Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление общеинтеллектуальное
Наименование программы кружок «Умники и умницы»
Класс 1а
Составитель: Меркушева И.В.
2021-2022 учебный год
Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы развития познавательных способностей обучающихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» для начальной школы. Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
В соответствии с Образовательной программой гимназии рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы» в 1 классе рассчитана на 33 часа с проведением занятий 1 часа в неделю.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Название раздела | Виды деятельности обучающихся |
Введение (1 ч) | Умение работать самостоятельно. |
Развитие внимания, мышления, аналитических способностей, быстроты реакции, умения решать нестандартные задачи (12 ч) | Умение развивать внимание, память, мышление. Умение договариваться и выполнять задания в парах. Умение чётко определять свою точку зрения и отстаивать её. Умение аналитически мыслить и работать в группе. |
Совершенствование мыслительных операций, воображения, мышления (8 ч) | Проявлять аналитические способности. Умение рассуждать при решении задач. Умение логически мыслить. |
Поиск закономерностей (3 ч) | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Судить о противоположных явлениях. Давать определения тем или иным понятиям. Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
Тренировочные упражнения (8 ч) | Выполнение тренировочных упражнений. Умение логически мыслить. Проявлять аналитические способности. Умение рассуждать при решении задач. |
Подведение итогов (1 ч) | Выполнение контрольных упражнений. |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение. | 1ч |
2 | Развитие внимания, мышления, аналитических способностей, быстроты реакции, умения решать нестандартные задачи. | 12 ч |
3 | Совершенствование мыслительных операций, воображения, мышления. | 8 ч |
4 | Поиск закономерностей. | 3 ч |
5 | Тренировочные упражнения. | 8 ч |
6 | Итоговое занятие. | 1 ч |
| Итого 33 часа | |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
в 1 классе на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант. (Вводный урок) | 01.09- 03.09 | |
2. | Развитие концентрации внимания. | 06.09 – 10.09 | |
3. | Тренировка внимания, развитие мышления. Графический диктант. | 13.09 – 17.09 | |
4. | Тренировка слуховой памяти. | 20.09 – 24.09 | |
5. | Развитие мышления. Графический диктант. | 27.09 – 01.10 | |
6. | Тренировка зрительной памяти. | 11.10 – 15.10 | |
7. | Развитие мышления. Графический диктант. | 18.10 – 22.10 | |
8. | Развитие аналитических способностей. | 25.10 – 29.10 | |
9. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 01.11 – 03.11 | 08.11 |
10. | Совершенствование воображения. | 08.11 – 12.11 | 15.11 |
11. | Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 22.11 – 26.11 | |
12. | Развитие логического мышления. | 29.11 – 03.12 | |
13. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 06.12 – 10.12 | |
14. | Развитие концентрации внимания. | 13.12 – 17.12 | |
15. | Тренировка внимания. Графический диктант. | 20.12 – 24.12 | |
16. | Развитие слуховой памяти. | 27.12 – 30.12 | |
17. | Развитие мышления. Графический диктант. | 10.01 – 14.01 | |
18. | Тренировка зрительной памяти. | 17.01 – 21.01 | |
19. | Развитие мышления. Графический диктант. | 24.01 – 28.01 | |
20. | Развитие аналитических способностей. | 31.01 – 04.02 | |
21. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 07.02 – 11.02 | |
22. | Развитие внимания. | 14.02 – 18.02 | |
23. | Совершенствование воображения. | 28.02 – 04.03 | |
24. | Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 09.03 – 11.03 | |
25. | Развитие логического мышления. | 14.03 – 18.03 | |
26. | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 21.03 – 25.03 | |
27. | Развитие концентрации внимания. | 28.03 – 01.04 | |
28. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 11.04 – 15.04 | |
29. | Развитие слуховой памяти. | 18.04 – 22.04 | |
30. | Развитие мышления. Графический диктант. | 25.04 – 29.04 | |
31. | Тренировка зрительной памяти. | 04.05 – 06.05 | |
32. | Развитие аналитических способностей. | 10.05 – 13.05 | |
33. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 16.05 – 20.05 | |
| ИТОГО 33 часа | | |
8