СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», 2 класс (вариант 8.3.) + КТП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Рабочая программа имеет следующую структуру:

  1. пояснительная записка;
  2. общая характеристика учебного предмета;
  3. описание места учебного предмета в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. планируемые результаты освоения предмета;
  6. содержание учебного предмета;
  7. тематическое планирование учебного предмета;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», 2 класс (вариант 8.3.) + КТП»

  1. Пояснительная записка по предмету «Русский язык»


Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Рабочая программа имеет следующую структуру:

  1. пояснительная записка;

  2. общая характеристика учебного предмета;

  3. описание места учебного предмета в учебном плане;

  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  5. планируемые результаты освоения предмета;

  6. содержание учебного предмета;

  7. тематическое планирование учебного предмета;

  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  1. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»


Учебный предмет «Русский язык» включен в образовательную область «Язык и речевая практика». В начальном обучении он занимает важное место, так направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.

Овладение основами русского языка для учащихся с РАС представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:

  1. выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

  2. особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

  3. боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;

  4. ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

  5. специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии;

  6. грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

  7. низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

Основная цель предмета «Русский язык» заключается в формировании практических навыков устной и письменной речи, владение языком в разных сферах речевого общения.

Курс решает следующие задачи:

  1. развитие устной и письменной коммуникации;

  2. овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

  3. развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся, использовать полученную информацию для решения жизненных задач;

  4. развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства;

  5. воспитание любви к родному языку и его изучению, эстетического отношения к языку и речи.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с индивидуальным учебным планом ФИО, обучающейся _ «_» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.


  1. Планируемые результаты освоения программы


Результаты освоения обучающихся с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения учебного предмета во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, а именно:

  1. осознание языка как основного средства человеческого общения;

  2. восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  3. понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  4. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  5. развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

  6. развитие мотивации к обучению;

  7. развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  8. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  9. развитие положительных свойств и качеств личности;

  10. готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  1. различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

  2. деление слов на слоги для переноса;

  3. списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

  4. запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

  5. обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

  6. дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия;

  7. составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

  8. выделение из текста предложений на заданную тему;

  9. выделение трудных гласных в словах, написание гласных в словах-родственниках;

  10. участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

  1. различение звуков и букв;

  2. характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

  3. списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

  4. запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

  5. дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

  6. оставление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

  7. деление текста на предложения;

  8. выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

  9. самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.


  1. овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;

  2. сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника;

  3. сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),

  4. овладение орфографическими знаниями и умениями, по возможности, элементарными каллиграфическими умениями;

  5. интерес к чтению доступных текстов;

  6. осознанное и правильное чтение;


  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»


Повторение

Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ схемы, количество слов в схеме и в записанном предложении.

Распространение предложений с помощью картинок: Вова рисует (заяц). Стёпа стучит (молоток) и др. Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком). Наблюдение за отдельным написанием «маленького» слова в схеме и на доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог.

Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. Различение реального предмета (предмет — на столе, в шкафу, в ранце) и слова, называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем в схеме, записываем в тетради). Составление предложений с данным словом. Фиксация предложения в схеме и в тетради.

Звуки и буквы

Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условные обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме (звукобуквенная схема). Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом.

Сравнение слов, отличающихся одним звуком, количеством звуков, их расположением. Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова. Наглядное объяснения значения слова.

Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.

Слог. Деление слов на слоги. Четкое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов.

Слова со звуками и транскрипцией И и Й. Различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение.

Слова со звуками Р и Л. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов с четким звуко - слоговым проговариванием.

Звонкие и глухие согласные. Их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами. Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов.

Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Четкое звуко - слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов.

Согласные свистящие и шипящие. Дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов.

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами.

Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определений значений слов. Обозначение на письме мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Ю, Я, твердости – буквами А, О, У, Ы.

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными звуками на конце.

Слово

Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное называние.

Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Вопрос что? к группе предметов и к их обобщающему названию.

Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета.

Группировка предметов и их названий, отвечающих на вопрос кто?

Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета.

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросам что делает? Что делают?

Подбор и группировка слов, обозначающих действия по их назначению.

Согласование слов, обозначающих действия с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? И кто что делают? Различение названий предметов и названий действий по вопросам.

Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного обозначения предметов.

Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предметов в пространстве. Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.

Слова с непроверяемой гласной. Наблюдения за единообразным написанием гласных в слова-«родственниках». Подбор таких слов на основе картинок, предметов, вопросов. Выделение слов-«родственников» из предложений.

Словарь: береза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, отец, пальто, ребята, собака, улица (20 слов).

Предложение

Составление предложений по картинке, по теме. Коллективное обсуждение темы предложения.

Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.

Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение обучающихся к пониманию того, что набор слов ни есть предложение.

Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без нее.

Работа с деформированным предложением.

Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос.

Чтение диалогов (не более четырех реплик). Различение вопросительной интонации в вопросе, повествовательной в ответе.

Повторение

Повторение основных пройденных тем за год:

Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце слов. Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие название действий. Предложение.

Письмо и чистописание.

