Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Астапковичская средняя школа»
ПРИНЯТА На заседании педагогического совета протокол от «31» августа 2019 г. №1 | УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом директора МБОУ «Астапковичская средняя школа» от «31» августа 2019 г. № 116/ 1-0 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
мастерская «Умелые руки»
наименование предмета
1
класс
базовый
уровень программы
2019-2020
учебный год
Составлена Артемьевой
Татьяной Геннадьевной,
ФИО учителя
учителем начальных классов
первая
квалификационная категория
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Умелые ручки»" составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2-х частях — М.: Просвещение, 2010 и авторской программы Цирулик Н.А., Просняковой Т.Н. "Технология, Уроки творчества 1 класс" - Издательский дом "Федоров", 2011 г.). Разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (с изменениями и дополнениями).
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5. Устава, Основных образовательных программ НОО, ООО, СОО, учебного плана МБОУ «Астапковичская средняя школа».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
знание основных моральных норм поведения;
знание о гигиене учебного труда и организации учебного места.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять констатирующий контроль своих действий по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать информацию в знаково-символической форме, схемы, модели, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
под руководством учителя проводить сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
основам смыслового восприятия познавательных текстов;
выделять существенную информацию из познавательных текстов;
на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
понимать важность коллективной работы;
контролировать свои действия при совместной работе;
допускать существование различных точек зрения;
договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
следить за действиями других участников учебной деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания;
принимать другое мнение и позицию.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
называть профессии своих родителей;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
называть некоторые профессии людей своего региона.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность реализации предложенного учителем замысла
комбинировать художественные технологии в одном изделии;
изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
изменять вид конструкции;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
Планируемые результаты изучения курса
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов(2-4 класс) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание Курса Внеурочной Деятельности
Правила безопасности труда при работе с ножницами, швейными иглами. Организация рабочего места.
№ | Форма проведения | Тема занятия, раздела | Содержание и виды деятельности |
1. | Практикум | Печатание рисунков на плоской пластилиновой основе | Лепка конструктивным способом несложных фигур. Рисование жгутиками из пластилина. Печатание на плоской пластилиновой основе |
2. | Практикум | Рисование жгутиками из пластилина |
3. | Практикум | Лепка конструктивным способом ( из отдельных частей) несложных фигур |
4. | Творческая мастерская | Вырезанная из бумаги аппликация. Симметрия | Симметричное вырезание. Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Аппликация из пластилина. |
5. | Творческая мастерская | Аппликация из пластилина |
6. | Творческая мастерская | Аппликация из природного материала |
7. | Практикум | Контурная мозаика из бумаги или фольги | Заполнение только линии контура кусочками бумаги, фольги, природными материалами. Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов на тонком слое пластилина |
8. | Практикум | Мозаика из гальки на пластилиновой основе |
9. | Практикум | Мозаика из природного материала на пластилиновой основе |
10. | Творческая мастерская | Складывание приёмом гофрирование из полоски и прямоугольника | Складывание приёмом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника. Оригами из бумажного квадрата и прямоугольника с использованием схем |
11. | Творческая мастерская | Оригами из бумажного квадрата и прямоугольника. Заяц. Лиса |
12. | Творческая мастерская | Оригами. Объёмная композиция |
13. | Практикум | Объёмное косое плетение в три пряди. Косичка | Плоское прямое плетение из полосок бумаги. Закладка |
14. | Практикум | Плетение из двух прядей. Узелковое плетение |
15 | Практикум | Плоское прямое плетение из полосок бумаги. Закладка |
16. | Практикум | Вышивание с использованием швов «вперёд иголку» и «вперёд иголку с перевивом» | Знакомство со швами «вперёд иголку» и «вперёд иголку с перевивом». Продёргивание нити на льняной ткани. Пришивание пуговицы. |
17. | Практикум | Пришивание пуговиц с двумя отверстиями |
18. | Практикум | Шитьё одежды для кукол. Шапочка, фартук |
19. | Творческая мастерская | Аппликация из кругов | Аппликация из геометрических фигур. Мозаика из простых форм |
20. | Творческая мастерская | Геометрическая мозаика |
