СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления ОПК «Мы и мир духовный вокруг нас», 9 класс.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  ОПК  «Мы и мир духовный вокруг нас»  играет большую роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие человека в целом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления ОПК «Мы и мир духовный вокруг нас», 9 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арпачинская средняя общеобразовательная школа




«Утверждаю»

Директор МБОУ Арпачинская СОШ

Приказ от 30.08.2022 г. № 380

__________________ / А.Л. Човник /




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

ОПК «Мы и мир духовный вокруг нас»


Уровень общего образования (класс) основное общее 9 класс



Количество часов (факт)_____34______



Учитель Симонова Марина Валерьевна















2022 – 2023 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа для 9 класса по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления ОПК «Мы и мир духовный вокруг нас» составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

  • основной образовательной программы СОО МБОУ Арпачинская СОШ, утвержденной  от 10.06.2021 года.

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления ОПК «Мы и мир духовный вокруг нас» для 9 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.Л., разработанной в соответствии с Примерным содержанием образования «Православная культура», представленным Министерством образования РФ.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение православной культуры в 9 классе отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 9 класса составлена в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий МБОУ Арпачинская СОШ на 2022-2023 учебный год и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Курс внеурочной деятельности духовно-нравственного направления ОПК «Мы и мир духовный вокруг нас» играет большую роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие человека в целом.

Особой ценностью обладают высокие нравственные, гражданские, патриотические и художественно-эстетические идеалы, формируемые у школьников в результате приобщения к духовно-нравственным истокам и традициям великой русской культуры, ее многовековому духовно-этическому стержню – Православию.

Курс 9-го класса является обобщающе-повторительным, т. к. при изучении содержательной линии «Художественная культура Православия» учащиеся не только повторяют на более осознанном уровне имеющиеся у них знания из содержательных линий «История православной религии и культуры» и «Православие — традиционная религия русского народа», но и существенно расширяют их.

Цели и задачи курса «Основы православной культуры»

Изучение основ православной культуры в 9 классе направлено на достижение следующей цели:

Формирование у учащихся осознанного понимания основ православной веры, нравственной и духовной оценки поведения людей на основе канонов православной веры, знание истории и стилей храмовой архитектуры, а также основных памятников храмовой архитектуры различных русских городов.

Достижение цели возможно при решении ряда задач:

  • Способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
    формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России.

  • Способствовать развитию понимания ценности человеческой личности, взаимосвязи прав и обязанностей ее в семейной и общественной жизни.

  • Способствовать формированию навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

− формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

− развитие этических чувств;

− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

− развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными     результатами     является     формирование     регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать   и   сохранять   цели   и   задачи урочной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование   умения   планировать, контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

- формирование     умения     понимать     причины    успеха/неуспеха    внеурочной     деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение логическими действиями   сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;

- использование в речи вежливых слов;

- высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):

- создание    по    иллюстрации    словесного    портрета    героя;

 - оценивание    характера    общения (тон, интонацию, лексику),    

- поведения    в общественных местах;

- правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

- оценивание внешнего вида человека:

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях     и     интерпретации     информации     в     соответствии     с коммуникативными и познавательными задачами;

Коммуникативные УУД:

- активное   использование речевых   средств для решения коммуникативных     и познавательных задач;

- использование доброжелательного тона в общении;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Часть 1. Творец. Раздел 1. Божественное творчество.

Творчество. Что такое православное творчество? О дарах и творчестве. Для чего они даются человеку. О таланте и | числе жизни, о тайне одаренности. О Божественной красоте и творчестве. О таланте, душе, ответственности и духовных дарах. О свободе, вдохновении и православном творчестве.

Творчество в жизни человека. Был ли призван человек к творчеству? Священное Писание о призвании человека к творчеству. Предназначение человека к сотворчеству (соработничеству).

