СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления кружка «В донских степях раскинулась станица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления кружка «В донских степях раскинулась станица»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района




«Утверждаю»

Директор МБОУ Мечетинской СОШ

приказ от 28.08.2020 №383

_______________ Л.В.Недоведеева











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

социального направления кружка

«В донских степях раскинулась станица»

4 класс

учитель: Земцева Евгения Витальевна

на 2020-2021 учебный год


























Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «В донских степях раскинулась станица»

составлена на основании нормативно - правовых документов:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643,от 31.12.2015 № 1576);

- письма Минобрнауки России от12.05.2011№03-2960 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-основной образовательной программы НОО МБОУ Мечетинской СОШ Зерноградского района на 2019 – 2023 учебные годы (приказ от 30.08.2019 № 426)

-положения о рабочей программе МБОУ Мечетинской СОШ Зерноградского района (приказ от 19.06.2020 № 315)

. Одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.

Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов.

Основной целью программы является формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы родного края и Отечества.


Образовательные задачи:

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • углубление знаний учащихся об историческом пути казачества в станице с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;


Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать, как можно больше о казачестве, привитие интереса учащихся к казачеству.

  • развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.



Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).

  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).

  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

  • Принцип интеграции и дифференциации обучения.

  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).




Новизна программы: учащиеся не только изучат родной край с различных позиций, но и выполнят проекты в практической части программы, научатся рассказывать о своей малой родине, как маленьком уникальном объекте большой страны, о своих земляках и их вкладе в развитие России.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Формы работы:

  • групповая работа, работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • фронтальная и индивидуальная работы  – со всеми обучающимися.

Методы:

  • репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

  • проблемный 

  • частично-поисковый 

  • объяснительно-иллюстративный

  • проектно- исследовательский.


Место предмета в плане внеурочной деятельности.

В плане внеурочной деятельности 4 классов в рамках социального направления на работу программы кружка «В донских степях раскинулась станица»

отводиться по 1 часу в неделю – 34 часа за год.

Программа позволяет варьировать и изменять учебный план в зависимости от уровня подготовки детей.





РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В результате освоения программы кружка сформируются:

  • воспитание чувства патриотизма;

  • потребность в самоотверженном служении на благо Отечества и родного края;

  • приобщение к опыту культуры казачества;

  • знакомство с формами традиционного семейного уклада;

  • понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

  • усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира;

  • формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе;

  • иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

  • потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла;

  • деятельное отношение к труду;

  • ответственность за свои дела и поступки;

  • знание и исполнение казачьих песен, обрядов и праздников.





Формы контроля


Проверка усвоения проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, защита проектов.


Условия реализации программы:


Для успешной реализации образовательной программы используется художественная и методическая литература, иллюстративно-наглядный материал, музыкальные инструменты, карточки с игровыми заданиями, тесты, казачьи костюмы.


Планируемые результаты.

   В процессе изучения программы кружка «В донских степях раскинулась станица»

могут научиться:

личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:

  • анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях.

  • оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

  • моделировать ситуацию по сохранению природы родного края и ее защите;

регулятивным универсальным учебным действиямобеспечивающим организацию обучающимися своей учебной деятельности:

  • ставить цель и задачи к своей собственной деятельности;

  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

  •  оценивать собственные знания и умения;

  • доводить дело до конца.

познавательным универсальным учебным действиямвключающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;

  • в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  •  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативным универсальным учебным действиямобеспечивающим социальную компетентность,  

  • учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  •  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе.



Содержание программы кружка

Введение (1 час)

   1. «Нет тебя дороже сторона родная» (13часов)

   1. История возникновения станицы Мечётинской (первые поселенцы). Роль Великого Атамана Платова в возникновении станицы. Строительство станицы. Расположение и история названия районов станицы Мечётинской (Полтава, Рогожа, Масляна, Форштадт). Жизнь, быт, культура мечётинских казаков. Природа родного края. Растительный и животный миры станицы Мечётинской. Растительный и животный мир реки Мечётка. Население станицы. Ими гордится станица. Культура и образование.

Практические занятия:

  Составление кроссворда по теме: «История станицы». Экскурсия в местный музей имени Б.Т. Примерова. Изучение исторических данных возникновения станицы. Выполнение проекта: «Моя малая Родина» (рисунок, лепка, макет, сочинение, фото-выставка).

