Программа кружка
«Эрудит»
(1-4 классы)
Разработала:
учитель начальных классов
Ларина Е.Г.
2019 г.
Пояснительная записка
Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать, а тому, как они
должны думать, то тогда исчезнут всякие
недоразумения.
Г. Лихтенберг
Общество всегда испытывает потребность в творческой, активной и свободомыслящей личности. Я-концепция начинает складываться в самом раннем возрасте. Развитие позитивной Я-концепции является важнейшим условием полной реализации потенциальных возможностей ребенка. Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга обучающихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. В настоящее время возникла необходимость включения во внеклассную работу всех обучающихся. Вызвано это тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Без формирования интереса к изучаемым предметам, без хорошей взаимосвязи классных и внеклассных занятий школа не сможет выполнять этот заказ общества.
Анализ результатов предметных, районных олимпиад показал, что результативность учащихся начальных классов нашей школы невысока. Назрела необходимость системной организации внеклассной работы именно в начальной школе, с целью создания условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности школьника. Основными звеньями системы являются: конкурсы, внеклассные занятия, кружок, вечера, утренники и олимпиады.
Программа кружка предполагает обеспечить дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития учащихся, развитие их познавательных способностей, так как в последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Изучение данного курса будет способствовать целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка.
Данный курс содержит два направления: математическое и филологическое.
Режим проведения занятий: 2 часа в неделю.
Занятия по математике помогут учащимся начальных классов отработать приемы устного и письменного сложения и вычитания, сформировать навыки работы с единицами измерения длины. Программа курса содержит цикл занятий по развитию творческого мышления, игры и занимательные задания по математике, нестандартные старинные задачи, задания повышенной сложности для подготовки к олимпиадам.
Занятия по русскому языку повысят уровень грамотности, научат правильному правописанию, а грамматические игры послужат прекрасной подготовкой к олимпиадам.
Цель: создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность.
Задачи:
создать условия для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника;
развивать логическое мышление, интерес к изучаемым предметам, умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой;
вырабатывать стремление к познанию, навыкам саморазвития и самообразования, азов проектной деятельности;
воспитывать инициативность, активную жизненную позицию в получении знаний.
Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо формировать логическое мышление. Работа на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям.
Условия для возникновения новой программы: реализация новых тенденций в условиях модернизации образования.
Могут применяться следующие методы организации деятельности учащихся на занятиях кружка:
проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);
методы самоуправления учебными действиями;
методы контроля и самоконтроля.
Актуальны следующие приемы:
постановка проблемных вопросов;
выделение главного;
прием классификации;
прием установления аналогии;
прием обобщения, систематизации;
прием моделирования;
прием составления алгоритмов и т. д.
Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
На каждом занятии перед выполнением практической работы проводятся упражнения для улучшения мозговой деятельности. Во время занятий предполагается отдых: упражнения для снятия глазного напряжения, умственного напряжения. Каждое занятие заканчивается рефлексией.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
Продолжительность занятия 40 – 45 мин.
Занятие носит обучающий и развивающий характер (не оценочный).
Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся.
Модель занятия может быть следующей:
I. Гимнастика (2 мин.)
Упражнения для мозговой деятельности и профилактики нарушения зрения:
- «Маятник» (стимулирует мыслительные процессы). Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
- «Азбука» (активизирует структуры мозга, повышает устойчивость внимания). Закрыв глаза, движением головы «написать» буквы алфавита (5 – 6 букв).
- «Слоник» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь). Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки (3 – 5 раз).
Упражнения для глаз:
- Моргания (на вдох и выдох).
- «Часики». Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- «Меткий стрелок». Движения глазами влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 5 – 6раз.
II. Разминка (3 мин.).
Основная задача этапа: создать определенный положительный эмоциональный настрой. Вопросы должны быть легкие, направленные на быстроту реакции.
III. Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления (10 мин.).
IV. Логически-поисковые задания (10 – 12 мин.).
Задания из области математики, русского языка, литературы и т. д. (ребусы, кроссворды, загадки, поиск закономерностей, анаграммы, игры и т.д.).
Физкультминутка (3 мин.)