В чем проявлялось творчество человека на начальном этапе мировой истории до грехопадения? Данные Творцом мира законы жизни - законы творчества: соработничество (Адам продолжал начатое Богом - нарекал имена творениям Божиим), гармония, красота, любовь (Адам был призван к служению Богу: ему было повелено трудиться над сохранением красоты творения - Рая, творений, образа Божия в человеке). Духовная основа творчества. Духовный компонент личности человека: совесть - возможность понимания человеком воли Божией. Духовность как естественное состояние человека: способность к творчеству присуща каждому человеку как творению Божию. Евангельская притча о талантах. Что такое форма и содержание в творчестве? Проявление способности человека к творчеству как отражение свойств Божественного мира: красоты, гармонии - в формах, этических характеристик - в содержании (добра - доброты - милосердия и др. как соблюдение Божественных норм жизни человека и зла как нарушения этих норм). Повреждение духовно-душевной-телесной сущ­ности человека после грехопадения и искажение духовной основы содержания творческого процесса - стремление к самовыражению в творчестве, а не к отражению Божественного мира. Призвание художника (создателя произведения искусства). К чему он призван? Талант - дар Божий. Как его реализовать? Индивидуальность творческой личности и всеобщая объективность - духовность человека. Границы творческой реализации личности - все ли подвластно творческому дару человека? Как проявляется в творчестве индивидуальность мастера? Божественное и человеческое в творчестве. Православное творчество как форма отражения мастером содержания и красоты сотворенного Богом мира. Возможно ли творчество без Бога? Искусство для искусства. Законы творчества. Психология творчества (JI.C. Выготский - светское понимание; церковное понимание - А.А. Ухтомский, о. Павел Флоренский и др.), Музыкальное творчество - способности к творчеству, поэтическое творчество (А.А. Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда....»). Из чего «растут» стихи? Особенность православного творчества: «Язык мой трость книжника скорописца» (т.е. Святого Духа) (Псалом 94).

Нравственные качества: смирение мастера - понимание им того, что не он сам пишет, но владеющая им «рука книжника-скорописца». О красоте души мастера - псалом 44 - «красен добротою». Молитвенное состояние души - обращенность души мастера к Богу. О чем просит православный человек (мастер) Бога? Из утренней молитвы Троице: «И ныне просвети мои очи мысленные». Для чего? «поучатися словесем Твоим, разумети заповеди Твоя, творити волю Твою; пети Тя во исповедании сердечнем».

Творец. Божественное мироздание. Бог Творец. Божественная любовь. Божественное мироздание. Как вошли в культуру слова Творец, творение? О двух видах просвещения. В чем заключается процесс Божественного творчества. Может ли человек понять пути Божественного творчества?

Библия рассказывает о том, как Бог творил мир. Процесс божественного творчества: у Бога нераздельно слово и дело «рече и быша; повеле и создашася», («сказал... и стало так... Бытие, глава 1). Разум человека пытается понять - «почему?». Божественные законы творчества. Святоотеческие пояснения, комментарии на 150 псалом: Бог не только создает, но и продолжает промышлять о созданном (и небо не надает на землю и земля...). Законы творчества - законы Творца. Все имеет причину и цель. Основной закон творчества - любовь (сотворения мира по любви Божией, забота о мире и человеке - «негоже человеку быть одному». Бытие 18). Дни творения. Что говорит наука? Как сотворение мира отражено в искусстве? Премудрость и красота мироустроения: «Небеса поведают славу Божию» - псалом 18). Законы мира материального - проявление Божественной воли. Красота. Гармония. Имена Божии - Красота, Доброта, Любовь. Бог (священномученик Дионисий Ареопагит) и Его свойства (Всеблагой, Всеведущий и др.) отражены в Его творениях. Мир-храм Божий. Шестоднев. Человек - венец творения Божия. Креационная и эволюционная теории происхождения мира. Ученые креационисты: мир сотворен 7 тысяч лет назад так, как рассказано и Библии. Как вера и наука говорят о происхождении мира: «Он будет свет...» (Бытие 1, 1) - теория большого взрыва; «да будет твердь...» (Бытие 1,6) образование солнечной системы из облака паров и газов; «да соберется вода в одно место...» (Бытие 1, 6) - на остывающей поверхности земли вода стала собираться в низинах; «да произрастит земля...» (Бытие, глава 1, стих 9) - образование на поверхности земли микроорганизмов; «да будут светила...», «пар поднимался от земли...» (Бытие 1, 14-15; 2, 5-6) - по­глощение растениями углерода прояснило атмосферу, что сделало видимыми светила; «да произведет вода пресмыкающихся..,. птицы полетят...» (Бытие 1, 20) - первые живые существа жили в воде, затем развили способность летать; «произведет земля душу живую...» (Бытие 1, 20) - на земле развивалась жизнь, появились животные; «сотворим человека...» (Бытие 1, 26-27).

