СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки Светофорика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки Светофорика»»

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы. Программа кружка «Уроки Светофорика» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин так это явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этой задачи воспитания. Всё это определяет необходимость введения данного кружка в начальной школе.

Целью кружка является формирование обязательного мини­мума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, куль­туры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участни­ками которых становятся младшие школьники.

Задачи программы:

  • Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;

  • Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; способствующие грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.

  • Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи.

  • Воспитать ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

Срок реализации данной программы - 4 года.

Место факультатива в учебном плане.

В рамках внеурочной деятельности факультативные занятия прово­дятся один раз в неделю. 1 класс – 33 часа в год, 2-е, 3-и, 4-е классы – по 34 часа в год.

Возрастная характеристика: учащиеся в возрасте от 6 до 10 лет.

Формы организации по данной программе: обучение в виде кружковых занятий, применение теоретических знаний через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы, агитбригады.

Особенности содержания. Программа построена с учётом сле­дующих принципов:

  • доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;

  • личностно ориентированная направленность курса — актуализа­ция знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных си­туаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;

  • линейно-концентрическое расположение учебного материала, ко­торое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

  • деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой дея­тельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объём знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формули­ровках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотиви­рованной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуаль­ной и творческой деятельности.



2.Таблица тематического распределения часов

; п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные


1 год обучения




Определять форму предметов окружающего мира; сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; определять свое положение на местности; выделять транспортное средство; различать знаки; различать и объяснять форму запрещающих знаков

Ориентировка в окружающем мире

4

2

2

Ты – пешеход.

17

9

8

Ты – пассажир.

12

6

6


Всего

33

17

16


2 год обучения





Ориентировка в окружающем мире

7

3

4

Ты – пешеход.

14

7

7

Ты – пассажир.

13

6

7


Всего

34

16

18


3 год обучения





Ориентировка в окружающем мире

4

2

2

Ты – пешеход.

17

8

9

Ты – пассажир.

13

6

7


Всего

34

16

18


4 год обучения





Ориентировка в окружающем мире

7

3

4

Ты – пешеход.

14

7

7

Ты – пассажир.

13

6

7


Всего

34

16

18





  1. Содержание программы

1 класс

Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше)

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круге белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пе­шеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транс­порту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в тёмное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного дви­жения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пеше­ходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного пе­рехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия

    1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

  • определять пространственные положения и взаимоотношения объ­ектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных про­странственных положениях;

  • объяснять свой путь от дома до школы;

  • определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко — далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, не­далеко от...).

  1. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож­ного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;

  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на во­прос «Что обозначает этот знак?»);

  • различать цвет и форму запрещающих знаков;

  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответ­ствии с ними;

  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, на­земный переходы);

  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;

  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подзем­ный, водный, воздушный.



2 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей термино­логии (близко — ближе, далеко — дальше, рядом, перед, за и т. д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особен­ности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко — близко; медленно — быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механи­ческие транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (ав­тобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населённый пункт как территория, застроенная домами: город, село, посёлок, деревня. Знание своего района как условие безопасного пере­движения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определе­ние времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опас­ности. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движе­ние пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водите­лей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево...». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты - пассажир

В легковом автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребёнок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомо­биля на ходу, не высовываться из окна.

Универсальные учебные действия

    1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;

  • определять направление движения объекта и своё пространствен­ное положение по отношению к нему;

  • соотносить скорость движения с положением объекта в простран­стве (далеко — медленно; близко — быстро); различать скорости переме­щения разных объектов, отвечать на вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных си­туациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко — да­леко, ближе — дальше, рядом, около и пр.);

  • различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

  1. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож­ного движения:

  • определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие);

  • ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с осо­бенностями своего поведения;

  • различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих зна­ков (изученных);

  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину её возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают её участники?»;

  • объяснять значение конкретного знака (в значении, приближен­ном к установленному в ПДД);

  • различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по видам: общественный, личный.

3 класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных си­туациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движе­ние и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближаю­щегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или оста­новки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она прохо­дит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и при измене­нии направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пе­шехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особен­ности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зим­ники»), Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекрёсток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой). Регулируемый перекрёсток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Правил движения в тёмное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участни­ков движения.

Универсальные учебные действия

    1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

  • определять «на глаз» особенности движения и скорость передви­жения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость).

