Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МБОУ СОШ № 4 г. Бирска
по учебно-воспитательной работе ______________ /В.Н.Котов/
_____________/И. К. Сафронова/ Приказ №76/1-К от «28» августа 2019 г.
Рабочая программа по учебному
предмету: «Психологический практикум»
для
обучающейся 11 класса на домашнем обучении
по адаптированной общеобразовательной программе
для обучающихся с УО (ИН)
2019-2020 учебный год
составила педагог-психолог Гаврилова Людмила Анатольевна
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа ориентирована на пособие Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008, книга Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – Москва: АРКТИ, 2005 и пособие Изард К.Э. Психология эмоций – Москва: 2002 г., Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых – С-П.: 2002 г.
Уроки по психологическому практикуму в 10 классе отводится 1 часа в неделю, в год 34 часов.
Цель программы:
Познакомить с эмоциями и чувствами;
Научить отслеживать эмоциональные состояния и чувства;
Научить адекватному ситуации выражению эмоций;
Знакомства с понятием стресс;
Научить конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций;
Ознакомление детей со способами саморегуляции;
Снижение уровня тревожности подростков;
Повышение самопринятия.
Задачи программы:
Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.
Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы.
Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей.
Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.
Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.
Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.
У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и искаженное представление об окружающем мире.
Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А., Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса.
Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» (под ред. Шиф Ж.И.) приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности.
Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.).
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Старших классов представление о закономерностях психических процессов. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно- воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.
Принципы программы:
Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.
Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.
Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.
Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.
Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Личностными результатами изучения программы предмета «Психологический практикум» являются
- способность к самоопределению;
- использование компетенций личностью по отношению к окружающим;
- сформированность гражданской позиции.
Метапредметными результатами изучения программы предмета «Психологический практикум» являются
- готовность к профессиональному выбору;
- умение оценивать свои поступки с точки зрения этической.
Результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные :
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
- научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
- осознавать свою долю ответственности за поступки;
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные:
- адекватно воспринимать оценки учителей и одноклассников;
- уметь распознавать чувства другого человека;
- уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
Учиться толерантному отношению к другому человеку.
Предметными результатами изучения программы предмета «Психологический практикум» являются
- владение знаниями для получения дополнительного образования;
- применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения различных задач.
Ожидаемый результат:
- углубление знаний учащихся по предметному полю психология;
- индивидуальная адаптация учащегося в учебном процессе, максимальная активизация познавательной, поисковой и проектно - исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, проявление инициативности и максимальной реализации способностей;
- формирование умений учащихся высказывать собственное мнение, творчески овладевать знаниями, умениями и навыками;
-формирование собственной личностной позиции.
Структура программы:
Эмоции и чувства 6 часов
Стресс и способы выхода из него 5 часов
Саморегуляция 6 часов
Тревожность 7 часов
Самооценка 5 часов
Развитие самосознания 5 часов
Методы:
Беседа, рассказ, объяснение.
Обучающая игра.
Практическая работа.
Метод самодиагностики.
Метод опроса и анкетирования.
Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в программу включены дидактические, логопедические, подвижные. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.
Организация занятий:
Ученик заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и зарисовывает пиктограммы настроения.
11 классах отводится 1 час в неделю.
Всего за год 11 класс – 34 часа;
Продолжительность занятий 45 минут.
Формы организации деятельности учащихся:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Основные требования к результатам реализации АОП:
использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;
контроль эмоциями и чувствами;
использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;
выход из стрессовых ситуациях;
обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
уметь оценивать себя;
классифицировать предметы, понятия по признакам;
устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;
находить существенные признаки предмета;
-находить сходства и различия;
выдвигать гипотезы, версии, аргументировать свои мнения;
понимать смысл пословиц; Практическая деятельность:
выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;
установление разных связей и отношений между словами;
работа над текстом;
составление режима учебной работы и отдыха;
Саморегуляция;
Самооценка;
Смысловой памяти, воображения;
Мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;
Адекватная самооценка своих возможностей;
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП:
Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-П 2002 г.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-П 2002 г.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-П 2003 г.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-П 2002 г.
Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-П 2002 г.
Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.
С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.
Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.
Календарно-тематическое планирование по «Психологическому практикуму»
№ | Темы | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факт | |
Эмоции и чувства |
| Эмоции и чувства. «Словарь чувств» | 1 ч | 06.09.19 | | |
| Эмоции и чувства. «Как управлять эмоциями» | 1 ч | 13.09.19 | | |
| Эмоции и чувства. «Цвет моего эмоционального состояния. Разговор цветов» | 1 ч | 19.09.19 | | |
| Эмоции и чувства. «Раскрась свои чувства». | 1 ч | 20.09.19 | | |
| Эмоции и чувства. «Гнев» | 1 ч | 27.09.19 | | |
| Эмоции и чувства. «Социально-приемлемые способы выражения эмоций» | 1 ч | 04.10.19 | | |
Стресс и способы выхода из него. |
| Стресс и способы выхода из него. Лекция | 1 ч | 11.10.19. | | |
| Стресс и способы выхода из него. «Рисуем деревья» | 1 ч | 18.10.19 | | |
| Стресс и способы выхода из него. «Стресс» | 1 ч | 25.10.19 | | |
| Стресс и способа выхода из него. «Рисуем выход из стрессовых ситуаций» | 1 ч | 08.11.19 | | |
| Стресс и способы выхода из него. «Что делать?» | 1 ч | 15.11.19 | | |
Саморегуляция. |
| Саморегуляция. «Что нового и хорошего…» | 1 ч | 22.11.19 | | |
| Саморегуляция. Актуализация опыта переживания стресса | 1 ч | 29.11.19 | | |
| Саморегуляция. «Рисуем свое тело в состоянии стресса» | 1 ч | 06.12.19 | | |
| Саморегуляция. «Винт» | 1 ч | 13.12.19 | | |
| Саморегуляция. «Водопад» | 1 ч | 20.12.19 | | |
| Саморегуляция. «Ущерб и его компенсация» | 1 ч | 27.12.19 | | |
Тревожность. |
| Тревожность. «Что нового и хорошего…» | 1 ч | 17.01.20 | | |
| Тревожность. Лекция «Тревога, страх» | 1 ч | 24.01.20 | | |
| Тревожность. «Рисуем влияние семейных проблем на нашу жизнь | 1 ч | 31.01.20 | | |
| Тревожность. «Ищем примирение с источником тревожности» | 1 ч | 07.02.20 | | |
| Тревожность. «Рисуем страх» | 1 ч | 14.02.20 | | |
| Тревожность. Актуализация опыта побед над страхами. | 1 ч | 21.02.20 | | |
| Тревожность. «Рисуем победу над страхом» | 1 ч | 28.02.20 | | |
Самооценка. |
| Самооценка. «Что нового и хорошего…» | 1 ч | 06.03.20 | | |
| Самооценка. «Зеркало», «Что я знаю о себе» | 1 ч | 13.03.20 | | |
| Самооценка. «Психологический портрет» | 1 ч | 20.03.20 | | |
| Самооценка. «Я такой же, как ты» | 1 ч | 03.04.20 | | |
| Самооценка. «Сильные и слабые стороны» | 1 ч | 10.04.20 | | |
Развитие самосознания |
| Право на труд | 1 ч | 17.04.20 | | |
| Мораль и нравственность как категории | 1 ч | 24.04.20 | | |
| Влияние стресса на наше здоровье | 1 ч | 08.05.20 | | |
| Компьютер и здоровье | 1 ч | 15.05.20 | | |
| Восприятие цвета человеком | 1 ч | 22.05.20 | | |