Пояснительная записка.
Необходимость развития интереса обучающихся к краеведению связана с социальным законом общества: чем полнее, глубже, содержательнее знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Брянский край изучается в рамках разных учебных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы, музыки, ОБЖ. Главными объектами изучения географии являются природа, хозяйство, население. Выделение краеведения в качестве самостоятельного курса резко увеличивает его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся.
Современная идеология образования ориентирована на развитие личности обучающихся, на оказание помощи каждому выпускнику школы в выборе жизненного пути. Следовательно, необходимо развёрнутые знания о природных и экономических условий территории проживания, об особенностях развития производства на основе рыночных отношений, так как каждому жителю определённой части страны небезразлично знание благоприятных и неблагоприятных сторон окружающей природной среды, уровня развития инфраструктуры, экономического окружения, наличия учебно- профессиональных заведений и их специализации, возможности получить привлекательную профессию, определить место отдыха.
Курс «География родного края» призван удовлетворить эти социальные потребности. Данный курс имеет подлинно страноведческий характер.
Ориентированы занятия для обучающихся 12-14 лет.
Предмет краеведение является частью регионального компонента Брянской области и на изучение этого курса отводится 17 учебных часов в 6 классе.
Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей области, о месте Брянской области в России в современном мире; воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма, чувства уважения к истории и культуре своей Родины и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально- ответственного поведения в областном и российском пространстве; развитие географического мышления.
Цели:
- расширение и обобщение знаний по географии Брянской области;
- гуманизация географического знания через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и через факторы её изменения;
- зкологизация географического знания через наблюдение и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора;
-создание условий для развития интереса к истории и географии своего города, села, района;
-освоение знаний о географических особенностях природы, населения и хозяйства Брянской области; о географическом разнообразии и целостности области; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды Брянской области и социально-ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на территории области, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как среды сферы жизнедеятельности;
- овладение умениями ориентироваться на территории Брянской области, использовать географическую карту, статистические материалы, применение географического знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений.
Основные задачи курса:
- обосновать важность знаний по географии родного края для учащихся;
-дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства своей области;
- активизировать, т.е. повысить познавательный интерес посредством изучения краеведческого материала;
- организовать наблюдения за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых обучающимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе;
- привить навыки самостоятельной работы со справочной литературой, картографическими материалами;
- сформировать навыки проектно- исследовательской деятельности, направленной на решение географических задач краеведческого содержания;
- продолжить работу по эстетическому и патриотическому воспитанию школьников.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных методов обучения:
Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности: словесных(рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно- поисковых под руководством учителя, и самостоятельной работы учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр идр.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: опрос, тестовые работы.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, мини-сочинения, работа с источниками, доклады, защита презентаций, рефлексия.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
В результате изучения курса «Краеведение» ученик должен:
Знать/ понимать:
- особенности ГП области.
- особенности геологического строения, особенности размещения форм рельефа. Влияние антропогенных процессов на формирование рельефа области.
- климатические показатели области, преобладающие типы погод.
Крупные и малые реки, озёра области, режим рек и хозяйственное использование вод области.
- особенности образования почв, главные типы почв, особенности разнообразия и распространения растений и животных на территории области.
- особенности образования и распространения естественных и антропогенных ландшафтов области, главные виды ландшафтов, охраняемые объекты Брянской области.
- особенности современной экологической обстановки, основные источники загрязнений, основные направления охраны природы, особенности населения и его размещение по области.
Уметь:
- показывать на карте границы Брянской области, название административных районов и их центров, площадь территории, крайних точек, определять по картам ГП области.
- анализировать карты Брянской области для характеристики геологического строения, рельефа, полезных ископаемых и их месторождения; оценивать влияние человека на формирование рельефа области.
- проводить наблюдения за погодой, пользоваться оборудованием географической площадки для наблюдения за погодой, анализировать климатические карты области, проводить фенологические наблюдения .
- показать на карте основные водные артерии, описывать воды своей местности.
- читать легенду почвенной карты Брянской области, карту растительности, зоогеографическую карту, устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи.
- устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи, описывать виды ландшафтов, охраняемые объекты.
- показать на карте места с экологическими проблемами, районы проживания населения, крупные города.
