Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северский лицей» Управление образования ЗАТО Северск
Рабочая программа по платным образовательным услугам
«Вошебные пальчики»
для детей 6-7 лет
Занятие проходит 1 раз в неделю по 25 минут с октября по апрель
Итого 29 занятий за год
Составитель:
учитель начальных классов
Корчуганова Е.Н.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по платным образовательным услугам «Волшебные пальчики» для детей 6-7 лет имеет художественно-эстетическое направление. Образовательная программа «Волшебные пальчики » направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Программа предназначена для развития дошкольников при помощи знакомства с окружающим миром и развитием мелкой моторики. Данная образовательная программа является авторской.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.
Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитании правильного отношения к нему. Очень важную роль в подготовке ребёнка к школе играет и развитие мелкой моторики по средствам лепки.
Творческая деятельность способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности , формированию эстетических чувств и отношений к окружающей действительности.
Лепка – один из самых интересных видов деятельности , поскольку скульптурное произведение многомерно, многофункционально, с ним можно поиграть. Работа обучающихся с пластичным материалами, использование готовых поделок в игровых ситуациях значительно обогащают его жизненный опыт.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в создании комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе. Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания обучающихся. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей обучающийся, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала. В работе используется методические приемы ТРИЗ – технологий, проблемное обучение, работа в паре.
Цель данной программы – Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер у детей; развитие сенсорных и изобразительных способностей.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
Овладение основными приемами лепки;
развитие познавательной активности детей, формирование приемов познания предметов и явлений с целью их изображения;
коррекция развития мелкой моторики рук;
развитие у детей эстетических чувств и понимания красоты в окружающей действительности;
воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами и самостоятельно;
воспитание интереса к занятиям по лепке;
Образовательная:
усвоить основные приемы работы с различными материалами при лепке ( тесто, пластилин);
выслушивать инструкцию;
ориентироваться в задании по вопросам педагога;
участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью педагога выполнять работу;
показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону объемного и плоскостного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали;
узнавать и называть основные геометрические формы ( круг, овал, конус, квадрат, прямоугольник );
овладеть разными приемами лепки ( скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание, разрезание, соединение, вдавливание, скручивание, размазывание);
использовать стеку в работе;
Формирование первоначальных представлений о единстве природы, о человеке как части живой природы.
Расширение знаний о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой.
Познакомить с многообразием окружающего и растительного мира;
Научить проводить наблюдения за объектами и явлениями в процессе экспериментальной деятельности.
Развивающая:
Развивать мелкую моторику рук, обогащать и активизировать словарный запас.
Развивать наблюдательность и любознательность детей, умения анализировать и сравнивать.
Развивать интерес к различным видам деятельности и внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения.
Развивать пространственное воображение и элементы творческого мышления, а также эстетическое восприятие окружающего мира, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту и играх.
Развивать волевые качества: доводить начатое дело до конца, выполнять установленные правила поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
Воспитательная:
Воспитать в детях нравственные качества, такие как любовь к близким людям, стремление заботиться о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к её истории.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща.
Воспитывать настойчивость и целеустремленность в достижении конечного результата.
Формировать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание и наблюдательность.
Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что нас окружает в природе.
Программа рассчитана на один год обучения. Форма организации детей на занятиях – групповая. Наполняемость групп 13-26 человек.
Режим занятий
Возраст | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятий |
6-7 лет | 1 | 25 минут |
Предполагаемые результаты по итогам обучения
Знания:
Знать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещении и на улице; определять материал, из которого сделан предмет.
Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представление о Президенте, правительстве России.
Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
Знать, на какой планете мы живём
Иметь первоначальные представление о космосе, космонавтах, небесных телах.
Знать времена года, причины смены сезонов года.
Знать перелётных и оседлых птиц.
Знать признаки и особенности смены дня и ночи.
Знать свойства воды и воздуха
Знать причины и следствия круговорота воды в природе
Знать домашних животных и их детенышей, и знать, какую пользу они приносят человеку.
Знать диких и домашних животных
Знать съедобные и несъедобные грибы
Знать названия речных и морских рыб.
Знать названия насекомых нашего региона.
Знать особенности города и деревни
Знать основные профессии.
Знать и соблюдать элементы правила поведения в природе и общественных местах.
Умения:
Уметь организовывать свое рабочее место ;
Уметь планировать свою деятельность;
Уметь использовать в своей деятельности простейшие приборы: стеку, салфетку;
Уметь выполнять задания в соответствии с планом .
Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя
Уметь охарактеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу);
Уметь находить общее и различие ;
Уметь группировать предметы и явления;
Уметь использовать приёмы лепки в практической работе;
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Способы проверки предполагаемых результатов
Виды и формы контроля
Вводный контроль – входная диагностика с целью выявления начального уровня развития ребенка. Диагностика проводится с группой детей в форме игровых упражнений или тестовых заданий.
Текущий контроль проводится по итогам каждой темы в форме опроса, игровых упражнений, дидактических игр.
Итоговый контроль проводим по итогам выполнения программы у детей в форме тестовых заданий и игровых упражнений.
