областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей - дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от__________ Руководитель______Лебединская Е.Г. | Согласовано И.о. заместителя директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Аипова Р.М. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от__________ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
предметная область
«Язык и речевая практика»
для 7г/8г класса
на 2020-2021 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель программы:
Лебединская Елена Геннадьевна
Ульяновск, 2020
Содержание
| 1.Паспорт рабочей программы | |
| 2.Введение | |
| 3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ №39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.
Категория обучающихся: учащиеся 7г/8г класса
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 70 часов
Форма обучения: очная
Режим уроков: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование
Введение
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития,
ОГКОУШ №39, 2020 год.
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает доступные средства общения.
Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребёнка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и её функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание окружающими значительно затруднено или невозможно. В связи с этим обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по развитию сохранных речевых механизмов, а также по обучению использования альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Содержание учебного предмета для обучающихся 7, 8 классов дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником.
Реализация содержания учебного предмета в 7, 8 классах позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, электронных устройств).
Цель образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребёнку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета
В разделе «Коммуникация»:
- формирование у обучающегося интереса и потребности к взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:
-активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
-формирование доступных (включая альтернативные средства коммуникации) видов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе «Чтение и письмо»:
- развитие ручной и мелкой моторики,
- развитие слухового внимания и слухового восприятия,
-формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
-зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,
- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым;
- проявление положительного отношения к учебным занятиям;
- проявление заинтересованности в восприятии учебного плана.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
-реагирование на собственное имя;
-приветствие учителя жестом, звуком;
-прощание с учителем жестом, звуком;
-обращение с просьбой о помощи жестом, звуком;
-выражение согласия (несогласия) жестом, звуком;
-указание на объект при выражении своих желаний;
- проявление интереса к пальчиковым играм;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
- понимание простых предложений;
-рисование точек, линий, дуг, петелек, кругов, овалов, картинок по пунктирным линиям;
-сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуации с пальчиковыми играми.
Базовые учебные действия
-подготовка ребёнка к нахождению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
-формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего, на задание);
-использование по назначению учебных материалов;
-умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
-выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;
-проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях;
-умение выполнять действия по образцу и подражанию (выполнение действий способом рука в руке);
-формирование умения выполнять задание (удерживание произвольного внимания на выполнении посильного задания).
Содержание рабочей программы
Программа включает следующие разделы:
«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация:
- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
-Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
-Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью.
-Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
-Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).
-Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен, учащихся класса, педагогов.
-Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
-Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
-Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина, форма и др.).
-Понимание простых предложений. Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, выбор любимой игрушки среди других.
Чтение и письмо:
- совершенствование ручной и мелкой моторики;
-проведение линий, дуг, кругов, овалов, картинок по пунктирным линиям;
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия;
-закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
Учебно-тематическое планирование
Рабочая программа рассчитана на учебный год, общая трудоемкость - 70 часов.
| Наименование темы | Количество часов |
1. | Давай поздороваемся! | 1 |
2. | Моё имя. | 1 |
3. | Наш класс. | 1 |
4. | Ты ученик. Школьные принадлежности. | 1 |
5. | Прямые линии. | 1 |
6. | Стихотворение «Разноцветный ветер» В.Степанова. | 1 |
7. | Предметные картинки на тему «Осень». | 1 |
8. | Приметы осени. | 1 |
9. | Пальчиковые игры. «Две лягушки». «Семья пальчиков». | 1 |
10. | Стихотворение «Воробей» В.Степанова. | 1 |
11. | Осенний урожай. | 1 |
12. | Слушаем сказки. «Репка». | 2 |
13. | Собираем пирамидку. | 2 |
14. | Ломаные линии. | 2 |
15. | Построим стул. | 2 |
16. | Слушаем потешки. | 2 |
17. | Стихотворение «Снегопад» И.Винокурова. | 2 |
18. | «Здравствуй, зимушка-зима!» | 2 |
19. | Слушаем сказки. «Колобок». | 2 |
20. | Построим лесенку. | 2 |
21. | Мы встречаем Новый год. | 2 |
22. | Сюжетные картинки на тему «Зима». | 2 |
23. | Дуги. | 2 |
24. | Стихотворение «Снежок» Н.Некрасова. | 1 |
25. | Построим дом. | 2 |
26. | Предметные картинки на тему «Животные». | 2 |
27. | Слушаем сказки. «Теремок». | 2 |
28. | Волнистые линии. | 2 |
29. | Флажок (рисование картинки по пунктирным линиям). | 2 |
30. | Сюжетные картинки на тему «Зимние забавы». | 2 |
31. | Пальчиковые игры. «Домик». | 2 |
32. | Соберём матрешку. | 2 |
33. | Встречаем весну. | 2 |
34. | Сюжетные картинки на тему «Весна». | 2 |
35. | Слушаем потешки. | 1 |
36. | Бабочка (рисование картинки по пунктирным линиям). | 1 |
37. | Предметные картинки на тему «Одежда». | 2 |
38. | Слушаем сказки. «Курочка Ряба». | 1 |
39. | Апельсин (рисование картинки по пунктирным линиям). | 1 |
40. | Рассказ «Спала кошка на крыше» Л.Н.Толстого. | 1 |
41. | Пальчиковые игры. «Улитка». «Пальчики на прогулке». | 1 |
42. | Построим заборчик. | 1 |
43. | Стихотворение «Солнышко» В.Шипуновой. | 1 |
44. | Домик (рисование картинки по пунктирным линиям). | 1 |
45. | Предметные картинки на тему «Посуда». | 1 |
46. | Слушаем сказки. «Волк и семеро козлят». | 1 |
47. | Предметные картинки на тему «Лето». | 1 |
Итого | 70 |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
-методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. I: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность/ Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. -176 с. – (ФГОС дошкольного образования);
-Крупенчук О.И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. ФГОС ДО.- Спб.: Литера, 2017. – 32 с.;
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- куклы, наборы сказочных персонажей;
- набор для рисования (фломастеры, карандаши, ручки, бумага);
- предметные и сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- презентации;
- компьютерные программы для создания презентации;
- аудио и видеоматериалы.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».