СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД (КЕРАМИКА)» 9 КЛАСС в соответствии с ФГОС (адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Керамика - яркое и неповторимое явление национальных культур, изучение которой обогащает, доставляет радость об­щения с настоящим искусством. Одним из наиболее распространенных технологических приемов в изготовлении керамических изделий является лепка. Лепка как вид художественного творчества развивает на­блюдательность, воображение, эстетическое отношение к пред­метам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у обучающихся формируется объемное видение предметов, осмысляются пластические особенности формы и материала, развиваются чувства цельности композиции и понятие гармонии формы и содержания. Занятия лепкой из глины дают учащимся  хорошую воз­можность в овладении навыками работы с различными материа­лами и инструментами, развивают чувство материала, совер­шенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению изделий из глины ручным способом.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД (КЕРАМИКА)» 9 КЛАСС в соответствии с ФГОС (адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями)»

1


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА №2124 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»”



СОГЛАСОВАНО

Педагогическим Советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___ от «__» _______ 2018г




«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»

Приказ № ___ от «__» _______ 2018г

Директор ______ Колобаева И.Н.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РУЧНОЙ ТРУД (КЕРАМИКА)»

9 «Е» КЛАСС

на 2018-2019 учебный год


(адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с интеллектуальными нарушениями, 9 «Е» класс)




Учитель: Калинина И.В.










Москва, 2018


Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд (керамика)» составлена на основании адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели программы:

  • ознакомление обучающихся с керами­ческими промыслами и традициями искусства керамики народов России и других стран;

  • ознакомление с технологией изготовления керамических изде­лий, различными способами - их формования и декорирования;

  • развитие умения проводить коллективный анализ, раз­борку и оценку художественных произведений, как иллюстра­тивного материала, так и своих собственных; воспитание чувст­ва ответственности ребенка за качество своего труда в процессе подготовки и участия в коллективных выставках работ;

  • формирование у обучающихся основ целостной эстетиче­ской культуры через познание художественного образа керами­ческих изделий, народных традиций искусства керамики;

  • формирование у обучающихся уважительного отношения к труду, к народным традициям;

  • воспитание способности осмысления ребенком роли и значения искусства в жизни народа, в быту и повседневной дея­тельности; самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей;


Задача программы:


  • закрепить понятия (глина, шликер, эскиз, ангоб)

  • продолжать формировать понятие «декорирование»

  • закрепить умения и навыки основных приёмов лепки (скатывания, раскатывания, сплющивания, прищипывания)

  • закреплять навыки самоконтроля на уроке.

  • научить проводить самопрезентацию работы, используя составленный план работы;

  • содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с основами художественного конструиро­вания керамических изделий, построения орнаментов и эскизов);

  • развивать умения и навыки ручной лепки и декорирова­ния различными способами;

  • развивать творческие способности и художественный вкус через анализ гармонии и целесообразно­сти форм изделий и художественных приемов их отделки;

  • развивать умение планировать свою деятельность;

  • развивать навыки самостоятельности при уборке своего рабочего места;

  • развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности.

  • развивать мелкую моторику учеников;



Общая характеристика учебного предмета


Керамика - яркое и неповторимое явление национальных культур, изучение которой обогащает, доставляет радость об­щения с настоящим искусством.
Одним из наиболее распространенных технологических приемов в изготовлении керамических изделий является лепка.
Лепка как вид художественного творчества развивает на­блюдательность, воображение, эстетическое отношение к пред­метам и явлениям действительности.
На занятиях лепкой у обучающихся формируется объемное видение предметов, осмысляются пластические особенности формы и материала, развиваются чувства цельности композиции и понятие гармонии формы и содержания.
Занятия лепкой из глины дают учащимся хорошую воз­можность в овладении навыками работы с различными материа­лами и инструментами, развивают чувство материала, совер­шенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению изделий из глины ручным способом.

Программа включает теоретические и практические занятия.

При составлении программы учтены принципы повторяемости материала и постепенности ввода нового.

Программа включает разделы:

  1. Игрушки и сувениры

  2. Лепка из пластин

  3. Спиральная лепка из жгутов

  4. Декоративная отделка изделий

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, их вырезыванием, скреплением деталей в изделия и украшением их.

