Муниципальное общеобразовательное Учреждение
«Поповская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Что такое хорошо…»
( духовно-нравственное направление)
4 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель начальных классов высшей категории Н.А.Рыжова
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо и что такое плохо» разработана на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.
Для реализации программы используется :
- книги для учителя: Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1-4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ.,2014
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.
- Рабочая тетрадь для детей: Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.4 класс.
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ «Поповская ООШ».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Раздел 1: Я и школа, я и семья.
Правила поведения в школе (повторить), культура общения, семейные ценности, благодарность к старшим членам семьи.
Раздел 2: Я и природа. Я и животные .
Раздел 3: Я и окружающие
Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.
Раздел 4: Я и книги
Правила поведения в библиотеке (повторить). Привлечь внимание к литературным героям, стремление к чтению художественных произведений. Обзор курса этики за год.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | В том числе |
Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | «Я и школа» | 1 | 0 | 1 |
2. | «Я и окружающие» | 17 | 2 | 15 |
3. | «Я и семья» | 2 | 0 | 2 |
4. | «Я и природа» | 6 | 1 | 2 |
5. | «Я и книги» | 3 | 1 | 2 |
6. | «Я и животные» | 1 | 0 | 1 |
7. | «Я и здоровье» | 4 | 1 | 3 |
Итого | 34 | 5 | 29 |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
Дата | Содержание (сжатие тем, замена обобщающего урока …на…) | Причина (Пропуск уроков по б/л, отсутствие 50% учащихся класса на уроке …) | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение №1 к рабочей программе по внеурочной деятельности
«Что такое хорошо…» в 4 классе.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Что такое хорошо…» в 4 классе
на 2018 – 2019 учебный год
1 час в неделю (34 часа в год)
№ урока в году | Тема урока | Раздел | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата проведения урока |
Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Инструктаж по ТБ и ОТ. С Днём знаний! | Я и школа | Знакомство с правилами школы. | 03.09.18 | |
2 | Осенняя сказка | Я и природа | Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций. | 10. 09.18 | |
3 | Расскажи нам о себе | Я и окружающие | Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. | 17. 09.18 | |
4 | Семейный калейдоскоп | Я и семья | Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. | 24. 09.18 | |
5 | И это тоже я! | Я и окружающие | Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. | 01.10.18 | |
6 | О профессиях и трудолюбии | Я и окружающие | 08. 10.18 | |
7 | В который раз о дружбе… | Я и окружающие | 15. 10.18 | |
8 | Мы – за здоровый образ жизни! | Я и здоровье | Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни. | 22.10.18 | |
9 | Как выбирать друзей | Я и окружающие | Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. | 29.10.18 | |
10 | О режиме дня | Я и здоровье | Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни. | 12. 11.18 | |
11 | Экологическая карусель | Я и природа | Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций. | 19. 11.18 | |
12 | Накануне новогодних праздников | Я и окружающие | Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. | 26.11.18 | |
13 | Берегите книгу | Я и книга | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. | 03.12.18 | |
14 | О рыцарстве | Я и окружающие | Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. | 10.12.18 | |
15 | День рождения старой ели | Я и окружающие | 17.12.18 | |
16 | Будь здоров! | Я и здоровье | Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни. | 24.12.18 | |
17 | Станем друзьями природы | Я и природа | Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций. | 29.12.18 | |
18 | О совести | Я и окружающие | Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 14.01.19 | |
19 | Учимся быть щедрыми | Я и окружающие | 21.01.19 | |
20 | Путешествие капельки | Я и природа | Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций. | 28.01.19 | |
21 | Настроение | Я и окружающие | Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 04.02.19 | |
22 | На экономической волне | Я и окружающие | 11.02.19 | |
23 | Секреты здоровья | Я и здоровье | Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни. | 18.02.19 | |
24 | Кошки | Я и животные | Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим. | 25.02.19 | |
25 | Приглашение к разговору | Я и окружающие | Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 04.03.19 | |
26 | Полюбуйся, весна наступает… | Я и природа | Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций. | 11.03.19 | |
27 | Наши бабушки | Я и семья | Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. | 18.03.19 | |
28 | Игры в самих себя | Я и окружающие | Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 25.03.19 | |
29 | Сказки Г.-Х. Андерсена | Я и книга | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. | 01.04.19 | |
30 | Учимся шутить | Я и окружающие | Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 08.04.19 | |
31 | Сказочная путаница | Я и книга | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. | 15.04.19 | |
32 | Живи, не требуя награды… | Я и окружающие | Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 22.04.19 | |
33 | Здравствуй, первый листок! | Я и природа | Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций. | 29.04.19 | |
34 | Покуда сердца стучатся… | Я и окружающие | Взаимовыручка и взаимопомощь. | 06.05.19 | |
Итого: 34ч |