СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нетрадиционное применение пластилина.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Предмет: «Изобразительное искусство» для 5-9 классов.

«Пластилиновая «живопись» Нетрадиционное применение пластилина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нетрадиционное применение пластилина.»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности.


Предмет: «Изобразительное искусство» для 5-9 классов.


Творческое объединение «Радуга»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г.Курска


«Пластилиновая «живопись»

Нетрадиционное применение пластилина

Учитель изобразительного искусства Германова И.А.



Пояснительная записка

Декоративно-прикладное творчество включает в себя разнообразные направления и дает большие возможности изучить такие виды деятельности, как нетрадиционное применение пластилина.

Основной задачей занятий декоративно-прикладным искусством является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и почувствовать всю глубину и противоречивость искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность. Представленная программа позволяет развивать мелкую моторику, видеть и использовать традиционные материалы в новом качестве, вести работу по изучению народных традиций.

Создание подобной программы продиктовано необходимостью формирования культуры творческой личности ребенка посредством приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям через креативное собственное творчество на основе художественного опыта прошлого.

Развивающее, организующее, возвышающее действие искусства на всех без исключения людей в процессе творческой деятельности давно не требует доказательств. Задача программы состоит в том, каким образом организовать эту деятельность, найти оптимальный, наиболее успешный путь развития свободной и творческой личности, осознающей свои национальные истоки.

В увлекательной, и вместе с тем, четко структурированной форме программа дает возможность познакомить обучающихся с основными приемами нетрадиционного применения пластилина. Система художественно-творческих заданий позволяет поэтапно формировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать выразительные, стилистически точные композиции, способствовать развитию детской одаренности.

Органичное сочетание таких видов работы с детьми, как беседа, диалог, занятия по восприятию-созерцанию искусства, разнообразие практических видов деятельности позволяет создать условия для развития творческой активности детей и реализации способностей каждого. Творческие задания программы адаптированы к возрасту детей, построены по принципу: от простого к сложному, с учетом возможностей, интересов и предпочтений.

Все это способствует созданию ситуации успеха у школьника, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание достичь хороших результатов, чтобы добиться признания сверстников.

Особенность программы в том, что для ее реализации не требуется дорогостоящих затрат. Приобретенные знания и умения дети могут реализовать не только в детском объединении, на уроках в школе, дома. На занятиях дети могут «найти себя», в предложенном информационном пространстве выступить знатоками, рассказать сверстникам о приобретенных знаниях теоретического и практического характера.

Каждый ребенок может самореализоваться: как носитель информации (рассказчик, знаток), как умелец (мастер, способный показать свое умение). Данная программа, или отдельные разделы могут быть использованы педагогами в виде тематических занятий при проведении мероприятий.

Данная программа рассчитана на детей любого возраста, уровня обученности и предусматривает следующую специфику:

- деятельностный характер обучения;

- яркий эмоциональный фон занятия;

- интенсивность и насыщенность занятия

- длительность занятия 45 мин.


Цель программы: создание условий для формирования эмоционально-эстетического отношения к художественному наследию мировой культуры через собственное творчество, коммуникативной компетентности детей, социально активной позиции личности.


Задачи, решаемые при реализации программы следующие:

- расширить информационное поле детей в области декоративно-прикладного искусства;

- познакомить с нетрадиционным применением пластилина;

- сформировать знания в области цветоведения, особенностей композиции;

- научить выполнять в соответствии с технологией изделия из пластилина декоративного направления;

- использовать в повседневной жизни умения, знания и навыки, сформированные в процессе освоения курса.

- развивать стремление у подростков проявлять свои способности и добиваться успеха;

- развивать креативное мышление;

- развивать эмоционально-эстетическое восприятие;

- развивать умение осознанно использовать выразительные и изобразительные средства для создания творческих работ;

- развивать умение выражать свое собственное отношение к искусству и явлениям действительности;

- развивать интуитивное ощущение у ребенка незримой связи между собой народов мира, единства человечества на Земле;

- развивать умение самостоятельно применять знания на практике.

- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям, обобщенным в народном искусстве;

- воспитывать потребность постоянного самосовершенствования нравственного и художественного;

- воспитывать интерес и уважение к искусству разных народов; чувство общности разных народов через искусство;

- воспитывать социальную роль личности как носителя национальных традиций художественной культуры;

- формировать и развивать коммуникативные навыки, умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда, принимать подарок как выражение благодарности и любви.


Средства обучения:

-иллюстративный материал (книги, альбомы, репродукции, журналы, детские творческие работы);

-компьютер.

Методы обучения:

- монологический;

- диалогический;

- наглядный;

- исследовательский.


Методы контроля и самоконтроля:

- диагностика имеющихся знаний, умений и навыков;

- контрольные задания: игры, викторины, кроссворды, тесты;

- самооценка;

- выставка детских работ.

