СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Граммотей-ка", 2-4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Граммотей-ка", 2-4 класс»

Содержание



1. Пояснительная записка…………………………………………………...………..…………. 2

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности……………….............4

3. Содержание курса внеурочной деятельности «Грамотей-ка» ……………………………...10

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности………………………….…..14

5. Список литературы…………………………………………………………………………......21









































1 . Пояснительная записка

    1. Перечень нормативных документов

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993.

  • Учебный план МБОУ «СОШ №6»;

  • ПОЛОЖЕНИЕ о внеурочной деятельности учителя МБОУ «СОШ №6».

1.2 Учебно-методический комплекс (УМК)

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Соколова Т.Н. «Школа развития речи». (Сборник программ внеурочной деятельности издательство «РОСТ») в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

1.3.Актуальность

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом — инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Успешность изучения курса развития речи, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

1.4. Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Грамотей - ка»:

Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

1.5. Общая характеристика курса

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом — инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Успешность изучения курса развития речи, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Занятия выстроены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Большое значение имеет организация урока. Учитель строит занятие в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Во избежание усталости учащихся необходимо чередование видов работ: самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом занятии. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на занятии. На каждом занятии необходимо проведение физкультминуток (2-3 раза), игровых пауз, зрительной гимнастики и, конечно, эмоциональной разгрузки (2-3 минуты). Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.

Формы организации учебного процесса при реализации курса «Развитие речи» могут быть разнообразными: дидактические игры, занятия-исследования, уроки..

1.6. Место курса внеурочной деятельности «Грамотей-ка» в учебном плане

На изучение курса в каждом классе отводится по 1 ч в неделю, всего 102 часа:, во 2, 3 и 4 классах — по 34 часа


1.7. Сроки реализации программы: 3 года


2.Планируемые результаты освоения курса «Грамотей-ка»


2 класс


Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

 - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)

в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения.



3 класс

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;



4 класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

интеллектуального развития младших школьников.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

- понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

- овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

2 класс

Обучающиеся научатся:

 распознавать типы текстов;

 устанавливать связь предложений в тексте;

 распознавать стили речи;

 восстанавливать деформированный текст;

 устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

 составлять планы различных видов.



Обучающиеся получат возможность научиться:

 выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

 применять полученные знания в нестандартной ситуации;

 применять многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

 применять изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты.



3 - 4 класс

Обучающиеся научатся:

 применять многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

 применять изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

 различать иностранные заимствования, новые слова;

 распознавать типы текстов;

 устанавливать связь предложений в тексте.



Обучающиеся получат возможность научиться:

 распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение;

 определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте;

 преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот;

 восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.





3.Содержание курса внеурочной деятельности «Грамотей-ка»

2 класс (34 ч)

1.Слово. (13 ч)

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.

Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

2. Предложение и словосочетание. Виды предложений по цели высказывания и интонации. (3ч.)

Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

3. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. (15ч.)

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

4.Культура общения. (3ч.)

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.

Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Знать:

  • многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

  • стили речи: разговорный и книжный;

Уметь:

  • распознавать типы текстов;

  • устанавливать связь предложений в тексте;

  • распознавать стили речи;

  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

  • восстанавливать деформированный текст

  • устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

составлять планы различных видов.



3 класс (34 ч)

1.Слово (16 ч)

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.


2.Текст (10 ч)

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.


  1. Стили речи (8 ч)

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.


знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.


4 класс (34 ч)


1.Слово. (10 ч)

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.


2.Речь. Техника и выразительность речи.(6 ч)

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи.

Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.


3.Текст. (18 ч)

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.


знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.


уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.







  1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Грамотей – ка»

2-4 классы.


п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)


2 класс

34


Слово(13 часов)

1

Речь.

1

Знакомится с ролью речи в жизни людей, с тре требованиями к правильной речи. Отгадывать загадки Объ Объяснять значение слов.

2

Тише, громче.

1

Отгадывать загадки. Работать над чёткостью, выразительностью речи. Использовать в речи вежливые слова.

3

Слова, слова, слова.

1

Подбирать подходящие по смыслу слова. Разгадывать анаграммы.

4

Озорные буквы.

1

Называть положительных и отрицательных героев русских сказок. Составлять слова. Разгадывать анаграммы.

5

Слова играют в прятки.

1

Составлять загадки. Отгадывать шарады. Подбирать подходящие по смыслу слова.

6

Слово и его значение.

1

Обобщать понятия. Работать над лексическим значением слов. Определять значение слова по толковому словарю.

7

Прямое и переносное значение слова.

1

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Отгадывать загадки.

8

Многозначные слова.

1

Распознавать многозначные слова. Разгадывать анаграммы.

9

Омонимы.

1

Распознавать среди данных слов омонимы. Объяснять значение омонимов.

10

Синонимы.

1

Распознавать среди данных слов синонимы. Разгадывать шарады.

11

Антонимы.

1

Распознавать среди данных слов антонимы. Объяснять значение пословиц. Разгадывать анаграммы, шарады.

12

Тематические группы слов.

1

Познакомятся с тематическими группами слов. Подбирать подходящие по смыслу слова.

13

Наш цветной мир.

1

Подбирать подходящие по смыслу антонимы. Читать выразительно. Отгадывать загадки.

Предложение и словосочетание (3 часа)


14

Что на что похоже

1

Подбирать подходящие по смыслу сравнения. Использовать сравнения в речи. Отгадывать загадки.

