СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности социальное направление "Волшебный мир бумаги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности социальное направление "Волшебный мир бумаги"»


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы НОО МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа», концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования.

Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить кругозор. Таким мастерскими в первом и втором классах являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. В третьем классе добавляется мастерская дизайна и мастерская кукольного театра. В четвертом классе ребята познакомятся с работой в мастерской мягкой игрушки, волшебной паутинки, бумагопластики.

Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн)

Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение. Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.

Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.

Формой организации внеурочной деятельности является кружок. Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.

Цель:

  • развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы.

Задачи:

  • формирование универсальных учебных действий младших школьников;

  • создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;

  • развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

  • развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о способах работы с бумагой, видах бумаги, областях её применения, видах работы с бумагой, освоение приёмов создание композиций. Изготовление объекта демонстрации под руководством педагога.

Второй уровень результатов - самостоятельное изготовление отдельных объектов композиции. Создание художественных образов на основе примеров, консультаций и советов педагога. Самостоятельное изготовление объектов демонстрации.

Третий уровень результатов – получение школьниками знаний о традициях, истории данного вида творчества, его культурной принадлежности. Самостоятельное создание композиции в соответствие с требованиями дизайна. Умение создавать художественный образ, раскрывающий основную идею композиций. Самостоятельный выбор приёмов для создания проекта в сфере художественно – прикладного творчества. Умение представить собственные разработки зрителям, экспертам.

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

«Введение».

Здоровье — один из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.

Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными инструментами и материалами для работы с бумагой.

Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Формы занятий: экскурсия по зданию, по кабинетам, беседа, демонстрация образцов, игра «Снежный ком».

Задания: викторина по правилам техники безопасности «Я сделал так», викторина «Инструменты и материалы», изготовление плаката по данным темам.

«Торцевание».

Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок — «Я сам!». Но это не так просто! Чтобы покорить себе вещи, надо потрудиться. Из чего же их сделать? Выход из этой ситуации простой. Возьмем самый доступный и дешевый материал — бумагу! Ее ведь можно сгибать, рвать, мять… Бумага оживает в руках!

Цель: практическим путем познакомить со свойствами бумаги.

Содержание: свойства бумаги. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме.

Формы занятий: беседа, рассказ об истории происхождения бумаги, ее фактуре и свойствах, практическая работа, игра «Угадай свойство», просмотр видеофильма «Материал — бумага».

Задания: создание индивидуальных и коллективной работ с использованием механических свойств бумаги «Осенние картины», изготовление лоскутного ковра или одеяла.

«Оригами».

Модульное оригами — древнейшее искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Точный перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку.

Цель: Формировать интерес к искусству модульное оригами. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.

Содержание: понятие модульное оригами, модуль – основа любого изделия оригами. Объемное оригами. Условные знаки.

Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, игры, соревнования, просмотр презентационных материалов «Наши работы».

Задания: «Веселые котята», «Золотые рыбки» ,«Цветочный букет»,

«Птицы», «Морские обитатели», «зоопарк» и др. Для выполнения коллективной работы педагог дает задание. Дети сами разбиваются на группы, выбирают ведущего.

Аппликация.

Аппликация — древнейшее искусство накладывание бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную картинку.

Цель: Формировать интерес к искусству аппликация. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.

Содержание: понятие аппликация. Объемные аппликации. Условные знаки.

Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, игры, соревнования, просмотр презентационных материалов «Наши работы».

Задания: «Клоун», «Забавные животные», «Аквариум», «Мой город». Для выполнения коллективной работы педагог дает задание. Дети сами разбиваются на группы, выбирают ведущего.

«Бумагопластика».

Бумагопластика один из самых увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Бумагопластика напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема путем надрезания и сгибания бумаги.

Цель: научить выполнять объемные и полуплоскостные композиции на основе свойств бумаги.

Содержание: простейшие способы работы в технике бумаг пластика (квиллинг). Правильное использование инструментов.

Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры, выставка детских работ, практическая работа, упражнения на разминку пальцев.

Задания: познакомить с основами бумаг пластики простых фигур (витая спираль «Природные пейзажи», петля «Еловые ветки», «Городские цветы», пластичная полоска «Морские животные», «Насекомые»). Изготовление фигур (предметов) по трафаретам (симметричное складывание) «Африканские животные», «Снежинки», «Резной город» (техника вырезанки), «Веселая карусель» .