Приобретают навыки владения инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.

Планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы входит в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Много внимания уделяется эстетическому воспитанию при декорировании изделий.

Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию детей с интеллектуальными нарушениями.


Описание места учебного предмета в учебном плане:


Класс

9 класс

Количество часов в неделю

9 часов

Итого в год

306 часов


Личностные результаты освоения учебного предмета:


  • положительное отношение к труду;

  • интерес к керамике, как к виду прикладного народного творчества;

  • представление о плоскостных и объёмных формах;

  • умение составить план выполнения поделки;

  • уважение своего и чужого труда;


Предметные результаты освоения учебного предмета:


  • работать самостоятельно по составленному плану,

  • уметь проводить самопрезентацию работ;

  • научиться планировать (письменно) свою деятельность на уроке,

  • уметь раскатывать пласт самостоятельно,

  • декорировать поделки с помощью учителя.

  • выполнять основные приёмы лепки;

  • готовить рабочее место, убирать его после уроков;

  • знать правила применения шликера;

  • уметь работать с красками ангоб.

Содержание учебного предмета


Вводное занятие. Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской. Назначение дежурных по мастерской.

Глина и ее использование. Теоретические сведения: использование глины  в быту и строительстве. Шликер.

Керамические изделия. Работа гончара. Горн, обжиг в современных печах.

Практические работы.

Приемы ручной лепки.

Теоретические сведения и демонстрация:

Практические работы: бусы.

Инструменты и приспособления для ручной лепки.

Демонстрация: скульптурные стеки, стеки - петельки, деревянные лопатки, ножи, скалки.

Назначение инструментов.

Приспособления: доска, тканевая салфетка.

Лепка из пластин.

Теоретические сведения: технология изготовления пластин (раскатывание кома глины на ткани скалкой), использование реек для получения пластины одинаковой толщины.

Инструменты и приспособления для работы с пластиной: нож, угольник, мерки, шаблоны, болванки, стеки.

Практические работы: колокольчики, посуда, домик–светильник

Раскатывать пластины, вырезать по шаблону заготовки, формовать  изделие на болванке.

Налепные узоры.

Настенное панно.

Теоретические сведения: использование настенного панно для украшения жилых помещений.

Пластина – основа настенного панно. Выбор формы настенного панно в зависимости от сюжета (круг, овал, прямоугольник и др.)

Ограничивающий валик – рамка. Порядок наложения деталей панно.

Практические работы: изготовление панно на круглой, прямоугольной, квадратной формах по сюжетным картинкам.

Декоративное панно. Маска.

Маска – разновидность декоративного панно. Особенности работы над маской. Разновидности масок. Использование природного и бросового материала для оформления маски.

Лепка сосудов из пластин.

Теоретические сведение: лепка из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину изделий, имеющих плоские поверхности.

Подсушивание раскатанных пластин перед резкой и формовкой до состояния минимальной пластичности. Последовательность соединения изделий от донышка на шликер с предварительной насечкой мест соединения.

Практические работы: Сосуды из пластин: коробочка, чайница, декоративный сосуд, карандашница, домик – копилка. Обязательное сглаживание мест соединения. Украшение работ налепом, гравировкой и др.

cпособами.

Спиральная лепка из жгутов.

Техника лепки из жгутов.

Инструменты и приспособления: дощечка с ограничителями, скалка, шаблоны, ложечка для сглаживания.

Практические работы: лепка сосудов из жгутов: кувшин, чайник, горшочек. Сглаживание поверхностей.

Выполнение изделий изученными способами: лепка из жгутов, формовка на болванках из пластин, ручная лепка игрушек.




Календарно-тематическое планирование



1 четверть

Техника безопасности на уроках.

Основные приёмы лепки.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз «Бусы».

Работа с глиной. Панно «Деревья»

Декорирование. Работа с ангобом.

Панно «Осень»

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Работа с глиной. Панно «Осень в саду».

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Работа с глиной. Поделка «Бусы».

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Панно «Колокольчики».

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Изготовление перцев.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз «Ваза»

Работа с глиной .

Работа с глиной .

