Рабочая программа
по учебному предмету «Трудовое обучение» (7 класс)
для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации: 1 год
Составила: Выродова О.В.
2021 год
Пояснительная записка
Трудовое обучение развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Трудовое обучение является важнейшим видом для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, направлено на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, трудовое обучение оказывает коррекционное влияние на умственное развитие учащихся. Так, например, специальное внимание на уроках труда уделено воспитанию у учащихся привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а также соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у обучающихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Цели и задачи учебного предмета для уровня обучения:
Формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем данной категории учащихся обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности, формирование прикладных, трудовых, творческих умений.
Цель:
Освоение практических навыков и умений работы с различными материалами. Максимальное включение учащегося в образовательный процесс, формирование доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, учебной, трудовой, общения).
Задачи:
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.
Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Краткие сведения о категории обучающихся
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Недостатки памяти обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Особенности познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. У обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умеренной умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Трудовое обучение» дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий создаются предпосылки для становления многих психических процессов. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На уроках трудового обучения обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.
При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки трудового обучения позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.
Формы и методы работы с обучающимися:
Методы обучения: наглядный, практический, словесный
Приемы обучения:
- совместные действия детей и взрослого;
- предметов;
- элементарные трудовые действия с множествами предметов на основе слухового, зрительного и тактильного восприятия;
- -практические действия с предметами;
-предварительное рассматривание, отражение и самостоятельное название объектов;
- показ по словесной инструкции учителя формы, величины, количества предметов в окружающей обстановке, в игровых ситуациях, на картинках;
-соотнесение натуральных предметов с объёмами и плоскостными изображениями действия по образцу и словесной инструкции;
- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве.
Межпредметные связи
Уроки трудового обучения тесно взаимосвязаны со многими школьными дисциплинами, так как содержат в себе возможность решения широкого круга воспитательных, коррекционно-развивающих и дидактических задач.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Срок реализации рабочей программы 1 год (2021-2022уч. год)
7 класс – 340часов (10 часов в неделю, 34 недели)
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
9 недель | 7 недель | 11 недель | 7 недель | 34 |
90 часов | 70 часов | 106 часов | 74 часов | 340 часов |
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13.проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
правила организации рабочего места;
-названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;
-приемы, формообразования, соединения деталей;
-ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя;
-уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
-правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;
-употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.
Достаточный уровень:
-правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
-знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ;
-приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;
-приемы, формообразования, соединения деталей;
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
6.Содержание учебного предмета
Вводное занятие
Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы.
