ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи
развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
коррекция страхов;
овладение навыками внутреннего раскрепощения;
развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
развитие воображения;
развитие драматургического мышления.
формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
обучение владению навыками правильного дыхания;
обучение владению навыками верной артикуляции;
обучение владению навыками дикционного звукопроизношения.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Актуальность. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.
На реализацию театрального кружка «Закулисье» в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 час в неделю).
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать:
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть 10 стихотворений русских авторов.
Учащиеся должны уметь:
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Содержание программы .
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:
выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;
деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;
переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
премьера спектакля;
повторные показы спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Календарно-тематическое планирование 1класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Коррекция программы |
По плану | По факту |
Раздел 1 «Основы театральной культуры» |
1 | Знакомство с программой, особенности театрального искусства; | | | |
2 | Театр. Культура зрителя, культура поведения в театре. | | | |
Раздел 2 «Театральная игра» |
3 | Упражнения и игры на внимание, на воображение. | | | |
4 | Упражнения и игры на внимание, на воображение. | | | |
5 | Этюды на выразительность жестов. | | | |
6 | Этюды на выразительность жестов. | | | |
Раздел 3 «Ритмопластика» |
7 | Игры и упражнения на развитие пластики. | | | |
8 | Игры и упражнения на развитие пластики. | | | |
9 | Комплексные ритмические, пластические упражнения. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». | | | |
10 | Комплексные ритмические, пластические упражнения. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». | | | |
Раздел 4 «Культура и техника речи» |
11-12 | Тренинг по сценической речи (артикуляционные и дыхательные упражнения). | | | |
13-14 | Тренинг по сценической речи (дикционные и интонационные упражнения). | | | |
Раздел 5 «Выразительные средства в театре» |
15-16 | (Создание декоративно-художественного оформления).Костюм, декорация, музыкальное оформление. | | | |
Раздел 6 «Работа над спектаклем» |
17 | Знакомство со сценарием сказки: «Сказка о глупом мышонке» Просмотр мультфильма и обсуждение | | | |
18-19 | Распределение ролей и чтение произведения. | | | |
20-23 | Работа над эпизодами пьесы. | | | |
24-27 | Изготовление кукол и декораций к сказке. | | | |
28 | Обучение приёмам работы с куклами. Обучение работе над ширмой | | | |
29 | Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления. | | | |
30-32 | Репетиция спектакля. | | | |
33 | Показ театрального представления: в школе для учащихся, родителей, учителей; | | | |
Календарно-тематическое планирование 2класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Коррекция программы |
По плану | По факту |
Раздел 1 «Основы театральной культуры» |
1 | Знакомство с программой 2класса. Театр. Его истоки. | | | |
2 | Особенности кукольного театра. Роль кукловода | | | |
Раздел 2 «Театральная игра» |
3 | Сценические этюды: одиночные, парные.. | | | |
4 | Сценические этюды: одиночные, парные.. | | | |
5 | Этюды на развитие эмоций и культуру поведения. | | | |
6 | Этюды на развитие эмоций и культуру поведения. | | | |
Раздел 3 «Ритмопластика» |
7 | Телодвижения. Таинственные превращения. | | | |
8 | Телодвижения. Таинственные превращения. | | | |
9 | Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений | | | |
10 | Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений | | | |
Раздел 4 «Культура и техника речи» |
11 | Артикуляционная гимнастика. | | | |
12 | Артикуляционная гимнастика. | | | |
13 | Выбор постановочного материала. Распределение ролей. Репетиция постановки. | | | |
14 | Выбор постановочного материала. Распределение ролей. Репетиция постановки. | | | |
Раздел 5 «Выразительные средства в театре» |
15, 16, 17 | (Создание декоративно-художественного оформления) Знакомство с теневым театром. Свет, музыкальное оформление, шумовое оформление. | | | |
Раздел 6 «Работа над спектаклем» |
18 | Знакомство со сценарием сказки С. Маршака «Кто колечко найдет» Просмотр мультфильма и обсуждение. | | | |
19-20 | Распределение ролей и чтение произведения. | | | |
21-24 | Работа над эпизодами пьесы. | | | |
25-28 | Изготовление кукол и декораций к сказке. | | | |
