СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по УД «Гигиена и экология человека», специальность 31.02.01 Лечебное дело

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по УД «Гигиена и экология человека», специальность 31.02.01 Лечебное дело»

Кяхтинский ФИЛИАЛ


ГАПОУ «Байкальский БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»














Рабочая ПРОГРАММа


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»


Специальность 310201 Лечебное дело























2019 год



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 310201 «Лечебное дело».


Разработчик - преподаватель колледжа: Смолякова Екатерина Леонидовна









Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК ОП дисциплин

Протокол №____________

от « _ »__________20__ г.

Председатель

________________ Максимова М.А.

подпись Ф.И.О.









Утверждена на методическом совете

от «__» _____________ 20__г.

Зав.по УР

________________ Тугульдурова Г.Д.

подпись








СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


19



    1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 310201 «Лечебное дело».

Рабочая программа  учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по специальности 310201 «Лечебное дело»


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Гигиена и экология» входит в состав дисциплин профессионального цикла


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

  • проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

  • проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- современное состояние окружающей среды и глобальные экологические

проблемы;

- факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

- основные положения гигиены;

- гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

- методы, формы и средства гигиенического воспитания населения


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2.1. Диагностическая деятельность.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

5.2.4. Профилактическая деятельность.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия
на закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.

5.2.6. Организационно-аналитическая деятельность.

ПК 6.2. Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах
общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.

ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда
на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.

ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.



1.4. Количество часов в рабочей программе, выделенное на освоение учебной дисциплины, в соответствии с учебным планом колледжа:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

18

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:


Составление проблемной ситуации

Заполнение таблицы

Поиск Интернет ресурсов

Составление конспекта

Подготовка презентации


3

1


6

2


2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Гигиены и экологии человека»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3




18/16/12


Раздел 1.

Предмет и содержание гигиены и экология


3




Тема 1.

Предмет и гигиены и экология

Содержание учебного материала

2


1

Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека


1

2

Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду.

3

Задачи гигиены и экологии. Разделы гигиены и экологии. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

Самостоятельная работа обучающихся (теория)




1.Реферат на тему «Вклад отечественных и зарубежных ученных в развитие науки»

1


Раздел 2.

Гигиена окружающей среды


13


Тема 2.

Атмосферный воздух его физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение

Содержание учебного материала

2


1

Химический состав атмосферного воздух.



2

Физические свойства воздуха: температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, электрическое состояние.

3

Характеристика солнечной радиации.

4

Газообразные примеси, микроорганизмы, механические примеси.

5

Источники загрязнения.

6

Понятие о ПДК.

Практическое занятие

7


1

Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды.


1

2

Определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении.


1

Самостоятельная работа обучающихся (теория)

1


1. составление конспекта

Строение земной атмосферы (тропосфера, стратосфера, ионосфера).

- использование интернет ресурсов

Законодательство РФ об охране атмосферного воздуха.




Самостоятельная работа обучающихся (практика)

1

1.Конспект на тему: «Виды психрометров»


2.Конспект на тему «Методы комплексной оценки микроклимата»

Тема 3

Вода. Гигиеническое и экологическое значение



8

Содержание учебного материала


2

1

Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды.



1

2

Химический состав.


1

3

Влияние загрязнения воды на здоровье человека.

4

Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий.


Практическое занятие




1

Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды.

4

Самостоятельная работа обучающихся (теория)

1

- составление конспекта

Характеристика источников водоснабжения. Охрана источников водоснабжения.



Самостоятельная работа обучающихся (практика)

1

1

Реферат на тему: « Свойства воды»





3

Тема 4

Почва. Гигиеническое и экологическое значение


Содержание учебного материала

2

1

Гигиеническое значение почвы


1

2

Физические свойства почвы


1

3

Химический состав почвы.

4

Значение примесей антропогенного характера.

Самостоятельная работа обучающихся (теория)

1

- составление таблицы

Химический состав почвы, структуры, типы. Санитарно-гигиенические показатели загрязнении почвы.



Раздел 3

Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест





Тема 5

Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест.

Содержание учебного материала

8


1

Урбанизация и экология человека. Гигиенические принципы планировки и застройки населенных мест.

2

1

2

Гигиенические требования к планировке, естественному и искусственному освещению, отоплению, вентиляции помещений различных назначений: жилых помещений, помещений учреждений здравоохранения. Нормирование.



1

Практическое занятие

4








  1. Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения.


Самостоятельная работа обучающихся (теория)

1

учреждения здравоохранения1. Составление конспекта

Гигиеническая оценка физических, химических, биологических факторов среды жилых помещений


Самостоятельная работа обучающихся (практика)

1


1. Записать инструкцию прибора «Люксметр Ю-116»


Раздел 4

Гигиена питания



3


Тема 6

Гигиена питания


Содержание учебного материала

2


1

Обмен веществ и энергии в организме.

Белки: их значение для жизни, роста и развития организма. Состав белков.