21. | Творческая мастерская | Создание технических моделей. Грузовик. Гоночный автомобиль. | Создание технических моделей из готовых геометрических форм и с добавлением деталей Объёмное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм . |
22. | Творческая мастерская | Создание художественных образов. Черепаха. |
23. | Творческая мастерская | Создание художественных образов. Айболит. Сова. |
24 | Творческая мастерская | Создание художественных образов. Волк. |
25. | Практикум | Многодетальное объёмное изделие из бумаги. Мягкая игрушка. | Изготовление многодетальных объёмных изделий из бумаги, полученных приёмом сминания и приёмом скручивания. Объёмное моделирование и конструирование из бумаги |
26. | Практикум | Объёмные изделия из скрученных полосок. |
27. | Практикум | Моделирование летательных аппаратов. Модели самолётов. |
28. | Творческая мастерская | Объёмные изделия из природных материалов | |
29. | Творческая мастерская | Объёмные изделия из природных материалов в соединении с пластилином и другими материалами. Деревья. | Художественное конструирование из природного материала Изготовление многодетальных объёмных изделий из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой. |
30. | Творческая мастерская | Многодетальное объёмное изделие из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, пластилином. |
31. | Творческая мастерская | Объёмные изделия. Баба Яга в ступе. |
32. | Творческая мастерская | Сборка модели тележки | Сборка моделей машин и механизмов из деталей конструктора: сборка модели по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей и механизмов; приемы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии. |
33. | Творческая мастерская | Сборка модели тележки |
Тематическое планирование
№ п/п | Перечень разделов, тем | Количество часов |
1. | Лепка | 3 |
2. | Аппликация | 3 |
3. | Мозаика | 3 |
4. | Художественное складывание | 3 |
5. | Плетение. | 3 |
6. | Шитьё и вышивание | 3 |
7. | Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм | 2 |
8. | Объёмное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм | 4 |
9. | Объёмное моделирование и конструирование из бумаги | 3 |
10. | Художественное конструирование из природного материала | 4 |
11. | Моделирование несложных объектов из деталей конструктора | 1 |
12. | Промежуточная аттестация(выставка поделок) | 1 |
| Итого | 33 |
Календарно - тематическое планирование мастерской «Умелые ручки»
№ | Тема урока | Дата проведения | Аргументация изменений | | |
план | факт | | |
Лепка (3 часа) | | | |
1 | Печатание рисунков на плоской пластилиновой основе | 04.09 | | | |
2 | Рисование жгутиками из пластилина | 11.09 | | | |
3 | Лепка конструктивным способом ( из отдельных частей) несложных фигур | 18.09 | | | |
Аппликация (3 часа) | | | |
4 | Вырезанная из бумаги аппликация. Симметрия | 25.09 | | | |
5 | Аппликация из пластилина | 02.10 | | | |
6 | Аппликация из природного материала. Выставка поделок. | 09.10 | | | |
Мозаика (3 часа) | | | |
7 | Контурная мозаика из бумаги или фольги | 16.10 | | | |
8 | Мозаика из гальки на пластилиновой основе | 23.10 | | | |
9 | Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. Выставка поделок. | 30.10 | | | |
Художественное складывание (3 часа) | | | |
10 | Складывание приёмом гофрирование из полоски и прямоугольника | 13.11 | | | |
11 | Оригами из бумажного квадрата и прямоугольника. Заяц. Лиса | 20.11 | | | |
12 | Оригами. Объёмная композиция | 27.11 | | | |
Плетение (3часа) | | | | |
13 | Объёмное косое плетение в три пряди. Косичка | 04.12 | | | |
14 | Плетение из двух прядей. Узелковое плетение | 11.12 | | | |
15 | Плоское прямое плетение из полосок бумаги. Закладка | 18.12 | | | |
Шитьё и вышивание (3 часа) | | | | |
16 | Вышивание с использованием швов «вперёд иголку» и «вперёд иголку с перевивом» | 25.12 | | | |
17 | Пришивание пуговиц с двумя отверстиями | 15.01 | | | |
18 | Шитьё одежды для кукол. Шапочка, фартук | 22.01 | | | |
Моделирование и конструирование (15 часов). Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм (2часа) | | | |
19 | Аппликация из кругов | 29.01 | | | |
20 | Геометрическая мозаика | 05.02 | | | |
Объёмное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм 4 (часа) | | | |
21 | Создание технических моделей. Грузовик. | 12.02 | | | |
22 | Создание художественных образов. Черепаха. | 19.02 | | | |
23 | Создание художественных образов. Сова. | 26.02 | | | |
24 | Создание художественных образов. Волк. | 04.03 | | | |
| | | | |
Объёмное моделирование и конструирование из бумаги (3 часа) | | | | |
25 | Многодетальное объёмное изделие из бумаги. | 11.03 | | | |
26 | Объёмные изделия из скрученных полосок. | 18.03 | | | |
27 | Моделирование летательных аппаратов. Модели самолётов. | 01.04 | | | |
Художественное конструирование из природного материала (4 часа) | | | | |
28 | Объёмные изделия из природных материалов | 08.04 | | | |
29 | Объёмные изделия из природных материалов в соединении с пластилином и другими материалами. Деревья. | 15.04 | | | |
30 | Многодетальное объёмное изделие из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, пластилином. | 22.04 | | | |
31 | Объёмные изделия. Баба Яга в ступе. | 29.04 | | | |
Моделирование несложных объектов из деталей конструктора 2 (часа) | | | | |
32 33 | Сборка модели тележки Промежуточная аттестация | 06.05 13.05 | | | |