СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» (7 класс) для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» разработана для обучающихся 7 класса с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» (7 класс) для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)»











  1. Рабочая программа

по учебному предмету «Трудовое обучение» (7 класс)

для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)

Уровень образования: основное общее образование

  1. Срок реализации: 1 год

  2. Составила: Выродова О.В.














2021 год



Пояснительная записка


Трудовое обучение развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Трудовое обучение является важнейшим видом для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, направлено на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, трудовое обучение оказывает коррекционное влияние на умственное развитие учащихся. Так, например, специальное внимание на уроках труда уделено воспитанию у учащихся привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а также соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у обучающихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.


Цели и задачи учебного предмета для уровня обучения:

Формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем данной категории учащихся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности, формирование прикладных, трудовых, творческих умений.

Цель:

Освоение практических навыков и умений работы с различными материалами. Максимальное включение учащегося в образовательный процесс, формирование доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, трудовой, общения).

Задачи:

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.


Краткие сведения о категории обучающихся

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала нера­з­рывно свя­заны с особеннос­тями их памяти. Запоми­нание, сохранение и во­с­произведение по­лу­че­нной информации обучающимися с умственной отста­лостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) также отличается целым рядом спе­ци­фических особенностей: они луч­ше за­по­ми­нают внешние, иногда слу­чай­ные, зрительно воспринимаемые при­знаки, при этом, труд­нее осознаются и запоминаются внутренние ло­ги­че­с­кие связи; позже, чем у нормаль­ных свер­стников, формируется про­из­воль­ное запоминание, которое требует мно­го­к­ратных по­вторений. Недостатки па­мя­ти обучающихся с умеренной умственной от­с­та­ло­стью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) про­яв­ля­ются не столько в тру­дно­стях получения и сохранения информации, сколько ее воспро­из­ве­де­ния: вслед­ствие трудностей установления логических отношений полученная ин­фо­р­мация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством ис­ка­жений; при этом наи­большие трудности вызывает воспроизведение сло­вес­но­го материала. Ис­поль­зо­ва­ние различных дополнительных средств и при­е­мов в процессе коррекционно-раз­ви­ва­ю­ще­го обучения (иллюстративной, си­м­во­лической наглядности; различных вариантов пла­нов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение ка­че­с­т­ва вос­про­из­ве­дения словесного материала.

Особенности познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной от­сталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое от­личается сужением объе­ма, малой устойчивостью, трудностями его распределения, за­ме­д­ле­н­нос­тью переключения. В значительной степени нарушено произвольное вни­ма­ние, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление тру­дностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в про­це­с­се обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо од­ном объекте или виде деятельности. Од­на­ко, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание мо­жет определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованно­го обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улу­чшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вмес­те с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нор­мы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представле­ния и во­об­ра­жение. У обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) от­ме­ча­ются недостатки в раз­ви­тии речевой деятельности, физиологической осно­вой которых яв­ляется на­рушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фо­не­ти­че­с­кой, лексической, грам­ма­тической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умеренной умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.



Общая характеристика учебного предмета

Программа «Трудовое обучение» дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий создаются предпосылки для становления многих психических процессов.  У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На уроках трудового обучения обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки трудового обучения позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.




Формы и методы работы с обучающимися:

Методы обучения: наглядный, практический, словесный

Приемы обучения:

- совместные действия детей и взрослого;

- предметов;

- элементарные трудовые действия с множествами предметов на основе слухового, зрительного и тактильного восприятия;

- -практические действия с предметами;

-предварительное рассматривание, отражение и самостоятельное название объектов;

- показ по словесной инструкции учителя формы, величины, количества предметов в окружающей обстановке, в игровых ситуациях, на картинках;

-соотнесение натуральных предметов с объёмами и плоскостными изображениями действия по образцу и словесной инструкции;

- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве.


Межпредметные связи

Уроки трудового обучения тесно взаимосвязаны со многими школьными дисциплинами, так как содержат в себе возможность решения широкого круга воспитательных, коррекционно-развивающих и дидактических задач.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Срок реализации рабочей программы 1 год (2021-2022уч. год)

7 класс – 340часов (10 часов в неделю, 34 недели)


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

9 недель

7 недель

11 недель

7 недель

34

90 часов

70 часов

106 часов

74 часов

340 часов









Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты


  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  10. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  12. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13.проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты

Минимальный уровень:

правила организации рабочего места;

-названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

-приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;

-приемы, формообразования, соединения деталей;

-ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя;

-уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

-правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;

-употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.