V. Нестандартные задачи (10 – 13 мин.).
Решение нестандартных задач развивает привычку к логическому рассуждению. Должно быть коллективное обсуждение решенной задачи (ход решения).
VI. Рефлексия (2 мин.).
Обучение должно быть победным! На каждом занятии одобрительные реплики, поддержка.
Занятие может быть построено и по другой схеме в зависимости от поставленных задач (это может быть конкурс, игра «Что? Где? Когда?», посещение библиотеки с целью знакомства с научно-познавательной и справочной литературой).
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Полученные знания дети могут использовать при изучении школьных предметов, при участии в различных конкурсах и олимпиадах, реализуя свои творческие способности.
Программа занятий
Математическое направление
1 год обучения 30ч
Развитие логики. 7ч
Развитие воображения. 6ч
Развитие пространственного представления. 4ч
Головоломки 5ч
Развитие кругозора. 7ч
Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов» 1ч
2 год обучения 34ч
Развитие логики. 11ч
Развитие воображения. 6ч
Развитие пространственного представления. 7ч
Головоломки 5ч
Развитие кругозора. 4ч
Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов» 1ч
3 год обучения 34ч
Развитие воображения. 4ч
Развитие пространственного представления. 6ч
Развитие логики. 15ч
Головоломки 4ч
Развитие кругозора. 4ч
Итоговое занятие «Конкурс для юных интеллектуалов» 1ч
4 год обучения 34ч
Развитие пространственного представления. 9ч
Развитие логики. 14ч
Развитие кругозора. 10ч
КВН по математике 1ч
Филологическое направление
1 год обучения 30ч
Фонетика, произношение, правописание. 4ч
Лексика. 7ч
Фразеология. 3ч
Состав слова и словообразование 4ч
Морфология. 4ч
Синтаксис и пунктуация. 4ч
Стилистика. 3ч
КВН по русскому языку. 1ч
2 год обучения 34ч
Фонетика, произношение, правописание. 4ч
Лексика. 12ч
Фразеология. 5ч
Состав слова и словообразование 3ч
Морфология. 4ч
Синтаксис и пунктуация. 3ч
Стилистика. 2ч
КВН по русскому языку. 1ч
3 год обучения 34ч
Фонетика, произношение, правописание. 5ч
Лексика. 8ч
Фразеология. 5ч
Состав слова и словообразование 5ч
Морфология. 5ч
Синтаксис и пунктуация. 3ч
Стилистика. 2ч
КВН по русскому языку. 1ч
4 год обучения 34ч
Фонетика, произношение, правописание. 4ч
Лексика. 9ч
Фразеология. 5ч
Состав слова и словообразование 5ч
Морфология. 5ч
Синтаксис и пунктуация. 2ч
Стилистика. 3ч
КВН по русскому языку. 1ч
Тематическое планирование занятий кружка «Эрудит»
Математическое направление
1 класс |
I. | Развитие логики. | 7ч |
«В математику тропинки одолеем без запинки» | 2ч |
«Здесь загадки и шарады. За разгадку – две награды» | 2ч |
Логические задачи. | 2ч |
Математическая шкатулка | 1ч |
II. | Развитие воображения | 6ч |
Манипуляция с предметами | 2ч |
Дорисуй | 2ч |
«Без карандаша и бумаги» | 2ч |
III. | Развитие пространственного представления | 4ч |
Составление узора от заданной точки | 1ч |
Задания геометрического характера | 3ч |
IV. | Головоломки | 5ч |
Поиск решения | 2ч |
Числовые головоломки | 3ч |
V. | Развитие кругозора | 7ч |
Задачи, развивающие кругозор | 3ч |
Знакомство с научно-популярной литературой для детей | 2ч |
«Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые» | 2ч |
Конкурс для юных интеллектуалов | 1ч |
ИТОГО: | 30ч |
2 класс |
I. | Развитие логики. | 11ч |
«Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». | 3ч |
