СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 5 класс для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ,ТМНР (вариант 2), СИПР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 5 класс для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ,ТМНР (вариант 2), СИПР.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 5 класс для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ,ТМНР (вариант 2), СИПР.»

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация.

68 часов в год (2 часа в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.

Содержание учебного предмета для обучающихся дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения с взрослым (учителем) и сверстником.

Реализация содержания учебного предмета позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые усвоили и овладели умениями в коммуникации общего характера: откликаются на имя и положительно реагируют невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполняют доступным способом инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) проявляют готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, при этом используют доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; умеют включиться в знакомую ситуацию социального взаимодействия. Они понимают речь взрослого в соответствии с конкретной ситуацией и отвечают на обращение доступными коммуникативными способами (взглядом, жестом или словом).

Во взаимодействии со сверстниками могут проявлять как партнерский интерес к совместным действиям, так и выражать негативную реакцию на присутствие других детей.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) при ограниченном понимании обращенной к ним речи взрослого проявляют интерес в конкретной ситуации к взаимодействию со знакомым взрослым; в конкретной коммуникативной или игровой ситуации поддерживают зрительный контакт «глаза в глаза» и прослеживают за действиями взрослого.

По отношению к сверстнику большинство детей безразличны, при физическом приближении в некоторых случаях проявляют негативизм или агрессивные действия.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.

Учебный предмет включает 3 раздела:

- коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

Задачи предмета:

- закрепление средств общения, обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

- совершенствование ручной и мелкой моторики,

- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

В Федеральном компоненте государственного стандарта на изучение предмета отведено 68 часов, 34 учебные недели (2 часа в неделю).


Планируемые предметные результаты учебного предмета

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

· Узнавание и различение образов графем (букв).

· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

· Начальные навыки чтения и письма.


Личностные учебные действия

  • - индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

  • целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс).

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

  • пользоваться учебной мебелью

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения


Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

  • пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

  • читать, писать

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов.

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)


Базовые учебные действия.

Учащиеся должны уметь:

  • контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

  • называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;

  • откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена одноклассников и ближайших родственников.

  • различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей действительности в играх;

  • подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых действиях.

  • использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;

  • готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  • выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,

  • проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.


СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Наименование темы, разделы, блоки, модули

кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7


8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24


25

26

27

28

29


30

31

32

33

34


35

36

37

38

39


40


41

42

43

44


45

46

47

48

49

50

51

  1. Повторение, чтение и письмо элементов букв Ш, ш, ы, Л, л, Н, н.

2.Чтение прямых и обратных слогов. Узнавание и различение образов графем (букв).

3. Копирование с образца букв, слогов, слов. Работа по картинкам.

4. Звук и буква Р. Узнавание и различение образов графем (букв).

5. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

6. Чтение слов, предложений со знакомыми буквами. Работа с картинками.

7.Звук и буква К. Выделение звука в словах. Узнавание и различение образов графем (букв).

8. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

9. Звук и буква П. Выделение звука. Узнавание и различение образов графем (букв).

10. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

1.Чтение слогов, слов, предложения Письмо слогов, слов с буквами «П, К»

2. Звук и буква Т. Узнавание и различение образов графем (букв).

3. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

4.Слоги, слова с буквой «Т».

5. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

6. Звук и буква И. Узнавание и различение образов графем (букв).

7. Чтение слов с буквой. Копирование с образца букв, слогов, слов.

8.Образование и чтение трехбуквенного слога, состоящего из закрытого слога.

9. Звук и буква З. Узнавание и различение образов графем (букв).

10. Чтение предложений и текста. Копирование с образца букв, слогов, слов.

11.Различай З – С. Узнавание и различение образов графем (букв).

12.Чтение предложений и текстов. Копирование с образца букв, слогов, слов.

1.Звук и буква В, в.

2.Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

3. Слоги, слова с буквой В-в. Раскрашивание и штриховка.

4. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

5. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю.

6. Чтение по букварю слов, предложений. Списывание с букваря.

7. Звук и буква Ж, ж. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

8. Слоги, слова с буквой Ж-ж. Раскрашивание и штриховка.

9. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

10. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю.

11. Чтение по букварю слов, предложений. Списывание с букваря.

12. Звук и буква Б, б. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

13. Слоги, слова с буквой Б - б. Раскрашивание и штриховка.

14. Различай «Б – П». Узнавание и различение образов графем (букв).

15. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

16. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение по букварю.

17. Запись под диктовку и чтение слогов, слов, короткого предложения (по возможности).

1. Звук и буква Г, г. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

2. Слоги, слова с буквой Г-г. Раскрашивание и штриховка.

3. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

4. Составление слов из букв разрезной азбуки. Копирование с образца слогов, слов. 5. Звук и буква Д, д. Чтение по букварю, работа по картинкам. Узнавание и различение образов графем (букв).

6. Слоги, слова с буквой Д-д. Раскрашивание и штриховка.

7. Чтение по букварю слов, предложений. Копирование с образца слогов, слов.

8. Составление слов из букв разрезной азбуки. Копирование с образца слогов, слов 9. Чтение по букварю слов, предложений. Списывание с букваря.

10. Различай «Д – Т». Узнавание и различение образов графем (букв).

11. Чтение предложений и текста.

12. Повторение пройденного материала: чтение и письмо букв; копирование слов.

3

2

2

1

2

1

2


2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

1

2

1

2


2

1

1

1

2


1

1

1

1

2


1

1

1

1

1


2


1

1

1

2


1

1

1

1

1

1

1

Итого


68




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!