Достаточный уровень:

-правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

-названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;

-знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать     санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ;

-приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;

-приемы, формообразования, соединения деталей;

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем


6.Содержание учебного предмета

Вводное занятие

Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы.

Работа с пластическими материалами

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Гли­на — строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин — материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание стол­биками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, ко­нусообразную и шарообразную форму.

Работа с бумагой и картоном

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

-разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигу­рации;

-разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

-разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обра­щения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симмет­ричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание тре­угольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ла­донях бумаги (плоскостная и объемная)

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометриче­ских тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и ки­стью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).


Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свой­ства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни челове­ка. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспо­собления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитка­ми (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплете­ния). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (за­чистка напильником, наждачной бумагой).

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).

Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных за­готовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.

Работа с металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология руч­ной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгиба­ние», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоско­губцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зве­рей, человечков.

Комбинированные работы с разными материалами

Виды работ по комбинированию разных материалов:

пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пла­стилин, скорлупа ореха.










Тематическое планирование (7 класс)


№ п/п

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во

часов

1 четверть(90ч)


Работа с бумагой и картоном 34 час


1-2

Вводный и первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Аппликация – орнамент (коврик).

Соблюдение правильной рабочей позы, правил техники безопасности. Называние профессий по картинкам, по описанию.

2

3-4

Аппликация – орнамент (коврик)

Просмотр учебной презентации. Практическое знакомство с сортами, видами бумаги. Работа с коллекцией видов бумаги, картона.

Работа по шаблону, с помощью линейки.

Вырезание ножницами с соблюдением правил техники безопасности.

Тренировочные упражнения: обрывание бумаги, складывание фигурок, сминание, скатывание бумаги по показу, по инструкции, по технологической карте.

Определение ошибок при изготовлении своего изделия и способа устранения.

Практическое использование приемов клеевого соединения: «точечное», «сплошное».

Участие в диалоге, называние технических сведений о материале, инструментах, приспособлениях.


2

5-6

Предметная аппликация – дом.

2

7-8

Предметная аппликация – дом

2

9-10

Предметная аппликация – автомобиль

2

11-12

Предметная аппликация- город

2

13-14

Изготовление бумажных полосок. Сборка браслета из бумажных полос.

2

15-16

Изготовление простой модели планера

2

17-18

Изготовление игрушки «вертушка»

2

19-20

Предметная аппликация « Осень в лесу»

2

21-22

Предметная аппликация «Животные»

2

23-24

Предметная аппликация «Аквариум».

2

25-26

Изготовление предметной аппликации из геометрических фигур "Лисята".

2

27-28

Знакомство с поздравительной открыткой "Сказочный цветок".

2

29-30

Изготовление цветка из цветной бумаги.

2

31-32

Изготовление дорожного знака «переход».

2

33-34

Изготовление корзинки из картона.

2

Работа с пластическими материалами 32 часа


35-36

Изделия из пластилина – геометрические тела.

Организация личного рабочего места. Практическое знакомство с техническими сведениями о материале, приёмами работы с пластилином, инструментами. Выполнение задания по предлагаемому алгоритму. Сравнение своего изделия с образцом, изделиями одноклассников.

2

37-38

Изделия из пластилина – геометрические тела

2

39-40

Изделия из пластилина – посуда

2

41-42

Изделия из пластилина – посуда.

2

43-44

Изделия из пластилина – посуда..

2

45-46

Изделия из пластилина – модели овощей, фруктов

2

47-48

Изделия из пластилина – модели овощей, фруктов.

2

49-50

Изделия из пластилина – модели овощей, фруктов..

2

51-52

Изделия из пластилина – модели овощей, фруктов…

2

53-54

Лепка по представлению свободных композиций «Колобок и лиса»

2

55-56

Лепка по представлению свободных композиций «Колобок и лиса».

2

57-58

Рисование жгутиками из пластилина. «Домик».

