СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Риторика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Риторика"»

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ____ от _______.2021г.

Директор МОУ «Лицей №5»

_____________/Клевцова Е.И.

Обсуждено

на заседании ШМО

учителей русского языка и литературы

Руководитель ШМО

________/Буданова Е.А./

Протокол

от « » ________2021 г. №1

Согласовано

зам.директора по У ВР


_________/Плясова Г.Н./


« » ________ 2021 г.

Согласовано

решение педагогического совета


Протокол

от « » ________ 2021 г.№1









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖКА «РИТОРИКА»

5 класс

на 2021-2022 учебный год

(1 час в неделю)













СОСТАВИЛ:

учитель высшей квалификации

Архипова М.В.

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа курса «Риторика» регионального компонента базисного учебного плана разработана для 5 класса на основе Программы по риторике (автор Т.А.Ладыженская) к учебнику для 5 класса «Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. » под редакцией Т.А.Ладыженской. – М.: Издательство «Ювента»; Издательство «Баласс», 2018, рекомендованной Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на 34 учебных часа. При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:

Государственные стандарты основного (общего) и полного (среднего) образования. М.2018 год

Образовательные программы школы на 2021-2022 учебный год

Учебный план на 2021-2022 учебный год

Примерные учебные программы основного образования (сайт Министерства образования и науки РФ www. mon. gov.ru)

Культура речи – необходимое свойство каждого человека любой страны, ибо без речевой культуры невозможно общение, невозможно совершенствование и развитие общей культуры.

Искусство живого слова имеет давнюю и богатую историю. Оно предшествовало возникновению литературы, во многом питало и питает её до сих пор.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Цели программы по риторике:

  • учиться вежливой речи –значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;

  • учиться выражать собственные мысли собственными словами;

  • успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.

В разработанной рабочей программе можно выделить два смысловых блока: «Общение» и «речевые жанры». Первый блок даёт представление о сути взаимодействия между людьми, которое называется общением, о коммуникативной ситуации, её компонентах; о видах общения, о коммуникативной деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.

Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.

Курс носит практический характер, центральное место в программе занимает развитие коммуникативных умений, которые делятся на две группы:

  • формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;

  • формирующие умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

Структура урока

Планируемые уроки содержат следующие основные компоненты:

  • речевые разминки;

  • ортологические разминки;

  • введение теоретических сведений;

  • риторическую практику;

  • импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие неподготовленную речь;

  • риторические игры.

Эти упражнения, обеспечивающие формирование определённых умений и навыков, позволяют переключить школьников с одного вида деятельности на другой, помогают снимать усталость.

Для того чтобы успешно реализовать программу, необходимо урок строится как урок обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает. При планировании урока учитываются особенности здоровья класса, индивидуальные особенности учащихся, уровень их интеллектуального развития, особенности их психологического состояния. Этому способствуют создание доброжелательной обстановки на уроке, применение здоровьесберегающих и психосберегающих технологий.

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой воспитания МОУ «Лицей №5».

Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Риторика»

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

  • гражданского воспитания

сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, социальные компетенции и правосознание;

формирование активной гражданской позиции и гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

  • патриотического воспитания

осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • духовно-нравственного воспитания

представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

  • эстетического воспитания:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • физического воспитания

формирование установки на здоровый образ жизни, стремления к здоровому образу жизни; культуры здоровья и эмоционального благополучия, осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью ответственного отношения к собственному физическому и психическому;

  • трудового воспитания

формирование коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

  • экологического воспитания

повышение уровня экологической культуры, воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды;

  • ценностей научного познания

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира.



Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбиратьуместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать особенности диалога и монолога;

– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

– пользоваться основными способами правки текста.



Содержание курса учебного предмета «Риторика»



5 класс (34 часа)



Раздел 1. Речевая ситуация (2часа)

Тема 1. Вспоминаем – знакомимся с новым (1час)

Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения. Понятия: «Общение», «адресат», «адресант», «коммуникативное намерение», «коммуникативная задача», «информация». Два вида информации, передаваемой в процессе общения. Способы выражения коммуникативных намерений. Техника речи. Презентация – представление.