Предполагаемый результат.

Овладение ключевыми компетенциями, под которыми понимаются знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения программы, применение полученных знаний, умений и навыков в сложившихся социальных, культурных, экономических условиях:

- теоретическую основу нетрадиционного использования пластилина;

- основные сведения об исторических корнях пластических видов искусства;

- основные сведения о декоративной композиции;

- основные сведения о цветоведении.

- применять знания в повседневной жизни;

- видеть и понимать красоту изделий народного творчества;

- выражать свое отношение к народному искусству;

- выполнять изделия в технике «пластилиновой» живописи;

- использовать различные приемы работы с пластилином ;

- анализировать свои работы и работы других.


Срок реализации программы в расчете на 2 часа в неделю, 70 часов в год.


Условия реализации программы.


Для успешной реализации программы необходимы:

- технологические карты по выполнению упражнений различных видов работы с пластилином;

- учебно-наглядные пособия:

- по основам композиции;

- по основам цветоведения;

-раздаточный дидактический материал;


Материалы и инструменты:

Пластилин различных цветов, стеки, картон, бумага для эскизов, карандаш.


Методический фонд и средства обучения:

- авторские работы из пластилина;

- тематические папки с подборкой наглядного и познавательного материала по темам и разделам программы для самостоятельной работы детей;

видеоматериалы.


Оснащение кабинета.

Занятия должны проводиться в хорошо освещенном помещении, где у каждого ребенка есть свое рабочее место, необходимый материал и инструменты для работы.

Рабочее место для работы с методическим материалом, где ребенок может просмотреть и записать, выполнить необходимые ему зарисовки. Необходимо наличие компьютера. В качестве оформления кабинета работы, выполненные в различной технике из пластилина










Учебно-тематический план занятий.


Наименование разделов и тем

Общее коли-

чество учеб-

ных часов

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

1.

Введение.

2

2


1.1

Нетрадиционное применение пластилина

2

1

1

1.2

Знакомство с инструментами и материалами.

1

1


1.3

Виды работ в технике «живопись» пластилином.

1

1


1.4

Подготовка основы. Упражнения в работе с пластилином.

2


2

1.5

Композиционное построение.

2

1

1

2

Техника использования модулей: шарик

4

1

3

2.1

Техника использования модулей: цилиндр.

4

1

3

2.2

Техника использования модулей: «чешуйка».

4

1

3

2.3

Техника использования модулей: мазок

4

1

3

2.4

Творческий проект в модульной технике

6


6

3

Цветовой круг. Эмоциональное значение цвета.

4

1

3

3.1

Контрастные цвета, дополнительные пары.

4

1

3

3.2

Сближенные цвета

4

1

3

4

Смешивание пластилина. Упражнения.

4

1

3

4.1

Техника натирания.

6

2

4

4.2

Творческий проект

12


12

4.3

Подготовка работ к выставке. Итоговая выставка.

4


4


Итого часов:

70

16

54



Инструменты, материалы, принадлежности


1.Пластилин детский

2.Гафро-картон

3.Стеки пластмассовые

4.Рамка деревянная


Работа, выполненная в пластилине, безопасна для здоровья человека, так как пластилин это безопасное вещество, которое разрешено для использования в детских садах.


Технология выполнения работ с нетрадиционным применением пластилина.


Пластилин это пластический материал, который используется на уроках изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, начиная с первого класса. Мы привыкли видеть объемные трехмерные фигуры и предметы, вылепленные из пластилина. Но пластилин имеет цвет, как и краски, и его можно смешивать, получая новые цвета и оттенки и использовать как живописный материал. Основой для таких работ служит жесткий картон или гофрированный картон, на который наносится рисунок с предварительно выполненного на бумаге эскиза. Можно выполнить творческую работу в любом жанре: пейзажа, портрета, натюрморта, сюжетной композиции и других.


Для выполнения панно в технике нетрадиционного применения пластилина используются различные приемы:


  1. Прием натирания пластилина на картон выполняется стеком или пальцами, подобно тому, как работает художник, накладывая масляные краски мастихином на холст;

  2. Прием использования модулей различной формы: цилиндра (колбаска), шара (различных размеров), «чешуйки», конуса, плоского листа и других форм;

  3. Прием смешанной техники, где могут использоваться первый и второй целиком или частично. Обычно для основы или фона используется прием натирания, а предметы выкладываются модулями.


Алгоритм выполнения работы для приема натирания:


  1. Выполнить эскиз на листе тонкой бумаги или кальки.

  2. Перевести эскиз на картон.

  3. Далее выполнять работу, начиная сверху, постепенно опускаясь вниз.

  4. Необходимый цвет пластилина смешивается по мере надобности.

  5. По окончании работа может закрепляться лаком и оформляться в

рамку или паспарту из картона.


