СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 9а класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 9а класса»





Управление образования Администрации

Дмитровского городского округа Московской области


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАТУАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

141865, Московская область, Дмитровский городской округ, рп. Некрасовский, ул. Парковая, д. 1

Тел: 8-496-222-40-47 (48), е-mail: [email protected] https://dmoukat.edumsko.ru/

ОКПО – 42277612; ОГРН1035001603691; ИНН/КПП - 5007029181 / 500701001






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Катуаровской СОШ

___________________/Е.В.Филь/

Приказом № 176 от «30» августа 2022 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности по математике

9а класса







Составил: Антонова А.Г.









2022 год



 


 

 

 Пояснительная записка 


В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозор и применению своих творческих навыков в других ситуациях.

Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-,- является популяризация математических знаний и математического образования.

Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится сформированности представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира.

Данная программа «Занимательная математика» для 9 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письме Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных и общеобразовательных программ»;

  • Приказами Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373, от 17 декабря 2010 года №1897, от 17 мая 2012 года №413 об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

  • Программа курса «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского и документов являющихся исходным материалом для составления программы методическими рекомендациями.  


Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочной деятельности, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать, показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и предназначена данная программа «Занимательная математика».

 

Программа имеет общеинтеллектуальное и общекультурное направление развития личности учащихся 

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры; 

Организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики. 

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1 , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»

Цели и задачи

  • формирование представления о математике как о фундаментальной области знания, необходимой для применения во всех сферах    общечеловеческой жизни; 

  • углубление и расширение математических компетенций; 

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся; 

  • воспитание настойчивости, инициативы, самостоятельности, создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности. 

 

Задачи программы:

  •  расширить представление о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; 

  • совершенствовать и углублять знания и умения учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения; 

  • учить способам поиска цели деятельности, поиска и обработки информации; синтезировать знания. 

  • способствовать развитию основных процессов мышления: умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;  

  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы; 

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;  

  • способствовать формированию осознанных мотивов обучения. 

  

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает в 9 классе программу курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в объеме 32 часов в год, по 1 часу в неделю



  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 

Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса: 

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являютсяформирование следующих умений и качеств: 

  • развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; 

  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; 

  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению; 

  • выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно; 

  • стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности; 

  • способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем. 

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД: 

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; 

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); 

  • разрабатывать простейшие алгоритмы на материале выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; 

  • сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); 

  • совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки. 

Познавательные УУД: 

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации; 

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; 

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; 

  • определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность; 

  • использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей; 

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 

  • давать определения понятиям. 

Коммуникативные УУД: 

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); 

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; 

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; 

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); 

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 

Предметные результаты. 

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. 

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность. 

  • Решать логические задачи. 

  • Работать в коллективе и самостоятельно. 

  • Расширить  свой математический кругозор. 

  • Пополнить свои математические знания. 

  • Научиться работать с дополнительной литературой

  • Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин; 

  • Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 

  • Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; 

  • Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; 

  • Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы. 


 

2. Содержание учебного курса

 Раздел 1 Математическая логика и элементы комбинаторики. (5 часов)  

   На вводном занятии рассматривается роль математики в жизни человека и общества, проводится инструктаж по технике безопасности.          Рассматриваются основные понятия математической логики, теории множеств, применение кругов Эйлера. Решение комбинаторных задач,   применение принципа Дирихле, решение различных логических задач. 

        Раздел II. Алгебра модуля. (6 часов) 

           Понятие модуля числа и аспекты его применения. Свойства модуля. Метод интервалов. Решение уравнений. Решение неравенств, содержащих     модуль посредством равносильных переходов. Приложение модуля к преобразованиям радикалов. Приемы построения графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля. 

        Раздел III. Текстовые задачи. (11 часов) 

Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.   Задачи на равномерное движение.  Задачи на движение по реке. Задачи на работу.    Задачи на проценты. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на пропорциональные отношения.   Арифметические текстовые задачи. 

Раздел IV. Геометрия архитектурной гармонии и другие прикладные геометрические задачи. (6 часов) 

Рассматривается практическая значимость геометрических знаний. Математические аспекты возведения архитектурных шедевров прошлого. Золотое сечение. Делосская задача. Геометрические задачи, сформированные как следствия решения архитектурных проблем. Решение прикладных геометрических задач. 

