Кяхтинский ФИЛИАЛ
ГАПОУ «Байкальский БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Специальность 310201 Лечебное дело
2019 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 310201 «Лечебное дело».
Разработчик - преподаватель колледжа: Смолякова Екатерина Леонидовна
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК ОП дисциплин
Протокол №____________
от « _ »__________20__ г.
Председатель
________________ Максимова М.А.
подпись Ф.И.О.
Утверждена на методическом совете
от «__» _____________ 20__г.
Зав.по УР
________________ Тугульдурова Г.Д.
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 19 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 310201 «Лечебное дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по специальности 310201 «Лечебное дело»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Гигиена и экология» входит в состав дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;
проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические
проблемы;
- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
- основные положения гигиены;
- гигиенические принципы организации здорового образа жизни;
- методы, формы и средства гигиенического воспитания населения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2.1. Диагностическая деятельность.
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
5.2.4. Профилактическая деятельность.
ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия
на закрепленном участке.
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.
5.2.6. Организационно-аналитическая деятельность.
ПК 6.2. Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах
общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.
ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.
ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.
ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
1.4. Количество часов в рабочей программе, выделенное на освоение учебной дисциплины, в соответствии с учебным планом колледжа:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 18 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
Составление проблемной ситуации Заполнение таблицы Поиск Интернет ресурсов Составление конспекта Подготовка презентации | 3 1 6 2 |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Гигиены и экологии человека»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | |
| | 18/16/12 | |
Раздел 1. Предмет и содержание гигиены и экология | | 3 | |
Тема 1. Предмет и гигиены и экология | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека | | 1 |
2 | Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. |
3 | Задачи гигиены и экологии. Разделы гигиены и экологии. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование. |
Самостоятельная работа обучающихся (теория) | | |
| 1.Реферат на тему «Вклад отечественных и зарубежных ученных в развитие науки» | 1 | |
Раздел 2. Гигиена окружающей среды | | 13 | |
Тема 2. Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Химический состав атмосферного воздух. | | |
2 | Физические свойства воздуха: температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, электрическое состояние. |
3 | Характеристика солнечной радиации. |
4 | Газообразные примеси, микроорганизмы, механические примеси. |
5 | Источники загрязнения. |
6 | Понятие о ПДК. |
Практическое занятие | 7 | |
1 | Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды. | | 1 |
2 | Определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении. | | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся (теория) | 1 | |
1. составление конспекта Строение земной атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера). - использование интернет ресурсов Законодательство РФ об охране атмосферного воздуха. | |
| Самостоятельная работа обучающихся (практика) | 1 |
1.Конспект на тему: «Виды психрометров» | |
2.Конспект на тему «Методы комплексной оценки микроклимата» |
Тема 3 Вода. Гигиеническое и экологическое значение | | 8 |
Содержание учебного материала | 2 |
1 | Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды. | | 1 |
2 | Химический состав. | | 1 |
3 | Влияние загрязнения воды на здоровье человека. |
4 | Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий. |
Практическое занятие | | |
1 | Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся (теория) | 1 |
- составление конспекта Характеристика источников водоснабжения. Охрана источников водоснабжения. | |
| Самостоятельная работа обучающихся (практика) | 1 |
1 | Реферат на тему: « Свойства воды» | |
| | | 3 |
Тема 4 Почва. Гигиеническое и экологическое значение | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Гигиеническое значение почвы | | 1 |
2 | Физические свойства почвы | | 1 |
3 | Химический состав почвы. |
4 | Значение примесей антропогенного характера. |
Самостоятельная работа обучающихся (теория) | 1 |
- составление таблицы Химический состав почвы, структуры, типы. Санитарно-гигиенические показатели загрязнении почвы. | | |
Раздел 3 Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест | | | |
Тема 5 Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Урбанизация и экология человека. Гигиенические принципы планировки и застройки населенных мест. | 2 | 1 |
2 | Гигиенические требования к планировке, естественному и искусственному освещению, отоплению, вентиляции помещений различных назначений: жилых помещений, помещений учреждений здравоохранения. Нормирование. | | 1 |
Практическое занятие | 4 | |
Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения. | |
Самостоятельная работа обучающихся (теория) | 1 |
учреждения здравоохранения1. Составление конспекта Гигиеническая оценка физических, химических, биологических факторов среды жилых помещений | |
Самостоятельная работа обучающихся (практика) | 1 |
1. Записать инструкцию прибора «Люксметр Ю-116» | |
Раздел 4 Гигиена питания | | 3 | |
Тема 6 Гигиена питания | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Обмен веществ и энергии в организме. Белки: их значение для жизни, роста и развития организма. Состав белков. | | 1 |