  1. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорож­ного движения:

  • выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

  • определять по световым сигналам поворота транспортного сред­ства направление его движения (налево, направо, назад);

  • находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать её части;

  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении до­рожной ситуации;

  • объяснять правила передвижения в соответствии со знаками до­рожного движения;

  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

  • самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

4 класс

Ориентировка в окружающем мире

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при раз­ных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Ты — пешеход

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. До­рожное движение при разных дорожных условиях (обобщение зна­ний). Взаимоотношения участников движения как условие безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при дви­жении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, кото­рые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный пово­рот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населённого пункта», «конец населённого пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направле­ния», «предварительный указатель направления», «наименование объ­екта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «те­лефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекрёсток. Пра­вила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрёстках).

Дорожные опасности. Населённый пункт, знаки, обозначающие раз­ные населённые пункты. Правила поведения на дорогах в разных насе­лённых пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололёд, манёвры автотранспорта).

Ты — пассажир

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Универсальные учебные действия

    1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • характеризовать слова «опасность», «опасный»;

  • объяснять значение слов «осторожный» и «неосторожный», «внимательный» и «невнимательный»;

  • предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

  • представлять возможное развёртывание ситуации, отвечать на вопрос «Что будет, если ...?»;

  • осуществлять правильный подсчёт времени на дорогу при неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

  1. Умения, определяющие безопасное поведение в условия дорожного движения:

  • объяснять значение ПДД;

  • группировать знаки дорожного движения по назначению (преду­преждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков до­рожного движения;

  • соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрываю­щих разные ситуации дорожного движения;

  • анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

  • соблюдать изученные правила движения (в игровых и учебных си­туациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимо­сти от ситуации;

  • анализировать своё и чужое поведение, находить ошибки, уста­навливать их причины, определять пути исправления.





4. Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровняприобретение школьником социальных знаний (о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улице, знание основ оказания первой медицинской помощи и т. п.), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни.

Результаты второго уровня – получение школьником опыта поведения на дорогах, оказания первой медицинской помощи, правилах взаимоуважения между участниками дорожно-транспортного движения, применение на практике опыта публичного выступления по проблемным вопросам данной тематике (агитбригады, спектакли для младших школьников);

Третий уровень результатов – получение школьником первичного опыта самостоятельного поведения на дороге, передача своих знаний путем собственных действий окружающим

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения про­граммы кружка «Уроки Светофорика» формируются следую­щие предметные умения:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, при­ближенном к установленному в ПДД);

  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении до­рожных ситуаций;

  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пе­шеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их пове­дения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

  • формирование способности оценивать своё поведение со сто­роны;

  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

  • формирование умения планировать и оценивать результаты своею поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

5. Виды и формы контроля.

  • Соревнования

  • Выступление агитбригады

  • Конкурсы

  • Портфолио достижений

6. Методические рекомендации.

Формы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны: тематические занятия, игровые уроки, практические занятия в «городках безопасности», конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения и другие. Для закрепления пройденного материала используются настольные, дидактические и подвижные игры. В процессе обучения членов ЮИД правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, организуются викторины, соревнования по безопасности движения велосипедистов и т.п., которые будут способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения







7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

  1. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  2. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

  3. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.

  4. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007.

  5. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.

  6. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  7. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. М. Просвещение, 2008

  8. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192




5 шт




1 шт.




1 шт.




2 шт.



1 шт.



1 шт.


1 шт.


1 шт

2. Печатные пособия

1


2

3

4

Газета «Добрая Дорога Детства»


Правила дорожного движения

Журнал «Спасайкин»

Подшивка за период 2005-2012 г.г

10 шт.

Подшивка за период 2009-2012 г.г

3. Технические средства обучения

1

2

Мультимедийное оборудование

CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».

1 шт.

1 шт

4. Экранно-звуковые пособия

1

2

Экран

Музыкальный центр

1 шт

1 шт

5. Игры и игрушки

1

Набор машинок

10

6. Оборудование класса

1

2

3

4

5

Стенды «Знаки дорожного движения»

Электронный модуль по проверке ПДД

Макет светофора

Макет дороги

Аптечка

11 шт

1 шт.

1 шт.

1 шт.

2 шт.


7. Дополнительное оборудование


1

2

3

Велосипеды

Полоса препятствий из 16 элементов

Школьная транспортная площадка

2 шт.

1 комплект

1 шт.




«Согласовано» «Согласовано»

протокол заседания МО учителей зам. директора по УВР

от 28.08.13 № 1 ____________ /Т.В.Пирогова /

Руководитель МО от 29.08.13г.

______________/ В.А.Семкова /













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!