Библия и наука — о чудесах творений. О соотношении веры и знания в понимании мироздания. Существуют ли противоречия между наукой и религией в вопросе о сотворе­нии мира? О теориях происхождения мира. Все ли законы мироздания открыты современному знанию? Чудо как со­бытие, нарушающее известные научные законы. Великие ученые - о премудрости устроения мира.

Божественное творчество. Сотворение человека. Как был сотворен человек и как он устроен? Человек как венец Божественного творческого действия. Сотворение по образу и подобию Божию. Качества сотворенного человека: любящий, обладающий свободной волей, творческим даром. Проявление творческого дара человеком в наречении имен животных.

«Сотворим человека...» (Бытие 1, 26-27). Сотворение человека из праха земного - материи, уже существовавшей, но бездушной. Устроение человека: дух, душа, тело.

Творчество Божественное и человеческое. Божественное домостроительство спасения человека продолжение Божественного творчества. Как Бог строил дом спасения человека? Как человек участвует в процессе Божественного домостроения? Что означают слова «построить храм души»? Главные страсти и добродетели души. Какие страсти мешают построить храм души? Какие добродетели сражаются за красоту души человека? Соработничество. Христианское понимание природы человека. Науки антропология и тео логия дают знания о человеке. Как научиться заботиться о красоте своей души? Советы святых отцов христианской Церкви о созидании храма души. Можно ли назвать работу над построением храма своей души подвигом? Кого христианская культура характеризует как подвижника? Как создается чистота ума, воли, чувств? Качества Божественной творческой воли: премудрая, благая, промыслительная, промысл Божий.

Красота души человека. Как и чем украшается душа человека? Добрые качества души: милосердие, прощение, понимание, смирение. Как человеку следует относиться к другим людям, если он заботится о красоте своей души? Как поступать по справедливости? Как относиться к завистливым людям? Ответственен ли человек за свой талант? Что мешает человеку сохранять красоту своей души? Созидание души. Созидание нерукотворной красоты - храма. Смысл жизни - стяжание любви (Духа Святого). Цель - путь к Божественной любви. Устроение храма души человека - путь к святости. Образ и подобие Божие.

Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество. О нормах и правилах православного творчества. О назначении церковного искусства. Какими качествами от­личается произведение церковного искусства? Молитвенность. Гармоничность. Обращенность к святыне. Благодарение. Красота. Виды и жанры церковного искусства: зодчества, иконопись, церковное пение и другие. Темы произведений церковного искусства. Значение церковного искусства и его связь с богослужением. Смысл творчества православного мастера - рассказ о святости, Царствии Небесном. В каком случае произведение могло быть отнесено к произведениям светского искусства? Православное творчество как проявление любви к Богу. Зодчество, иконопись, церковнославянский язык, богослужение. Смысл творчества - прославление Творца Соработничество Творцу как реализация в своем творчестве канонов духовной жизни, определенных Творцом. Состояние души православного мастера - радость о Господе; небесная радость творчества. Цель христианского творчества описана в молитвословиях христиан на все времена: «Да будет во мне воля Твоя, да неосужденно уста мои отверзу и восхвалю имя Твое святое..., ныне и присно и во веки веков. Аминь » (утренняя молитва христианина). «Человек - кисточка в руках Господа Бога»: «Творити волю Твою и пети Тя во исповедании сердечнем и воспевати Всесвятое Имя Твое» (из утренних молитв), «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Псалом 150, стих 6), «Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его....Вся земля да поклонится Тебе» (Псалом 65, стихи 1, 2, 4), «О Боже похвалимся весь день и о имени Твоем» (Псалом 43, стих 9), «Поработаю Тебе, Господу Богу моему» (утренняя молитва - труд во славу Божию). Форма и содержание в христианском искусстве. Формы христианского искусства как отражение Божественного содержания - Божественной любви. Православное творчество - это общение духа - души человека с Духом Божественным. Человека - любимого чада Божьего - со своим Отцом Небесным. Приближение к Богу. Богообщение. Творчество без Бога. Что отражает (выражает) творчество без Бога? Красота эстетическая. Что такое «безобразное»? Искусство без образа Божьего.

Православное понимание смысла творчества: Бог дал человеку дары целомудрия и страха Божия, кротости и любви, чистоты, смиренномудрия и силы, дар творчества. Для чего? Можно спросить у Бога: молитва - разговор с Богом. Дал для славословия (восхваления), прошения, благодарения. Это цель православного творчества. Смысл - отдать дар умноженным (притча о талантах). Бог дал - человек должен приумножить - т.е. характер творчества - соработничество. Что значит соработничество? Следовать путем заповедей, «как Бог велел». На этом пути человек реализует полученные дары целомудрия и страха Божия, кротости и любви, чистоты, смиренномудрия, те дары, которые Бог дал. Феномены православного творчества, где каждый является примером славословия («Всякое дыхание да славит Господа» - псалом 150), прошения («Помилуй мя Боже» - псалом 50), благодарения ( «Благослови душе моя Господа» - псалом 102, Евангелие - притчи: о талантах - верный раб, приумножив­ший полученный дар; о девах благоразумных: они исполняя заповеди); неблагодарность - неисполнение повелений, не приумножение полученных даров в жизни. Примеры данных нравственных качеств личности этого человека.

Церковное искусство. Возможность изображать духовный мир средствами искусства. Богодухновенный принцип богослужебного искусства. Об этом рассказывается в истории к создании скинии, которую Господь повелел создать Моисею. Господь говорит: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх., .'(1, 3); «в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх., 31, 6). Повеление Бога Моисею устроить скинию и все, что в ней должно находиться, в том числе, шитые и литые херувимы (Исх., 25, 18; 26, I и 31) по образу, показанному на горе Синай. О людях, примерных к устройству скинии. Искусство на служении Богу (искусство религиозное) не есть искусство вообще: его основа - не способности или мудрость человеческая, но премудрость Духа Божия, духовного рассуждения и творения, дарованных Самим Богом.

Особенности церковного искусства: связь с богослужением (обряд богослужения, молитва, переживание опыта вечности), связь с жизнью Церкви, темы сюжетов, святость. Лечение Церкви - созидание нового народа, преображение. Такое же и значение церковного искусства. Православные мастера (художник - иконописец, зодчий, создатель церковных песнопений). Виды (жанры) православного искусства: иконопись, зодчество, церковная музыка, духовная поэзия.

Отличие православного творчества (мастера) от светского, жизнь по Евангелию. Подготовка православного мастера к созданию произведения: благословение на труд, молитвенная подготовка, воля Божия. Святость.

Часть 2. Соработничество.

Православные мастера и их творения.

