СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почитай-ка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почитай-ка" разработана по ФГОС для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почитай-ка".»

Рабочая программа клуба «Почитай-ка» по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности клуба «Почитай-ка».

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;

  • строить сообщения в устной и письменной форме.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

  • работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
• обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с кото­рым он соглашается.


Предметные результаты:

«Виды речевой и читательской деятельности»: аудирова­ние, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:
• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы по­лучат возможность научиться:
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на во­просы, используя текст.
«Литературоведческая пропедевтика»:  раз­личение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворе­ние, контраст и др.).
 Обучающиеся научатся:
• находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицатель­ный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисова­ние, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного;
• читать художественное произведение (его фрагменты) по ро­лям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
•рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответ­ствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чув­ством, переживанием), выраженными в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•  сравнивать тексты и иллюстрации.


Ожидаемые результаты на конец 1-го класса:

обучающиеся должны знать:

  • признаки сказки как жанра;

  • виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных).

Обучающиеся должны уметь:

  • слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

  • прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрациям;

  • составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • составлять устный рассказ по картинкам;

  • передавать эмоции и  свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.


Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу изучения в первом классе курса «Почитай-ка» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый базовый

(у отдельных учащихся – повышенный) уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития и сформированы следующие универсальные учебные действия:

-находить книгу в открытом библиотечном фонде;

-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

-сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформ­лению;

-формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

-характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

-слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

-пользоваться аппаратом книги;

-овладевать правилами поведения в общественных местах (библио­теке);

-систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Система оценки планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.

В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

К завершению курса в 4 классе достижение результатов 1-3 уровней.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

1 класс (32 ч)

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, ти­тульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользова­ния книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.


Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-про­изведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной кни­гой (рассматривание, чтение или слушание).


Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Мар­шак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирования картин-эпизодов из выбранной книги.


Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».


По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.


Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсце­нирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).


Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).


Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.


Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник ис­торий. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.


Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Бе­рестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».


Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмо­ристических стихов.



Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Аки­мушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».


Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: фронтальная беседа, групповые выступления, проектная деятельность, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, КВН.


В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

  • познавательные универсальные учебные действия:

- опросник мотивации ;

- Тест на оценку сформированности навыков чтения;


Формы подведения итогов реализации программы:

-творческие проекты детей «Сказка собственного сочинения»;

-участие в конкурсах различного уровня

-выступление на общешкольном итоговом мероприятии Недели дополнительного образования (инсценировка сказки по выбору обучающихся, презентация работы).


Формы занятий.

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая.

  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра.

Основные формы проведения занятий:

  • литературная гостиная

  • занятие - конкурс

  • занятие - игра

  • занятие – спектакль

  • занятие – экскурсия

  • занятие - путешествие

  • занятие - фестиваль

  • интегрированное занятие

Занятия проводятся в классной комнате, школьной библиотеке или в районной детской библиотеке.


Механизмы формирования ключевых компетенций:

  • Работа в парах

  • Работа в группах различного состава

  • Исследовательская деятельность

  • Рефлексия

  • Проектная деятельность


Виды внеурочной образовательной деятельности обучающихся:

  • Игровая деятельность.

  • Познавательная деятельность.

  • Совместно-распределительная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).

  • Трудовая деятельность (самообслуживание).



3. Тематическое планирование.





п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

2

Художественные книги. Большеформатная книга в типо­вом оформлении (книга-произведение).

3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

4

Книги о Родине и природе.

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

7

Книги современных писателей о детях.

8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

10

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игра «Отгадай загадку».

11

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения ).

12

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

13

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

14

Народные сказки (цепочки). Инсценирования знако­мых сказок

15

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним про­изведением.

16

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

17

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Тол­стой «Приключения Буратино».


18


По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Бу­ратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирования отдельных историй.


19

Книги С. Маршака. Выставка книг.

20

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

21

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

22

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

23

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

24

В гостях у сказки.

25

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

27

Дети — герои книг детских писателей.

28

Литературная игра «Вопросы и ответы».

29

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

30

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

31

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов.

32

По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению.

Итого: 32 часа.






15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!