2

59-60

Рисование жгутиками из пластилина «Яблонька»

2

61-62

Рисование жгутиками из пластилина «Панда»

2

63-64

Пластилинография «Цветы».

2

65-66

Пластилинография. «Рыбка скалярия».

2

Работа с текстилем 20 часов


67-68

Применение и назначение ткани в жизни людей. Свойства ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

Просмотр учебной презентации. Практическое знакомство с нитками, тканями, их свойствами, цветом и др.

Тренировочные упражнения: в наматывании, связывании ниток, определении лицевой и изнаночной сторон ткани, свойств ткани.

Называние и применение правил техники безопасности при работе и хранении иголок, работе с ножницами.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Краткий анализ своего изделия с помощью учителя.


2

69-70

Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной ткани на картоне.

2

71-72

Правильность отмеривания нитки и вдевание нитки в иголку.

2

73-74

Знакомство с ручным стежком «шов вперед иголку». Выполнение стежка на полоске картона.

2

75-76

Изготовление закладки из канвы и картона.

2

77-78

Виды пуговиц. Пришивание пуговицы с двумя сквозными отверстиями на плотную ткань.

2

79-80

Изготовление панно "Котик" (пришивание пуговиц).

2

81-82

Макет полотняного переплетения нитей ткани из полосы цветной бумаги

2

83-84

Салфетки для переноса горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающим стежком «через край»

2

85-86

Салфетки для переноса горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающим стежком «через край»

2

Работа с проволокой 16 часов


87-88

Элементарные сведения о проволоке. Применение проволоки в изделиях.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы.

2

89-90

Приемы работы с проволокой- сгибание

2

2 четверть(70ч)


91-92

Приемы работы- выпрямление

Анализировать образцы изделия, состоящего из нескольких деталей.

Выполнять работы по заданию учителя.

Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости.

Выполнять приёмы сгибания проволоки. Складывать проволоку в несколько слоёв с выравниванием каждого.

2

93-94

Приемы работы- гибка на оправке

2

95-96

Получение контуров геометрических фигур

2

97-98

Получение контуров декоративных фигурок

2

99-100

Получение контуров геометрических фигур

2

101-102

Получение контуров геометрических фигурок птиц, зверей, человечков

2

Работа с бумагой и картоном 40 часов


103-104

Ёлочные украшения – фонарики.

Подбирать бумагу по цвету. Складывать бумагу. Упражняться в получении квадратов, треугольников, кругов путём сгибания и разрезания заготовки. Выполнять порядок обведения шаблонов. Упражняться в обведении по шаблону. Подготавливать материала, подбирать по цвету. Склеивать детали. Соблюдать правила техники безопасности.

2

105-106

Ёлочные украшения – гирлянды.

2

107-108

Ёлочные украшения – снежинки.

2

109-110

Ёлочные украшения – корзинки.

2

111-112

Ёлочные украшения – полумаски.

2

113-114

Чемоданчик для новогодних подарков.

2

115-116

Коробки разных размеров и формы из тонкого картона.

2

117-118

Карманы для библиотечных формуляров.

2

119-120

Изготовление бумажных полосок. Сборка браслета из бумажных полос

2

121-122

Нанесение рисунка по шаблону

2

123-124

Нанесение рисунка через копировальную бумагу

2

125-126

Складывание, разрезание, скручивание бумаги

2

127-128

Конструирование из бумаги на основе геометрических тел (конуса). Изготовление «Матрешки».

2

129-130

Конструирование из бумаги на основе геометрических тел (цилиндра).Изготовление «Собаки».

2

131-132

Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. «Бабочка».

2

133-134

Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. «Страус».

2

135-136

Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. «Филин».

2

137-138

Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. «Цветок».

2

139-140

Моделирование на плоскости. Геометрическая мозаика. «Рыбка».

2

141

Моделирование на плоскости. Геометрическая мозаика. «Кошка».

1

Работа с текстилем 24 часа


142-143

Шитье и вышивание. Техника безопасной работы с иглой и ножницами.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы. Анализировать образцы изделия, состоящего из нескольких деталей.

Выполнять работы по заданию учителя. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости.

2

144-145

Как получаются ткани.

2

146-147

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

2

148-149

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

2

150-151

Вышивание швом "вперед иголку". Пришивание пуговиц. «Грибок».