29 | Обучение приёмам работы с куклами. Обучение работе над ширмой. | | | |
30 | Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления. | | | |
31-33 | Репетиция спектакля | | | |
34 | Показ театрального представления: в школе для учащихся, родителей, учителей; | | | |
Календарно-тематическое планирование 3класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Коррекция программы |
По плану | По факту |
Раздел 1 «Основы театральной культуры» |
1 | Знакомство с программой 3 класса. Знакомство с театром Петрушек, особенности театра Петрушек. | | | |
2 | Просмотр театрального спектакля | | | |
Раздел 2 «Театральная игра» |
3 | Этюды с воображаемыми предметами. | | | |
4 | Этюды с воображаемыми предметами. | | | |
5 | Импровизации. Игры - пантомимы. | | | |
6 | Импровизации. Игры - пантомимы. | | | |
Раздел 3 «Ритмопластика» |
7 | Игры на развитие свободы и выразительности. | | | |
8 | Игры на развитие свободы и выразительности. | | | |
9 | Музыкально- пластические импровизации. | | | |
10 | Музыкально- пластические импровизации. | | | |
Раздел 4 «Культура и техника речи» |
11 | Дикционные и интонационные упражнения. | | | |
12 | Дикционные и интонационные упражнения. | | | |
13 | Коллективные сочинения сказок и стихов. | | | |
14 | Коллективные сочинения сказок и стихов. | | | |
Раздел 5 «Выразительные средства в театре» |
15, 16, 17 | (Создание декоративно-художественного оформления) Знакомство с театром Петрушек. Декорация, костюм, музыкальное оформление, шумовое оформление. | | | |
Раздел 6 «Работа над спектаклем» |
18 | Знакомство со сценарием сказки «Про маленького котенка» по Л.Пальмер Просмотр мультфильма и обсуждение. | | | |
19-20 | Распределение ролей и чтение произведения. | | | |
21-24 | Работа над эпизодами пьесы. | | | |
25-28 | Изготовление кукол и декораций к сказке. | | | |
29 | Обучение приёмам работы с куклами. Обучение работе над ширмой | | | |
30 | Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления. | | | |
31-33 | Репетиция спектакля | | | |
34 | Показ театрального представления: в школе для учащихся, родителей, учителей; | | | |
Календарно-тематическое планирование 4класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Коррекция программы |
По плану | По факту |
Раздел 1 «Основы театральной культуры» |
1 | Знакомство с программой 4 класса. Знакомство с драматическим театром. | | | |
2 | Просмотр театрального спектакля | | | |
Раздел 2 «Театральная игра» |
3 | Импровизации. Игры-пантомимы. | | | |
4 | Импровизации. Игры-пантомимы. | | | |
5 | Разыгрывание мини – сценок. | | | |
6 | Разыгрывание мини – сценок. | | | |
Раздел 3 «Ритмопластика» |
7 | Упражнения на координацию движений, равновесия. | | | |
8 | Упражнения на координацию движений, равновесия. | | | |
9 | Упражнения на освоение пространства и создание образа. | | | |
10 | Упражнения на освоение пространства и создание образа. | | | |
Раздел 4 «Культура и техника речи» |
11 | Коллективные сочинения сказок и стихов. | | | |
12 | Коллективные сочинения сказок и стихов. | | | |
13 | Выбор постановочного материала. Распределение ролей. Репетиция постановки. | | | |
14 | Выбор постановочного материала. Распределение ролей. Репетиция постановки. | | | |
Раздел 5 «Выразительные средства в театре» |
15, 16, 17 | (Создание декоративно-художественного оформления) Драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление. | | | |
Раздел 6 «Работа над спектаклем» |
18 | Знакомство со сценарием сказки «Болезнь непрощения» Просмотр мультфильма и обсуждение. | | | |
19-20 | Распределение ролей и чтение произведения. | | | |
21-24 | Работа над эпизодами пьесы. | | | |
25-28 | Изготовление кукол и декораций к сказке. | | | |
29 | Обучение приёмам работы с куклами. Обучение работе над ширмой | | | |
30 | Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления. | | | |
31-33 | Репетиция спектакля | | | |
34 | Показ театрального представления: в школе для учащихся, родителей, учителей; | | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.: Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006. Скороговорки, пословицы. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой. Хрестоматия для учащихся начальных классов. Художественные произведения русских и зарубежных писателей. Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых. Безымянная. О. С., Школьный театр, М., Вако,2011. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. Ершова А.П. Уроки театра в школе. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002. Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М., 2006. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 288 с.: ил.. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373) Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.,2005. |
2 | Экранно-звуковые пособия. Диски с детскими песнями. Презентации с текстами речевых разминок. Интернет ресурсы. |