Творческое задание:

   Подобрать иллюстрации с изображением станицы в давние времена. Нарисовать рисунки на тему «Какая была станица до моего рождения». Найти в литературных произведениях описания казачьей жизни.

2. Казачье жительство (6 часов)

  Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной строительный материал. Правила строительства. Резные украшения постройки. Основные мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы. Природосообразность казачьего зодчества.

   Внутренне убранство куреня. Характерные предметы в прихожке, стряпне, горнице. Украшение стен комнат: гравюры, фотографии, оружие. Меблировка комнат. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки, сад – украшение участка Изделия местных промыслов.

  

Практические занятия:

Экскурсия в музеи города Старочеркасска.

  Посещение предприятий, изготавливающих предметы с сохранением донского колорита. Выставка творческих работ учащихся с их обсуждением.

Выполнение проекта: изготовление макета куреня.

Творческое задание:

   Найти предметы внутреннего убранства казачьего куреня; разыскать старые фотографии, соответствующие тематике понятий; собрать сведения у старожилов о жизни мечётинских казаков.

3. Бабушкин сундук (8 часов)

   Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Появление форменной одежды. Военная одежда местных казаков и основные элементы форменной одежды.

   Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды.

   Украшения местных казачек в XIX веке. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.

Практические занятия:

   Экскурсия в музей станицы Мечетинской (сельский дом культуры) Зарисовка мужского и женского костюма. Проект: «Пошив казачьей одежды для кукол».

Творческое задание:

   Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.

Практические занятия:

   Экскурсии в Храм имени Святого Георгия Победоносца. Станица Мечетинская. Творческое задание:

   Проект: «История местного Храма» Изготовление поделок, рисунки, фотоматериалы, презентации, сочинения.

4.Обряды и праздники в станице (4 часа)

   Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья вольница». Обычай новоселья. Рождение детей.

Практические занятия:

   Разработка сценария мероприятия по выбору: «Ярмарка», «Свадьба», «Святки», «Масленица», «Новоселье».

Творческое задание:

   Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов, изготовление декораций к мероприятию.

Проект: составление словаря устаревших слов на казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро), «взвар» (компот из сухофруктов), «поря» (хлеб, размоченный в соленой воде), «сюзьма» (творог из кислого молока).



Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Тема занятия


1


1

Вводное занятие

Знакомство с содержанием и тематикой детей, самостоятельного творчества, развития индивидуальности.

«Нет тебя дороже сторона родная» (12 часов)

2


1

История возникновения станицы Мечётинской (первые поселенцы).

3


1

Роль Великого Атамана Платова в возникновении станицы.

4


1

Строительство станицы.

5


1

Расположение и история названия районов станицы Мечётинской (Полтава, Рогожа, Масляна, Форштадт).

6


1

Жизнь, быт, культура мечётинских казаков.

7


1

Природа родного края.

8


1

Растительный и животный миры станицы Мечётинской.

9


1

Растительный и животный мир реки Мечётка.

10


1

Население станицы.

11


1

Ими гордится станица

12


1

Ими гордится станица.

13


1

Культура и образование.

Казачье жительство (7 часов)

14


1

Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда.

15


1

Разнообразие куреней.

16


1

Основной строительный материал.

17


1

Правила строительства.

18


1

Резные украшения постройки.

19


1

Основные мотивы казачьего прикладного искусства.

20


1

Природосообразность казачьего зодчества.

Открываем бабушкин сундук (8 часов)

21


1

Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества.Ее самобытность

22


1

Появление форменной одежды.

23


1

Военная одежда местных казаков и основные элементы форменной одежды.


24


1

Военная одежда местных казаков и основные элементы форменной одежды.


25


1

Женский народный костюм

26


1

Характер и особенности женской одежды.


27


1

Украшения местных казачек в XIX веке.

28


1

Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.


Обряды и праздники на Дону (6 часов)

29


1

Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала.

30


1

Новый год.

31


1

Колядки, щедрование, гадания, приметы.

32


1

Проводы зимы, Масленица.

33


1

Обычай новоселья.

34


1

Обычай. Рождение детей.


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

ШМО учителей начальных классов

МБОУ Мечетинской СОШ

от 26.08.2020г. № 05

Шатога Е.Е._____________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ Мечетинской СОШ


____________ Маркина Т.В.

27.08.2020 г.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!