МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»
(МАОУ СОШ)
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей начальных классов /___________ А.М.Токмакова подпись Протокол №______ от «___» ____________2020 г | | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №17 __________/_И.Ю.Номогоева подпись Приказ №__________ от «___» ____________2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Кружок «Мой родной край»
для 1 «Д» класса
на 2020– 2021учебный год
Составитель программы:
Хабитуева Н.А..,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2020 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Мой родной край » разработана для занятий с учащимися 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения .
В настоящее время возникла необходимость духовно-нравственного воспитания для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, его семьи. Знакомясь с жизнью своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции.Чтобы дети стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Цель программы:
Приобщить первоклассников к традиционной культуре народа, сформировать представление о себе как представителе своего народа, развивать чувство национального самосознания, миролюбия, толерантности, умение жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.
Задачи программы:
- Вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои права и обязанности.
- Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам
- Формировать толерантное отношение к народным традициям, обычаям, особенностям других народов, проживающих в регионе.
- Знакомить с достопримечательностями Бурятии
- Приобщать к этнической культуре бурятского народа (традиции, обычаи, национальная одежда, традиционные народные игры, праздники и др.)
- Развивать интерес школьников к народному искусству, начальные ключевые компетентности, творческие способности.
Ожидаемые результаты
Планируемые результаты реализации программы :
В результате прохождения программного материала дети должны
Знать:
семья и школа, их место в жизни ребёнка в семье, классе, школе;
природу родного края
значение природы в жизни человека;
правила охраны природы.
уметь:
выполнять отдельные и постоянные обязанности в семье;
соблюдать общепринятые правила в семье, школе, общественных учреждениях;
узнавать в окружающей природе изученные растения и животных;
соблюдать правила охраны природы, выполнять некоторые природоохранные меры (например, подкармливать птиц).
Способы определения результативности
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
Педагогическое наблюдение
Педагогический анализ результатов: - тестирования; - опросов; - выполнения диагностических заданий;
Игровые методы,
Выставки рисунков
Фотовыставки
Формы подведения итогов реализации программы
Участие в выставках, конкурсах, соревнования, презентации
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Мой край казачий» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели).
Содержание программы 1 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит
накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
знакомство детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.
Программа включает в себя 5 разделов.
Первый раздел «Моя семья» (8 ч в 1 классе) знакомит:
-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение»
В ходе изучения этого раздела первоклассники учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых о традициях семьи
Второй раздел «Моя школа» (6 ч) знакомит:
- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений); руководством школы, ее учителями;
- с объектами, расположенными вокруг школы.
В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья.
Третий раздел «Мой родной город» (6 ч) знакомит:
- с историей образования нашего города;
-с достопримечательностями родного города;
- с населением и почетными людьми города;
- с историей развития и названия улиц.
Четвёртый раздел- Моя родная природа (6 ч) знакомит:
-с растениями Бурятии
-с животными Бурятии
-с озером Байкал
-с лекарственными растениями
-с охраной природы родного края
Пятый раздел – «Моя родина Бурятия (7 ч) знакомит:
- с государственной символикой ;
- с обычаями и традициями народов Бурятии
- - с национальными костюмами;
- с народными праздниками;
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества .
Тематическое распределение часов в 1 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
| |
1 | Моя семья | 8 |
2 | Моя школа | 6 |
3 | Мой родной город | 6 |
4 | Моя родная природа | 6 |
5 | Моя родина Бурятия Рос РРоссия. | 7 |
| Всего | 33 |
Тематический план.
| Тема | Практическое занятие | |
| Первый раздел «Моя семья» | | |
1 | Кто я? Где живу? | Практическая работа «Карта России ,Бурятии» Виртуальное путешествие. | 1 |
2 | Что такое семья? | Рисунок «Моя семья» | 1 |
3 | Профессии моих родителей. | Сообщение Презентация | 1 |
4 | Моя родословная. | Защита проекта | 1 |
5 | Дорожите именем своим. Тайны наших имён | Сообщение о своём имени | 1 |
6 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала». | Фотовыставка Демонстрация фотографий | 1 |
7 | Стартовая диагностика | Тест «Дом» | 1 |
8 | Родительский дом – начало начал. | Рисунок | 1 |
| Второй раздел «Моя школа» | | |
1 | Моя школа. | Показ фильма о родной школе. Экскурсия по школе (инструктаж по ТБ) | 3 |
2 | Достижения моей школы. | Демонстрация грамот, кубков, медалей. | 1 |
3 | Традиции школы. | Презентация | 1 |
4 | Законы и заповеди школы. | Игра «Давай дружить!» Презентация «Правила поведения в школе» | 1 |
5 | Я – ученик моей школы. | Конкурсы | 1 |
6 | Наши выпускники | Фотовыставка | 1 |
| Третий раздел «Мой родной город» (6 ч) | | |
1-2 | Улан - Удэ - столица Бурятии. | Виртуальная экскурсия | 2 |
3 | Знакомство историей возникновения родного города. | Экскурсия в этнографический музей | 1 |
4-5 | Улицы нашего города | Виртуальная экскурсия по улицам | 2 |
6 | История названия моей улицы. | Сообщения | 1 |
7 | Профессии людей в городе | Рисунок «Моя будущая профессия» | 1 |
8-9 | Герои-земляки | Знакомство с людьми, героями-войны .Творческая работа “Расскажи о своем герое”. | 2 |
10 | Труженики тыла. | Открытка ветерану | 1 |
11 | Достопримечательности моего города | Экскурсия к памятным местам | 1 |
12 | Старое и новое в моем городе | Встреча со старожилами | 1 |
| Четвёртый раздел- Моя родная природа (6 ч) | | |
1 | Растения родного края. | Презентация «Растения родного края» Гербарий растений | 1 |
2 | Животный мир нашего края. | Лепка диких животных Лиса. Волк. Заяц. | 1 |
3 | Жемчужина Сибири-озеро Байкал. | Презентация | 1 |
4 | Красная книга родного края. | Альбом | 2 |
5 | Лекарственные растения Викторина «Зелёный мир вокруг нас!» | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | |
6 | Любите и охраняйте природу родного края! | Интеллектуальная игра «Природа родного края» | 1 |
| Пятый раздел – Моя родина Бурятия-7 ч | | |
1 | Государственная символика Бурятии | Рисунок | 1 |
2 | Народы Республики Бурятия. « Все мы дружно живем на бурятской земле». | Конкурс рисунков | 1 |
3 | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников | Презентация | 1 |
4 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | Рисунок | 1 |
5 | Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки) | Чтение произведений бурятских писателей | 2 |
6 | Игры бурятского народа. «Табун», «Волк и ягнята» ,«Ищем палочку» | Игры | |
7 | Итоговое занятие: «Край, в котором я живу» | Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» | 1 |
Литература:
Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. Типография
Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005
К.А. Руденко. Бурятия в XII – начале XIII в.: поселения и материальная культура. – Улан-Удэ, изд. «Бэлиг», 2010 г.
Е.Е.Тармаханов. Старая Бурятия. Фотопортрет. Книга-альбом. – Бурятия, изд. «Бэлиг», 2013 г.
Музеи Республики Бурятия. – Издательский дом «Буряад Унэн», 2012г.
М.К. Завьялов. Бурятский костюм. – Иркутск, изд. «Заман», 2012 г.
Историческое краеведение в школе. – Улан-Удэ, БНЦ, 2002.
Интернет ресурсы.