Оценивать:
- знания о природных и экономических условиях территории проживания.
-о особенностях развития производства на основе рыночных отношений.
-знания о благоприятных и неблагоприятных сторон окружающей среды.
- уровень развития инфраструктуры, экономического окружения.
- наличия учебно-профессиональных заведений и их специализации.
- возможности получить привлекательную профессию в Брянской области.
- определить места отдыха.
Содержание курса.
Введение(2 часа)
Брянская область – часть России. ГП Области. Размеры территории.
Практическая работа: составление опорного конспекта на контурной карте: нанесение на карту границ Брянской области и соседних объектов. Нанесение границ районов области и их административных центров.
Тема 1. Геологическое строение и рельеф (3 часа)
Основные орфографические единицы. Геологическое строение территории. Минеральные ресурсы и их связь со строением и историей развития территории.
Практическая работа: нанесение на контурную карту основных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.
Экскурсия на место обнажения рельефа на правом берегу реки.
Тема 2. Погода и климат (3 часа)
Характерные особенности климата области, влияние на него ГП, рельефа, циркуляция атмосферы. Погода. Времена года.
Практическая работа: Обработка материалов наблюдений за погодой, составление диаграмм выпадения осадков, графиков температур, построение розы ветров.
Тема 3. Воды (2 часа)
Поверхностные воды Брянской области: реки, озёра, болота. Режим рек и их питание. Подземные воды. Водные ресурсы нашей области.
Практическая работа: Описание вод Брянской области по типовому плану.
Составление картосхемы «Гидрология Брянской области».
Тема 4. Почв, растительный и животный мир (2 часа)
Почвы, факторы почвообразования. Распространение основных типов почв. Факторы, определяющие особенности растительного покрова Брянской области. Особенности животного мира. Характеристика животного мира лесов, болот, водоёмов, лугов.
Редкие и исчезающие виды.
Практическая работа: Описание почвенного разреза своей местности.
Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.
Тема 5 . Ландшафты и охраняемые территории (2 часа)
Естественные и антропогенные ландшафты. Естественные ландшафты: ландшафты хвойно-широколиственных лесов, лесостепной зоны.
Антропогенные ландшафты. Охраняемые природные территории и объекты. Государственный заповедник «Брянский лес», заказники, природные парки, памятники природы.
Тема 6. Экология и население (3 часа)
Современная экологическая обстановка, главные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, биосферы. Основные направления охраны природы. Авария на Чернобыльской АЭС и её последствия для Брянской области.
Население Брянской Области. Численность и динамика численности населения, национальный состав, особенности размещения населения, городское и сельское население, населённые пункты Брянской области.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Кол-во час теория | Кол-во час практика |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Геологическое строение и рельеф | 3 | 2 | 1 |
3 | Погода и климат | 3 | 2 | 1 |
4 | Воды | 2 | 1 | 1 |
5 | Почвы, растительность и животный мир | 2 | 1 | 1 |
6 | Ландшафты и охраняемые территории | 2 | 2 | - |
7 | Экология и население | 3 | 3 | - |
| итого | 17 | 12 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Темы занятий | Кол-во час | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Географическое положение Брянской области | 1 | | |
2 | Практикум. Составление карты- схемы «Географическое положение Брянской области» | 1 | | |
3 | Особенности рельефа Брянской области | 1 | | |
4 | Практикум. Составление карты- схемы «Крупные формы рельефа Брянской области» | 1 | | |
5 | Полезные ископаемые Брянской области | 1 | | |
6 | Климат Брянской области | 1 | | |
7 | Времена года. Региональные различия | 1 | | |
8 | Практикум. Составление характеристики погоды Брянской области | 1 | | |
9 | Реки Брянской области. Озёра, болота, подземные воды Брянской области. | 1 | | |
10 | Практикум. Составление карты-схемы «Гидрология Брянской области» | 1 | | |
11 | Почвы Брянской области | 1 | | |
12 | Растительный и животный мир Брянской области | 1 | | |
13 | Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области. | 1 | | |
14 | Охраняемые территории и объекты | 1 | | |
15 | Современная экологическая обстановка | 1 | | |
16 | Население и его размещение по Брянской области | 1 | | |
17 | Обобщающий урок | 1 | | |
| | | | |