Раздел V. Прикладная математика. (4часа) 

Раскрывается применение математики в различных сферах деятельности человека, ее связь с другими предметами. Решение задач с физическим, химическим, биологическим содержанием. Применение математических понятий, формул и преобразований в бытовой практике. Умение пользоваться таблицами и справочниками. Решение различных прикладных задач. 

 





















 

3. Календарно-тематическое планирование: 


по внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 9 классе

на 32час (1 час в неделю по учебному плану)

на 2022-2023 учебный год



п/п 

Наименование разделов и тем 


Дата проведения 

По плану 

По факту 

 

I раздел.  Математическая логика. Элементы комбинаторики.

 

 

Вводное занятие 

01.09-02.09.22

 

Круги Эйлера Решение тестов » целью подготовки к PISA 

05.09-09.09.22

 

Принцип Дирихле Решение тестов » целью подготовки к PISA »

12.09-16.09.22

 

Решение логических задач «математическая грамотность» целью подготовки к PISA

19.09-23.09.22

 

Решение комбинаторных задач Решение тестов » целью подготовки к PISA »

26.09-30.09.22

 


II раздел. Алгебра модуля

 

6

Определение модуля числа 

26.09-30.09.22

 

Метод интервалов для решения уравнений, содержащих модуль Решение тестов » целью подготовки к PISA »

17.10-21.10.22

 

Свойства модуля и их применение 

24.10-28.10.22

 

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль 

07.11-11.11.22

 

10

Модуль и преобразование корней 

14.11-18.11.22

 

11

Графики функций, содержащих модуль Решение тестов » целью подготовки к PISA » 

28.11-02.12.22

 


III раздел. Текстовые задачи

 12

Основные тип Задачи с лишними даннымиы текстовых задач

05.12-09.12.22

 

13

Решение задач арифметическим способом

12.12-16.12.22


14

Решение задач на составление чисел. Решение тестов » целью подготовки к PISA »

19.12-23.12.22


15

Решение задач на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути. Решение тестов » целью подготовки к PISA »


26.12-30.12.22


16 

Задачи на движение по воде. подготовки к PISA 

09.01-13.01.23

 

17 

Задачи на движение по окружности. подготовки к PISA 

16.01-20.01.23

 

18 

Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения Задачи на работу 

23.01-27.01.23

 

19 

Решение задач на работу подготовки к PISA 

30.01-03.02.23

 

20 

Проценты в нашей жизни. Задачи на проценты. 

30.01-03.02.23

 

21 

Решение задач на простой и сложный процентный рост

13.02-17.02.23

 

22 

Задачи на смеси и сплавы. Решение типичных задач через систему линейных уравнений

27.02-03.03.23

 

 

IVраздел. Геометрия архитектурной гармонии и другие прикладные геометрические задачи

23 

Символ бессмертия и золотая пропорция 

06.03-10.03.23

 

24 

Одна из величайших математических задач 

13.03-17.03.23

 

25 

Геометрия храма 

20.03-24.03.23

 

26 

Решение задач «Геометрия и архитектура» 

27.03-31.03.23

 

27 

Геометрия и реальная жизнь Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы Представление данных в виде диаграмм.

10.04-14.04.23

 

28 

Решение прикладных геометрических задач с целью подготовки к PISA

17.04-21.04.23

 

 

V раздел.  Прикладная математика

29 

Математика в физических явлениях 

24.04-28.04.23

 

30 

Математика в химии и биологии 

03.05-05.05.23

 

31 

Математика в быту Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы.подготовка к PISA

10.05-12.05.23

 

32

Итоговое повторение.

15.05-19.05.23


 

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от «31» августа 2022 г.

Руководитель ШМО

_______________/Антонова А.Г./

подпись расшифровка

Согласовано

заместитель директора по УВР

_______________/./

«31» августа 2022г.





Лист корректировки планирования

___по внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 9А классе___

наименование программы


учитель _______Антонова А.Г.__________

(ФИО учителя)



Название раздела,

темы

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия


































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!