Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………...………..…………. 2
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности……………….............4
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Грамотей-ка» ……………………………...10
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности………………………….…..14
5. Список литературы…………………………………………………………………………......21
1 . Пояснительная записка
Перечень нормативных документов
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
Учебный план МБОУ «СОШ №6»;
ПОЛОЖЕНИЕ о внеурочной деятельности учителя МБОУ «СОШ №6».
1.2 Учебно-методический комплекс (УМК)
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Соколова Т.Н. «Школа развития речи». (Сборник программ внеурочной деятельности издательство «РОСТ») в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
1.3.Актуальность
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом — инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Успешность изучения курса развития речи, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
1.4. Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Грамотей - ка»:
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
1.5. Общая характеристика курса
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом — инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Успешность изучения курса развития речи, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит занятие в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся необходимо чередование видов работ: самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом занятии. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на занятии. На каждом занятии необходимо проведение физкультминуток (2-3 раза), игровых пауз, зрительной гимнастики и, конечно, эмоциональной разгрузки (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.
Формы организации учебного процесса при реализации курса «Развитие речи» могут быть разнообразными: дидактические игры, занятия-исследования, уроки..
1.6. Место курса внеурочной деятельности «Грамотей-ка» в учебном плане
На изучение курса в каждом классе отводится по 1 ч в неделю, всего 102 часа:, во 2, 3 и 4 классах — по 34 часа
1.7. Сроки реализации программы: 3 года
2.Планируемые результаты освоения курса «Грамотей-ка»
2 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.
3 класс
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
4 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
интеллектуального развития младших школьников.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
- овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
2 класс
Обучающиеся научатся:
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;
восстанавливать деформированный текст;
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
составлять планы различных видов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
применять полученные знания в нестандартной ситуации;
применять многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
применять изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты.
3 - 4 класс
Обучающиеся научатся:
применять многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
применять изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
различать иностранные заимствования, новые слова;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение;
определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте;
преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот;
восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
3.Содержание курса внеурочной деятельности «Грамотей-ка»
2 класс (34 ч)
1.Слово. (13 ч)
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
2. Предложение и словосочетание. Виды предложений по цели высказывания и интонации. (3ч.)
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
3. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. (15ч.)
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
4.Культура общения. (3ч.)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Знать:
многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
Уметь:
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
восстанавливать деформированный текст
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
составлять планы различных видов.
3 класс (34 ч)
1.Слово (16 ч)
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
2.Текст (10 ч)
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Стили речи (8 ч)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
4 класс (34 ч)
1.Слово. (10 ч)
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
2.Речь. Техника и выразительность речи.(6 ч)
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи.
Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
3.Текст. (18 ч)
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Грамотей – ка»
2-4 классы.
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| 2 класс | 34 | |
Слово(13 часов) |
1 | Речь. | 1 | Знакомится с ролью речи в жизни людей, с тре требованиями к правильной речи. Отгадывать загадки Объ Объяснять значение слов. |
2 | Тише, громче. | 1 | Отгадывать загадки. Работать над чёткостью, выразительностью речи. Использовать в речи вежливые слова. |
3 | Слова, слова, слова. | 1 | Подбирать подходящие по смыслу слова. Разгадывать анаграммы. |
4 | Озорные буквы. | 1 | Называть положительных и отрицательных героев русских сказок. Составлять слова. Разгадывать анаграммы. |
5 | Слова играют в прятки. | 1 | Составлять загадки. Отгадывать шарады. Подбирать подходящие по смыслу слова. |
6 | Слово и его значение. | 1 | Обобщать понятия. Работать над лексическим значением слов. Определять значение слова по толковому словарю. |
7 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Отгадывать загадки. |
8 | Многозначные слова. | 1 | Распознавать многозначные слова. Разгадывать анаграммы. |
9 | Омонимы. | 1 | Распознавать среди данных слов омонимы. Объяснять значение омонимов. |
10 | Синонимы. | 1 | Распознавать среди данных слов синонимы. Разгадывать шарады. |
11 | Антонимы. | 1 | Распознавать среди данных слов антонимы. Объяснять значение пословиц. Разгадывать анаграммы, шарады. |
12 | Тематические группы слов. | 1 | Познакомятся с тематическими группами слов. Подбирать подходящие по смыслу слова. |
13 | Наш цветной мир. | 1 | Подбирать подходящие по смыслу антонимы. Читать выразительно. Отгадывать загадки. |
Предложение и словосочетание (3 часа) |
14 | Что на что похоже | 1 | Подбирать подходящие по смыслу сравнения. Использовать сравнения в речи. Отгадывать загадки. |
15 | Голоса природы. | 1 | Различать звуки. По звукам определять предметов который его издаёт. Отгадывать загадки. |
16 | Проверочная работа. | 1 | Проверять себя и оценивать свои достижения. |
Текст (15 часов ) |
