1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Физика за страницами учебника» в 7 классе для основной школы разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования;
с рекомендациями примерной программы основного общего образования по «Физике»;
с рекомендованной Минобразования РФи авторской программы по физике Н.С. Пурышевой, Н.Е.Важеевской. («Рабочие программы Физика 7-9 кл.» сост.Е.Н. Тихонова. -М.: Дрофа, 2013 г)
Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для основной школы разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, рекомендаций Примерной программы Физика для классов основной школы и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Необходимость разработки и внедрения факультативного курса «Олимпиадные задачи» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по профильному курсу физики 7 класса и подготовки учащихся к олимпиадам. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.
Цель и задачи
Цель обучения - подготовка учащихся к олимпиадам и ориентирование ученика на предпрофильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
Задачи:
развитие интуиции, выработка определенной техники для быстрого улавливания содержания задачи;
овладение аналитическими методами исследования различных явлений природы;
обучение обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач;
развитие мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формирование современного понимания науки;
интеллектуальное развитие учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Программа будет выполнена за 33 часа в соответствии с календарным графиком и учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В Калинина на 2018 – 2019 учебный год.
Формы организации учебной деятельности
Для организации занятий используются следующие формы:
Формами контроля при проведении данного курса являются:
тестирование, выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом;
самостоятельная работа по решению задач;
письменные отчѐты по результатам проведѐнных исследовательских работ;
сообщения по результатам выполнения экспериментальных заданий.
2. Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Движение и взаимодействие тел | 3 |
2 | Плотность | 1 |
3 | Силы. | 6 |
4 | Давление | 10 |
5 | Выталкивающая сила. | 2 |
6 | Простые механизмы. КПД. | 4 |
7 | Работа и энергия. Мощность. | 7 |
Итого: 33 часа |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | УУД личностные | УДД метапредметные | УДД предметные | Виды деятельности учащихся | Формы контроля | Дата план. | Дата факт. |
1 | Механическое движение | Качественные задачи, расчетные задачи, задачи дифференцированные по уровню сложности, открытые и закрытые задачи (ТРИЗ). | 1 | Позитивное отношение к процессу общения. Умение задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. | Демонстрация уровня знаний об окружающем мире. Высказывание гипотез и предложений, способов их проверки. | Решают задачи по алгоритмам | выборочный опрос, тренировочные задания | 7.09 | |
2-3 | Прямолинейное равномерное движение | Задачи второго и высокого уровня сложности | 2 | Решают задачи второго и высокого уровня сложности | выборочный опрос, тренировочные задания | 14.09 21.09 | |
4 | Плотность вещества | Задачи Капицы | 1 | Решают качественные задачи. Изучают задачи Капицы. | выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом | 28.09 | |
5-6 | Силы. Сила тяжести | Задачи Перельмана | 2 | Решают задачи Перельмана | выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом | 5.10 12.10 | |
7-8 | Сила упругости. Вес. | Графики зависимости величин | 2 | | | Строят графики зависимости между величинами | решение задач, самостоятельная работа, отчѐты по результатам построения графика | 19.10 26.10 | |
9 | Закон Гука | Наблюдение. Эксперимент. Гипотеза. Вывод. | 1 | Проводят эксперименты, делают выводы | выборочный опрос, тренировочные задания, отчѐты по результатам проведѐнных экспериментальных работ | 9.11 | |
10 | Сила трения | Задачи высокого уровня сложности. | 1 | Решают задачи высокого уровня сложности | решение задач, самостоятельная работа | 16.11 | |
11-12 | Давление твердых тел. | Комбинаторные задачи. | 2 | Решают комбинаторные задачи | Решение задач, самостоятельная работ | 23.11 30.11 | |
13-14 | Давление жидкостей и газов | Нестандартные задачи. | 2 | Решают нестандартные задачи | Решение задач, самостоятельная работ | 7.12 14.12 | |
