1. Язык и речевая практика
1.1. Речь и альтернативная коммуникация.
68 часов в год (2 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
Содержание учебного предмета для обучающихся дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения с взрослым (учителем) и сверстником.
Реализация содержания учебного предмета позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые усвоили и овладели умениями в коммуникации общего характера: откликаются на имя и положительно реагируют невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполняют доступным способом инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) проявляют готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального взаимодействия. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией и отвечают на обращение доступными коммуникативными способами (взглядом, жестом или словом).
Во взаимодействии со сверстниками могут проявлять как партнерский интерес к совместным действиям, так и выражать негативную реакцию на присутствие других детей.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) при ограниченном понимании обращенной к ним речи взрослого проявляют интерес в конкретной ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым; в конкретной коммуникативной или игровой ситуации поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза» и прослеживают за действиями взрослого.
По отношению к сверстнику большинство детей безразличны, при физическом приближении в некоторых случаях проявляют негативизм или агрессивные действия.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
- закрепление средств общения, обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,
- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.
- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,
- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
- совершенствование ручной и мелкой моторики,
- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,
- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,
- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение предмета отведено 68 часов, 34 учебные недели (2 часа в неделю).
Планируемые предметные результаты учебного предмета
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Личностные учебные действия
- индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
читать, писать
устанавливать видо-родовые отношения предметов.
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Базовые учебные действия.
Учащиеся должны уметь:
контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и ближайших родственников.
различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;
подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.
использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета
№ | Наименование темы, разделы, блоки, модули | кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 | Повторение, чтение и письмо элементов букв Ш, ш, ы, Л, л, Н, н. 2.Чтение прямых и обратных слогов. Узнавание и различение образов графем (букв). 3. Копирование с образца букв, слогов, слов. Работа по картинкам. 4. Звук и буква Р. Узнавание и различение образов графем (букв). 5. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов. 6. Чтение слов, предложений со знакомыми буквами. Работа с картинками. 7.Звук и буква К. Выделение звука в словах. Узнавание и различение образов графем (букв). 8. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов. 9. Звук и буква П. Выделение звука. Узнавание и различение образов графем (букв). 10. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов. 1.Чтение слогов, слов, предложения Письмо слогов, слов с буквами «П, К» 2. Звук и буква Т. Узнавание и различение образов графем (букв). 3. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов. 4.Слоги, слова с буквой «Т». 5. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов. 6. Звук и буква И. Узнавание и различение образов графем (букв). 7. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов. 8.Образование и чтение трехбуквенного слога, состоящего из закрытого слога. 9. Звук и буква З. Узнавание и различение образов графем (букв). 10. Чтение предложений и текста. Копирование с образца букв, слогов, слов. 11.Различай З – С. Узнавание и различение образов графем (букв). 12.Чтение предложений и текстов. Копирование с образца букв, слогов, слов. 1.Звук и буква В, в. 2.Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв). 3. Слоги, слова с буквой В-в. Раскрашивание и штриховка. 4. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов. 5. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. 6. Чтение по букварю слов, предложений. Списывание с букваря. 7. Звук и буква Ж, ж. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв). 8. Слоги, слова с буквой Ж-ж. Раскрашивание и штриховка. 9. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов. 10. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. 11. Чтение по букварю слов, предложений. Списывание с букваря. 12. Звук и буква Б, б. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв). 13. Слоги, слова с буквой Б - б. Раскрашивание и штриховка. 14. Различай «Б – П». Узнавание и различение образов графем (букв). 15. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов. 16. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю. 17. Запись под диктовку и чтение слогов, слов, короткого предложения (по возможности). 1. Звук и буква Г, г. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв). 2. Слоги, слова с буквой Г-г. Раскрашивание и штриховка. 3. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов. 4. Составление слов из букв разрезной азбуки. Копирование с образца слогов, слов. 5. Звук и буква Д, д. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв). 6. Слоги, слова с буквой Д-д. Раскрашивание и штриховка. 7. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов. 8. Составление слов из букв разрезной азбуки. Копирование с образца слогов, слов 9. Чтение по букварю слов, предложений. Списывание с букваря. 10. Различай «Д – Т». Узнавание и различение образов графем (букв). 11. Чтение предложений и текста. 12. Повторение пройденного материала: чтение и письмо букв; копирование слов. | 3 2 2 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого | | 68 |