17 | Загадки. | 1 | Отгадывать загадки, анаграммы, кроссворды Находить отличия загадок от стихотворений. |
18 | Культура речи. | 1 | Употреблять в речи вежливые слова. Разыгрывать сценки, в которых показывается употребление вежливых слов приветствия, прощения, просьбы. |
19 | Вежливые слова. | 1 | Отгадывать загадки. Различать твёрдые и мягкие звуки. Употреблять в речи пословицы, объяснять их смысл. |
20 | Пословицы. | 1 | Устанавливать причинно- следственную связь между предметами, явлениями, событиями. Подбирать слова, наиболее точно передающие мысль. |
21 | Учимся рассуждать. | 1 | |
22 | Рассуждаем. | 1 | Отличать текст от набора слов. Составлять текст из предложений. |
| Текст. | | |
23 \ 24 | Типы текста. | 2 | Подбирать заголовок к тексту. Подбирать подходящие по смыслу слова. Делить текст на предложения. |
25 | Заглавие текста. | 1 | Составлять предложения, из предложений – текст. Определять тему текста, озаглавливать его. Составлять текст на определённую тему. Отгадывать загадки. |
26 | Тема текста. | 1 | Подбирать подходящие по смыслу слова. Составлять из слов предложения, из предложений – рассказ. Озаглавливать рассказ. От данных слов образовывать новые слова. |
27 | Словарные слова. | 1 | Составлять текст по опорным словам. Находить в тексте опорные слова. |
28 | Опорные слова. | 1 | Составлять связный текст на заданную тему по опорным словам. Выделять в тексте начало, середину и концовку. Определять границы предложений. |
29 | Мы строим текст. | 1 | |
30 | Работа с текстом. | 1 | Составлять план текста. Различать части текста: начало, середину, концовку. |
31 | План текста. | 1 | |
Культура общения(3 часа) |
32 | План. | 1 | Проверять себя и оценивать свои достижения. |
33 | Проверочная работа. | 1 |
34 | Работа над ошибками. | 1 |
| 3 класс | 34 | |
Слово (16 часов) |
35 | Многозначные слова. | 1 | Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. |
36 | Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. |
37 | Фразеологизмы. | 1 | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. |
38 | Сравнения. | 1 | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. |
39 | Олицетворение. | 1 | Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. |
40 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. |
41 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. |
42 | Откуда приходят слова. | 1 | Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. |
43 | Этимология. | 1 | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. |
44\45 | Как тебя зовут? | 2 | Уметь объяснять происхождение имен и отчеств. |
46 | Наши фамилии. | 1 | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. |
47 | Топонимы. | 1 | Уметь объяснять топонимы. |
48 | Устаревшие слова. | 1 | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов |
49 | Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри». | 1 | . Уметь употреблять фразеологические обороты. |
50 | Проверочная работа. | 1 | |
Текст (10 часов) |
51 | Типы текстов. | 1 | Уметь различать типы текстов. |
52 | Темы текстов. Опорные слова. | 1 | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. |
53 | Связь предложений в тексте. | 1 | Уметь из предложений составлять текст. |
54\55 | Цепная связь предложений в тексте. | 2 | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. |
56 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. |
57 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. |
58\59\60 | Единый временной план текста. | 3 | Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. |
Стили речи (8 часов) |
61\62 | Стили речи. | 2 | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. |
63\64 | Культура общения. | 2 | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии |
65\66 | Научный стиль. | 2 | Уметь различать научный текс от других. |
67\68 | Словари. | 2 | Уметь работать со словарями. |
69 | Проверь себя. | 1 | |
| 4 класс | 34 | |
Слово (10 часов) |
70 | Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры. | 1 | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. |
71\72 | Фразеологизмы. | 2 | Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова. Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. |
73\74 | Диалектизмы. | 2 | Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. |
75 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. |
76 | Метафора. | 1 | Роль метафоры в художественном тексте. |
77 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | Умение уместного употребления пословиц в речи. |
78 | Сочинение по пословице. | 1 | Умение раскрывать смысл пословицы. |
79 | Анализ сочинений по пословицам. | 1 | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. |
Речь. Техника и выразительность речи.(6 часов) |
80 | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Умение составлять текст в художественном стиле. |
81 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | Умение составлять текст в художественном стиле. |
82 | Рифма. | 1 | Умение определять стихи, определенный ритм. |
83\84 | Драматические импровизации. | 2 | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
85 | Диалог и монолог | 1 | Диалог и монолог как форма речи |
Текст (18 часов) |
86 | Драматические импровизации. | 1 | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
87 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 | Уметь определять все части текста. |
88 | Композиция. Работа с деформирован-ным текстом. | 1 | Уметь определять элементы композиции текста. |
89 | Творческая работа. | 1 | Писать сочинение на определенную тему. |
90 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | Составлять текст в художественном стиле. |
91 | Творческая работа. | 1 | Сочинение сказки по опоре. |
92 | Публицистический стиль. | 1 | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. |
93 | Газетно – публицистический стиль. | 1 | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. |
94 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 | Формирование умения выпускать стенную газету. |
95 | Официально – деловой стиль. | 1 | Формировать умение написания деловых документов. |
96 | Тезисы. Конспект. | 1 | Формировать умение написания конспектов статей. |
97 | Аннотация. | 1 | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. |
98 | Я пишу письмо. | 1 | Формирование умения оформления адреса на письме. |
99 | Личный дневник. | 1 | Умение вести записи в личном дневнике. |
100 | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. |
101 | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | Формирование навыка составления мультфильма. |
102 | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 | Оформление своих исследований в виде презентации. |
| Всего | 102 часа | |
5.Список литературы
1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
21