Содержание
Времена года, название месяцев. Сутки, название дней недели. Живая и неживая природа. Домашние, дикие животные, их детёныши. Осень. Деревья. Осенние изменения в природе. Как дикие животные готовятся к зиме. Перелётные и зимующие птицы. Млекопитающие. Наступление зимы. Зимние изменения в природе. Рыбы Насекомые в природе. Земноводные. Пресмыкающиеся. Культурные и дикорастущие растения нашей планеты Земля. Растения, занесенные в Красную книгу. Овощи, фрукты Съедобные и несъедобные грибы. Моя родина – Россия. Государственные символы Страны и города. Город и деревня. Профессии. Виды транспорта. Свойства воды и воздуха. Круговорот воды в природе. История освоения космоса. Солнечная система. Семь чудес света. Весна. Весенние и летние изменения в природе. Труд людей в разные времена года.
Календарно-тематическое планирование курса
«Мир вокруг нас» для детей 6-7 лет
октябрь |
1 Входная диагностика. Смена времен года, название месяцев | 06.10 |
2 Смена дня и ночи, сутки, название дней недели | 13.10 |
3 Живая и неживая природа | 20.10 |
4 Домашние, дикие животные, их детёныши | 27.10 |
ноябрь |
5 Осень. Деревья. Осенние изменения в природе | 03.11. |
6 Как дикие животные готовятся к зиме | 10.11. |
7 Перелётные и зимующие птицы | 17.11 |
8 Млекопитающие | 24.11 |
декабрь |
9 Наступление зимы. Зимние изменения в природе. | 01.12. |
10 Рыбы | 08.12. |
11 Насекомые в природе | 15.12 |
12 Земноводные | 22.12 |
13 Пресмыкающиеся | 29.12 |
январь |
14 Культурные и дикорастущие растения нашей планеты Земля. Растения, занесенные в Красную книгу | 12.01 |
15 Овощи, фрукты | 19.01 |
16 Съедобные и несъедобные грибы | 26.01 |
февраль |
17 Моя родина – Россия. Государственные символы | 02.02 |
18 Страны и города. | 09.02 |
19 Город и деревня | 16.02 |
20 Виды транспорта | 23.02 |
март |
21 Профессии | 02.03 |
22 Свойства воды | 09.03 |
23 Круговорот воды в природе | 16.03 |
24 Свойство воздуха | 23.03 |
25 Весна. Весенние изменения в природе. Труд людей весной. Диагностическое занятие | 30.03 |
апрель |
26 История освоения космоса | 06.04 |
27 Солнечная система | 13.04 |
28 Семь чудес света. | 20.04 |
29 Лето. Летние изменения в природе. | 27.04 |
Итого 29 занятий | |
Методические особенности образовательной программы
Методы и приемы учебно-воспитательного процесса
Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, комментированное чтение, сказка, загадка, стихотворение);
Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация с использованием интерактивной доски, показ видеоматериалов);
Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, сочинение сказок и загадок, моделирование и проведение опытов);
Игровой метод (дидактические и развивающие игры);
Поисковый метод (решение проблемных ситуаций).
Программа предполагает сочетание данных методов при изучении того или иного материала. При выборе методов учитываются задачи обучения, содержание формирующих знаний на данном этапе, возвратные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.
Дидактический материал
Печатные пособия:
Демонстрационный материал (картинки предметные, иллюстрации) в соответствии с основными темами программы, наборы из серии «Рассказы по картинкам».
Демонстрационные пособия:
Объекты (резиновые и пластмассовые игрушки, плоскостные изображения), предназначенные для знакомства с окружающим миром. Глобус и географическая карта. Часы (электронные, механические, песочные), для формирования представления о времени. Книги
Раздаточный материал
Наборы карточек в соответствии с темами программы.
Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.
Игрушки и маски для инсценировки.
Материально – техническое обеспечение
Компьютер, проектор, интерактивная доска. Для проведения занятий необходимы: демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, карточки, а также пластмассовые стаканы для карандашей. Простые и цветные карандаши, лоточки и папочки на кнопке для индивидуального раздаточного материала. Материалы необходимые для проведения экспериментов.
Список литературы для педагога
Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н. В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004.
Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.
Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию/ О. А. Воронкевич. – СПб. : Детство-пресс, 2006.
Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошк.Учр.3-е изд.- Минск:ИВЦМинфина, 2007.
Дошкольное воспитание: журн. – 1990. – № 8 ; 1991. – № 2, 7.
Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М.: ДОСААФ, 1999.
Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Дыбина, О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество Росси, 2002
Дыбина, О. Б. Что было до…. Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера, 1999.
Кириллова, О. С. Красный – стой, зеленый – можно. желтый светит – осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. – Волгоград: Семь ветров, 1995.
Кломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Кломина. – М.: Сфера, 2005.
Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
Микалко Майкл Игры для разума. Тренинг креативного мышления, Спб, «Питер», 2007.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л. П. Молодова. – Минск: Асар, 1996.
Мулько, И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре / И. Ф. Мулько. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод. разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. – Волгоград: Перемена, 1998.
Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей дет. сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. – М.: Просвещение, 1979.
Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.
Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2003.
Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А. Шорыгина. – М., 2000.
Список литературы для родителей
Александрова О.В. "Большая энциклопедия развития" – М.: ЭКСМО,2014
Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.
Бухаджанка Суварна «Космические путешествия. Мои первые открытия» - – М.: ЭКСМО,2012
Микалко Майкл Игры для разума. Тренинг креативного мышления, Спб, «Питер», 2007
Няньковская Н. «Моё тело. Главная книга хороших привычек» -– М.: ЭКСМО,2013
Скари Ричард "Город добрых дел" - М.: Карьера Пресс 2013
Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб.: Смарт, 1996.
Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.
Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А. Шорыгина. – М., 2000.