Тема 2. Когда и где мы общаемся. Будем знакомы (1час)

Понятия «общение», «речевое намерение», «сигналы речи», «речевая задача»; способы выражения коммуникативных задач, интонация истинного коммуникативного намерения. Правила знакомства.

Раздел 2. Виды общения (1час)

Тема 1. Вспоминаем изученное, узнаём новое (1час)

Понятия «личное общение», «публичное общение», правила личного и публичного общения. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль.

Тема 2. И личное, и публичное общение. Просто личное общение (1час)

Официальное и неофициальное общение. Публичное и личное общение. Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах. Выразительное чтение текстов публичных выступлений.

Раздел 3. Вежливое возражение (1час)

Тема 1. Вежливое возражение (1час)

Речевые формулы согласия и несогласия; аргументы несогласия; правила вежливого возражения. Аргументы для выражения несогласия.

Раздел 4. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос (1час)

Тема 1. Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос (1час)

Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса; голосовые средства воздействия на слушателя.

Раздел 5.Жесты вместе с мимикой (1 час)

Тема 1. Помощники слова. Контакт начинается со взгляда (1час)

Жесты и мимика как невербальные средства общения. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Роль жестов в речевом общении. Использование жестов в речевом общении.

Раздел 6. Учимся отвечать (1час)

Тема 1. Определение. Мы строим определения и правила (1час)

Определение. Части определений. Виды определений. Языковые модели, позволяющие строить определения. Построение определений. Правило. Конструирование правил. Редактирование речевых ошибок.

Раздел 7. От души посоветовать (1час)

Тема 1. Советы бывают разными (1час)

Что такое совет. Цели совета. Общее и различное между советом и другими речевыми действиями. Советы разных видов. Пожелания советчикам. Решение коммуникативных задач. Коммуникативные игры.

Раздел 8. Качества речи (1час)

Тема 1. Д Достоинства и недостатки речи. Уместность речи и её соответствие ситуации и стилю высказывания (1час)

Виды речи. Правильная речь. Достоинства и недостатки речи. Уместность как одно из важнейших качеств речи. Соответствие речи стилю высказывания и ситуации общения.

Раздел 9. Я – редактор (1час)

Тема 1. Редактирование текста (2часа)

Условные знаки правки текста. Лексический повтор. Недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов. Работа по редактированию письменного речевого высказывания.

Раздел 10. Учимся читать учебную книгу (2часа)

Тема 1. Виды чтения. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки (2часа)

Чтение. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста. Приёмы осмысления учебного текста. Выписки.

Раздел 11. Изобретения (2часа)

Тема 1. Изобретения. Обратимся к примерам. Что в имени тебе моём? (2часа)

Две разновидности определений: логические и риторические. Понятие «пример», виды примеров. Понятие «топонимика». Творчество.

Раздел 12. Заголовок (1час)

Тема 1. Заголовки и названия (1час)

Заголовки и названия. Заголовок-прогноз и заголовок-ассоциация. Виды заголовков и их отличительные особенности. Подбор заголовков в соответствии с темой, идеей и основной мыслью текста. Выразительное чтение текст. Построение устных монологических высказываний.

Раздел 13. Необычные тексты (2часа)

Тема 1. Каким должно быть слово рядом с фотографией? (2часа)

Фотография и слово. Фотография и текст. Необычность текста, созданного к фотографии. Замысел и речевая ситуация. Фотозарисовка. Жанровые и языковые особенности письменных высказываний, создаваемых по фотографиям.

Раздел 14. Коллективный дневник (1час)

Тема 1. Дневниковые записи (1 час)

Дневниковые записи. Правила ведения дневников. Коллективный дневник.

Раздел 15. Чужая речь в моём тексте (1час)

Тема 1. Что такое чужая речь? (1час)

Понятия «чужая речь», «цитата». Речевые задачи цитат. Цель использования чужой речи цитат. Правила цитирования. Использование чужой речи в собственном тексте в соответствии с правилами цитирования.

Раздел 16. От отзыва к рецензии (2часа)

Тема 1. Рецензия на сочинение товарища (2часа)

Аннотация, отзыв и рецензия как речевые жанры. Речевые задачи аннотации, отзыва и рецензии. Составление рецензии. Языковые штампы, используемые при рецензировании. Составление рецензии.

