РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
кружок «Зеленая планета»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Зеленая планета» рассчитана на 4 года обучения в объеме 194 часа: 1 класс – 66 часов в год, 2-4 классы – 68 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
Второй год обучения
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
Третий год обучения
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч)
Растения и животные на службе у человека.
Изобретение рычага и колеса и их применение
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.
Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы
Экологический проект «Земля – планета жизни»
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч)
Как стать личностью?
Эмоции и чувства
Как настроение?
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч)
Почему возникают конфликты?
Совесть.
Путешествие по правам человека.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.:
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Планируемые результаты
1 класс:
Личностными результатами изучения кружка «Зеленая планета» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Зеленая планета» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Календарно-тематическое планирование 1 класс (66 часов)
№ | Название темы | Характеристика деятельностити | Количество часов | Дата проведения |
Всего | аудит | внеауд. | По плану | фактически |
| Как мы понимаем друг друга | Познакомиться с учителем и одноклассниками Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. | 9ч | | | | |
1 | Вводное занятие. Как мы будем учиться. | 1 | 1 | - | | |
2 | Школьные правила вежливости. | 2 | 1 | 1 | | |
3 | Путешествие по правам человека. | 2 | | 2 | | |
4 | Режим дня школьника. | 2 | | 2 | | |
5 | Ты – ученик. | 2 | | 2 | | |
| Как мы узнаём, что перед нами | Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки | 4ч | | | | |
6 | Что за словом? | 2 | 2 | - | | |
7 | Путешествие в Угадайку. КТД | 2 | - | 2 | | |
| Времена года | Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятель- ности растений и животных и времени года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» | 8ч | | | | |
8 | Осенние посиделки. | 2 | | 2 | | |
9 | Зимушка-зима. | 2 | | 2 | | |
10 | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. | 2 | | 2 | | |
11 | Весёлое лето. | 2 | 2 | - | | |
| Как ты узнаёшь мир | Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются . | 6ч | | | | |
12 | Глаза – главные помощники человека. | 2 | 1 | 1 | | |
13 | Память и ум – помощники человека. | 2 | 1 | 1 | | |
14 | Жить – с книгою дружить. КТД | 2 | 1 | 1 | | |
| Твоя семья и друзья | Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . | 6ч | | | | |
15 | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. | 2 | 1 | 1 | | |
16 | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? | 2 | 1 | 1 | | |
17 | Без друга в жизни туго. Мои друзья | 2 | 1 | 1 | | |
| Что нас окружает | Экскурсия по станице. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии . Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний | 14ч | | | | |
18 | Моя станица. Достопримечательности станицы. | 2 | | 2 | | |
19 | Мы – пешеходы. | 2 | 1 | 1 | | |
20 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | 2 | 1 | 1 | | |
21 | Из чего что сделано? | 2 | 1 | 1 | | |
22 | Водица-царица. (Три состояния воды) | 2 | 1 | 1 | | |
23 | Транспорт. Мы – пассажиры. | 2 | 1 | 1 | | |
24 | Мой путь от дома до школы. КТД | 2 | 1 | 1 | | |
| Живые обитатели планеты | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.) Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. | 14ч | | | | |
25 | Живое и неживое. | 2 | 1 | 1 | | |
26 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 2 | 1 | 1 | | |
27 | Путешествие по зоопарку. | 2 | | 2 | | |
28 | Домашние любимцы и комнатные растения. | 2 | 2 | - | | |
29 | Собака – верный друг человека | 2 | 2 | - | | |
30 | Строение тела человека. | 2 | 1 | 1 | | |
31 | Правила поведения в природе. | 2 | 1 | 1 | | |
| Земля – наш общий дом. | 4ч | | | | |
32 | Почему день сменяется ночью? | Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат | 1 | | 1 | | |
33 | Почему бывает лето? | 1 | 1 | | | |
34 | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | 1 | | | |
35 | Прозрачный невидимка (воздух) | 1 | | 1 | | |
36 | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | | 1ч | 1 | | | |
Планируемые результаты
2-3 классы
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Календарно-тематическое планирование 2-3 классы (68 часов)
№ п/п | Название темы | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения |
Всего | аудит | неаудит | По плану | фактически |
| НАША ПЛАНЕТА | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. | 44 ч | | | | |
| Мир живой и неживой природы. | 3 | 1 | 2 | | |
| Вещи и вещества. | 1 | 1 | | | |
| Разнообразие веществ. | 3 | 1 | 2 | | |
| Как без часов определить время суток? | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года | 2 | | 2 | | |
| Форма Земли. | 2 | 1 | 1 | | |
| О чём рассказывает Глобус. | 2 | 1 | 1 | | |
| Викторина «Занимательная география» | 2 | 1 | 1 | | |
| Звёзды, созвездия, планеты. | 1 | 1 | | | |
| Земное притяжение. | 2 | 1 | 1 | | |
| Почему день сменяется ночью? | 2 | 1 | 1 | | |
| Почему бывает лето? | 2 | 1 | 1 | | |
| Где живут белые медведи и слоны? | 1 | 1 | | | |