1

2

Жиры: их значение в питании. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение, источники.


1

3

Углеводы: их значение в питании.


1

4

Минеральные элементы.


1

5

Витамины, их классификация..


1

Самостоятельная работа обучающихся (теория)

1


Презентация на тему: «БАД. Виды, значение»



Раздел 5.

Гигиена труда




Тема7

Гигиена труда












Содержание учебного материала

3

1

Трудовая деятельность и физиологические функции организма. Утомление и его причины. Переутомление. Профилактика.

2

1

2

Классификация, краткая характеристика вредных производственных факторов: физических, химических, биологических, нервно – психических, механических - факторов, обусловливающих динамическую и статическую нагрузку на опорно – двигательный аппарат.


1

3

Общие понятия о профессиональных болезнях. Производственный травматизм и меры борьбы с ним


1

Самостоятельная работа обучающихся (теория)

1


1. Составить таблицу

Гигиена труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения. Профессиональные вредности в системе здравоохранения.


Раздел 6. Гигиена детей и подростков


3

Тема 8

Гигиена детей и подростков

Содержание учебного материала

2

1

Здоровье детского населения. Группы здоровья. Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп.


1


2

Основные гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса. Гигиена физического воспитания детей и подростков


1


Самостоятельная работа обучающихся(теория)

1




1.Составление конспекта

Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

Организация медицинского обслуживания детей и подростков






Тема 9

Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования


Содержание учебного материала

3

1

1



1

Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни, окружающая среда, генетический фактор, медицинское обслуживание .


2



2

Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность.





Самостоятельная работа обучающихся (теория)

1



1.Приготовить презентацию

Приготовить презентации «Компоненты ЗОЖ».




Всего:


46











3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Гигиены и экологии

Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические рекомендации, видеофильмы, ЭОР и т.п.)

Технические средства обучения: компьютер, проектор, магнитофон.



3.1.1. Оборудование, необходимое для реализации учебной дисциплины (представить в виде таблицы, перечислить)

НАИМЕНОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1.

Технические средства обучения

1.1.

приборы: термометры, гигрометры, анемометры, барометры – анероиды, термографы, секундомеры, психрометр Ассмана, емкости для отбора проб воды, спиртовки, лабораторная посуда, люксметр


2

Таблицы




3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

НАИМЕНОВАНИЕ

АВТОР

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ГОД ИЗДАНИЯ

ОТМЕТКА О РЕКОМЕНДАЦИИ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ СПО, КЕМ РЕКОМЕНДОВАН

1.

Гигиена. Учебник практикум

Мустафина, И.Г

М-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань,

2019 г.

Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО в медицинских училищах и колледжах.

2.

Гигиена и экология человека (цикл лекций и практических занятий)

Солодовников, Ю.Л.

5-е изд., стер. — Санкт-Петербург

2020

Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО в медицинских училищах и колледжах.




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

НАИМЕНОВАНИЕ

АВТОР

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ГОД ИЗДАНИЯ

ОТМЕТКА О РЕКОМЕНДАЦИИ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ СПО, КЕМ РЕКОМЕНДОВАН

1

Гигиена с основами здравоохранения

Э.Э, СаркисянцЛГ. Перекопская

Москва «Медицина»

2016 г.

Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО в медицинских училищах и колледжах.

2

Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований

З.Ф. Азевич, А.И. Громов, А.А. Галич

Москва «Медицина»

2016

Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов СПО в медицинских училищах и колледжах



3.2.3. Интернет ресурсы


НАИМЕНОВАНИЕ

ДОСТУП (САЙТ)


ПРИМЕЧАНИЕ

1.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

(http//www.minzdravsoc.ru)



2.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

(http//www.rospotrebnadzor.ru)



3.

ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

(http//www.fcgsen.ru)



4.

Лань : электронно-библиотечная система. — URL: 112047

https://e.lanbook.com/book/


Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения

(http//www.mednet.ru).








4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


4.1. Результаты обучения

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды



Тестовый контроль

Решение ситуационных задач.

Решение кроссвордов

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.

Проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней

Тестовый контроль

Решение ситуационных задач.

Анализ проведения санитарно-гигиенических мероприятий в форме деловой игры.

Наблюдение и оценка выполнения практических действий.



Проводить гигиеническое обучение и воспитание населения



Тестовый контроль

Решение ситуационных задач

Защита санитарных бюллетеней, памяток, буклетов, агитационных плакатов, презентаций

Наблюдение и оценка выполнения практических действий

Знания:

Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы

Тестовый контроль

Решение ситуационных задач

Анализ современного состояния окружающей среды.


Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека

Тестовый контроль

Решение кроссвордов

Решение ситуационных задач


Основные положения гигиены

Тестовый контроль

Решение ситуационных задач


Гигиенические принципы организации здорового образа жизни

Тестовый контроль

Решение кроссвордов

Решение ситуационных задач


Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Тестовый контроль

Решение ситуационных задач






13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!