Алгоритм выполнения работы для модульного приема:


  1. Выполнить эскиз на листе тонкой бумаги или кальки.

  2. Перевести эскиз на картон.

  3. Слегка натереть картон бруском пластилина для лучшего прилипания модулей, цвет желательно взять нейтральный.

  4. Подготовить модули необходимых цветов.

  5. Выкладывать модули по рисунку прижимая к основе, стараясь не нарушать форму модуля, использовать для этого стек.

  6. По окончании работа может закрепляться лаком и оформляться в

рамку или паспарту из картона.


Алгоритм выполнения работы для приема смешанной техники:


  1. Выполнить эскиз на листе тонкой бумаги или кальки.

  2. Перевести эскиз на картон.

  3. Слегка натереть картон бруском пластилина для лучшего прилипания модулей, цвет желательно взять нейтральный.

  4. Работу начинать с фона и сверху-вниз.

  5. Выполнить все фрагменты в технике натирания.

  6. Подготовить модули необходимых цветов.

  7. Выложить модули по рисунку.

  8. По окончании работа может закрепляться лаком и оформляться в

рамку или паспарту из картона.



Примечание: по опыту работы, в различных жанрах рекомендуется сделать фон и только после этого приступать к изображению предметов, мелкие и высоко выступающие над плоскостью детали выполнять в последнюю очередь.


Изготовление модулей:

  1. Цилиндр (колбаска)- кусочек пластилина раскатывается на рабочей доске до нужной толщины и длины.

  2. Шар- кусочек пластилина скатывается в шар между ладонями или на рабочей доске.

  3. «Чешуйка»- шарик диаметром 5-7 мм прижимается к основе и примазывается с одной стороны.

  4. Конус- одна сторона цилиндра на рабочей доске истончается, в результате получается конус.

  5. Плоский лист получаем путем раскатывания кусочка пластилина и вырезания по необходимой форме.



Содержание программы.


1.Введение.

Нетрадиционное применение пластилина.

Введение в проблематику курса лепки из пластилина, знакомство с целями и задачами. Утилитарное и декоративное назначение пластилина. Знакомство с инструментами и материалами. Инструктаж по технике безопасности. Терминология.

Информация по видам работ в технике «живопись» пластилином: в зависимости от способа изготовления различные виды пластилина; с добавками или без них и т. д.

Практическая работа: выполнение упражнений на пробу инструментов и материалов.

Подготовка основы для работы.

Практическая работа: упражнения в работе с пластилином.

Композиционное построение. Основные принципы: доминанты, динамизма, равновесия, гармонии, единства, группировки. Восприятие.


2. Техника использования модулей: шарик

Скатывание. Надавливание. Размазывание. Основа для картин: разноцветный матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа. Практическая работа: выполнить две тематические композиции на выбор: «Животные», «Цветы», с помощью техники использования модулей: шарик.

Техника использования модулей: цилиндр.

Раскатывание, сплющивание, вытягивание. Основа для картин: разноцветный матовый картон, ткань, натянутая на картон, плоские дощечки. Практическая работа: выполнить две тематические композиции на выбор: «Транспорт», «Здания», с помощью техники использования модулей: цилиндр.

Техника использования модулей: «чешуйка».

Заглаживание. Натирание. Соединение. Основа для картин: матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа, плоские дощечки. Практическая работа: выполнить две тематические композиции на выбор: «Морской мир», «Мир птиц», с помощью техники использования модулей: «чешуйка».

Техника использования модулей: мазок

Смешивание пластилина разных цветов. Основа для картин: матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа, плоские дощечки. Практическая работа: выполнить две тематические композиции на выбор: «Пейзаж», «Натюрморт», с помощью техники использования модулей: мазок.


3 Цветовой круг. Эмоциональное значение цвета.

Цвет и наши ощущения.

Цвет может вызывать самые разные ощущения: температурные (теплые и холодные), весовые (легкие и тяжелые), акустические (тихие, громкие, кричащие, глухие), пространственные (выступают вперед, отдаляются, создают чувство глубины). Цвет может вызывать разные эмоциональные состояния: веселое, грустное, бодрое, печальное, радостное, спокойное, безразличное; рождать эстетические чувства: красоты, безобразного и т. п.

Понятие цветового круга, основные, составные, дополняющие, холодные и теплые цвета, смешанные, контрастные.

Практическая работа: выполнить в технике лепки пластилином две тематические композиции на выбор: «Зима», «Лето», «Весна», «Осень» с использованием теплой и холодной гаммы, с учетом насыщенности цвета.



4 Смешивание пластилина. Упражнения.

Техника натирания: обучаем смешивать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой. Подготовка творческих проектов. Практическая работа: выполнение в технике натирания тематического. Тема определяется по желанию из предложенных: «Национальные праздники», «Космос», «Портреты», «Пейзаж».

Подготовка работ к выставке. Итоговая выставка работ.


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!