Составные части математических высказываний. | 2ч |
Верные и неверные высказывания. | 2ч |
Необходимые и достаточные условия. | 2ч |
Затруднительные положения. | 2ч |
II. | Развитие воображения | 6ч |
Манипуляция с предметами | 2ч |
Дорисуй | 2ч |
«Расшифруйте». | 2ч |
III. | Развитие пространственного представления | 7ч |
Составление узора от заданной точки | 1ч |
Задания геометрического характера | 2ч |
| Построения с препятствиями и ограничениями | 4ч |
IV. | Головоломки | 5ч |
Числовые головоломки | 2ч |
Арифметическая викторина | 1ч |
Некоторые старинные задачи | 2ч |
V. | Развитие кругозора | 4ч |
Научно-популярная литература для детей | 2ч |
Разные задачи (арифметическая смесь) | 2ч |
Конкурс для юных интеллектуалов | 1ч |
ИТОГО: | 34ч |
3 класс |
I. | Развитие воображения. | 4ч |
Пространственное воображение | 2ч |
Совершенствование воображения: «Изобрази без предмета», «Ассоциации» | 2ч |
II. | Развитие пространственного представления | 6ч |
Задания геометрического характера | 6ч |
III. | Развитие логики | 15ч |
Задачи на установление соответствий между элементами различных множеств | 2ч |
Задачи на активный перебор вариантов отношений | 2ч |
Задачи на сравнение | 2ч |
Некоторые старинные задачи. | 2ч |
«Трудность задач повышаем, решенье найти приглашаем» | 7ч |
IV. | Головоломки | 4ч |
V. | Развитие кругозора | 4ч |
Знакомство с развивающими публикациями из детских журналов | 2ч |
Математическая шкатулка | 2ч |
Конкурс юных интеллектуалов | 1ч |
ИТОГО: | 34ч |
4 класс |
I. | Развитие пространственного представления. | 9ч |
Задания геометрического характера | 2ч |
Решение нестандартных задач. | 2ч |
Конкурс для юных интеллектуалов | 1ч |
Решение нестандартных задач. | 2ч |
Решение олимпиадных задач. | 2ч |
II. | Развитие логики | 14ч |
Задачи на переливание. | 2ч |
Задачи на взвешивание. | 2ч |
Задачи с числами и цифрами. | 2ч |
Кроссворды (решение и составление). | 2ч |
Арифметические ребусы. | 2ч |
Логические задачи. | 2ч |
Решение олимпиадных задач. | 2ч |
III. | Развитие кругозора | 10ч |
Работа с литературой. | 1ч |
Комбинаторика. | 2ч |
Конкурс для юных интеллектуалов. | 1ч |
Решение нестандартных задач по математике. | 2ч |
Разрезаем и составляем. | 1ч |
Арифметические ребусы. | 1ч |
Текстовые задачи. | 2ч |
КВН по математике | 1ч |
ИТОГО: | 34ч |
Тематическое планирование занятий кружка «Эрудит»
Филологическое направление
1 класс |
I. | Фонетика, произношение, правописание. | 4ч |
Звуки речи и значение слова. | 1ч |
Звуки и буквы. Алфавит. | 1ч |
Занимательная грамматика. | 2ч |
II. | Лексика | 7ч |
Эти многоликие слова. | 1ч |
Лексическое значение слова. | 1ч |
Однозначные и многозначные слова. | 2ч |
Прямое и переносное значение слова. | 1ч |
Загадки – шарадки. | 2ч |
III. | Фразеология | 3ч |
Что такое фразеологизм? | 1ч |
Фразеологизмы-термины. | 2ч |
IV. | Состав слова и словообразование | 4ч |
Родственные слова. Корень слова. | 2ч |
Чередование гласных в корне. | 1ч |
Беглые гласные. | 1ч |
V. | Морфология | 4ч |
Имя существительное. | 1ч |
Имя прилагательное. | 1ч |
Местоимение. | 1ч |
Глагол. | 1ч |
VI. | Синтаксис и пунктуация | 4ч |
Интонация, логическое ударение, пауза, порядок слов. | 2ч |
Словосочетание. | 2ч |
VII. | Стилистика | 3ч |
Язык – друг мой? | 1ч |
Долой однообразие! | 1ч |
Золотые слова. | 1ч |
КВН по русскому языку | 1ч |
ИТОГО: | 30ч |
2 класс |
I. | Фонетика, произношение, правописание. | 4ч |