Работа с пластическими материалами
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина — строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин — материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
-разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
-разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
-разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная)
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Тематическое планирование (7 класс)
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов |
1 четверть(90ч) | |
Работа с бумагой и картоном 34 час | |
1-2 | Вводный и первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Аппликация – орнамент (коврик). | Соблюдение правильной рабочей позы, правил техники безопасности. Называние профессий по картинкам, по описанию. | 2 |
3-4 | Аппликация – орнамент (коврик) | Просмотр учебной презентации. Практическое знакомство с сортами, видами бумаги. Работа с коллекцией видов бумаги, картона. Работа по шаблону, с помощью линейки. Вырезание ножницами с соблюдением правил техники безопасности. Тренировочные упражнения: обрывание бумаги, складывание фигурок, сминание, скатывание бумаги по показу, по инструкции, по технологической карте. Определение ошибок при изготовлении своего изделия и способа устранения. Практическое использование приемов клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Участие в диалоге, называние технических сведений о материале, инструментах, приспособлениях. | 2 |
5-6 | Предметная аппликация – дом. | 2 |
7-8 | Предметная аппликация – дом | 2 |
9-10 | Предметная аппликация – автомобиль | 2 |
11-12 | Предметная аппликация- город | 2 |
13-14 | Изготовление бумажных полосок. Сборка браслета из бумажных полос. | 2 |
15-16 | Изготовление простой модели планера | 2 |
17-18 | Изготовление игрушки «вертушка» | 2 |
19-20 | Предметная аппликация « Осень в лесу» | 2 |
21-22 | Предметная аппликация «Животные» | 2 |
23-24 | Предметная аппликация «Аквариум». | 2 |
25-26 | Изготовление предметной аппликации из геометрических фигур "Лисята". | 2 |
27-28 | Знакомство с поздравительной открыткой "Сказочный цветок". | 2 |
29-30 | Изготовление цветка из цветной бумаги. | 2 |
31-32 | Изготовление дорожного знака «переход». | 2 |
33-34 | Изготовление корзинки из картона. | 2 |
Работа с пластическими материалами 32 часа | |
35-36 | Изделия из пластилина – геометрические тела. | Организация личного рабочего места. Практическое знакомство с техническими сведениями о материале, приёмами работы с пластилином, инструментами. Выполнение задания по предлагаемому алгоритму. Сравнение своего изделия с образцом, изделиями одноклассников. | 2 |
37-38 | Изделия из пластилина – геометрические тела | 2 |
39-40 | Изделия из пластилина – посуда | 2 |
41-42 | Изделия из пластилина – посуда. | 2 |
43-44 | Изделия из пластилина – посуда.. | 2 |
45-46 | Изделия из пластилина – модели овощей, фруктов | 2 |
47-48 | Изделия из пластилина – модели овощей, фруктов. | 2 |
49-50 | Изделия из пластилина – модели овощей, фруктов.. | 2 |
51-52 | Изделия из пластилина – модели овощей, фруктов… | 2 |
53-54 | Лепка по представлению свободных композиций «Колобок и лиса» | 2 |
55-56 | Лепка по представлению свободных композиций «Колобок и лиса». | 2 |
57-58 | Рисование жгутиками из пластилина. «Домик». | 2 |
59-60 | Рисование жгутиками из пластилина «Яблонька» | 2 |
61-62 | Рисование жгутиками из пластилина «Панда» | 2 |
63-64 | Пластилинография «Цветы». | 2 |
65-66 | Пластилинография. «Рыбка скалярия». | 2 |
Работа с текстилем 20 часов | |
67-68 | Применение и назначение ткани в жизни людей. Свойства ткани. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. | Просмотр учебной презентации. Практическое знакомство с нитками, тканями, их свойствами, цветом и др. Тренировочные упражнения: в наматывании, связывании ниток, определении лицевой и изнаночной сторон ткани, свойств ткани. Называние и применение правил техники безопасности при работе и хранении иголок, работе с ножницами. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Краткий анализ своего изделия с помощью учителя. | 2 |
69-70 | Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной ткани на картоне. | 2 |
71-72 | Правильность отмеривания нитки и вдевание нитки в иголку. | 2 |
73-74 | Знакомство с ручным стежком «шов вперед иголку». Выполнение стежка на полоске картона. | 2 |