Коллективная работа: преподаватель разбивает детей на группы и дает задание для выполнения коллективной работы. Внутри каждой группы дети сами выбирают ведущего.

Формы и методы работы

Формы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

  • групповой – организация работы в группах.

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

  • и другие.

Формы контроля:

  • Рейтинг готового изделия.

  • Наблюдение

  • Беседа, объяснения обучающихся.

  • Практический контроль.













4.Календарно-тематическое планирование кружка

«Волшебный мир бумаги»

Класс: 3Б

Учитель: Бобкова Т.В.

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1час.

п/п

Дата

Тема

Материально-техническое обеспечение

Результат

Примечание

1


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.





2


Аппликация. Различные техники аппликации.

Цветная бумага, ножницы, картон, клей, карандаш



3


Объёмная аппликация. «Осенний зонтик»

Трафарет кленовых листьев , ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Зонтик» из цветной бумаги


4


Объёмная аппликация. «Букетик»

Цветная бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Букетик» из цветной бумаги



5


Объёмная аппликация. «Колосок»

Цветная бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Колосок» из цветной бумаги


6


Объёмная аппликация.

«Осеннее дерево»

Цветная бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Осеннее дерево» из цветной бумаги


7


Объёмная аппликация. «Совушка»

Цветная бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Совушка» из цветной бумаги


8


Аппликация из цветных комочков

«Петушок»

Цветные салфетки

Поделка из салфеток «Петушок»


9


Аппликация из цветных комочков

«Рыбка»

Цветные салфетки

«Рыбка»


10


Аппликация из цветных комочков

«Мухомор»»

Цветные салфетки

«Мухомор»


11


Обрывная мозаичная аппликация.

«Деревенский пейзаж»

Цветная бумага

«Деревенский пейзаж»


12


Обрывная мозаичная аппликация.

«Пингвин»

Цветная бумага

«Пингвин»


13


Обрывная мозаичная аппликация.

«Зимушка-зима»»

Белая бумага



14


Квиллинг.

Изготовление цветных полос для поделок.

Линейка, цветная бумага, простой карандаш

Учиться изготавливать полоски для квиллинга самостоятельно


15


«Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок.

Линейка, белая бумага, простой карандаш

Сделать снежинку из полосок для квиллинга


16


«Морозное кружево». Изготовление снежинок.

Линейка, белая бумага, простой карандаш

Сделать снежинку из полосок для квиллинга


17


Выполнение элементов для изготовления новогодней открытки. Элемент капля в два цвета.

Линейка, белая бумага, простой карандаш, картон

Сделать снежинку из полосок для квиллинга


18


Веточка рябины. Элемент ролл.

Полоски красной бумаги для квиллинга, тонкая кисть


Сделать кисть рябины


19


Коробочка для мелочей. Подготовка деталей.

Полоски разноцветные для квиллинга, клей, тонкая кисть.

Детали для коробочки.


20


Коробочка для мелочей. Сборка.

Клей.

Коробочка для мелочей.


21


Открытка с элементами плетения.

Полоски разноцветные для квиллинга, клей, тонкая кисть.

Открытка с элементами плетения.


22


Пасхальное яйцо.

Полоски разноцветные для квиллинга, клей, тонкая кисть.

Пасхальное яйцо.


23


Коллективная работа (парная) открытка «Букет тюльпанов»

Полоски разноцветные для квиллинга, клей, тонкая кисть.

Открытка «Букет тюльпанов»


24


Оригами. Вводное занятие. ТБ

Линейка, простой карандаш, цветная бумага

«Клоун» из геометрических фигур


25


Повторение всех базовых форм оригами.

Квадраты



26


Модульное оригами.

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей

Изготовление прямоугольников (модулей)


27


Цветы из модулей

Готовые прямоугольники

Объёмные цветы


28


Знакомство с базовой формой «Книга»

Квадраты



29


Кораблик, лодочка

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей

Кораблик, лодочка


30


Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник»

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей



31


Изготовление игрушки «Сурикен»

Цветная бумага

Сурикен


32


Знакомство с базовой формой «Воздушный змей»

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей


33



Изготовление японских журавликов.

Белая бумага, линейка, простой карандаш, клей

Журавлики


34


Сборка самостоятельной работы.