Гласные и согласные. | 1ч |
Слог. Перенос. | 1ч |
Занимательная грамматика. | 2ч |
1II. | Лексика | 12ч |
Однозначные и многозначные слова. | 2ч |
Прямое и переносное значение слова. | 2ч |
Омонимы. | 1ч |
Омоформы. | 1ч |
Омофоны. | 1ч |
Омографы. | 1ч |
Синонимы. | 1ч |
Антонимы. | 1ч |
Паронимы. | 1ч |
Загадки – шарадки. | 1ч |
III. | Фразеология | 5ч |
Многозначность фразеологизмов. | 2ч |
Фразеологизмы-омонимы. | 1ч |
Фразеологизмы-синонимы. | 1ч |
Фразеологизмы-антонимы. | 1ч |
IV. | Состав слова и словообразование | 3ч |
Чередование согласных в корне. | 1ч |
Основа и окончание. | 1ч |
Приставки и суффиксы. | 1ч |
V. | Морфология | 4ч |
Имя существительное. | 1ч |
Имя прилагательное. | 1ч |
Местоимение. | 1ч |
Глагол. | 1ч |
VI. | Синтаксис и пунктуация | 3ч |
Виды предложений по цели высказывания. | 2ч |
Двусоставное предложение. | 1ч |
VII. | Стилистика | 2ч |
Оружие смеха. | 1ч |
Словесная живопись. | 1ч |
КВН по русскому языку | 1ч |
ИТОГО: | 34ч |
3 класс |
I. | Фонетика, произношение, правописание. | 5ч |
Слог. Перенос. | 1ч |
Ударение. | 1ч |
Двойная роль букв е, е, ю, я. | 1ч |
Занимательная грамматика. | 2ч |
II. | Лексика | 8ч |
Омонимы. | 1ч |
Омоформы. | 1ч |
Омофоны. | 1ч |
Омографы. | 1ч |
Синонимы. | 1ч |
Антонимы. | 1ч |
Паронимы. | 1ч |
Загадки – шарадки. | 1ч |
III. | Фразеология | 5ч |
За строкой крылатых выражений | 3ч |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 2ч |
IV. | Состав слова и словообразование | 5ч |
Многозначные т омонимичные приставки. | 1ч |
Сложные и сложносокращенные слова | 1ч |
Способы словообразования. | 1ч |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 2ч |
V. | Морфология | 5ч |
Образование имен существительных. Способы образования имен прилагательных. | 1ч |
Образование глаголов. | 1ч |
Служебные части речи. | 1ч |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 2ч |
VI. | Синтаксис и пунктуация | 3ч |
Слова, не являющиеся членами предложения. | 1ч |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 2ч |
VII. | Стилистика | 2ч |
Словесная живопись. Сравнение. Метафора. | 2ч |
КВН по русскому языку | 1ч |
ИТОГО: | 34ч |
4 класс |
I. | Фонетика, произношение, правописание. | 4ч |
Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные. | 2ч |
Занимательная грамматика. | 2ч |
II. | Лексика | 9ч |
Происхождение лексики современного русского языка. | 1ч |
Исконно русские слова. Старославянизмы. | 2ч |
Заимствованные слова. | 1ч |
Диалектная и специальная лексика. Активная и пассивная лексика. | 2ч |
Загадки – шарадки. | 3ч |
III. | Фразеология | 5ч |
За строкой крылатых выражений | 3ч |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 2ч |
IV. | Состав слова и словообразование | 5ч |
Сложные и сложносокращенные слова | 1ч |
Способы словообразования. | 2ч |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 2ч |
V. | Морфология | 5ч |
Образование имен существительных. Способы образования имен прилагательных. | 2ч |
Образование глаголов. | 1ч |
Служебные части речи. | 1ч |
Решение олимпиадных заданий по русскому языку | 1ч |
VI. | Синтаксис и пунктуация | 2ч |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 2ч |
VII. | Стилистика | 3ч |
Словесная живопись. Сравнение. Метафора. | 3ч |
КВН по русскому языку | 1ч |
ИТОГО: | 34ч |
Работа по программе кружка «Эрудит» рассчитана на четыре года.