2

152-153

Вышивание швом "вперед иголку". Пришивание пуговиц. «Дождик».

2

154-155

Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков.

2

156-157

Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков.

2

158-159

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде

2

160-161

Ремонт одежды. Накладывание и пришивание заплаты.

2

3 четверть(106ч)


162-163

Инструктаж по ОТ и ТБ. Ремонт одежды. Накладывание и пришивание заплаты.

Соблюдение правильной рабочей позы, правил техники безопасности.

2

164-165

Ремонт одежды. Накладывание и пришивание заплаты.

2

Работа с пластическими материалами 26 часов


166-167

Виды и свойства глины. Применение глины.

Соблюдать правила безопасной работы, выполнять разные социальные роли (уметь слушать, и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми).

Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

2

168-169

Изделия из глины - кирпич уменьшенного размера.

2

170-171

Изделия из глины - цветы.

2

172-173

Изделия из глины - домик.

2

174-175

Изделия из глины – ваза.

2

176-177

Изделия из глины – посуда.

2

178-179

Изделия из глины – посуда.

2

180-181

Изделия из глины фигуры птиц.

2

182-183

Изделия из глины фигуры птиц.

2

184-185

Изделия из глины фигуры зверей.

2

186-187

Изделия из глины фигуры зверей.

2

189-190

Изделия из глины. Свободная тема.

2

191-192

Изделия из глины. Свободная тема.

2

Работа с металлом и древесиной 18 часов


193-194

Изготовление изделия из алюминиевой фольги: «Дерево»(приемом «скручивания» и «сминания»).

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы.

Анализировать образцы изделия, состоящего из нескольких деталей.

Выполнять работы по заданию учителя.

Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости.

2

195-196

Изделия из фольги « Коробочки»

2

197-198

Изготовление изделия из алюминиевой фольги: «Паук».

2

199-200

Изготовление изделия из алюминиевой фольги: «Бусы из трубочек»

2

201-202

Изделия из фольги «летающий пропеллер».

2

203-204

Аппликация из опилок, овощей и фруктов.

2

205-206

Аппликация домика из спичек.

2

207-208

Аппликация цветка из карандашной стружки.

2

209-210

Аппликация радуги из карандашной стружки.

2

Работа с бумагой и картоном 40 часов


211-212

Изготовление цветной гирлянды из цветной бумаги

Организовывать своё рабочее место. Подбирать бумагу по цвету. Складывать бумагу. Упражняться в получении квадратов, треугольников, кругов путѐм сгибания и разрезания заготовки. Выполнять порядок обведения шаблонов. Упражняться в обведении по шаблону. Подготавливать материала, подбирать по цвету.

Склеивать детали. Соблюдать правила техники безопасности.

2

213-214

Знакомство с композицией из складных фигур по сказке "Колобок" в технике оригами.

2

215-216

Изготовление любого сказочного персонажа на выбор.

2

217-218

Объёмная игрушка из картона и бумаги – модель комнаты.

2

219-220

Объёмная игрушка из картона и бумаги – подарочная коробка.

2

221-222

Оригами. Складывание полоски и прямоугольника. «Яблочко».

2

223-224

Оригами. Складывание полоски и прямоугольника. «Листок».

2

225-226

Оригами. Складывание полоски и прямоугольника. «Кошка и собачка».

2

227-228

Оригами. «Лиса и заяц».

2

229-230

Оригами. «Совиное семейство».

2

231-232

Оригами. «Аквариум».

2

233-234

Изготовление из картона и бумаги пакетов для семян.

2

235-236

Изготовление из картона и бумаги пакетов для подарков.

2

237-238

Конверты для почтовых отправлений.

2

239-240

Изготовление поздравительных открыток.

2

241-242

Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок».

2

243-244

Игрушка с подвижным соединением деталей «Медвежонок».

2

245-246

Изготовление книжки из листа бумаги.

2

247-248

Изготовление шапки-пилотки из газетной бумаги

2

249-250

Изготовление записной книжки – раскладушки.

2

Работа с текстилем 14 часов


251-252

Знакомство с видами ткани.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы.

Анализировать образцы изделия, состоящего из нескольких деталей.

Выполнять работы по заданию учителя.

Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости.

