Мининская СОШ филиал
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Исетской средней общеобразовательной школы №1
Исетского района, Тюменской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от «___»_______2020 г. Протокол № _____ | СОГЛАСОВАНО организатор /_______/ Рыбакова М.В. «____» ________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ зав.филиаломМининской СОШ /___________ / Н.А.Андреева Приказ № ______ от «____» __________2020 г. |
по внеурочной деятельности
«Юный конструктор»
для 1 класса
Учитель: Рыбакова Марина Владимировна
высшей квалификационной категории
с. Минино, 2020 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный конструктор».
Личностными результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей.
Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (конструктор, бумага, картон и др.) и из развѐрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Определять, различать и называть детали конструктора,
Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Регулятивные:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; Коммуникативные:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм конструирования модели.
Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Показ конструктора
«Тикоконструирование», «Пифагор», «Танграм», набора «Конструктор» различных игрушек. Инструменты и материалы, необходимые для занятий, их назначение, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Работа с бумагой и картоном. История возникновения бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Свойства бумаги и картона. Разница между бумагой и картоном. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона. Основные приѐмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. Рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов.
Создание работ в технике «Мозаика».
Работа с игрой «Танграм». Название и назначение деталей. Сборка из деталей фигуры животных.
Работа с конструктором «Тикоконструирование». Изготовление плоских иобъѐмных фигур. Создание куба, многогранника, пирамиды и тд.
Работа снабором «Конструктор». Название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жѐсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Работа с конструктором «Пифагор». Изготовление куба, многогранника, пирамиды и тд.
Выставки детского творчества. Подведение итогов работы. Подготовка и проведение выставок детского технического творчества.
Формы, методы и приѐмы организации занятий.
Программа кружка «Юный конструктор» предусматривает использование таких форм занятий, как групповые, индивидуальные и массовые.
Среди массовых – конкурсы, викторины, мастер-классы, соревнования, выставки, практические работы.
Занятия в объединении «Юный конструктор» организуются на основе методов: наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (практические работы и др.). В основе деятельностей детей лежат методы:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом) исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
На занятиях применяются приѐмы: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, анализ работы, показ иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема уроков | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Вводное занятие. Материалы и инструменты. 1ч. |
1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы, необходимые для занятий, их назначение, правила их использования. | 1 | | |
| Работа с бумагой и картоном. 4ч. |
2 | История возникновения бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. | 1 | | |
3 | Простейшие геометрические фигуры. Вырезание геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету. | 1 | | |
4 | Аппликация из геометрических фигу. Открытка к дню пожилого человека. | 1 | | |
5 | Аппликация из геометрических фигур «Собака» | 1 | | |
| Работа с игрой «Танграм». 4ч. |
6 | Правила игры «Танграм» | 1 | | |
7 | Геометрические фигуры. Конструирование по схеме цифр. | 1 | | |
8 | Геометрические фигуры. Конструирование модели животного. | 1 | | |
9 | Геометрические фигуры. Конструирование модели животного. | 1 | | |
| Работа с конструктором «Тикоконструирование». 4ч. |
10 | Знакомство с конструктором ТИКО: разные детали – форма, цвет, число. (Плоскостное моделирование) | 1 | | |
11 | Конструирование по схеме «Грибы». | 1 | | |
12 | Сборка плоской конструкции. Домик. | 1 | | |
13 | Сборка объѐмной конструкции. Куб. | 1 | | |
| Работа с бумагой и картоном. 4ч. |
14 | Аппликация из геометрических фигур «Цветы для мамы» | 1 | | |
15 | Технике оригами. «Аквариум» | 1 | | |
16 | Новогодняя открытка. | 1 | | |
17 | Коллективная работа «Снеговик» | 1 | | |
| Работа с набором «Конструктор». 4ч. | |
18 | Инструктаж по ТБ. Упражнения в завинчивании гаек. Сборка по образцу треугольника из трѐх плоских планок. | | 1 | | |
19 | Сборка по образцу квадрата, прямоугольника. Разборка собранных изделий. | | 1 | | |
20 | Сборка по схеме машинки. | | 1 | | |
21 | Сборка по схеме и по представлению различных видов тележек. | | 1 | | |
| Работа с бумагой и картоном. 3ч. | |
22 | Конструирование по образцу. Кораблик. | | 1 | | |
23 | Оригами. Цветок лотоса. | | 1 | | |
24 | Открытка к 8 марта. | | 1 | | |
| Работа с конструктором «Пифагор». 5ч. | |
25 | Знакомство с конструктором Пифагор: разные детали – форма, цвет, число. (Плоскостное моделирование) | | 1 | | |
26 | Конструирование по образцу плоской конструкции. Бабочка. | | 1 | | |
27 | Сборка объѐмной конструкции. Куб. | | 1 | | |
28 | Сборка объѐмной конструкции. Пирамида. | | 1 | | |
29 | Сборка объѐмной конструкции. Звезда. | | 1 | | |
| Работа с набором «Конструктор». 3ч. | |
30 | Сборка по схеме крана. | | 1 | | |
31 | Сборка по схеме самолѐтик. | | 1 | | |
32 | Сборка по схеме мельницы. | | 1 | | |
| Выставки детского творчества. 1ч. | |
33 | Выставки детского творчества. | | 1 | | |
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный конструктор» предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного( начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.
Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.
Программа кружка «Юный конструктор» имеет техническую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Применение конструкторов во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Цель и задачи программы.
Основная цель программы: создание творческой среды для развития художественнотворческих способностей детей .
Основные задачи:
Образовательные:
освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества: знакомство с простейшими материалами и инструментами, с приемами работы с ними, техникой безопасности при работе;
обучение основным элементам графической грамоты, умению использовать простейшую графическую документацию в процессе труда;
уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;
осваивать навыки организации и планирования работы;
овладение техникой изготовления работ из салфеток, природного материала, бумаги и картона, ваты, фанеры. Развивающие:
развитие моторики рук;
развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками;
развитие у обучающихся внимания, воображения, памяти и чувства цветовоспрития; - развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи. Воспитательные:
изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям;
заложить основы культуры труда: привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию; формирование аккуратности в работе, усидчивости, терпения и трудолюбия.
Принципы реализации программы.
При разработке программы использовались следующие принципы:
воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребѐнка;
последовательность и системность обучения;
перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;
доступности - заключается в простоте изложения и понимания материала;
свободы выбора ребѐнком содержания деятельности;
создания условий для самореализации личности ребѐнка;
динамичности;
результативности и стимулирования деятельности ребенка;
индивидуализации (учет характерологических особенностей);
дидактики (усвоение материала методом от простого к сложному, отбирается только то, что может воспринять ребенок);
научности (обучающий курс основывается на научных трудах, иметь ссылки на первоисточник);
наглядности (предполагает использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
связи теории с практикой (возможность реализации полученных знаний на практике);
актуальности программ (учет социальных условий, обучающихся); -межпредметности (связь с другими науками или другими областями).
Место курса в учебном плане.
Курс «Юный конструктор» входит во внеурочную деятельность по направлению общекультурное развитие личности.
Программа рассчитана на 1 час в неделю в 1 классе – 33 часа в год.