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Изготовление рыб.

Декорирование перцев, рыб, шкатулки.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз. Коллективная работа.

Работа с глиной.

Работа с глиной.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Самопрезентация работ.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Работа с глиной. Панно «Деревья»

Работа с глиной. Панно «Деревья»

Подвеска «Золотая осень»

Подвеска «Золотая осень»

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Панно «Домик в деревне»

Самопрезентации.

Изготовление сувенира «Перец».

Изготовление сувенира «Перец».

Подвеска «Фруктовое дерево».

Подвеска «Фруктовое дерево».

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Панно «Домик в деревне»

Панно «Домик в деревне»

Подвеска «Фруктовое дерево».

Подвеска «Фруктовое дерево».

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Панно «Домик в деревне»

Панно «Домик в деревне»

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Подвеска «Фруктовое дерево».

Подвеска «Фруктовое дерево».

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз.

Панно «Домик в деревне»

Работа с глиной.

Работа с глиной.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом. Эскиз «Морская звезда»

Работа с глиной.

Работа с глиной.

Самопрезентации.

Самопрезентации.


2 четверть

Изготовление сувенира «Перец».

Изготовление сувенира «Перец».

Декорирование. Работа с ангобом.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Декорирование. Работа с ангобом.

Изготовление сувенира «Чайник».

Изготовление сувенира «Чайник».

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Изготовление малой вазы.

Изготовление малой вазы.

Декорирование. Работа с ангобом.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Самопрезентации.

Самопрезентации.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Изготовление карандашницы.

Изготовление карандашницы.

Лепка плоской формы «Морская звезда».

Лепка плоской формы «Морская звезда».

Изготовление малой вазы.

Изготовление малой вазы.

Декорирование. Работа с ангобом.

Самопрезентации.

Самопрезентации.

Изготовление сувенира «Перец».

Изготовление сувенира «Перец».

Лепка плоской формы «Морская звезда».

Лепка плоской формы «Морская звезда».

Изготовление малой вазы.

Изготовление малой вазы.

Изготовление малой вазы.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Изготовление малой вазы.

Изготовление малой вазы.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Изготовление шкатулки с крышкой.

Декорирование. Работа с ангобом.

Лепка плоской формы «Морская звезда».

Лепка плоской формы «Морская звезда».

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с гипсовыми формами.

Работа с иллюстративным материалом. Цветное стекло.

Эскиз «Цветик - семицветик»

Работа с глиной и стеклом.

Декорирование поделки .

Оформление рамок.

Самопрезентация.

Изготовление поделки «Новогодняя ёлка»

Изготовление поделки «Новогодняя ёлка»

Работа с гипсовыми формами.

Эскиз «Зимний дуб»

Работа с глиной и стеклом.

Декорирование поделки .

Оформление рамок.

Самопрезентации.


Самопрезентации.


3 четверть

Анализ иллюстра­тивного материала «Зимующие птицы».

Выполнение эскиза панно

« Зимующие птицы».

Изготовление панно «Зимующие птицы».

Изготовление панно «Зимующие птицы».

Изготовление панно «Зимующие птицы».

Оформление выставки. Обобщение темы.

Изготовление малой вазы.

Анализ иллюстра­тивного материала «Ваза малая».

Эскиз.

Эскиз «Зайчик»

Изготовление малой вазы.

Изготовление малой вазы.

Работа с глиной. Лепка «Зайчик».

Работа с глиной. Лепка «Зайчик».

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с гипсовыми формами.

Анализ иллюстративного материала «8 Марта»

Анализ иллюстра­тивного материала «Подарок маме»

Декорирование малой вазы.

Декорирование малой вазы.

Анализ иллюстративного материала .

Эскиз.

Изготовление панно «Подарок маме».

Работа с гипсовыми формами.

Изготовление панно «Подарок маме».

Изготовление панно «Подарок маме».

Работа с глиной. Лепка «Зайчик».

Работа с глиной. Лепка «Зайчик».

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Анализ иллюстра­тивного материала «Белка».

Эскиз «Белка»

Эскиз «Белка»

Анализ иллюстративного материала.

Анализ иллюстративного материала. Эскиз.

