. Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.

  8. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.

  9. Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.





















Календарно-тематическое планирование по «Психологическому практикуму»





Темы


Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факт


Эмоции и чувства

Эмоции и чувства. «Словарь чувств»

1 ч

06.09.19



Эмоции и чувства. «Как управлять эмоциями»

1 ч

13.09.19



Эмоции и чувства. «Цвет моего эмоционального

состояния. Разговор цветов»

1 ч

19.09.19



Эмоции и чувства. «Раскрась свои чувства».

1 ч

20.09.19



Эмоции и чувства. «Гнев»

1 ч

27.09.19



Эмоции и чувства. «Социально-приемлемые способы выражения эмоций»

1 ч

04.10.19



Стресс и способы выхода из него.

Стресс и способы выхода из него. Лекция

1 ч

11.10.19.



Стресс и способы выхода из него. «Рисуем

деревья»

1 ч

18.10.19



Стресс и способы выхода из него. «Стресс»

1 ч

25.10.19



Стресс и способа выхода из него. «Рисуем выход

из стрессовых ситуаций»

1 ч

08.11.19



Стресс и способы выхода из него. «Что

делать?»

1 ч

15.11.19



Саморегуляция.

Саморегуляция. «Что нового и хорошего…»

1 ч

22.11.19



Саморегуляция. Актуализация опыта

переживания стресса

1 ч

29.11.19



Саморегуляция. «Рисуем свое тело в состоянии

стресса»

1 ч

06.12.19



Саморегуляция. «Винт»

1 ч

13.12.19



Саморегуляция. «Водопад»

1 ч

20.12.19



Саморегуляция. «Ущерб и его компенсация»

1 ч

27.12.19



Тревожность.

Тревожность. «Что нового и хорошего…»

1 ч

17.01.20



Тревожность. Лекция «Тревога, страх»

1 ч

24.01.20



Тревожность. «Рисуем влияние семейных

проблем на нашу жизнь

1 ч

31.01.20



Тревожность. «Ищем примирение с источником

тревожности»

1 ч

07.02.20



Тревожность. «Рисуем страх»

1 ч

14.02.20



Тревожность. Актуализация опыта побед над страхами.

1 ч

21.02.20



Тревожность. «Рисуем победу над страхом»

1 ч

28.02.20



Самооценка.

Самооценка. «Что нового и хорошего…»

1 ч

06.03.20



Самооценка. «Зеркало», «Что я знаю о себе»

1 ч

13.03.20



Самооценка. «Психологический портрет»

1 ч

20.03.20



Самооценка. «Я такой же, как ты»

1 ч

03.04.20



Самооценка. «Сильные и слабые стороны»

1 ч

10.04.20



Развитие самосознания

Право на труд

1 ч

17.04.20



Мораль и нравственность как категории

1 ч

24.04.20



Влияние стресса на наше здоровье

1 ч

08.05.20



Компьютер и здоровье

1 ч

15.05.20



Восприятие цвета человеком

1 ч

22.05.20














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!