ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Деловой английский. Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с требованиями, регламентированными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (2012г.), который выделяет 2 уровня : базовый и углубленный. Углубленное обучение английскому языку осуществляется через специальные модули по финансовой грамотности, разработанные М.В.Вербицкой для УМК «Forward+ 10класс.» В модулях представлены практические задания, направленные на дополнительное развитие финансовой грамотности обучающихся в ходе овладения материалом, предусмотренным к обучению Примерной основной образовательной программой.
ЗАДАЧАМИ реализации программы курса «Деловой английский» являются:
- познакомить учащихся с новой лексикой, закрепить знания экономической терминологии через чтение, говорение, аудирование и письмо;
- развивать умения работать с официальными финансовыми документами, грамотно прочитывать рекламные тексты;
- уметь управлять личными финансами(планировать доходы и расходы, уметь копить деньги на конкретные цели, уметь грамотно распоряжаться средствами в поездке);
- уметь самостоятельно получать и закреплять новые знания, осуществлять самопроверку и взаимную проверку в ходе индивидуальной, парной и групповой работы;
- знакомить учащихся старших классов с финансово-экономическими вопросами с целью расширения общего кругозора выпускника и выстраивания межпредметных связей («Английский язык» - «Экономика», «Английский язык» - «Обществознание» и т.д.)
Таким образом, английский язык как школьный предмет вносит свой вклад в формирование финансовой грамотности учащихся.
Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года повышение финансовой грамотности населения обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В то же время федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей госу-дарства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.
Экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности ее населения. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но
для государства, частного сектора и общества в целом. Высокий уровень осведомленности граждан в области финансов в целом способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.
При этом для конкретного человека финансовая грамотность – важная составляющая его благополучия. Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Люди, обладающие финансовой грамотностью, умеют следить за состоянием своих финансов, планировать свои будущие доходы и расходы, пенсию, правильно выбирать финансовые продукты, разбираться в финансовых вопросах, различать расходы на товары и услуги первой необходимости и расходы на дополнительные нужды, критически воспринимать рекламу финансовых продуктов и услуг.
Финансовая грамотность помогает человеку эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних долгов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике. Он знает, как защитить себя, сориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: разбираться
налоговыми декларациями, выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать инвестиционные и иные финансовые решения и не поддаваться панике. Низкая финансовая грамотность населения, напротив, приводит к росту числа финансовых злоупотреблений, накоплению избыточных кредитов, которые люди не в состоянии погасить, неэффективному распределению личных сбережений.
Повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации является сегодня актуальной проблемой и требует не эпизодических, а системных и комплексных решений. На сегодняшний день в России финансовая грамотность находится на недостаточно высоком уровне. В услугах и продуктах, предлагаемых фи-нансовыми институтами, ориентируются не все россияне. Во многих российских семьях не принято обсуждать с детьми планирование бюджета и вопросы, связанные с деньгами, что ведет к финансовой безграмотности подрастающего поколения.
Причины такого положения дел во многом связаны с особенностями российской истории и спецификой российского менталитета, для которого европейские протестантские ценности – умеренности, экономии, планирования своей жизни – органичны не настолько, насколько они свойственны менталитету жителей евро-пейских стран и США. Однако знакомство с этими ценностями на уроках английского языка (в ходе обсуждения тех или иных вопросов, текстов и
аудиоматериалов) позволит учащимся расширить свои представления об отноше-нии к финансовой стороне жизни (планирование личного бюджета, формировании представления о необходимых тратах и тратах вторичной необходимости, умение откладывать деньги на те или иные покупки и соизмерять
свои сбережения со стоимостью покупок и их необходимостью).
В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации при поддержке Всемирного банка запустило проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В долгосрочной перспективе место финансовой грамотности населения определяется возрастающим значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния граждан.
Общая концепция
Общая концепция преподавания основ финансовой грамотности в рамках предмета «Иностранный язык» остается той же, что и для таких предметов, как обществознание, экономика
право. Однако ограничения по предметному содержанию речи, которое не включает финансовую тематику в обязательный перечень изучаемых в школе тем, дают меньше возможностей для выстраивания целостных модулей, полностью основанных на финансовой тематике. Тем не менее, в линии УМК «Forward» основы финансовой грамотности школьника закладываются еще в курсе английского языка в основной школе. Темы карманных денег, учета расходов
доходов, планирования своих расходов, соотношения цены и качества в доступной и интересной для подросткового возраста форме рассматриваются в УМК «Forward» по английскому языку для 7–9 классов. Это подготавливает учащихся к более серьезному рассмотрению финансовой тематики и формированию их финансовой грамотности в 10–11 классах.
ходе уроков английского языка (углублённый уровень), включающих темы блока «Финансовая грамотность», в 10–11 классах у обучающихся формируется понимание важности ответственного и грамотного финансового поведения в жизни, представление о том, как работают банки и кредитные организации, как устроены различные предприятия малого и среднего бизнеса и государственные компании, как развивались экономические знания и представления о валюте, налогах, пенсионных накоплениях и кредитовании в обществе.