Раздел 2. Православный храм. Духовный смысл и устройство православного храма. Богослужение. Храм - дом Божий. Библия о повелении Божием построить храм для прославления Бога. Отличие храма от дома. Для чего возводили храмы. Храм - дом молитвы. Значение храма в жизни человека - Небо на земле. Богослужение - общение земли с Небом. Сослужение ангелов. Бо­жественная Литургия, Херувимская: «Иже Херувимы...» О различии молитвы личной и церковной. Евангелие - беседа с самарянкой (Ин. 4, 21, 23-24). Православное богослужение. Церковные службы и Таинства. История построения скинии. Евангелие о доме Божием. Изгнание торгующих из храма (Мк. 9, 15-39, 27-33.) Примеры влияния храма на душу из житий святых: Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о крещении племянника Ордынского хана Берклая, в крещении царевича Петра.

Созидание храма. Великие христианские храмы мира, имена святых и событий, в честь которых они освящены. Изменение архитектурных стилей, как проявление изменения духовного мира, мировоззрения человека. Храмы как центры просветительства (после IV века). Появление памятников церковного храмостроительства. Вершина - храм Святой Софии. Правила церковных Соборов о посещении и поведении в храме, примеры. Понимание пространства православного храма. Архитектура православного храма. Литургическое пространство храма. Храм - место единения человека с Богом. Храмовое творчество - вершина проявления творческого духа человека. Оно славит Бога, оно не от разу­ма, хотя исследователи и искусствоведы находят и принцип «золотого сечения» и др. мудрости.

Устройство храма. Формы храма. Иконостас. Престол и его принадлежности. Сосуды и церковная утварь. Символическое значение различных частей храма. Как устроен ико­ностас православного храма.

История храмостроения. Происхождение храма. О благоговейном отношении к храму древних христиан. Первохристианские храмы. Кубикулы, крипты, капеллы. Базилика. История Иерусалимского храма. Типология христианских храмов. История развития храмостроения (раннехристианский период, архитектура: два типа - базилики и мартирии; примеры: базилик IV-V вв. - апостола Петра на Ватиканском холме, св. Пудельцианы; в катакомбах - святой Прискиллы, святых Марцеллина и Петра, святой Агнии II-IV вв).

Храмостроительство Византии. Восточно-византийский храм. История и архитектурные особенности. Примеры: Храм Святой Софии, структура храма крестово-купольного. Примеры: храмы на Святой Земле, в Закавказье, Балканские страны (Болгария, монастырь св. Иоанна Рыльского, Сербия - династия Нейманей).

Храмовое искусство Запада. Храмостроительство и христианское искусство Запада. Путь западных мастеров. Архитектура (архитектурные особенности храмов романского, готического периодов, стиля Возрождения. Знаменитые храмы Средневековья : романские храмы - базилики; готика. Святой Дионисий «Ареопагитики» - учение о проникающем в мир небесном свете. История возведения знаменитых храмов. Примеры: Шатурский собор, собор Парижской Богоматери, Амьенский собор. Стиль Возрождения - Храм святого апостола Петра - Рим. Обмирщенность сознания мастеров периода Возрождения. Изменение стилей: барокко, классицизм, романтизм. Причины изменения стилей зодчества.

Древнерусское зодчество и его мастера. Русская церковная архитектура - цель, по словам послов князя Владимира «приобщиться к сладости». Русское зодчество. Деревянное и каменное зодчество разных веков. Особенности русского национального стиля. Русско-греческий стиль. Стили русское узорочье», «русское барокко», классицизм, шат­ровая архитектура. Древнерусские храмы XI-XIII веков. I. Именное зодчество XV-XIVвеков, XVII-XVIII веков, XVIII- I X , XX веков. Строители христианских храмов. Почитаемые Святыни.