75-76 | Изготовление закладки из канвы и картона. | 2 |
77-78 | Виды пуговиц. Пришивание пуговицы с двумя сквозными отверстиями на плотную ткань. | 2 |
79-80 | Изготовление панно "Котик" (пришивание пуговиц). | 2 |
81-82 | Макет полотняного переплетения нитей ткани из полосы цветной бумаги | 2 |
83-84 | Салфетки для переноса горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающим стежком «через край» | 2 |
85-86 | Салфетки для переноса горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающим стежком «через край» | 2 |
Работа с проволокой 16 часов | |
87-88 | Элементарные сведения о проволоке. Применение проволоки в изделиях. | Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы. | 2 |
89-90 | Приемы работы с проволокой- сгибание | 2 |
2 четверть(70ч) | |
91-92 | Приемы работы- выпрямление | Анализировать образцы изделия, состоящего из нескольких деталей. Выполнять работы по заданию учителя. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. Выполнять приёмы сгибания проволоки. Складывать проволоку в несколько слоёв с выравниванием каждого. | 2 |
93-94 | Приемы работы- гибка на оправке | 2 |
95-96 | Получение контуров геометрических фигур | 2 |
97-98 | Получение контуров декоративных фигурок | 2 |
99-100 | Получение контуров геометрических фигур | 2 |
101-102 | Получение контуров геометрических фигурок птиц, зверей, человечков | 2 |
Работа с бумагой и картоном 40 часов | |
103-104 | Ёлочные украшения – фонарики. | Подбирать бумагу по цвету. Складывать бумагу. Упражняться в получении квадратов, треугольников, кругов путём сгибания и разрезания заготовки. Выполнять порядок обведения шаблонов. Упражняться в обведении по шаблону. Подготавливать материала, подбирать по цвету. Склеивать детали. Соблюдать правила техники безопасности. | 2 |
105-106 | Ёлочные украшения – гирлянды. | 2 |
107-108 | Ёлочные украшения – снежинки. | 2 |
109-110 | Ёлочные украшения – корзинки. | 2 |
111-112 | Ёлочные украшения – полумаски. | 2 |
113-114 | Чемоданчик для новогодних подарков. | 2 |
115-116 | Коробки разных размеров и формы из тонкого картона. | 2 |
117-118 | Карманы для библиотечных формуляров. | 2 |
119-120 | Изготовление бумажных полосок. Сборка браслета из бумажных полос | 2 |
121-122 | Нанесение рисунка по шаблону | 2 |
123-124 | Нанесение рисунка через копировальную бумагу | 2 |
125-126 | Складывание, разрезание, скручивание бумаги | 2 |
127-128 | Конструирование из бумаги на основе геометрических тел (конуса). Изготовление «Матрешки». | 2 |
129-130 | Конструирование из бумаги на основе геометрических тел (цилиндра).Изготовление «Собаки». | 2 |
131-132 | Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. «Бабочка». | 2 |
133-134 | Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. «Страус». | 2 |
135-136 | Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. «Филин». | 2 |
137-138 | Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов. «Цветок». | 2 |
139-140 | Моделирование на плоскости. Геометрическая мозаика. «Рыбка». | 2 |
141 | Моделирование на плоскости. Геометрическая мозаика. «Кошка». | 1 |
Работа с текстилем 24 часа | |
142-143 | Шитье и вышивание. Техника безопасной работы с иглой и ножницами. | Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы. Анализировать образцы изделия, состоящего из нескольких деталей. Выполнять работы по заданию учителя. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. | 2 |
144-145 | Как получаются ткани. | 2 |
146-147 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. | 2 |
148-149 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. | 2 |
150-151 | Вышивание швом "вперед иголку". Пришивание пуговиц. «Грибок». | 2 |
152-153 | Вышивание швом "вперед иголку". Пришивание пуговиц. «Дождик». | 2 |
154-155 | Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков. | 2 |
156-157 | Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков. | 2 |
158-159 | Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде | 2 |
160-161 | Ремонт одежды. Накладывание и пришивание заплаты. | 2 |
3 четверть(106ч) | |
162-163 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Ремонт одежды. Накладывание и пришивание заплаты. | Соблюдение правильной рабочей позы, правил техники безопасности. | 2 |
164-165 | Ремонт одежды. Накладывание и пришивание заплаты. | 2 |
Работа с пластическими материалами 26 часов | |