Письмо строчных и прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Сравнение буквенных знаков каждой группы.

Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.

Списывание с рукописного и печатного шрифтов по слогам. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.

Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением.

Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов - подписей под предметными рисунками и их запись.

Контрольное списывание.

Буквенные, слоговые, словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые диктанты.

Контрольные диктанты (10-15 слов).

Связная письменная речь.

Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе сюжетных картинок.

Составление подписей к серии сюжетных картинок (2-3 кадра). Коллективный выбор заголовка из данных учителем.

Работа с деформированным текстом, состоящим из трех предложений. Коллективная запись текста после его анализа.

Изложение текста (3 предложения), воспринятого зрительно по вопросам. Коллективная запись каждого предложения.

Практическая часть (контрольные и проверочные работы).


  1. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»


Тема

Количество часов

Повторение.

8

Звуки и буквы.

43

Слово.

29

Предложение.

15

Повторение.

7


Итого

102


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. [и др.] / Русский язык. 2 класс. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2018.

  2. Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. [и др.] / Рабочая тетрадь «Русский язык». 2 класс. М.: Просвещение, 2018.


Календарно – тематическое планирование

обучающейся _ «_» класса ФИО

по учебному предмету «Русский язык» на 2019-2020 учебный год


Учитель: ФИО

102 ч.


п/п

Дата

Тема

План

Факт

Повторение (8 ч.)



Выделение звука и буквы в слове.



Предмет и слово, называющее предмет.



Правило записи предложения. Письмо по памяти.



Предложение и его схема.



Распространение предложения.



Списывание.



Составление предложений с данным словом.



Урок развития речи.

Звуки и буквы (43 ч.)



Гласные звуки и буквы. Картинный диктант.



Согласные звуки и буквы.



Слова, которые различаются одним звуком. Письмо по памяти.



Слова, которые различаются количеством звуков.



Слова, которые различаются последовательностью звуков.



Списывание.



Знакомство со знаком ударения.



Выделение ударного гласного в слове.



Деление слов на слоги.



Гласные в образовании слогов. Письмо по памяти.



Деление слов со звуками И-Й на слоги.



Перенос слов по слогам. Картинный диктант.



Перенос слов по слогам.



Различение Б-П.



Различение В-Ф. Письмо по памяти.



Различение Г-К.



Различение Д-Т.



Различение Ж-Ш.



Различение З-С.



Различение звонких и глухих согласных.



Списывание.



Шипящие согласные.



Свистящие согласные.



Различение шипящих и свистящих согласных.



Буква Е в начале слова или слога.



Буква Ё в начале слова или слога.



Списывание.



Буква Ю в начале слова или слога. Письмо по памяти.



Буква Я в начале слова или слога.



Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Картинный диктант.



Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных.



Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных.



Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных.



Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных.



Гласная Е после мягких согласных.



Различение твёрдых и мягких согласных.



Списывание.



Буква «ь» для обозначения мягкости согласных на конце слова.



Письмо слов с мягкими согласными на конце. Письмо по памяти.



Различение твердых и мягких согласных на конце слова.



Различение слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце.



Списывание.



Урок развития речи.

Слово (29 ч.)



Предмет и его название.



Названия предметов, отвечающие на вопрос «что?». Письмо по памяти.



Названия частей предмета.



Различение сходных предметов и их названий.



Списывание.



Обобщающее слово к группе однородных предметов.



Названия предметов, отвечающие на вопрос «кто?».



Обобщающее слово к группе однородных предметов.



Слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Картинный диктант.



Слова, обозначающие один или несколько предметов.



Большая буква в именах людей.



Списывание.



Большая буква в именах и фамилиях людей.



Большая буква в кличках животных. Письмо по памяти.



Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.



Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос «что делает?».



Названия действий, отвечающие на вопрос «что делают?».



Подбор названий действий к названиям предметов.



Подбор названий действий к названиям предметов.



Различение названий действий по вопросам. Картинный диктант.



Различение названий предметов и названий действий по вопросам.



Списывание.



Предлог как отдельное слово.



Употребление предлогов в предложении. Письмо по памяти.



Выделение трудной гласной в словах.



Выделение трудной гласной в словах.



Написание гласных в словах-родственниках.



Написание гласных в словах-родственниках.



Урок развития речи.

Предложение (15 ч.)



Выделение предложения из текста.



Правила записи предложения.



Списывание.



Предложение и его схема.



Различение набора слов и предложения.



Порядок слов в предложении.



Порядок слов в предложении.



Завершение начатого предложения. Картинный диктант.



Составление предложений по предметной картинке.



Составление предложений по предметной картинке.



Составление предложений по сюжетной картинке.



Составление предложений по сюжетной картинке.



Предложения-вопросы и предложения-ответы. Письмо по памяти.



Предложения-вопросы и предложения-ответы.



Урок развития речи.

Повторение (7 ч.)



Звонкие и глухие согласные.



Твёрдые и мягкие согласные.



Мягкий знак на конце слова.



Названия предметов.



Названия действий. Картинный диктант.



Предложение. Письмо по памяти.



Урок развития речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!