Раздел 3. Иконопись и иконописцы

Смысл и содержание иконы. Смысл и содержание иконы. Православная икона - священный образ. Происхождение христианского образа. Отличие от картины. История возникновения святых образов. Смысл и содержание православной иконы. Исторические этапы развития иконописи до XI века. Изменение стиля иконописания – свидетельство изменения внутреннего состояния мастера. Отход от церковного образа в XVII веке. Иконостас. Лицо, Лик. Иконостас как граница видимого и невидимого мира. Лики святых. Икона и духовный опыт художника-иконописца. Иконописный канон. Техника написания иконы. Изобразительные приемы в иконописи. Отличие иконописи от западной живописи. Иконописные школы. Богословие иконы. Икона как отражение христианского мировоззрения и библейской антропологии. Слово и образ. Икона в литургическом пространстве храма. Икона как выражение православия. Невозможность полноценного понимания православной иконы вне Церкви. Священный образ как одно из проявлений церков­ного предания. Художественный и символический язык иконы. Слово и образ. Икона как отражение христианского мировоззрения. Отличие иконы от светской живописи. Виды священных изображений.

Первохристианское искусство. Первохристианское изобразительное искусство. Символичность первохристианских изображений. Символы первохристианского искусства. Происхождение христианского образа. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. Изображения в катакомбах. Сюжеты и символы.

Церковное искусство Византии. Ранние иконы - синайские, техника создания иконы, примеры. Церковное искусство в эпоху Константина Великого. Учение Вселенских соборов о церковном образе. Богословие православной иконы. Иконография и Фаворский свет. Иконопочитание. Иконоборчество. Торжество православия. Догмат о почитании свя­щенных икон - сформулирован на 7 Вселенском Соборе, вытекает из основного исповедания Церкви - о вочеловечении Сына Божия. Сюжеты священных изображений. О способах иконописных изображений и особенностях иконописи разных периодов. Ранний период VI-VIII вв. Македонский период IX-XI вв. Комниновский период XI-XIII вв. Палеологовский ренессанс XIV-XV вв. Влияние византийской иконописи на развитие живописных школ.

Древнерусское искусство. Молитвенное делание и русское искусство. Русь иконная. Типы икон: путные, обетные, мерные. Чудотворные иконы. Родительское благословение иконой. Роль иконы в истории России. Икона в русской художественной литературе. Понимание образа человека в древнерусской живописи. Отличие древнерусской иконы и за­падноевропейской живописи на религиозные темы. Содержание древнерусской иконы. Иконописные школы Древней Руси: новгородская, киевская, местные школы. Комниновский стиль. Русские иконописцы Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек и их творения. Пути искусства живописного в Синодальный период. Русская иконопись XVII века. Протопоп Аввакум «Об иконописании». Симон Ушаков. Московская иконописная школа XVII века. Стилевые особенности русской иконописи XVIII-XIX веков. Православная икона в современном мире.

Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография и иконографический тип. Изводы. Как было принято изображать события Священной истории, Спасителя, Богородицу. Иконография Спасителя, Богородицы, Святой Троицы. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Праздники. Ан­гельский мир. Святые. Особенности иконографии.

Раздел 4. Церковное музыкальное искусство

Музыка в православном богослужении. О составных частях богослужения; о главных церковных песнопениях; о святых песнотворцах. 150 псалом - о музыкальных инструментах. Родословие детей Адама. Иувал. Святоотеческое понимание духовности: душа человека произошла от Божия дыхания - т.е. от Духа Святого; «Святым Духом всякая душа славится и чистотой возвышается» (песнопение Степенны 4 гласа). Цель церковных песнопений - прославление Бога. Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения. О составных частях богослужения. О главных церковных песнопениях и их разделении по содержанию. Стихира, кондак, тропарь. Словарь песнопений православного богослужения. Жанр канона и его место в православном богослужении. Песнопения Всенощной и Литургии.

Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении. Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий. Духовный смысл церковнославянского языка. Канон церковного пения. Истоки церковной музыки. Осмогласие. Как мировоззрение и мироощущение отражается в музыке.

