СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» образовательная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 7, 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» образовательная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. 7, 8 класс.»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»


Рассмотрена и одобрена

на МО учителей - дефектологов

филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от__________

Руководитель______Лебединская Е.Г.

Согласовано

И.о. заместителя директора по

УВР филиала

ОГКОУШ №39

__________Аипова Р.М.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от__________

Директор__________Пономарева М.Н.







Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область

«Язык и речевая практика»

для 7г/8г класса


на 2020-2021 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)


Вариант 2





Составитель программы:

Лебединская Елена Геннадьевна






Ульяновск, 2020

Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений





































Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ №39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах.

Категория обучающихся: учащиеся 7г/8г класса

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим уроков: 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование






















Введение

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития,

ОГКОУШ №39, 2020 год.

Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает доступные средства общения.

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребёнка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и её функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание окружающими значительно затруднено или невозможно. В связи с этим обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по развитию сохранных речевых механизмов, а также по обучению использования альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Содержание учебного предмета для обучающихся 7, 8 классов дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстником.

Реализация содержания учебного предмета в 7, 8 классах позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических  изображений,  пиктограмм,  электронных  устройств).

Цель образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребёнку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Учебный предмет включает 3 раздела:

- коммуникация,

- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

- чтение и письмо.

Задачи предмета

В разделе «Коммуникация»:

- формирование у обучающегося интереса и потребности к взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:

-активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

-формирование доступных (включая альтернативные средства коммуникации) видов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе «Чтение и письмо»:

- развитие ручной и мелкой моторики,

- развитие слухового внимания и слухового восприятия,

-формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.


Личностные результаты освоения учебного предмета:

- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

-зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,

- интерес к взаимодействию со знакомым взрослым;

- проявление положительного отношения к учебным занятиям;

- проявление заинтересованности в восприятии учебного плана.



Предметные результаты освоения учебного предмета:

-реагирование на собственное имя;

-приветствие учителя жестом, звуком;

-прощание с учителем жестом, звуком;

-обращение с просьбой о помощи жестом, звуком;

-выражение согласия (несогласия) жестом, звуком;

-указание на объект при выражении своих желаний;

- проявление интереса к пальчиковым играм;

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;

- понимание простых предложений;

-рисование точек, линий, дуг, петелек, кругов, овалов, картинок по пунктирным линиям;

-сенсомоторная активность в разных проявлениях (эмоциональных и двигательных) в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуации с пальчиковыми играми.





Базовые учебные действия

-подготовка ребёнка к нахождению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;

-формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего, на задание);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

-выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;

-проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях;

-умение выполнять действия по образцу и подражанию (выполнение действий способом рука в руке);

-формирование умения выполнять задание (удерживание произвольного внимания на выполнении посильного задания).







Содержание рабочей программы


Программа включает следующие разделы:

«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Коммуникация:

- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

-Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

-Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью.

-Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:

-Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.).

-Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен, учащихся класса, педагогов.

-Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

-Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

-Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина, форма и др.).

-Понимание простых предложений. Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, выбор любимой игрушки среди других.

Чтение и письмо:

- совершенствование ручной и мелкой моторики;

-проведение линий, дуг, кругов, овалов, картинок по пунктирным линиям;

- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия;

-закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.








Учебно-тематическое планирование

Рабочая программа рассчитана на учебный год, общая трудоемкость - 70 часов.



Наименование темы

Количество часов

1.

Давай поздороваемся!

1

2.

Моё имя.

1

3.

Наш класс.

1

4.

Ты ученик. Школьные принадлежности.

1

5.

Прямые линии.

1

6.

Стихотворение «Разноцветный ветер» В.Степанова.

1

7.

Предметные картинки на тему «Осень».

1

8.

Приметы осени.

1

9.

Пальчиковые игры. «Две лягушки». «Семья пальчиков».

1

10.

Стихотворение «Воробей» В.Степанова.

1

11.

Осенний урожай.

1

12.

Слушаем сказки. «Репка».

2

13.

Собираем пирамидку.

2

14.

Ломаные линии.

2

15.

Построим стул.

2

16.

Слушаем потешки.

2

17.

Стихотворение «Снегопад» И.Винокурова.

2

18.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

2

19.

Слушаем сказки. «Колобок».

2

20.

Построим лесенку.

2

21.

Мы встречаем Новый год.

2

22.

Сюжетные картинки на тему «Зима».

2

23.

Дуги.

2

24.

Стихотворение «Снежок» Н.Некрасова.

1

25.

Построим дом.

2

26.

Предметные картинки на тему «Животные».

2

27.

Слушаем сказки. «Теремок».

2

28.

Волнистые линии.

2

29.

Флажок (рисование картинки по пунктирным линиям).

2

30.

Сюжетные картинки на тему «Зимние забавы».

2

31.

Пальчиковые игры. «Домик».

2

32.

Соберём матрешку.

2

33.

Встречаем весну.

2

34.

Сюжетные картинки на тему «Весна».

2

35.

Слушаем потешки.

1

36.

Бабочка (рисование картинки по пунктирным линиям).

1

37.

Предметные картинки на тему «Одежда».

2

38.

Слушаем сказки. «Курочка Ряба».

1

39.

Апельсин (рисование картинки по пунктирным линиям).

1

40.

Рассказ «Спала кошка на крыше» Л.Н.Толстого.

1

41.

Пальчиковые игры. «Улитка». «Пальчики на прогулке».

1

42.

Построим заборчик.

1

43.

Стихотворение «Солнышко» В.Шипуновой.

1

44.

Домик (рисование картинки по пунктирным линиям).

1

45.

Предметные картинки на тему «Посуда».

1

46.

Слушаем сказки. «Волк и семеро козлят».

1

47.

Предметные картинки на тему «Лето».

1

Итого

70








Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

-методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»: в 2 ч. Ч. I: познавательное и речевое развитие, игровая деятельность/ Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. -176 с. – (ФГОС дошкольного образования);

-Крупенчук О.И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. ФГОС ДО.- Спб.: Литера, 2017. – 32 с.;

- игрушки дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- куклы, наборы сказочных персонажей;

- набор для рисования (фломастеры, карандаши, ручки, бумага);

- предметные и сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- презентации;

- компьютерные программы для создания презентации;

- аудио и видеоматериалы.


Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.



Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.





Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.



Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!