СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии в 6 классе. "География Брянской области"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  предназначена для изучения родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии в 6 классе. "География Брянской области"»

Пояснительная записка.

Необходимость развития интереса обучающихся к краеведению связана с социальным законом общества: чем полнее, глубже, содержательнее знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Брянский край изучается в рамках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы, музыки, ОБЖ. Главными объектами изучения географии являются природа, хозяйство, население. Выделение краеведения в качестве самостоятельного курса резко увеличивает его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся.

Современная идеология образования ориентирована на развитие личности обучающихся, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути. Следовательно, необходимо развёрнутые знания о природных и экономических условий территории проживания, об особенностях развития производства на основе рыночных отношений, так как каждому жителю определённой части страны небезразлично знание благоприятных и неблагоприятных сторон окружающей природной среды, уровня развития инфраструктуры, экономического окружения, наличия учебно- профессиональных заведений и их специализации, возможности получить привлекательную профессию, определить место отдыха.

Курс «География родного края» призван удовлетворить эти социальные потребности. Данный курс имеет подлинно страноведческий характер.

Ориентированы занятия для обучающихся 12-14 лет.

Предмет краеведение является частью регионального компонента Брянской области и на изучение этого курса отводится 17 учебных часов в 6 классе.

Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей области, о месте Брянской области в России в современном мире; воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма, чувства уважения к истории и культуре своей Родины и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально- ответственного поведения в областном и российском пространстве; развитие географического мышления.

Цели:

- расширение и обобщение знаний по географии Брянской области;
- гуманизация географического знания через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и через факторы её изменения;

- зкологизация географического знания через наблюдение и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора;

-создание условий для развития интереса к истории и географии своего города, села, района;

-освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Брянской области; о географическом разнообразии и целостности области; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды Брянской области и социально-ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на территории области, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как среды сферы жизнедеятельности;

- овладение умениями ориентироваться на территории Брянской области, использовать географическую карту, статистические материалы, применение географического знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений.



Основные задачи курса:

- обосновать важность знаний по географии родного края для учащихся;

-дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства своей области;

- активизировать, т.е. повысить познавательный интерес посредством изучения краеведческого материала;

- организовать наблюдения за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых обучающимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе;

- привить навыки самостоятельной работы со справочной литературой, картографическими материалами;

- сформировать навыки проектно- исследовательской деятельности, направленной на решение географических задач краеведческого содержания;

- продолжить работу по эстетическому и патриотическому воспитанию школьников.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов обучения:

  1. Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности: словесных(рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно- поисковых под руководством учителя, и самостоятельной работы учащихся.

  2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр идр.

  3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: опрос, тестовые работы.



Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая.



Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, мини-сочинения, работа с источниками, доклады, защита презентаций, рефлексия.









Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.





В результате изучения курса «Краеведение» ученик должен:

Знать/ понимать:

- особенности ГП области.

- особенности геологического строения, особенности размещения форм рельефа. Влияние антропогенных процессов на формирование рельефа области.

- климатические показатели области, преобладающие типы погод.

Крупные и малые реки, озёра области, режим рек и хозяйственное использование вод области.

- особенности образования почв, главные типы почв, особенности разнообразия и распространения растений и животных на территории области.

- особенности образования и распространения естественных и антропогенных ландшафтов области, главные виды ландшафтов, охраняемые объекты Брянской области.

- особенности современной экологической обстановки, основные источники загрязнений, основные направления охраны природы, особенности населения и его размещение по области.

Уметь:

- показывать на карте границы Брянской области, название административных районов и их центров, площадь территории, крайних точек, определять по картам ГП области.

- анализировать карты Брянской области для характеристики геологического строения, рельефа, полезных ископаемых и их месторождения; оценивать влияние человека на формирование рельефа области.

- проводить наблюдения за погодой, пользоваться оборудованием географической площадки для наблюдения за погодой, анализировать климатические карты области, проводить фенологические наблюдения .

- показать на карте основные водные артерии, описывать воды своей местности.

- читать легенду почвенной карты Брянской области, карту растительности, зоогеографическую карту, устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи.

- устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи, описывать виды ландшафтов, охраняемые объекты.

- показать на карте места с экологическими проблемами, районы проживания населения, крупные города.

Оценивать:

- знания о природных и экономических условиях территории проживания.

-о особенностях развития производства на основе рыночных отношений.

-знания о благоприятных и неблагоприятных сторон окружающей среды.

- уровень развития инфраструктуры, экономического окружения.

- наличия учебно-профессиональных заведений и их специализации.

- возможности получить привлекательную профессию в Брянской области.

- определить места отдыха.













Содержание курса.



Введение(2 часа)

Брянская область – часть России. ГП Области. Размеры территории.

Практическая работа: составление опорного конспекта на контурной карте: нанесение на карту границ Брянской области и соседних объектов. Нанесение границ районов области и их административных центров.



Тема 1. Геологическое строение и рельеф (3 часа)



Основные орфографические единицы. Геологическое строение территории. Минеральные ресурсы и их связь со строением и историей развития территории.

Практическая работа: нанесение на контурную карту основных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.

Экскурсия на место обнажения рельефа на правом берегу реки.



Тема 2. Погода и климат (3 часа)

Характерные особенности климата области, влияние на него ГП, рельефа, циркуляция атмосферы. Погода. Времена года.

Практическая работа: Обработка материалов наблюдений за погодой, составление диаграмм выпадения осадков, графиков температур, построение розы ветров.



Тема 3. Воды (2 часа)

Поверхностные воды Брянской области: реки, озёра, болота. Режим рек и их питание. Подземные воды. Водные ресурсы нашей области.

Практическая работа: Описание вод Брянской области по типовому плану.

Составление картосхемы «Гидрология Брянской области».



Тема 4. Почв, растительный и животный мир (2 часа)



Почвы, факторы почвообразования. Распространение основных типов почв. Факторы, определяющие особенности растительного покрова Брянской области. Особенности животного мира. Характеристика животного мира лесов, болот, водоёмов, лугов.

Редкие и исчезающие виды.

Практическая работа: Описание почвенного разреза своей местности.

Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.



Тема 5 . Ландшафты и охраняемые территории (2 часа)

Естественные и антропогенные ландшафты. Естественные ландшафты: ландшафты хвойно-широколиственных лесов, лесостепной зоны.

Антропогенные ландшафты. Охраняемые природные территории и объекты. Государственный заповедник «Брянский лес», заказники, природные парки, памятники природы.







Тема 6. Экология и население (3 часа)

Современная экологическая обстановка, главные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, биосферы. Основные направления охраны природы. Авария на Чернобыльской АЭС и её последствия для Брянской области.

Население Брянской Области. Численность и динамика численности населения, национальный состав, особенности размещения населения, городское и сельское население, населённые пункты Брянской области.

















































































Учебно-тематический план









Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Кол-во час

теория

Кол-во час

практика

1

Введение

2

1

1

2

Геологическое строение и рельеф

3

2

1

3

Погода и климат

3

2

1

4

Воды

2

1

1

5

Почвы, растительность и животный мир

2

1

1

6

Ландшафты и охраняемые территории

2

2

-

7

Экология и население

3

3

-


итого

17

12

5

































































Календарно-тематическое планирование





№п/п

Темы занятий

Кол-во час

Дата по плану

Дата по факту

1

Географическое положение Брянской области

1



2

Практикум. Составление карты- схемы «Географическое положение Брянской области»

1



3

Особенности рельефа Брянской области

1



4

Практикум. Составление карты- схемы «Крупные формы рельефа Брянской области»

1



5

Полезные ископаемые Брянской области

1



6

Климат Брянской области

1



7

Времена года. Региональные различия

1



8

Практикум. Составление характеристики погоды Брянской области

1



9

Реки Брянской области. Озёра, болота, подземные воды Брянской области.

1



10

Практикум. Составление карты-схемы «Гидрология Брянской области»

1



11

Почвы Брянской области

1



12

Растительный и животный мир Брянской области

1



13

Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области.

1



14

Охраняемые территории и объекты

1



15

Современная экологическая обстановка

1



16

Население и его размещение по Брянской области

1



17

Обобщающий урок

1























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!