Рабочая программа клуба «Почитай-ка» по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности клуба «Почитай-ка».
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
строить сообщения в устной и письменной форме.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
• обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
Предметные результаты:
«Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
«Литературоведческая пропедевтика»: различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного;
• читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
•рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнивать тексты и иллюстрации.
Ожидаемые результаты на конец 1-го класса:
обучающиеся должны знать:
признаки сказки как жанра;
виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных).
Обучающиеся должны уметь:
слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрациям;
составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
составлять устный рассказ по картинкам;
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу изучения в первом классе курса «Почитай-ка» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый базовый
(у отдельных учащихся – повышенный) уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития и сформированы следующие универсальные учебные действия:
-находить книгу в открытом библиотечном фонде;
-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
-сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
-формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
-характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
-слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
-пользоваться аппаратом книги;
-овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
-систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Система оценки планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
К завершению курса в 4 классе достижение результатов 1-3 уровней.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
1 класс (32 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирования картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: фронтальная беседа, групповые выступления, проектная деятельность, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, КВН.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
- опросник мотивации ;
- Тест на оценку сформированности навыков чтения;
Формы подведения итогов реализации программы:
-творческие проекты детей «Сказка собственного сочинения»;
-участие в конкурсах различного уровня
-выступление на общешкольном итоговом мероприятии Недели дополнительного образования (инсценировка сказки по выбору обучающихся, презентация работы).
Формы занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра.
Основные формы проведения занятий:
литературная гостиная
занятие - конкурс
занятие - игра
занятие – спектакль
занятие – экскурсия
занятие - путешествие
занятие - фестиваль
интегрированное занятие
Занятия проводятся в классной комнате, школьной библиотеке или в районной детской библиотеке.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Виды внеурочной образовательной деятельности обучающихся:
Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Совместно-распределительная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).
Трудовая деятельность (самообслуживание).
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 2ч |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 2ч |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 2ч |
4 | Книги о Родине и природе. | 2ч |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник | 2ч |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 2ч |
7 | Книги современных писателей о детях. | 2ч |
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 2ч |
9 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 2ч |
10 | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игра «Отгадай загадку». | 2ч |
11 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения ). | 2ч |
12 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 2ч |
13 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 2ч |
14 | Народные сказки (цепочки). Инсценирования знакомых сказок | 2ч |
15 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 2ч |
16 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 2ч |
17 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 2ч |
18 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирования отдельных историй. | 2ч |
19 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 2ч |
20 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 2ч |
21 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 2ч |
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 2ч |
23 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 2ч |
24 | В гостях у сказки. | 2ч |
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 2ч |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 2ч |
27 | Дети — герои книг детских писателей. | 2ч |
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 2ч |
29 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 2ч |
30 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 2ч |
31 | Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. | 2ч |
32 | По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению. | 2ч |
Итого: 32 часа. |
15