Изготовление панно «Зима в городе».

Изготовление панно «Зима в городе».

Лепка «Белка»

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с иллюстративным материалом «Лиса»

Эскиз.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с гипсовыми формами.

Лепка «Лиса»

Лепка «Лиса»

Самопрезентации.

Самопрезентации.

Анализ иллюстра­тивного материала «Весна ».

Анализ иллюстра­тивного материала «Весна ».

Эскиз.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с гипсовыми формами.

Панно «Весна»

Панно «Весна»

Панно «Весна»

Анализ иллюстра­тивного материала «Рукодельница».

Эскиз.

Изготовление панно «Рукодельница».

Выполнение эскиза панно

«Рукодельница».

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с гипсовыми формами.

Декорирование панно « Рукодельница».

Декорирование панно « Рукодельница».

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Оформление выставки работ.

Выполнение эскиза панно

«Первоцветы».

Выполнение эскиза панно

«Первоцветы».

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Анализ декоративного материала «Рыбы»

Эскизы «Рыбы»

Работа с глиной.

Декорирование поделки ангобом и стеклом.

Декорирование поделки ангобом и стеклом.

Анализ иллюстративного материала «Грибочки на зиму»

Эскиз «Грибочки на зиму»

Работа с глиной.

Работа с глиной.

Декорирование поделки ангобом.

Самопрезентации.

Самопрезентации. Оформление рамок.

Самопрезентации. Оформление выставки.


4 –я четверть

Анализ иллюстративного материала .

Эскиз.

Выполнение панно «Жаворонки».

Выполнение панно «Жаворонки».

Анализ иллюстративного материала .

Анализ иллюстративного материала .

Эскиз.

Подсвечник «Избушка»

Подсвечник «Избушка»

Цветовое оформление панно «Жаворонки».

Выполнение эскиза панно

«Первоцветы».

Выполнение эскиза панно «Первоцветы».

Самопрезентации.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Анализ иллюстра­тивного материала «Кувшин».

Эскиз.

Работа с глиной, поделка «Кувшин»

Работа с глиной, поделка «Кувшин»

Работа с гипсовыми формами.

Оформление выставки. Обобщение темы.

Анализ иллюстративного материала .

Анализ иллюстративного материала .

Работа с гипсовыми формами.

Эскиз.

«Сторожевая башня»- работа с глиной.

«Сторожевая башня» - работа с глиной.

Анализ иллюстративного материала .

Эскиз.

Работа с гипсовыми формами.

Изготовление панно «Первоцветы».

Изготовление панно «Первоцветы».

Работа с гипсовыми формами.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Декорирование. Работа с ангобом.

Работа с гипсовыми формами.

Самопрезентации.

Работа с гипсовыми формами.

Самопрезентации.

«Сторожевая башня» - работа с глиной.

Работа с гипсовыми формами.

«Сторожевая башня» - работа с глиной.

Анализ иллюстративного материала .

Эскиз «Колокольчик»

Изготовление колокольчика из целого куска глины

Изготовление колокольчика из целого куска глины

Изготовление колокольчика из целого куска глины

Выполнение поделок по замыслу детей.

Выполнение поделок по замыслу детей.

Оформление выставки работ.

Анализ декоративного материала «Рыбы»

Эскизы «Рыбы»

Работа с глиной.

Декорирование поделки ангобом и стеклом.

Декорирование поделки ангобом и стеклом.

Анализ декоративного материала «Тюльпаны»

Эскизы «Тюльпаны»

Работа с глиной.

Декорирование поделки ангобом и стеклом.

Декорирование поделки ангобом и стеклом.

Работа с гипсовыми формами.

Работа с гипсовыми формами.

Работа с ангобом по мокрой глине.

Самопрезентация.

Самопрезентация.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М., Просвещение , 2018.

  2. Джеки Эткин. Керамика для начинающих. Родник, Ростов-на Дону, 2016 г.

  3. А. Поверин. Гончарное дело. Энциклопедия. СПб, 2017г.

  4. Диана Фишер. Расписываем керамику. Родник, Ростов-на-Дону, 2017

  5. Татьяна Дорошенко. Изделия из керамики. Москва, Владос, 2005.



***



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!