Любая поделка, в понравившейся технике
































4.Календарно-тематическое планирование кружка

«Волшебный мир бумаги»

Класс: 3Б

Учитель: Бобкова Т.В.

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1час.

п/п

Дата

Тема

Материально-техническое обеспечение

Результат

Примечание

1


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.





2


Знакомство с приёмом торцевания и инструментами.

Креповая бумага, ножницы, картон, клей, карандаш



3


Торцевание «Бабочка».

Трафарет бабочки, Креповая бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Бабочка» из креповой бумаги


4


Торцевание «Фрукты».

Креповая бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Фрукты» из креповой бумаги



5


Торцевание «Зонтик».

Креповая бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Зонтик» из креповой бумаги


6


Торцевание «Цветик семицветик».

Креповая бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Цветик-семицветик» из креповой бумаги


7


Торцевание «Рыбки»

Креповая бумага, ножницы, картон, клей, карандаш

Поделка «Рыбки в аквариуме» из креповой бумаги


8


Оригами. Вводное занятие. ТБ.

Образцы готовых модулей и поделок



9


Складывание прямоугольника

Бумага

Научиться складывать прямоугольник


10


Соединение модулей на плоскости. Бабочки

Цветная бумага

Из отдельных модулей, собрать бабочку


11


Оригами «Рыбки в аквариуме»

Цветная бумага

Из отдельных модулей, сделать аквариум с рыбками


12


Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка.

Цветная бумага

Сделать новогоднюю веточку из отдельных модулей


13


Бумагопластика (квиллинг)

Вводное занятие. ТБ Знакомство с техникой вырезания

Полоски для квиллинга, шпажка, ножницы, цветная бумага

Знакомство с новым видом работы


14


Технология приготовления полосок бумаги.

Линейка, цветная бумага, простой карандаш

Учиться изготавливать полоски для квиллинга самостоятельно


15


«Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок.

Линейка, белая бумага, простой карандаш

Сделать снежинку из полосок для квиллинга


16


«Морозное кружево». Изготовление снежинок.

Линейка, белая бумага, простой карандаш

Сделать снежинку из полосок для квиллинга


17


Выполнение элементов для изготовления новогодней открытки. Элемент капля в два цвета.

Линейка, белая бумага, простой карандаш, картон

Сделать снежинку из полосок для квиллинга


18


Изготовление игрушек для украшения елки.

Полоски квиллинга и шпажка


Ёлоная игрушка в технике квиллинг


19


Листья из бумажных полосок.

Зелёные полоски квиллинга и шпажка

Изготовление листьев для цветов из полосок


20


Работа с гофрокартоном. Особенность работы. Скручивание роллов. Изготовление бабочек.

Гофрокартон, тонкая кисть,клей

Поделка из гофрокартона


21


Выполнение цветов из гофрокартона.

Гофрокартон, тонкая кисть,клей

Цветы из гофрокартона


22


Аппликация. Вводное занятие. ТБ

Образцы аппликации

Знакомство с новым видом работы


23


История возникновения аппликации. Виды аппликации.

Цветная бумага и образцы

Из истории аппликации


24


Плоская аппликация из геометрических фигур «Клоун»

Линейка, простой карандаш, цветная бумага

«Клоун» из геометрических фигур


25


Аппликация из бумаги. Геометрические фигуры. Заяц

Линейка, простой карандаш, белая бумага

«Заяц» из геометрических фигур


26


Аппликация из ткани. Колобок

Ткань жёлтого цвета, клей, карандаш

«Колобок» из геометрических фигур и ткани


27


Аппликация из бумаги. Цветы (объемные)

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей

Объёмные цветы


28


Аппликация из пластилина Цветы.

пластилин, картон

Поляна цветов из пластилина


29


Аппликация из пластилина. Фрукты

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей

Корзина фруктов из пластилина


30


Аппликация из пластилина. Овощи

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей

Овощи из пластилина


31


Аппликация из природного материала (яичная скорлупа). Ёжик.

Картон, яичная скорлупа, клей

Работа с яичной скорлупой


32


Аппликация из бумаги (рваная бумага). Котенок

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей

«Котёнок» из «Рваной бумаги»


33



Аппликация из бумаги (рваная бумага). Букет сирени

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, клей

Букет сирени


34


Сборка самостоятельной работы.



Любая поделка, в понравившейся технике




















































Материально-техническое обеспечение

1.Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5 Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

6. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

Сайт Страна Мастеров







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!