Основание для создания четырехлетней программы:
а) возраст детей (7 – 11 лет), когда происходит развитие основных логических структур мышления;
б) устойчивый интерес детей к участию в конкурсах, олимпиадах, марафонах.
Учебный материал отбирается в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем развития ЗУН детей.
Ожидаемые результаты
По завершению курса (математическое направление) дети должны
ЗНАТЬ:
- три основных метода решения задач (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический);
- способы решения нестандартных задач;
- правила составления ребусов, кроссвордов;
- детские научно-популярные издания.
УМЕТЬ:
- объединить слова по смыслу;
- найти лишнее;
- установить закономерность;
- найти отличия;
- решать ребусы и кроссворды;
- заполнить магические квадраты;
- решать анаграммы;
- решать задачи повышенной сложности;
- решать нестандартные задачи;
- решать головоломки;
- составлять простейшие ребусы, магические квадраты, кроссворды;
- работать со справочной литературой;
- находить аналогичные задания в различных пособиях, журналах и т. д.
По завершению курса (филологическое направление) дети должны:
ЗНАТЬ:
- и проявлять интерес к произведениям художественной литературы;
- детские научно-популярные издания, типы словарей;
- знать более 10 пословиц, более 10 крылатых выражений (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить их).
УМЕТЬ:
- использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
- составить устный или письменный рассказ на заданную тему на основе самостоятельно собранного материала;
- определять жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения) и использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
Таким образом, данный курс «Эрудит» можно применять в работе с детьми разной интеллектуальной подготовкой. Стать наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, а также приобрести многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, - помогут эти занятия.
Методическая литература
Анохина, Т.М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы / Т.М.Анохина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся / А.Т.Арсирий. – М.: Просвещение, 1995.
Ефремушкина, О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А.Ефремушкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Бетенькова, Н.М. Конкурс грамотеев: Дидакт. Игры и занимат упражнения по рус.яз. для учащихся нач. шк.:Кн. Для учителя / Н.М.Бетенькова, Д.С.Фомин. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.
Гейдман, Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы / Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Дьячкова, Г.Т. Олимпиады по математике. 2-4 классы / Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
Дьячкова, Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / Г.Т.Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Кордемский, Б.А. Удивительный мир чисел: (Матеем. Головоломки и задачи для любознательных) /Б.А.Кордемский, А.А.Ахадов. – М.: Просвещение, 1986.
Нигибин, Ф.Ф. Математическая шкатулка /Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. – М.: Просвещение, 1988.
Раицкая, Г.В. Олимпиадные задания. 1-2 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / Г.В.Раицкая. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.
Раицкая, Г.В. Олимпиадные задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир / Г.В.Раицкая. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007.
Синицын, В.А. Путь к слову / В.А.Синицын. – М.: АО «Столетие», 1996.
Ушаков, Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителя /Н.Н.Ушаков. – М.: Просвещение, 1971.
Филипченко, М.П. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Холодова, Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начльная школа. 2-4 классы / Т.В.Холодова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Чаус, Е.А. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы / Е.А.Чаус. – Волгоград: Учитель, 2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
При проведении занятий кружка «Эрудит» использую следующие образовательные ресурсы с применением ноутбука и проектора:
1. 1С: Школа. Образовательный комплекс «Игры и задачи, 1-4 классы» ОС «Школа 2100»
2. DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006
3. Диск DVD-RW «Цифровой портфель младшего школьника»
4. DVD VIDEO Обучающая программа для детей от 2 до 7 лет:
1) Мультипликационная «Арифметика – Малышка»
2)Мультипликационные «Детские фантазии»
5. DVD VIDEO Большая детская энциклопедия
6. DVD VIDEO «Почемучка» веселое пособие для телезрителей 7-11 лет
Российские каталоги
http://edu.ru – система федеральных образовательных порталов
http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
http://alledu.ru – всё образование Рунета каталог ссылок на образовательные ресурсы
http://edu.km.ru – сайт отдела образовательных проектов компании «Кирилл и Мефодий»
http://list.mail.ru – Каталог на Mail.ru – универсальный каталог Рунета
http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета
http://www.portal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов
www.school2100.ru – сайт Образовательной системы «Школа 2100»
www.1september.ru сайт ИД «Первое сентября»