История церковной музыки. Греческое церковное пение. О предмете и материале пения. О способах и манере церковного пения. О характере и церковном строе песнопений. О составе поющих лиц. О способе и системе писания нот. Музыкальный строй греческого церковного пения. Система осмогласия. Октоих. Святые создатели церковных песнопений: Роман Сладкопевец, Иосиф Песнопевец, Иоанн Дамаскин. Светские композиторы.

История русской церковной музыки. О периодах развития русского церковного пения и его особенностях. Древнейшее церковное пение на Руси. Кондакарное пение Знаменное пение. Церковное пение в XIV-XVII веках. Демественный распев. Путевой распев. Книжная справа. Киевское и итальянское влияние. Монастырские распевы. Характерные отличия знаменного и партесного пения. Придворная певческая капелла. Церковные и светские композиторы - создатели церковных песнопений. Стилевые особенности созданных ими церковных песнопений. Смысл и содержание церковных служб и песнопений Всенощной и Литургии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов

Наименование тем

Всего часов

Характеристика основных видов деятельности

I. Тема Божественное творчество. Божественная любовь. Мироздание.

Дар творчества. Что такое православное творчество?

Творец. Божественное начало.

Творец. Божественное начало. Библия и наука – о чудесах творений

Творец. Божественное начало. Сотворение человека.

Созидание храма души человека. Красота души человека.

Созидание храма души человека. Творчество Божественное и человеческое

9

Оценивать с нравственных позиций смысл православного творчества; определять духовную основу творчества; выделять нравственные мотивы в действиях персонажей евангельской притчи о талантах; оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Обобщать и анализировать информацию; понимать сущность креационной и эволюционной теорий происхождения мира; высказывать предположения о последствиях неправильного поведения человека; отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях. Раскрывать смысл, значение понятия «Чудо»; воспроизводить содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию. Определять добрые качества души: милосердие, прощение, покаяние, смирение. Определять цель жизни православного человека– путь к Божественной любви; устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Объяснять выражение «Построить храм души». Называть качества Божественной творческой воли: премудрая, преблагая, промыслительная. Называть основные и жанры церковного искусства: зодчество, иконопись, церковное пение и другие; определять смысл православного творчества – прославление Творца; анализировать особенности церковного искусства – связь с богослужением, связь с жизнью Церкви, темы сюжетов.

II Тема Соработничество.

Православные мастера и их творения. Человек творящий. (25 ч.)

Смысл и назначение церковного искусства. Соработничество.

Церковное искусство.

Литургическое пространство православного храма.

История развития храмостроения.

Храмостроительство Византии.

Храмовое искусство Запада.

Древнерусское зодчество и его мастера. Деревянное и каменное зодчество разных веков.

Древнерусское зодчество и его мастера: стили

Древнерусское зодчество и его мастера. Древнерусские храмы XI-XIII веков. Каменное зодчество XV-XIV веков, XVII-XVIII веков, XVIII-XIX, XX веков.

8

Характеризовать значение церковного искусства; анализировать особенности церковного искусства – связь с богослужением, связь с жизнью Церкви, - определять темы сюжетов; приводить примеры видов православного искусства: иконописи, зодчества, духовной поэзии, церковной музыки. Выявлять значение храма в жизни человека – Небо на земле.

Создавать по изображениям описание православного храма, его устройство; называть церковные службы и таинства; приводить примеры влияния храма на душу из житий святых: Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о крещении племянника Ордынского хана Берклая, о крещении царевича Петра.

Характеризовать устройство первых христианских храмов; называть основные типы христианских храмов; характеризовать традиции храмостроения на Руси. Анализировать архитектурные особенности восточно-византийского стиля. Готовить сообщение о храме Святой Софии. Характеризовать архитектурные особенности храмов романского, готического стилей, стиля Возрождение; называть знаменитые храмы средневековья; определять причины изменения стилей зодчества.