Раздел 17. Деловой стиль (2часа)

Тема 1. Заявление (1час)

Понятие «деловой стиль речи». Заявление. Составные части заявления. Языковые штампы деловой письменной речи.

Тема 2. Объяснительная записка (1час)

Объяснительная записка. Составные части объяснительной записки. Языковые штампы объяснительной записки.

Раздел 20. Учимся спорить (2часа)

Тема 1. Настоящий спор и его основные признаки (2часа)

Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Тезисы и аргументация собственного мнения. Речевые стереотипы, помогающие ввести тезис в аргументируемый текст. Виды аргументов.

Раздел 21. Газетная информация (2часа)

Тема 1.Информационные газетные жанры (2часа)

Понятия «информация», «СМИ». Виды информации, основные газетные жанры. Хроника. Заметка. Обязательные элементы хроники и заметки. Языковые средства, используемые для создания хроники и заметки.

Раздел 18. Личное письмо (2 часа)

Тема 1. Личные письма. Письмо-поздравление (1часа)

Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма.

Тема 2. Благодарственное письмо и письмо-просьба (1час)

Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу.

Раздел 19. Дневниковые записи (1часа)

Тема 1. Дневниковые записи (1час)

Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.

Раздел 20. Похвальное слово (1час)

Тема 1. Комплимент и похвальное слово (1час)

Положительная оценка собеседника. Комплимент. Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных слов.

Раздел 21. Интервью (2часа)

Тема 1. Интервью в нашей жизни (2часа)

Интервью. Отличия беседы от интервью, особенности интервью, признаки беседы и интервью, правила ведения интервью.

Раздел 22. Репортаж (2часа)

Тема 1. Репортаж (2часа)

Репортаж. Особенности жанра репортажа. Законы создания репортажа. Языковое своеобразие и стилевые особенности жанра. Создание собственного репортажа в соответствии с правилами, языковыми и стилевыми особенностями. Использование языковых средств в соответствии с коммуникативным намерением. Имидж репортёра.

Раздел 23. Уроки житейской мудрости (1час)

Тема 1. Уроки житейской мудрости (1час)

Жанр притчи. Строение «классической» притчи: аллегорическое повествование и толкование. Двухчастное и трёхчастное строение питчи. Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи. Выражение народного духа и народной мудрости в притчах. Моделирование притчевых ситуаций и решение коммуникативных задач.

Раздел 24. Итоговые задания (1час)

Тема 1. Итоговые задания (1час)

Понятия «коммуникабельность», «контактность». Риторический анализ текстов. Редактирование. Речевая ситуация и речевое взаимодействие.









Тематическое планирование по дисциплине

«Риторика. 5 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Творческие работы, ч.

Проверочная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Дата проведения

1.

Речевая ситуация.

2

-

-

-


2.

Виды общения.

1

-

-

-


3.

Вежливое возражение.

1

-

-

-


4.

Что мешает голосу «летать»? Учимся «лепить» свой голос.

1

-

-

-


5.

Жесты вместе с мимикой.

1

-

-

-


6.

Учимся отвечать.

1

-

-

-


7.

От души посоветовать.

1

-

-

-


8.

Качества речи.

1

-

-

-


9.

Я - редактор.

1

-

1

-


10.

Учимся читать учебную книгу.

2

-

-

-


11.

Изобретения.

2

1

-

-


12.

Заголовок.

1

-

-

-


13.

Необычные тексты.


2

-

-

-


14.

Коллективный дневник.

1

-

-

-


15.

Чужая речь в моём тексте.

1

-

-

-


16.

От отзыва к рецензии.

2

-

-

-


17.

Деловой стиль.

2

-

-

-


18.

Учимся спорить.

2

-

-

-


19.

Газетная информация.

1

-

-

-


20.

Личное письмо.

1

-

-

-


21.

Дневниковые записи.

1

-

-

-


22.

Похвальное слово.

1

-

-

-


23.

Интервью.

2

-

-

-


24.

Репортаж.

1

-

-



24.

Уроки житейской мудрости.

1

-

-

-


25.

Итоговое занятие.

1

-

1

-



Всего:

34

1

2

-







































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!