Пояснительная записка по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
пояснительная записка;
общая характеристика учебного предмета;
описание места учебного предмета в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
планируемые результаты освоения предмета;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование учебного предмета;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Учебный предмет «Русский язык» включен в образовательную область «Язык и речевая практика». В начальном обучении он занимает важное место, так направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Овладение основами русского языка для учащихся с РАС представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии;
грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Основная цель предмета «Русский язык» заключается в формировании практических навыков устной и письменной речи, владение языком в разных сферах речевого общения.
Курс решает следующие задачи:
развитие устной и письменной коммуникации;
овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся, использовать полученную информацию для решения жизненных задач;
развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства;
воспитание любви к родному языку и его изучению, эстетического отношения к языку и речи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом ФИО, обучающейся _ «_» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения обучающихся с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, а именно:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
развитие мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
выделение трудных гласных в словах, написание гласных в словах-родственниках;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
оставление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;
сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника;
сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),
овладение орфографическими знаниями и умениями, по возможности, элементарными каллиграфическими умениями;
интерес к чтению доступных текстов;
осознанное и правильное чтение;
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Повторение
Составление предложений на основе демонстрации действий. Схема предложения. Обозначение на схеме правил записи предложений. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Анализ схемы, количество слов в схеме и в записанном предложении.
Распространение предложений с помощью картинок: Вова рисует (заяц). Стёпа стучит (молоток) и др. Обозначение в схеме предлога короткой чертой (особым значком). Наблюдение за отдельным написанием «маленького» слова в схеме и на доске. Запись по образцу предложений из 4 слов, включая предлог.
Называние предметов различных родовых групп: игрушки, учебные вещи, фрукты, овощи, школьная мебель и др. Различение реального предмета (предмет — на столе, в шкафу, в ранце) и слова, называющего этот предмет (слово произносим, обозначаем в схеме, записываем в тетради). Составление предложений с данным словом. Фиксация предложения в схеме и в тетради.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условные обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме (звукобуквенная схема). Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом.
Сравнение слов, отличающихся одним звуком, количеством звуков, их расположением. Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова. Наглядное объяснения значения слова.
Ударение в двусложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно.
Слог. Деление слов на слоги. Четкое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос двусложных слов.
Слова со звуками и транскрипцией И и Й. Различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение.
Слова со звуками Р и Л. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звукобуквенный анализ слов с четким звуко - слоговым проговариванием.
Звонкие и глухие согласные. Их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами. Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов.
Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков. Звукобуквенный анализ слов. Четкое звуко - слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов.
Согласные свистящие и шипящие. Дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звукобуквенный анализ слов. Различение значений слов.
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами.
Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определений значений слов. Обозначение на письме мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Ю, Я, твердости – буквами А, О, У, Ы.
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными звуками на конце.
Слово
Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? Выделение частей предметов и их названий. Постановка вопроса что? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное называние.
Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Вопрос что? к группе предметов и к их обобщающему названию.
Называние предметов, отвечающих на вопрос кто? Различение слова и предмета.
Группировка предметов и их названий, отвечающих на вопрос кто?
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета.
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий предметов по вопросам что делает? Что делают?
Подбор и группировка слов, обозначающих действия по их назначению.
Согласование слов, обозначающих действия с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? И кто что делают? Различение названий предметов и названий действий по вопросам.
Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного обозначения предметов.
Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предметов в пространстве. Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.
Слова с непроверяемой гласной. Наблюдения за единообразным написанием гласных в слова-«родственниках». Подбор таких слов на основе картинок, предметов, вопросов. Выделение слов-«родственников» из предложений.
Словарь: береза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, отец, пальто, ребята, собака, улица (20 слов).
Предложение
Составление предложений по картинке, по теме. Коллективное обсуждение темы предложения.
Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение обучающихся к пониманию того, что набор слов ни есть предложение.
Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без нее.
Работа с деформированным предложением.
Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос.
Чтение диалогов (не более четырех реплик). Различение вопросительной интонации в вопросе, повествовательной в ответе.
Повторение
Повторение основных пройденных тем за год:
Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак на конце слов. Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие название действий. Предложение.
Письмо и чистописание.
Письмо строчных и прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Сравнение буквенных знаков каждой группы.
Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.
Списывание с рукописного и печатного шрифтов по слогам. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.
Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов - подписей под предметными рисунками и их запись.
Контрольное списывание.
Буквенные, слоговые, словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые диктанты.
Контрольные диктанты (10-15 слов).
Связная письменная речь.
Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе сюжетных картинок.
Составление подписей к серии сюжетных картинок (2-3 кадра). Коллективный выбор заголовка из данных учителем.
Работа с деформированным текстом, состоящим из трех предложений. Коллективная запись текста после его анализа.
Изложение текста (3 предложения), воспринятого зрительно по вопросам. Коллективная запись каждого предложения.
Практическая часть (контрольные и проверочные работы).
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
№ | Тема | Количество часов |
| Повторение. | 8 |
| Звуки и буквы. | 43 |
| Слово. | 29 |
| Предложение. | 15 |
| Повторение. | 7 |
| Итого | 102 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. [и др.] / Русский язык. 2 класс. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2018.
Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. [и др.] / Рабочая тетрадь «Русский язык». 2 класс. М.: Просвещение, 2018.
Календарно – тематическое планирование
обучающейся _ «_» класса ФИО
по учебному предмету «Русский язык» на 2019-2020 учебный год
Учитель: ФИО
102 ч.
№ п/п | Дата | Тема |
План | Факт |
Повторение (8 ч.) |
| | | Выделение звука и буквы в слове. |
| | | Предмет и слово, называющее предмет. |
| | | Правило записи предложения. Письмо по памяти. |
| | | Предложение и его схема. |
| | | Распространение предложения. |
| | | Списывание. |
| | | Составление предложений с данным словом. |
| | | Урок развития речи. |
Звуки и буквы (43 ч.) |
| | | Гласные звуки и буквы. Картинный диктант. |
| | | Согласные звуки и буквы. |
| | | Слова, которые различаются одним звуком. Письмо по памяти. |
| | | Слова, которые различаются количеством звуков. |
| | | Слова, которые различаются последовательностью звуков. |
| | | Списывание. |
| | | Знакомство со знаком ударения. |
| | | Выделение ударного гласного в слове. |
| | | Деление слов на слоги. |
| | | Гласные в образовании слогов. Письмо по памяти. |
| | | Деление слов со звуками И-Й на слоги. |
| | | Перенос слов по слогам. Картинный диктант. |
| | | Перенос слов по слогам. |
| | | Различение Б-П. |
| | | Различение В-Ф. Письмо по памяти. |
| | | Различение Г-К. |
| | | Различение Д-Т. |
| | | Различение Ж-Ш. |
| | | Различение З-С. |
| | | Различение звонких и глухих согласных. |
| | | Списывание. |
| | | Шипящие согласные. |
| | | Свистящие согласные. |
| | | Различение шипящих и свистящих согласных. |
| | | Буква Е в начале слова или слога. |
| | | Буква Ё в начале слова или слога. |
| | | Списывание. |
| | | Буква Ю в начале слова или слога. Письмо по памяти. |
| | | Буква Я в начале слова или слога. |
| | | Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Картинный диктант. |
| | | Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. |
| | | Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных. |
| | | Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных. |
| | | Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. |
| | | Гласная Е после мягких согласных. |
| | | Различение твёрдых и мягких согласных. |
| | | Списывание. |
| | | Буква «ь» для обозначения мягкости согласных на конце слова. |
| | | Письмо слов с мягкими согласными на конце. Письмо по памяти. |
| | | Различение твердых и мягких согласных на конце слова. |
| | | Различение слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. |
| | | Списывание. |
| | | Урок развития речи. |
Слово (29 ч.) |
| | | Предмет и его название. |
| | | Названия предметов, отвечающие на вопрос «что?». Письмо по памяти. |
| | | Названия частей предмета. |
| | | Различение сходных предметов и их названий. |
| | | Списывание. |
| | | Обобщающее слово к группе однородных предметов. |
| | | Названия предметов, отвечающие на вопрос «кто?». |
| | | Обобщающее слово к группе однородных предметов. |
| | | Слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Картинный диктант. |
| | | Слова, обозначающие один или несколько предметов. |
| | | Большая буква в именах людей. |
| | | Списывание. |
| | | Большая буква в именах и фамилиях людей. |
| | | Большая буква в кличках животных. Письмо по памяти. |
| | | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. |
| | | Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос «что делает?». |
| | | Названия действий, отвечающие на вопрос «что делают?». |
| | | Подбор названий действий к названиям предметов. |
| | | Подбор названий действий к названиям предметов. |
| | | Различение названий действий по вопросам. Картинный диктант. |
| | | Различение названий предметов и названий действий по вопросам. |
| | | Списывание. |
| | | Предлог как отдельное слово. |
| | | Употребление предлогов в предложении. Письмо по памяти. |
| | | Выделение трудной гласной в словах. |
| | | Выделение трудной гласной в словах. |
| | | Написание гласных в словах-родственниках. |
| | | Написание гласных в словах-родственниках. |
| | | Урок развития речи. |
Предложение (15 ч.) |
| | | Выделение предложения из текста. |
| | | Правила записи предложения. |
| | | Списывание. |
| | | Предложение и его схема. |
| | | Различение набора слов и предложения. |
| | | Порядок слов в предложении. |
| | | Порядок слов в предложении. |
| | | Завершение начатого предложения. Картинный диктант. |
| | | Составление предложений по предметной картинке. |
| | | Составление предложений по предметной картинке. |
| | | Составление предложений по сюжетной картинке. |
| | | Составление предложений по сюжетной картинке. |
| | | Предложения-вопросы и предложения-ответы. Письмо по памяти. |
| | | Предложения-вопросы и предложения-ответы. |
| | | Урок развития речи. |
Повторение (7 ч.) |
| | | Звонкие и глухие согласные. |
| | | Твёрдые и мягкие согласные. |
| | | Мягкий знак на конце слова. |
| | | Названия предметов. |
| | | Названия действий. Картинный диктант. |
| | | Предложение. Письмо по памяти. |
| | | Урок развития речи. |