15

Голоса природы.

1

Различать звуки. По звукам определять предметов который его издаёт. Отгадывать загадки.

16

Проверочная работа.

1

Проверять себя и оценивать свои достижения.


Текст (15 часов )


17

Загадки.

1

Отгадывать загадки, анаграммы, кроссворды Находить отличия загадок от стихотворений.

18

Культура речи.

1

Употреблять в речи вежливые слова. Разыгрывать сценки, в которых показывается употребление вежливых слов приветствия, прощения, просьбы.

19

Вежливые слова.

1

Отгадывать загадки. Различать твёрдые и мягкие звуки. Употреблять в речи пословицы, объяснять их смысл.

20

Пословицы.

1

Устанавливать причинно- следственную связь между предметами, явлениями, событиями. Подбирать слова, наиболее точно передающие мысль.

21

Учимся рассуждать.

1


22

Рассуждаем.

1

Отличать текст от набора слов. Составлять текст из предложений.


Текст.



23 \ 24

Типы текста.

2

Подбирать заголовок к тексту. Подбирать подходящие по смыслу слова. Делить текст на предложения.

25

Заглавие текста.

1

Составлять предложения, из предложений – текст. Определять тему текста, озаглавливать его. Составлять текст на определённую тему. Отгадывать загадки.

26

Тема текста.

1

Подбирать подходящие по смыслу слова. Составлять из слов предложения, из предложений – рассказ. Озаглавливать рассказ. От данных слов образовывать новые слова.

27

Словарные слова.

1

Составлять текст по опорным словам. Находить в тексте опорные слова.

28

Опорные слова.

1

Составлять связный текст на заданную тему по опорным словам. Выделять в тексте начало, середину и концовку. Определять границы предложений.

29

Мы строим текст.

1


30

Работа с текстом.

1

Составлять план текста. Различать части текста: начало, середину, концовку.


31

План текста.

1


Культура общения(3 часа)


32

План.

1

Проверять себя и оценивать свои достижения.

33

Проверочная работа.

1

34

Работа над ошибками.

1


3 класс

34


Слово (16 часов)


35

Многозначные слова.

1

Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

36

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

37

Фразеологизмы.

1

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

38

Сравнения.

1

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

39

Олицетворение.

1

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

40

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

41

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

42

Откуда приходят слова.

1

Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

43

Этимология.

1

Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

44\45

Как тебя зовут?

2

Уметь объяснять происхождение имен и отчеств.

46

Наши фамилии.

1

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

47

Топонимы.

1

Уметь объяснять топонимы.

48

Устаревшие слова.

1

Уметь находить и объяснять значение устаревших слов

49

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1

. Уметь употреблять фразеологические обороты.

50

Проверочная работа.

1


Текст (10 часов)


51

Типы текстов.

1

Уметь различать типы текстов.

52

Темы текстов. Опорные слова.

1

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

53

Связь предложений в тексте.

1

Уметь из предложений составлять текст.

54\55

Цепная связь предложений в тексте.

2

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

56

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

57

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

58\59\60

Единый временной план текста.

3

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

Стили речи (8 часов)


61\62

Стили речи.

2

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

63\64

Культура общения.

2

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии

65\66

Научный стиль.

2

Уметь различать научный текс от других.

67\68

Словари.

2

Уметь работать со словарями.

69

Проверь себя.

1



4 класс

34


Слово (10 часов)

70

Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры.

1

Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.

71\72

Фразеологизмы.


2

Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова. Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

73\74

Диалектизмы.

2

Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке.

75

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

76

Метафора.

1

Роль метафоры в художественном тексте.


77

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

Умение уместного употребления пословиц в речи.

78

Сочинение по пословице.

1

Умение раскрывать смысл пословицы.

79

Анализ сочинений по пословицам.

1

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

Речь. Техника и выразительность речи.(6 часов)


80

Художественный стиль. Общее понятие.

1

Умение составлять текст в художественном стиле.

81

Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

Умение составлять текст в художественном стиле.

82

Рифма.

1

Умение определять стихи, определенный ритм.

83\84

Драматические импровизации.

2

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

85

Диалог и монолог

1

Диалог и монолог как форма речи

Текст (18 часов)

86

Драматические импровизации.

1

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

87

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

Уметь определять все части текста.

88

Композиция. Работа с деформирован-ным текстом.

1

Уметь определять элементы композиции текста.

89

Творческая работа.

1

Писать сочинение на определенную тему.

90

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

Составлять текст в художественном стиле.

91

Творческая работа.

1

Сочинение сказки по опоре.

92

Публицистический стиль.

1

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

93

Газетно – публицистический стиль.

1

Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.

94

Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

Формирование умения выпускать стенную газету.

95

Официально – деловой стиль.

1

Формировать умение написания деловых документов.

96

Тезисы. Конспект.

1

Формировать умение написания конспектов статей.

97

Аннотация.

1

Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.

98

Я пишу письмо.

1

Формирование умения оформления адреса на письме.

99

Личный дневник.

1

Умение вести записи в личном дневнике.

100

Сочинение «Мои любимые стихи».

1

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

101

Сочини сценарий для мультфильма.

1

Формирование навыка составления мультфильма.

102

Конкурс на лучшее название конфет.

1

Оформление своих исследований в виде презентации.


Всего

102 часа
























































5.Список литературы

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961


21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!