| Прозрачный невидимка (воздух) | Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат | 2 | | 2 | | |
| Создание проекта «Солнечная система» | 2 | 1 | 1 | | |
| Путешествие по карте России. | Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. | 2 | 1 | 1 | | |
| Адрес на глобусе и карте. | 1 | 1 | | | |
| Что обозначают на карте с помощью цвета? | 2 | 1 | 1 | | |
| Путешествие по материкам и океанам. | 2 | 1 | 1 | | |
| Куда текут реки? | 2 | 1 | 1 | | |
| Как рождаются горы? | 2 | 1 | 1 | | |
| Моря и острова. | 2 | 1 | 1 | | |
21. | Обитатели морей. | 2 | 1 | 1 | | |
22. | Проект «Моя страна» | | 2 | 1 | 1 | | |
| ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | | 24 ч | 12 ч | | | |
23. | Великий круговорот жизни. | Характеризовать экосистемы | 2 | 1 | 1 | | |
24. | Путешествие по природным зонам. | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Находить на карте изученные природные зоны Обсуждать особенности 2-3 стран мира Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте | 2 | 1 | 1 | | |
25. | Красная книга. | 2 | | 2 | | |
26. | Жизнь леса. | 2 | 1 | 1 | | |
27. | Хрупкая природа степей и пустынь. | 2 | 1 | 1 | | |
28. | Где растут тропические леса. | 2 | 1 | 1 | | |
29. | Жизнь в горах. | 2 | 1 | 1 | | |
30. | Путешествуем по Европе. | 2 | 1 | 1 | | |
31. | Страны Африки и Америки. | 2 | 1 | 1 | | |
32. | Австралия. Антарктида. | Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион. | 2 | 1 | 1 | | |
33. | Моя Родина – Россия. | 2 | 1 | 1 | | |
34. | Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» | 2 | 1 | 1 | | |
Планируемые результаты
4 класс
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Календарно-тематическое планирование 4 класс (68 часов)
№ | Тема | Характеристика деятельности учащихся: | Кол-во часов | Дата проведения |
Всего | ауд. | вне ауд. | По плану | Фактически |
| ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | 6 ч | | | | |
1. | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы | 2 | 1 | 1 | | |
2. | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | 3 | 1 | 2 | | |
3. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | 1 | | | |
| ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ | 8 ч | | | | |
4. | Живая оболочка планеты. | Характеризовать место обитания живых организмов Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов | 1 | 1 | | | |
5. | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | 3 | 1 | 2 | | |
6. | Солнце - как источник энергии. | 3 | 1 | 2 | | |
7. | КВН «Планета загадок» | 1 | | | | |
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 8 ч | | | | |
8. | Цепи питания | Характеризовать экосистемы и природные сообщества Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. | 2 | 1 | 1 | | |
9. | Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. | 2 | 1 | 1 | | |
10. | Лесные заморочки. Игра «Детектив» | 3 | | 3 | | |
11. | Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | 1 | 1 | | | |
| ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ | 10 ч | | | | |
12. | Растения и их роль на Земле Экскурсия. | Выяснить роль растений в природе и жизни людей | 2 | 1 | 1 | | |
13. | О братьях наших меньших. | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей . | 2 | 1 | 1 | | |
14. | Рыбы и их многообразие. | 2 | 1 | 1 | | |
15. | Час эрудитов «Птичьи имена». | 1 | 1 | | | |
16. | Проект «Сохраним красоту природы» | 3 | | 3 | | |
| ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА | 12ч | | | | |
17. | Человек и его корни. Родословное древо семьи | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. | 6 | 2 | 4 | | |
18. | Моя Родина – Россия! | 2 | 1 | 1 | | |
19 | Путешествие в прошлое. История моей Родины. | 4 | 1 | 3 | | |
| ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ МПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ СССР | 26ч | | | | |
20 | Откуда пошла земля Русская! | Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. | 2 | 1 | 1 | | |
21 | Ледовое побоище | 2 | 1 | 1 | | |
22 | Слово о полку Игореве. | 3 | 1 | 2 | | |
23 | Московское государство. | 2 | | 2 | | |
24 | Московский Кремль. | 2 | | 2 | | |
25 | Смутное время в России. | 1 | 1 | | | |
26 | Преобразования Петра I | 2 | 1 | 1 | | |
27 | Екатерина Великая | 2 | 1 | 1 | | |
28 | Михаил Васильевич Ломоносов | 2 | 1 | 1 | | |
29 | Отечественная война 1812 года. | 2 | 1 | 1 | | |
30 | Император Александр II | 2 | 1 | 1 | | |
31 | Времена Советской власти и СССР. | 1 | 1 | | | |
32 | Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | 3 | | 3 | | |
| СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | | 4ч | | | | |
33. | Российская Федерация | Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. | 2 | | 2 | | |
34 | Проект «Сохраним историю родного края» | 2 | | 2 | | |
Используемая литература:
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
Л.Экономов. Мир наших чувств
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека
Экранно-звуковые пособия
1 Диск. «Звуки живой природы»
2 Фильм «Многообразие животного мира»
3 Фильм «Природа в разное время года»
4 Фильм «Бережем природу»
5 Презентация «Человек как часть природы»
6 Презентация «Что такое снег»
7 Презентация «Мой город в разное время года»
8 Презентация «Виды транспорта на улице моего города»
9 Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»
10 Презентация «Звери и растения нашего края».
11 Презентация «Красная книга»
18