СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физике 7 класс "За страницами учебника"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная файл содержит Рабочую программу по внеурочной деятельности по физике в 7 классе и имеет название "За страницами учебника"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по физике 7 класс "За страницами учебника"»





































1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Физика за страницами учебника» в 7 классе для основной школы разработана в соответствии:

с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования;

с рекомендациями примерной программы основного общего образования по «Физике»;

с рекомендованной Минобразования РФи авторской программы по физике Н.С. Пурышевой, Н.Е.Важеевской. («Рабочие программы Физика 7-9 кл.» сост.Е.Н. Тихонова. -М.: Дрофа, 2013 г)

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для основной школы разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, рекомендаций Примерной программы Физика для классов основной школы и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Необходимость разработки и внедрения факультативного курса «Олимпиадные задачи» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по профильному курсу физики 7 класса и подготовки учащихся к олимпиадам. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.

Цель и задачи

Цель обучения - подготовка учащихся к олимпиадам и ориентирование ученика на предпрофильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.

Задачи:

  • развитие интуиции, выработка определенной техники для быстрого улавливания содержания задачи;

  • овладение аналитическими методами исследования различных явлений природы;

  • обучение обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач;

  • развитие мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формирование современного понимания науки;

  • интеллектуальное развитие учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

Программа будет выполнена за 33 часа в соответствии с календарным графиком и учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В Калинина на 2018 – 2019 учебный год.

Формы организации учебной деятельности

Для организации занятий используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;

  • эвристические беседы;

  • практикумы по решению задач;

  • уроки-исследования;

  • работа в малых группах;

  • домашние эксперименты.

Формами контроля при проведении данного курса являются:

  • тестирование, выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом;

  • самостоятельная работа по решению задач;

  • письменные отчѐты по результатам проведѐнных исследовательских работ;

  • сообщения по результатам выполнения экспериментальных заданий.

2. Содержание программы

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Движение и взаимодействие тел

3

2

Плотность

1

3

Силы.

6

4

Давление

10

5

Выталкивающая сила.

2

6

Простые механизмы. КПД.

4

7

Работа и энергия. Мощность.

7

Итого: 33 часа



3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Основное содержание

Основные понятия

Кол. часов

УУД

личностные

УДД

метапредметные

УДД

предметные

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

Дата план.

Дата факт.

1

Механическое движение

Качественные задачи, расчетные задачи, задачи дифференцированные по уровню сложности, открытые и закрытые задачи (ТРИЗ).

1

Позитивное отношение к процессу общения. Умение задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения.

























Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Демонстрация уровня знаний об окружающем мире. Высказывание гипотез и предложений, способов их проверки.

Решают задачи по алгоритмам

выборочный опрос, тренировочные задания

7.09


2-3

Прямолинейное равномерное движение

Задачи второго и высокого уровня сложности

2

Решают задачи второго и высокого уровня сложности

выборочный опрос, тренировочные задания

14.09

21.09


4

Плотность вещества

Задачи Капицы

1

Решают качественные задачи. Изучают задачи Капицы.

выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом

28.09


5-6

Силы. Сила тяжести

Задачи Перельмана

2

Решают задачи Перельмана

выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом

5.10

12.10


7-8

Сила упругости. Вес.

Графики зависимости величин

2



Строят графики зависимости между величинами

решение задач, самостоятельная работа, отчѐты по результатам построения графика

19.10

26.10


9

Закон Гука

Наблюдение.

Эксперимент.

Гипотеза.

Вывод.

1

Проводят эксперименты, делают выводы

выборочный опрос, тренировочные задания, отчѐты по результатам проведѐнных экспериментальных работ

9.11


10

Сила трения

Задачи высокого уровня сложности.

1

Решают задачи высокого уровня сложности

решение задач, самостоятельная работа

16.11


11-12

Давление твердых тел.

Комбинаторные задачи.

2

Решают комбинаторные задачи

Решение задач, самостоятельная работ

23.11

30.11


13-14

Давление жидкостей и газов

Нестандартные задачи.

2

Решают нестандартные задачи

Решение задач, самостоятельная работ

7.12

14.12


15

Гидравлические механизмы

Олимпиадные задачи

1

Имение конструктивно общаться, взаимопонимание. Осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи. Умение полно и точно выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации.















Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Постановка познавательной цели, четкое выполнение требований


познавательной задачи.

Решение и объяснение решения задач

Выявление главного и второстепенного в решение задач.

Демонстрация результатов деятельности.



Решают олимпиадные задачи

Решение задач, самостоятельная работа

21.12


16

Закон сообщающихся сосудов

Закрытые и открытые задачи

(ТРИЗ)

1

Решают открытые задачи, выдвигают гипотезы решения задач

Решение задач, самостоятельная работа

28.12


17-18

Условие равновесия жидкости в сообщающихся сосудах. Давление на океанских глубинах


Парадоксы софизмы

2

Разбирают задачи парадоксы и софизмы

вариативные задания

11.01

18.01


19-20

Атмосферное давление

Тесты

2

Решают тесты

Решение тестов, интер -активные тесты

25.01

1.02


21-22

Выталкивающая сила. Закон Архимеда

Нестандартные задачи.

2

Решают нестандарт-ные задачи

Решение задач, самостоятельная работ

8.02

15.02


23-24

Простые механизмы

Нестандартные задачи.

2

Решают нестандарт-ные задачи

Решение задач, самостоятельная работ

22.02

1.03


25

«Золотое правило» механики

Нестандартные задачи.

1

Решают нестандарт-ные задачи

Решение задач, самостоятельная работ

15.03


26

Рычаг. Блок

Нестандартные задачи.

1




Решают нестандарт-ные задачи

Решение задач, самостоятельная работ

22.03


27-28

Механическая работа

Задачи высокого уровня сложности.

2




Решают задачи второго и высокого уровня сложности

выборочный опрос, тренировоч-ные задания

5.04

12.04


29

мощность

Задачи высокого уровня сложности.

1




Решают задачи второго и высокого уровня сложности

выборочный опрос, тренировоч-ные задания

19.04


30-31

КПД механизмов

Нестандартные задачи.

2




Решают нестандарт-ные задачи

Решение задач, самостоятельная работ

26.04

17.05


32-33

Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии

Задачи высокого уровня сложности.

2









Решают задачи второго и высокого уровня сложности

выборочный опрос, тренировоч-ные задания

24.05

31.05



4. Планируемые результаты обучения

Результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами обучения являются:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения являются:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения являются:

понимание и способность объяснять такие физические явления, как, атмосферное давление, плавание тел, диффузия;

умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,;

владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач;

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Список наглядных пособий (таблиц):

Международная система единиц (СИ)

Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц

Физические постоянные

Шкала электромагнитных излучений

Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики

Тематические таблицы – комплекты по каждому разделу программы

Литература для учителя

1. Александрова З.В. Уроки по физике с применением ИКТ. 7-11 кл. М: «Планета», 2013

2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 7 класс.- М: «ВАКО», 2012

3. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 кл. – М: «ВАКО», 2010

4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман.А.Р. - Задачи по физике - М.: Дрофа,2007

5. .Фрадкин В.А., Лебедева И.Ю. Физика в профильной школе. – С-Пб: Просв, 2012

6. Янушевская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 кл. – М: «Планета. 2011

7. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»

8. «Физика в школе» Журнал

9. Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/ , http://www.uroki.net , http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm, http://www.uchportal.ru, http://sonet.ucoz.ru/

Литература для учащихся:

1. Алексеев А.В. Школьный репетитор. Физика 7-11 кл с мультимедийной системой. - СПб.: Питер, 2011

2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э. Кирик Л.А. Решение ключевых задач по физике. М: Илекса, 2013

3. Куперштейн. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8 кл. СПб.: BHV, 2013

4. Лукьянова. Настоящая физика для мальчиков и девочек.М.:Интеллект-Центр, 2013

5. Марон. Физика 7 кл. Опорные конспекты и разноуровн. задания. СПб.: Виктория плюс, 2013

6. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать учѐным. М: Глобус, 2012

7. Интернет-ресурсы: http://dnevnik.ru, (медиатека), http://school-collection.edu.ru/ (для учащегося), http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm, http://fizzi.narod.ru/file/praktikum.html









15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!