166-167 | Виды и свойства глины. Применение глины. | Соблюдать правила безопасной работы, выполнять разные социальные роли (уметь слушать, и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми). Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | 2 |
168-169 | Изделия из глины - кирпич уменьшенного размера. | 2 |
170-171 | Изделия из глины - цветы. | 2 |
172-173 | Изделия из глины - домик. | 2 |
174-175 | Изделия из глины – ваза. | 2 |
176-177 | Изделия из глины – посуда. | 2 |
178-179 | Изделия из глины – посуда. | 2 |
180-181 | Изделия из глины фигуры птиц. | 2 |
182-183 | Изделия из глины фигуры птиц. | 2 |
184-185 | Изделия из глины фигуры зверей. | 2 |
186-187 | Изделия из глины фигуры зверей. | 2 |
189-190 | Изделия из глины. Свободная тема. | 2 |
191-192 | Изделия из глины. Свободная тема. | 2 |
Работа с металлом и древесиной 18 часов | |
193-194 | Изготовление изделия из алюминиевой фольги: «Дерево»(приемом «скручивания» и «сминания»). | Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы. Анализировать образцы изделия, состоящего из нескольких деталей. Выполнять работы по заданию учителя. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. | 2 |
195-196 | Изделия из фольги « Коробочки» | 2 |
197-198 | Изготовление изделия из алюминиевой фольги: «Паук». | 2 |
199-200 | Изготовление изделия из алюминиевой фольги: «Бусы из трубочек» | 2 |
201-202 | Изделия из фольги «летающий пропеллер». | 2 |
203-204 | Аппликация из опилок, овощей и фруктов. | 2 |
205-206 | Аппликация домика из спичек. | 2 |
207-208 | Аппликация цветка из карандашной стружки. | 2 |
209-210 | Аппликация радуги из карандашной стружки. | 2 |
Работа с бумагой и картоном 40 часов | |
211-212 | Изготовление цветной гирлянды из цветной бумаги | Организовывать своё рабочее место. Подбирать бумагу по цвету. Складывать бумагу. Упражняться в получении квадратов, треугольников, кругов путѐм сгибания и разрезания заготовки. Выполнять порядок обведения шаблонов. Упражняться в обведении по шаблону. Подготавливать материала, подбирать по цвету. Склеивать детали. Соблюдать правила техники безопасности. | 2 |
213-214 | Знакомство с композицией из складных фигур по сказке "Колобок" в технике оригами. | 2 |
215-216 | Изготовление любого сказочного персонажа на выбор. | 2 |
217-218 | Объёмная игрушка из картона и бумаги – модель комнаты. | 2 |
219-220 | Объёмная игрушка из картона и бумаги – подарочная коробка. | 2 |
221-222 | Оригами. Складывание полоски и прямоугольника. «Яблочко». | 2 |
223-224 | Оригами. Складывание полоски и прямоугольника. «Листок». | 2 |
225-226 | Оригами. Складывание полоски и прямоугольника. «Кошка и собачка». | 2 |
227-228 | Оригами. «Лиса и заяц». | 2 |
229-230 | Оригами. «Совиное семейство». | 2 |
231-232 | Оригами. «Аквариум». | 2 |
233-234 | Изготовление из картона и бумаги пакетов для семян. | 2 |
235-236 | Изготовление из картона и бумаги пакетов для подарков. | 2 |
237-238 | Конверты для почтовых отправлений. | 2 |
239-240 | Изготовление поздравительных открыток. | 2 |
241-242 | Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок». | 2 |
243-244 | Игрушка с подвижным соединением деталей «Медвежонок». | 2 |
245-246 | Изготовление книжки из листа бумаги. | 2 |
247-248 | Изготовление шапки-пилотки из газетной бумаги | 2 |
249-250 | Изготовление записной книжки – раскладушки. | 2 |
Работа с текстилем 14 часов | |
251-252 | Знакомство с видами ткани. | Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы. Анализировать образцы изделия, состоящего из нескольких деталей. Выполнять работы по заданию учителя. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. | 2 |
253-254 | Связывание ниток в пучок «Цветок из ниток» | 2 |
255-256 | Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка» | 2 |
257-258 | Скручивание ткани. Игрушка «Зайчик» | 2 |
259-260 | Набивная игрушка из готового кроя – гриб. | 2 |
261-262 | Набивная игрушка из готового кроя – рыбка. | 2 |
263-264 | Набивная игрушка из готового кроя – медвежонок | 2 |
Работа с древесным материалом 10 часов | |
265-266 | Аппликация из древесных заготовок «Ёжик в лесу» | Выполнять работы по заданию учителя. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. | 2 |
267-268 | Изготовление аппликации из опилок «Собака». | 2 |
4 четверть(74ч) | |