Образовательные технологии
преподавании иностранных языков системно-деятельностный подход, практико-ориентированные образовательные технологии широко используются последние десять лет. Они существенно повышают эффективность изучения тем блока финансовой грамотности. Во главу угла ставится не пассивное восприятие абстрактного знания (чтение и перевод текстов), а активное, личностное освоение
В практически ценного материала, дискуссии на актуальные темы и рефлексия в отношении собственного жизненного опыта учащихся.
Предлагаемые школьникам задания строятся на личностно-деятельностном подходе и предполагают перенесение умений и навыков, приобретенных в классе, в реальные жизненные ситуации. Задания для парной и групповой работы моделируют ситуации реальной жизни, когда необходимо выработать совместное решение (например, в семье или внутри делового предприятия) по планированию бюджета, о покупках, о взятии кредита и т. д. Учащиеся развивают навык критического мышления, анализа данных, работы со статистическими данными, внимательного прочтения текста и отбора существенной/необходимой информации, аргументации своей точки зрения.
Особым видом деятельности обучающихся выступает проектная деятельность. Метод проектов необычайно актуален сегодня – не только
рамках школьного образования, но и в рамках вуза и профессиональной деятельности. Проектная деятельность предполагает наличие значимой для учащегося проблемы, самостоятельные действия для ее решения и получение продукта в конце. В ходе изучения модуля по финансовой грамотности учащимся предлагаются актуальные и интересные темы проектов. При этом наряду с общими темами, даются конкретизирующие вопросы. Выполнение проекта приведет как к лучшему усвоению теоретического материала по рассматриваемому вопросу, так и к формированию конкретных практических навыков.
Основными формами учебных занятий являются:
-- практические занятия под руководством учителя
-- самостоятельная работа учащихся по заданию учителя
-- самостоятельная работа учеников под руководством учителя.
Практические занятия проводятся с использованием достижений современной методики преподавания иностранного языка, а также применения различных технических средств обучения (аудио-видео курсы, мультимедийная программы).
Самостоятельная работа должна научить учащихся работать с справочной литературой, словарями, самостоятельно осуществлять поиск и отбор необходимого
дополнительного материала для обучения или изучения какой-то конкретной темы, готовить проекты и презентации.
Контроль знаний учащихся.
Контроль знаний проводится с помощью тестов и подготовки проектов, презентаций и выступлений учащихся, выставок ,выполнения заданий.
Предметное содержание и распределение часов по темам
Business communication 1 | Современный мир профессий, проблемы выбора профессии, планы на будущее. Интервью при приеме на работу Структура компании | 8 часов |
Business communication 2 | Здоровый образ жизни Баланс труда и отдыха Организация рабочего места в офисе. Совещание Путешествия и деловые поездки | 8 часов |
Business communication 3 | Особенности выбранной сферы трудовой деятельности. Совещания. Дресс-код. Маркетинг и реклама Банки и финансы | 10 часов |
Business communication 4 | Личный бюджет Ипотека. Деловой телефонный разговор. Невербальные средства выражения | 8 часов |
Поурочное планирование для 10 класса
№ | Тема урока |
| |
1 | Ищем работу |
2 | Описание компании |
3 | Собеседование о приеме на работу |
4 | Берем интервью .Ролевые игры |
5 | Правила поведения на собеседовании |
6 | Структура компании |
7 | Заполняем анкету. Заявление на работу |
8 | Малый бизнес |
9 | Делаем презентацию |
10 | Структура презентации, язык, диаграммы, наглядность |
11 | Баланс между работой и отдыхом |
12 | Расписание рабочего дня |
13 | Как организовать свое рабочее место в офисе |
14 | Путешествие: командировки, совещания, деловые поездки |
15 | Деловые встречи: обсуждение деловых вопросов |
16 | Встречи и совещания. Программы совещаний |
17 | Отдел по работе с кадрами |
18 | Профессиональный рост |
19 | Сотрудничество в команде |
20 | Дресс -код |
21 | Маркетинг и реклама |
22 | Маркетинг и реклама |
23 | Банковское дело |
24 | Центральный банк России |
| |
25 | Личный бюджет |
26 | Контроль своих расходов |
27 | Валюта |
28 | Ипотека |
29 | Деловой разговор по телефону |
30 | Невербальные средства общения. Язык тела |
31 | Судят по делам, а не по словам |
32 | Подготовка презентаций и проектов |
33 | Защита проектов |
34 | Защита проектов |
Используемая литература:
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по Английскому языку 10 класса. М.: Изд. Центр Вентана Граф, 2017г.
Шелкова Т.Г., Лясецкая Л.А. деловой английский, М. 2007
Аудиокурс «Деловой английский»
Интернет ресурсы:
drofa-ventana.ru
ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике
cmmarket.ru – обзоры мировых торговых рынков
stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.