Характеризовать основные особенности деревянного и каменного зодчества; определять особенности русского национального стиля; описывать стили: «русское узорочье», «русское барокко», классицизм, шатровая архитектура; приводить примеры названных стилей. Готовить сообщения о древнерусских храмах XI-XIII веков и каменном зодчестве XV-XIV веков, XVII-XVIII веков, XVIII-XIX, XX веков; называть особенности деревянного и каменного зодчества разных периодов.

Иконопись и иконописцы.

Смысл и содержание иконы.

Первохристианское искусство.

Церковное искусство Византии.

Древнерусская иконопись.

Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография и иконографический тип.

Сюжеты и образы древнерусской иконы. Иконография Спасителя, Богородицы, Святой Троицы.

Сюжеты и образы древнерусской иконы. Праздники. Ангельский мир. Особенности иконографии.

Как устроен иконостас православного храма?

10

Определять исторические этапы развития иконописи до XVII века; выявлять отличие иконописи от западной живописи; понимать язык православной иконы; анализировать художественный и символический язык иконы; выявлять символичность первохристианских изображений; описывать первые иконы Спасителя и Божией Матери. Называть основные сюжеты и символы; на основе текста определять технику создания иконы; описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи; различать способы иконописных изображений и особенности иконописи разных периодов. Определять типы икон: путные, обетные, мерные. Готовить сообщения о чудотворных иконах. Анализировать значение православной иконы в современном мире; определять особенности иконографии и иконографического типа; описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи. Характеризовать иконографию Спасителя, Богородицы, Святой Троицы. Описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи. Понимать язык христианской православной культуры; определять расположение икон в иконостасе.


Святые иконописцы Руси и их творения: преподобный Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек и их творения.

Святые иконописцы Руси и их творения. Симон Ушаков. Московская иконописная школа XVII века. Стилевые особенности русской иконописи XVIII-XIX вв.

Святые иконописцы Руси и их творения. Православная икона в современном мире.


Извлекать необходимую информацию из различных источников о русских иконописцах: преп. Андрее Рублеве, Дионисии, Феофане Греке и их творениях; определять особенности их творчества; описывать впечатления, возникающие от восприятия иконописи; определять стилевые особенности творчества Симона Ушакова. Составлять описание иконописи С.Ушакова. Характеризовать отличия русской иконописи XVIII-XIX. Понимать язык христианской православной культуры. Анализировать значение православной иконы в современном мире.

Выступать с сообщениями о творениях русских иконописцах.




Церковное музыкальное искусство.

Музыка в православном богослужении.

История церковной музыки.

Святые создатели церковных песнопений.

Песнопения Всенощной.

Размышления о Божественной Литургии.

Изображения песнопений и певцов в церковном

Искусстве.

Сохраняет ли современный человек дар творчества?

7

Определять цель церковных песнопений – прославление Бога; анализировать особенности стихиры, кондака, тропаря; различать способы и манеру церковного пения. Называть периоды развития русского церковного пения и его особенности; определять изменения стиля церковного пения. Готовить сообщения о Святых создателях церковных песнопений: Романе Сладкопевце, Иосифе Песнопевце.

Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях; определять смысл и содержание служб и песнопений Всенощной. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Определять смысл и содержание служб и песнопений Литургии.

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. Выяснить, как отразились песнопения и певцы в живописи на религиозные темы.

Описывать впечатления, возникающие от восприятия церковных музыкальных произведений. Воспроизводить содержание отдельных сюжетов церковного искусства и строить на основе них свою нравственную позицию.


Повторительно-обобщающее занятие по курсу «Православная культура»


Описывать впечатления, возникающие от восприятия, произведения живописи, иконописи. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета МБОУ Арпачинская СОШ

МБОУ Арпачинская СОШ

от 30 августа 2022 года №1 ______________/ Нагорная А.Н./

___________/ Нагорная А.Н./ 30 августа 2022 года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!