Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО Дадашева Л.Г. _______ Протокол № ____________ от «24» 09 2017г. | Согласовано Заместитель директора по ВР Сефиханова З.И. ___________ «21»_09_2017 г. | Утверждено Директор МКОУ «Ново-Фригская СОШ» Р.Д.Исламов _________ Приказ № ______________ от «_21_»__09____2017 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности - кружок «Занимательная биология»
для 5 -8 классов
Составитель: учитель биологии
МКОУ «Ново-Фригская СОШ»
Дадашева Лейла Габибуллаховна
2017г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5-8классов разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования
на основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
Закона РФ «Об образовании» № 53 от 14.11.2004 года, ст.8: «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов»,
с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений»,
с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10,
с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10,
в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196,
Сроки реализации рабочей программы: 2017-2018 учебный год.
Особенности преподавания предмета
Предлагаемая тематика занятий биологического кружка имеет чётко выраженную предметную направленность.
В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Занимательная биология» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 -8 классов разного уровня подготовки.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;
-Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Задачисодержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Общая характеристика учебного курса
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся 5-8тклассов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.
Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (5-10 человек)
Режим занятий- 34часа, 1 раз в неделю.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Работа кружка по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Место курса в учебном плане
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. В учебном плане МКОУ Северная СШ на освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира НСО;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
наблюдать предметы и явления природы;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
подготовить доклад, презентацию;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии
Личностные результаты обучения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатамиобучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
Контрольно-измерительные материалы:
Формы контроля знаний:
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Отчеты по лабораторным работам.
Творческие задания.
Информационно-поисковая работа с использованием ИКТ.
Основной инструментарий для оценивания результатов:
Творческие работы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Занимательная биология» 1 год
№ | Дата | Тема занятия | Форма занятия | Наглядные пособия и технические средства |
1 | | Вводное занятие. Биология – наука о живой природе. | беседа | Презентация |
2 | | Оформление уголка кружка «Занимательная биология», девиз, песня, правила, атрибуты. | Коллективная работа | Ватман |
3 | | В мире флоры и фауны. | Игра: Биологическое лото | 6 конвертов, жетоны |
4 | | Час ребусов. | Коллективная работа | Карточки с ребусами |
5 | | Родина овощей. | Игра – путешествие с культурными растениями. | Игровые поля, бочонки для лото |
6 7 | | Памятники овощам и фруктам (удивительные растения) | Познавательное занятие | Презентация с изображением памятников овощам и фруктам, вошедшим в «горячую десятку» |
8 9 | | По страницам Красной книги. | Устный журнал Викторина | Иллюстративный материал, презентации. |
10 11 | | Экологический турнир «В союзе с природой» | Экологический турнир | Презентация для турнира |
12 | | В океане вокруг нас | Экологический турнир | презентация |
13 14 | | Познавательно — интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» | Познавательно — интеллектуальная игра | Жетоны, презентация с названиями конкурсов, картинками, медали |
15 16 | | Оформление газеты «Удивительные животные» | Коллективная творческая работа | Ватман |
17 | | Викторина «Узнай меня» | Игра | Презентация с разбивкой по группам |
18 | | Работа над проектом «Берегите птиц» | Групповая | Презентация |
19 | | Всемирный день кошек. | Защита проектной работы, посвященной Всемирному Дню Кошек (1 марта) | Презентация Фотографии |
20 | | Легенды о цветах. | Круглый стол | Сообщения |
21 | | Викторина «Час цветов» | Викторина | Иллюстративный материал |
22 | | Оформление стенда «Тайны мира цветов» «Бабочек» | Творческая мастерская | Фотографии, рисунки |
23 | | Своя игра «Тропа загадок» | Своя игра | Презентация с разбивкой на группы |
24 | | Комнатные растения. Цветы на моей клумбе | Материалы проекта «Школьный дворик» | Доклад учащихся |
25 | | Биологическая викторина. | Командная игра | Презентация с разбивкой по группам |
26 27 | | Птицы леса. Праздник птиц. | Презентация, викторина. | Фильм по краеведению |
28 | | Поле чудес «Удивительный мир птиц» | Игра | Иллюстративный материал |
29 30 | | Экскурсии в природу. | Экскурсия | В окрестностях села |
31 32 33 | | Тайны клеток живых организмов. | Лабораторные работы с микроскопом.1.Рассматривание готовых микропрепаратов 2. Приготовление и рассматривание микропрепарата кожица лука, кожицы листа, клеток эпителия. 3. Рассматривание готовых препаратов животных клеток | Микроскопы и микропрепараты. |
34 | | | Итоговое занятие Викторина «Загадки природы» | Презентация, сообщения |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Занимательная биология»2 год
№ | Дата | Тема занятия | Вид деятельности |
1 | | Живородящие птицы | Коллективная работа, сбор и обработка информации, рисунок модели живородящей птицы. |
2 | | Вопросы разминки | Викторина |
3 | | «Конь в пальто», одежды животных. | Сбор и обработка информации, подготовка презентации |
4 | | «Зеркальные животные» | Сбор и обработка информации, подготовка презентации. |
5 | | «Отдалённая гибридизация» | Сбор и обработка информации, подготовка презентации |
6 7 | | «Алиса на острове» «Закон Бергмана» | Сбор и обработка информации, подготовка презентации |
8 9 | | Турнир юных биологов. | Подготовка выступлений по темам защита презентаций. |
10 11 | | «Красная книга руками детей!» | Изготовление рисунков редких и исчезающих животных |
12 | | «Красная книга руками детей!» | Изготовление и оформление рисунков редких и исчезающих животных |
13 14 | | Выставка рисунков «Красная книга руками детей!» | Оформление выставки рисунков |
15 16 | | Животные барометры | Сбор информации, подготовка презентации. |
17 | | Акция «Покорми птиц!» | Изготовление буклетов, листовок, кормушек |
18 | | «Птицы, друзья наши верные!» | Распространение буклетов и листовок, развешивание кормушек |
19 | | Турнир юных биологов | Состязание между командами |
20 | | Чудо – пчёлы. | Целебные продукты пчеловодства |
21 | | Дельфины - целители | Сбор информации о способности дельфинов излечивать людей |
22 | | Иппотерапия | Знакомство с иппотерапией |
23 | | Змея – символ медицины | Выяснить, почему змея является символом медицины |
24 | | Чудо – юдо, рыба- Кит | Сбор информации и подготовка презентации |
25 | | Разноцветный мир бабочек | Знакомство с разнообразием бабочек |
26 27 | | Мастера маскировки | Знакомство с животными, умеющими хорошо «прятаться» |
28 | | Домашние любимцы | Рассказ ребят о своих любимцах, рисунки |
29 30 | | Заботливые родители Бионика | Знакомство с примерами заботы о потомстве у различных видов животных, примеры использоания человеком особенностей строения живого организма в технике |
31 32 33 | | Наблюдение за птицами, лягушками, насекомыми | Экскурсия в природу, фотоотчёт |
34 | | Итоговое занятие | Подведение итогов занятий в кружке |
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями
Лупа ручная
Транспаранты
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»
Технические средства обучения
Компьютер.
Проектор.
Настенная доска.
Список книгопечатной продукции
Для обучающихся
Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Для учителя
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
Интернет-ресурсы
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.
7