2 | Жиры: их значение в питании. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение, источники. | | 1 |
3 | Углеводы: их значение в питании. | | 1 |
4 | Минеральные элементы. | | 1 |
5 | Витамины, их классификация.. | | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся (теория) | 1 | |
Презентация на тему: «БАД. Виды, значение» | |
Раздел 5. Гигиена труда | | |
Тема7 Гигиена труда | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Трудовая деятельность и физиологические функции организма. Утомление и его причины. Переутомление. Профилактика. | 2 | 1 |
2 | Классификация, краткая характеристика вредных производственных факторов: физических, химических, биологических, нервно – психических, механических - факторов, обусловливающих динамическую и статическую нагрузку на опорно – двигательный аппарат. | | 1 |
3 | Общие понятия о профессиональных болезнях. Производственный травматизм и меры борьбы с ним | | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся (теория) | 1 | |
1. Составить таблицу Гигиена труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения. Профессиональные вредности в системе здравоохранения. | |
Раздел 6. Гигиена детей и подростков | | 3 |
Тема 8 Гигиена детей и подростков | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Здоровье детского населения. Группы здоровья. Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп. | | 1 | |
2 | Основные гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса. Гигиена физического воспитания детей и подростков | | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся(теория) | 1 | | | |
1.Составление конспекта Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков. Организация медицинского обслуживания детей и подростков | | | | |
Тема 9 Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования | Содержание учебного материала | 3 | 1 1 | | |
1 | Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни, окружающая среда, генетический фактор, медицинское обслуживание . | 2 | | |
2 | Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность. | | | |
Самостоятельная работа обучающихся (теория) | 1 | | |
1.Приготовить презентацию Приготовить презентации «Компоненты ЗОЖ». | | | |
Всего: | | 46 | | | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Гигиены и экологии
Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)
Технические средства обучения: компьютер, проектор, магнитофон.
3.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины (представить в виде таблицы, перечислить)
№ | НАИМЕНОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ |
1. | Технические средства обучения |
1.1. | приборы: термометры, гигрометры, анемометры, барометры – анероиды, термографы, секундомеры, психрометр Ассмана, емкости для отбора проб воды, спиртовки, лабораторная посуда, люксметр |
2 | Таблицы |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
№ | НАИМЕНОВАНИЕ | АВТОР | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ГОД ИЗДАНИЯ | ОТМЕТКА О РЕКОМЕНДАЦИИ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ СПО, КЕМ РЕКОМЕНДОВАН |
1. | Гигиена. Учебник практикум | Мустафина, И.Г | М-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, | 2019 г. | Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО в медицинских училищах и колледжах. |
2. | Гигиена и экология человека (цикл лекций и практических занятий) | Солодовников, Ю.Л. | 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург | 2020 | Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО в медицинских училищах и колледжах. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
№ | НАИМЕНОВАНИЕ | АВТОР | ИЗДАТЕЛЬСТВО | ГОД ИЗДАНИЯ | ОТМЕТКА О РЕКОМЕНДАЦИИ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ СПО, КЕМ РЕКОМЕНДОВАН |
1 | Гигиена с основами здравоохранения | Э.Э, СаркисянцЛГ. Перекопская | Москва «Медицина» | 2016 г. | Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО в медицинских училищах и колледжах. |
2 | Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований | З.Ф. Азевич, А.И. Громов, А.А. Галич | Москва «Медицина» | 2016 | Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО в медицинских училищах и колледжах |
3.2.3. Интернет ресурсы
№ | НАИМЕНОВАНИЕ | ДОСТУП (САЙТ) | ПРИМЕЧАНИЕ |
1. | Министерство здравоохранения и социального развития РФ | (http//www.minzdravsoc.ru) | |
2. | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | (http//www.rospotrebnadzor.ru) | |
3. | ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | (http//www.fcgsen.ru) | |
4. | Лань : электронно-библиотечная система. — URL: 112047 | https://e.lanbook.com/book/ | |
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения | (http//www.mednet.ru). | | |
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
4.1. Результаты обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания): | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: Давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды | Тестовый контроль Решение ситуационных задач. Решение кроссвордов Наблюдение и оценка выполнения практических действий. |
Проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней | Тестовый контроль Решение ситуационных задач. Анализ проведения санитарно-гигиенических мероприятий в форме деловой игры. Наблюдение и оценка выполнения практических действий. |
Проводить гигиеническое обучение и воспитание населения | Тестовый контроль Решение ситуационных задач Защита санитарных бюллетеней, памяток, буклетов, агитационных плакатов, презентаций Наблюдение и оценка выполнения практических действий |
Знания: Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы | Тестовый контроль Решение ситуационных задач Анализ современного состояния окружающей среды. |
Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека | Тестовый контроль Решение кроссвордов Решение ситуационных задач |
Основные положения гигиены | Тестовый контроль Решение ситуационных задач |
Гигиенические принципы организации здорового образа жизни | Тестовый контроль Решение кроссвордов Решение ситуационных задач |
Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения | Тестовый контроль Решение ситуационных задач |
13