Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Котовская основная общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
Рассмотрена на заседании ШМО Утверждаю
физкультуры, ОБЖ, искусства и технологии Директор школы
Протокол № 1 от _____ августа 2023 г. ________/Л.Е.Петрова/
______________ 2023 г.
Согласовано
зам директора по УВР
____________/В.И.Вагина/
_________________ 2023 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
юнармейского отряда им. М.А.Булатова
Направление «Духовно-нравственное»
Разработана учителем русского языка и литературы
Казначеевой Оксаной Анатольевной
Первая квалификационная категория
2023 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности юнармейского отряда им. М.А.Булатова по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 6-8 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ ;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43;
СанПиНом 1.2.3685-21;
Планом внеурочной деятельности МКОУ «Котовская ООШ» на 2023-2024 учебный год;
Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ внеурочной деятельности в МКОУ «Котовская ООШ».
Актуальность Программа направлена на формирование у детей патриотизма, ценностного отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно оберегать, посредством реализации программы военно-патриотического воспитания детей и молодежи во внеурочной деятельности.
Практическая значимость Программы основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию справедливых решений, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Реализация Программы основывается на тесной межпредметной интеграции с дисциплинами «История», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «География», «Краеведение».
Процесс формирования готовности к защите Отечества у обучающихся строится с учетом имеющихся знаний, жизненного опыта, общих задач обучения и воспитания. Программа способствует освоению учебной информацией личностно значимого характера, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, формирования у обучающихся чувства восхищения воинами Вооруженных Сил РФ, формировании желания в будущем встать в их ряды.
Новизна Программы заключается в повышении значимости военно-патриотического воспитания обучающихся через интегрированную деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям:
- познавательная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Цель программы:
- сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооружённых силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках.
Задачи программы:
дать начальные знания по основами обороны государства, познакомить со структурой Вооружённых сил;
назначение видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями;
дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата, дневального, часового, командира отделения.
научить действовать в строю;
научить стрелять из пневматического оружия, метать гранаты в цель;
научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в обороне.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные УУД:
воспитание общечеловеческих ценностей (нравственности, милосердия, толерантности, доброты, товарищества и т.д.); ориентация в мире общечеловеческих ценностей;
воспитание желания строить отношения с людьми, непохожими на тебя, работать в команде;
развитие силы воли, координации движения, зрительной, слуховой, мышечной памяти, меткости;
воспитание ответственного отношения к выполнению полученного задания (индивидуального и коллективного), упорства в достижении поставленной цели, развитие самодисциплины;
воспитание отрицательного отношения к асоциальному поведению;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Метапредметные УУД:
формирование умений выполнять разные социальные роли во время и при ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций;
формирование навыков информационного поиска для выполнения учебных заданий, умений воспринимать, перерабатывать информацию, моделировать индивидуальный подход к обеспечению личной безопасности;
Предметные УУД:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях разного характера;
об оказании первой помощи пострадавшим; о здоровом образе жизни;
о безопасном поведении на дороге;
об истории Отечества;
о средствах индивидуальной защиты населения;
о значении дисциплины для достижения максимального результата обучения;
о значении воинской дисциплины и технике ее исполнения;
умение предвидеть возникновение опасной ситуации и применять полученные теоретические знания на практике в случае её возникновения;
формирование установки на здоровый образ жизни и служению своему Отечеству.
По окончании курса обучающиеся получают дополнительные (предметные) знания в области безопасности жизнедеятельности, а так же биологии, химии, истории Отечества, получат представление о службе в рядах Вооруженных сил России, познакомятся с особенностями командной работы.
В результате обучения школьники будут:
уметь надевать противогаз, выбирать нужные средства и оказывать первую помощь при травмах, транспортировать пострадавшего при помощи подручных средств, знать особенности учебной литературы по военному делу, истории Отечества, медицине, дорожной грамотности;
уметь находить информацию; владеть разными видами смыслового чтения, работать со словом, со справочной литературой;
строить монологические высказывания, отстаивать свою точку зрения, обобщать, аргументировать, делать выводы, сравнивать;
работать в команде, строить отношения с людьми, не похожими на тебя;
пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.
В результате изучения данного внеурочного предмета обучающиеся должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, подготовится к службе в армии РФ.