2

253-254

Связывание ниток в пучок «Цветок из ниток»

2

255-256

Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка»

2

257-258

Скручивание ткани. Игрушка «Зайчик»

2

259-260

Набивная игрушка из готового кроя – гриб.

2

261-262

Набивная игрушка из готового кроя – рыбка.

2

263-264

Набивная игрушка из готового кроя – медвежонок

2

Работа с древесным материалом 10 часов


265-266

Аппликация из древесных заготовок «Ёжик в лесу»

Выполнять работы по заданию учителя. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости.

2

267-268

Изготовление аппликации из опилок «Собака».

2

4 четверть(74ч)


269-270

Изготовление аппликации из опилок «Цыпленок».

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

2

271-272

Аппликация из спичек «Дом»

2

273-274

Аппликация из спичек «Коробка»

2

Работа с пластическими материалами 6 часов


275-276

Знакомство со свойствами соленного теста. Изготовление теста для лепки.

Выполнять работы по заданию учителя.

Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости.

2

277-278

Изделия из соленного теста – фигурки животных

2

279-280

Изделия из соленного теста – фигурки птиц.

2

Комбинированные работы с разными материалами 24 часа


281-282

Изготовление бабочки из бумаги и ткани.

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы, выполнять разные социальные роли (уметь слушать, и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми).

Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

2

283-284

Изготовление цветов из бумаги и ниток.

2

285-286

Изготовление птицы из пластилина и сухой травы.

2

287-288

Аппликация «Цветы в кувшине»

2

289-290

Изготовление «Паука» (проволока, пластилин, скорлупа ореха)

2

291-292

Изготовление фигуры птицы "Сова" из еловой шишки и пластилина.

2

293-294

Составление композиции из сосновой шишки и листьев "Лесной человечек".

2

295-296

Изготовление мышки из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

2

297-298

Изготовление "ежа" из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

2

299-300

Изготовление "черепахи" из скорлупы грецкого ореха и пластилина.

2

301-302

Изготовление «стаканчика» для карандашей из стеклянной баночки, пластилина и природного материала.

2

303-304

Наклеивание природного материала (горох, семя подсолнуха) на стаканчик.

2

Работа с бумагой и картоном 20 часов


305-306

Обрывная аппликация. «Береза».

Организовывать своё рабочее место. Подбирать бумагу по цвету. Складывать бумагу. Упражняться в скручивании полосок из бумаги. Выполнять порядок обведения шаблонов. Упражняться в обведении по шаблону. Подготавливать материала, подбирать по цвету. Склеивать детали. Соблюдать правила техники безопасности.

2

307-308

Обрывная аппликация. «Море».

2

309-310

Обрывная аппликация. «Поросенок».

2

311-312

Обрывная аппликация. «Гусеница».

2

313-314

Обрывная аппликация. «Бабочка».

2

315-316

Техника безопасной работы на уроке. Объёмная аппликация. Игрушка из бумаги. «Птичка».

2

317-318

Объёмная аппликация. Игрушка из бумаги. «Осьминожек».

2

319-320

Объёмная аппликация. Игрушка из бумаги. «Божья коровка».

2

321-322

Объёмная аппликация. Игрушка из бумаги. «Зайчик из салфетки».

2

324-325

Конструирование из бумаги. Игрушки из скрученных полосок. «Паучок».

2

Работа с текстилем 15 часов


326-327

Аппликация из цельных нитей. «Снежинка».

Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы, выполнять разные социальные роли (уметь слушать, и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми).

Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

2

328-329

Аппликация из распущенного трикотажа. «Бабочка».

2

330-331

Аппликация из распущенного трикотажа. «Золотая рыбка».

2

332-333

Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

2

334-335

Аппликация из жатой ткани. «Грибы».

2

336-337

Аппликация из жатой ткани. «Лес».

2

338-340

Повторение и обобщение изученного. Выполнение работы по желанию в любой технике.

3

Итого: 340 часов




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесс

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки: предметные, сюжетные, по развитию речи) в соответствии с основными темами программы обучения.

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники: электронные справочные пособия

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.


Система оценивания

При оценке итоговых результатов освоения программы «Трудовое обучение» должны учитываться психологические возможности учащегося, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Контрольных работ по трудовому обучению нет. Итоговая четвертная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ обучающихся, где у детей появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

«Оценка - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!