15 | Гидравлические механизмы | Олимпиадные задачи | 1 | Имение конструктивно общаться, взаимопонимание. Осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Постановка познавательной цели, четкое выполнение требований познавательной задачи. | Решение и объяснение решения задач Выявление главного и второстепенного в решение задач. Демонстрация результатов деятельности. | Решают олимпиадные задачи | Решение задач, самостоятельная работа | 21.12 | |
16 | Закон сообщающихся сосудов | Закрытые и открытые задачи (ТРИЗ) | 1 | Решают открытые задачи, выдвигают гипотезы решения задач | Решение задач, самостоятельная работа | 28.12 | |
17-18 | Условие равновесия жидкости в сообщающихся сосудах. Давление на океанских глубинах | Парадоксы софизмы | 2 | Разбирают задачи парадоксы и софизмы | вариативные задания | 11.01 18.01 | |
19-20 | Атмосферное давление | Тесты | 2 | Решают тесты | Решение тестов, интер -активные тесты | 25.01 1.02 | |
21-22 | Выталкивающая сила. Закон Архимеда | Нестандартные задачи. | 2 | Решают нестандарт-ные задачи | Решение задач, самостоятельная работ | 8.02 15.02 | |
23-24 | Простые механизмы | Нестандартные задачи. | 2 | Решают нестандарт-ные задачи | Решение задач, самостоятельная работ | 22.02 1.03 | |
25 | «Золотое правило» механики | Нестандартные задачи. | 1 | Решают нестандарт-ные задачи | Решение задач, самостоятельная работ | 15.03 | |
26 | Рычаг. Блок | Нестандартные задачи. | 1 | | | | Решают нестандарт-ные задачи | Решение задач, самостоятельная работ | 22.03 | |
27-28 | Механическая работа | Задачи высокого уровня сложности. | 2 | | | | Решают задачи второго и высокого уровня сложности | выборочный опрос, тренировоч-ные задания | 5.04 12.04 | |
29 | мощность | Задачи высокого уровня сложности. | 1 | | | | Решают задачи второго и высокого уровня сложности | выборочный опрос, тренировоч-ные задания | 19.04 | |
30-31 | КПД механизмов | Нестандартные задачи. | 2 | | | | Решают нестандарт-ные задачи | Решение задач, самостоятельная работ | 26.04 17.05 | |
32-33 | Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии | Задачи высокого уровня сложности. | 2 |
|
| | Решают задачи второго и высокого уровня сложности | выборочный опрос, тренировоч-ные задания | 24.05 31.05 | |
4. Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами обучения являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как, атмосферное давление, плавание тел, диффузия;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Список наглядных пособий (таблиц):
Международная система единиц (СИ)
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц
Физические постоянные
Шкала электромагнитных излучений
Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики
Тематические таблицы – комплекты по каждому разделу программы
Литература для учителя
1. Александрова З.В. Уроки по физике с применением ИКТ. 7-11 кл. М: «Планета», 2013
2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 7 класс.- М: «ВАКО», 2012
3. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 кл. – М: «ВАКО», 2010
4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман.А.Р. - Задачи по физике - М.: Дрофа,2007
5. .Фрадкин В.А., Лебедева И.Ю. Физика в профильной школе. – С-Пб: Просв, 2012
6. Янушевская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 кл. – М: «Планета. 2011
7. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
8. «Физика в школе» Журнал
9. Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/ , http://www.uroki.net , http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm, http://www.uchportal.ru, http://sonet.ucoz.ru/
Литература для учащихся:
1. Алексеев А.В. Школьный репетитор. Физика 7-11 кл с мультимедийной системой. - СПб.: Питер, 2011
2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э. Кирик Л.А. Решение ключевых задач по физике. М: Илекса, 2013
3. Куперштейн. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8 кл. СПб.: BHV, 2013
4. Лукьянова. Настоящая физика для мальчиков и девочек.М.:Интеллект-Центр, 2013
5. Марон. Физика 7 кл. Опорные конспекты и разноуровн. задания. СПб.: Виктория плюс, 2013
6. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Маслов И.С. Как стать учѐным. М: Глобус, 2012
7. Интернет-ресурсы: http://dnevnik.ru, (медиатека), http://school-collection.edu.ru/ (для учащегося), http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm, http://fizzi.narod.ru/file/praktikum.html
15