Знать/понимать:
историю создания Вооружённых сил РФ;
основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
состав и предназначение Вооружённых сил РФ;
права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе;
особенности прохождения военной службы по призыву, контракту;
особенности альтернативной гражданской службы;
боевые традиции Вооружённых сил;
символы воинской чести.
Уметь:
применять положения законов в практической деятельности;
перечислять основные положения военной доктрины Российской Федерации;
характеризовать основные особенности военной службы по призыву и контракту.
Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни:
готовиться к профессиональной деятельности военнослужащего;
грамотно действовать в опасных ситуациях;
соблюдать положения законов Российской Федерации.
Содержание программы
Программа состоит из нескольких модулей:
1. «Общая и гуманитарная подготовка» - 7 часов;
2. «Структура Вооруженных сил Российской Федерации» - 4 часа;
5. «Туристская подготовка» - 6 часов;
6. «Основы безопасности жизнедеятельности» - 9 часов;
7. «Медицинская подготовка» - 8 часов.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
практические занятия (игры-упражнения, ролевые игры, тренировочные упражнения, тренинги, самостоятельная работа);
беседы о культуре народов России, их подвигах в годы ВОВ;
организация соревнований по выявлению уровня юнармейских навыков.
участие в мероприятиях военно-патриотической направленности;
участие в военно-исторических и краеведческих проектах;
участие в социально-благотворительных проектах;
совершенствование психологической и физической выносливости учащихся, участие в спортивных мероприятиях;
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры, соревнования.
Тематическое планирование внеурочного курса для юнармейского отряда им. М.А.Булатова
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча-ние |
план | факт |
Общая и гуманитарная подготовка - 7 часов |
1 | Вводное занятие. Устав юнармейцев. Общие положения. Внутренний порядок и дисциплина юнармейцев. | 1 | | | |
2 | Россия - Родина моя. | 1 | | | |
3-4 | Государственные символы Российской Федерации. | 2 | | | |
5 | Символика Юнармии | 1 | | | |
6 | Дни воинской славы России. Основные битвы ВОВ, города-герои ВОВ. | 1 | | | |
7 | Видные военные деятели, народные герои. | 1 | | | |
Структура Вооруженных сил Российской Федерации – 4 часа |
8 | Внешние и внутренние угрозы. Предназначение Вооружённых Сил РФ | 1 | | | |
9 - 10 | УВС РФ. Устав внутренней службы. История создания. Военная присяга. Воинские звания. История воинских званий. | 2 | | | |
11 | Ордена и медали российской армии. | 1 | | | |
Туристская подготовка – 6 часов |
12 | Специальное туристское снаряжение. Правила использования туристского снаряжения. | 1 | | | |
13 | Организация туристского похода. Питание в походе. Правила личной гигиены в походе. | 1 | | | |
14 | Виды костров. Разведение костра. Установка палатки. | 1 | | | |
15 | Карта. Топографические знаки и способы размещения их на карте. | 1 | | | |
16 | Сущности ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности. | 1 | | | |
17 | Узлы, их виды и применение. | 1 | | | |
Основы безопасности жизнедеятельности – 9 часов |
18 | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. | 1 | | | |
19 | Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. | 1 | | | |
20 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них. | 1 | | | |
21 | Ядерное оружие и его поражающие факторы, их воздействие на людей, технику. Действия по вспышке ядерного взрыва. | 1 | | | |
22 | Химическое оружие. Классификация, основные свойства. | 1 | | | |
23 | Биологическое оружие, краткие характеристики биологических средств, их воздействие и пути проникновения в организм человека, средства защиты. | 1 | | | |
24 - 25 | Индивидуальные средства защиты, их назначение, устройство, подбор и подгонка, подготовка к использованию, приемы пользования. | 2 | | | |
26 | Терроризм, экстремизм – сущность и угрозы безопасности личности и общества. | 1 | | | |
Медицинская подготовка – 8 часов |
27 | Понятие первой доврачебной помощи. Состав индивидуальной аптечки. | 1 | | | |
28 | Виды ран. Первая медицинская помощь при ранах, порезах, кровотечении, переломах. Виды шин. Способы транспортировки. | 1 | | | |
29 | Первая медицинская помощь при ожогах и обморожениях. | 1 | | | |
30 | Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. | 1 | | | |
31-32 | Отработка навыков оказания первой медицинской помощи | 2 | | | |
33-34 | Выживание в условиях автономного существования | 2 | | | |