269-270 | Изготовление аппликации из опилок «Цыпленок». | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | 2 |
271-272 | Аппликация из спичек «Дом» | 2 |
273-274 | Аппликация из спичек «Коробка» | 2 |
Работа с пластическими материалами 6 часов | |
275-276 | Знакомство со свойствами соленного теста. Изготовление теста для лепки. | Выполнять работы по заданию учителя. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. | 2 |
277-278 | Изделия из соленного теста – фигурки животных | 2 |
279-280 | Изделия из соленного теста – фигурки птиц. | 2 |
Комбинированные работы с разными материалами 24 часа | |
281-282 | Изготовление бабочки из бумаги и ткани. | Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы, выполнять разные социальные роли (уметь слушать, и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми). Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | 2 |
283-284 | Изготовление цветов из бумаги и ниток. | 2 |
285-286 | Изготовление птицы из пластилина и сухой травы. | 2 |
287-288 | Аппликация «Цветы в кувшине» | 2 |
289-290 | Изготовление «Паука» (проволока, пластилин, скорлупа ореха) | 2 |
291-292 | Изготовление фигуры птицы "Сова" из еловой шишки и пластилина. | 2 |
293-294 | Составление композиции из сосновой шишки и листьев "Лесной человечек". | 2 |
295-296 | Изготовление мышки из скорлупы грецкого ореха и пластилина. | 2 |
297-298 | Изготовление "ежа" из скорлупы грецкого ореха и пластилина. | 2 |
299-300 | Изготовление "черепахи" из скорлупы грецкого ореха и пластилина. | 2 |
301-302 | Изготовление «стаканчика» для карандашей из стеклянной баночки, пластилина и природного материала. | 2 |
303-304 | Наклеивание природного материала (горох, семя подсолнуха) на стаканчик. | 2 |
Работа с бумагой и картоном 20 часов | |
305-306 | Обрывная аппликация. «Береза». | Организовывать своё рабочее место. Подбирать бумагу по цвету. Складывать бумагу. Упражняться в скручивании полосок из бумаги. Выполнять порядок обведения шаблонов. Упражняться в обведении по шаблону. Подготавливать материала, подбирать по цвету. Склеивать детали. Соблюдать правила техники безопасности. | 2 |
307-308 | Обрывная аппликация. «Море». | 2 |
309-310 | Обрывная аппликация. «Поросенок». | 2 |
311-312 | Обрывная аппликация. «Гусеница». | 2 |
313-314 | Обрывная аппликация. «Бабочка». | 2 |
315-316 | Техника безопасной работы на уроке. Объёмная аппликация. Игрушка из бумаги. «Птичка». | 2 |
317-318 | Объёмная аппликация. Игрушка из бумаги. «Осьминожек». | 2 |
319-320 | Объёмная аппликация. Игрушка из бумаги. «Божья коровка». | 2 |
321-322 | Объёмная аппликация. Игрушка из бумаги. «Зайчик из салфетки». | 2 |
324-325 | Конструирование из бумаги. Игрушки из скрученных полосок. «Паучок». | 2 |
Работа с текстилем 15 часов | |
326-327 | Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила безопасной работы, выполнять разные социальные роли (уметь слушать, и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми). Анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Оценивать результат деятельности: проверять изделия в действии, корректировать при необходимости. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | 2 |
328-329 | Аппликация из распущенного трикотажа. «Бабочка». | 2 |
330-331 | Аппликация из распущенного трикотажа. «Золотая рыбка». | 2 |
332-333 | Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | 2 |
334-335 | Аппликация из жатой ткани. «Грибы». | 2 |
336-337 | Аппликация из жатой ткани. «Лес». | 2 |
338-340 | Повторение и обобщение изученного. Выполнение работы по желанию в любой технике. | 3 |
Итого: 340 часов | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесс
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки: предметные, сюжетные, по развитию речи) в соответствии с основными темами программы обучения.
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства
Цифровые информационные инструменты и источники: электронные справочные пособия
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.
Система оценивания
При оценке итоговых результатов освоения программы «Трудовое обучение» должны учитываться психологические возможности учащегося, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Контрольных работ по трудовому обучению нет. Итоговая четвертная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ обучающихся, где у детей появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия