«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Шараповская СОШ» _____________ __________ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Шараповская СОШ» ____________ ____________ «__»_______________20___г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Весёлые краски 5+
(название)
общекультурное направление
Сазыкина Галина Викторовна
учитель (математика)
квалификационная категория
2019 - 2020 учебный год
1. Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
В ходе прохождения двухлетнего курса обучения рисования дети должны:
-Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков.
-Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа.
-Владеть навыками рисования и лепки.
-Владеть первичными навыками дизайнерского искусства.
-Свободно ориентироваться в жанрах живописи.
-А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием, лепкой и
аппликацией.
Ожидаемый результат работы кружка:
—Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
-Тематические выставки в ДОУ.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются через занятия дополнительного образования «Путешествия».
2. Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности:
Цель программы
– формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения; интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические принципы: обусловлены единством учебно-воспитательного процесса
Принцип культуросообразности
Принцип сезонности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип цикличности
Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
Принцип развивающего характера
Принцип природосообразности
Принцип интереса
Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности
Принцип культурного обогащения
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности
Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта
Принцип организации тематического пространства
Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа
Принцип естественной радости
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей
создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества
ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
Способность эмоционального переживания
Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции, к самостоятельной творческой деятельности), к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество)
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного)
К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждого возраста издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающие примерное планирование занятий по рисованию лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приемы создания выразительного образа.
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера.
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
В непосредственно – образовательной деятельности дети:
— приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
— развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
— приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
— получают навыки создания художественных образов;
— знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус.
Формы работы: непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, фотоколлажи, экскурсии.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг
3. Тематический план целесообразно представлять в виде таблицы:
№п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
теория | практика |
| Модуль1 БАБУШКИНЫ СКАЗКИ | | | |
| Рисование-фантазирование: «ДОМИК С ТРУБОЙ И СКАЗОЧНИК-ДЫМ» | | | |
| Рисование: «ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ» | | | |
| Рисование декоративное: «ПИР НА ВЕСЬ МИР» | | | |
| Рисование «Жар-птица» | | | |
| Рисование «Змей Горыныч» | | | |
| Рисование сказочное болото для Царевны – лягушки. | | | |
| Рисование Чудо-дерево | | | |
| Коллективное рисование «СКАЗОЧНЫЕ ДВОРЦЫ И ЗАМКИ» | | | |
| Модуль 2 Рисование по замыслу | | | |
| Рисование по замыслу: «ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЦВЕТЫ» | | | |
| Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки | | | |
| Цветочные снежинки | | | |
| Новогодние игрушки | | | |
| Рисование «Белый медведь любуется полярным сиянием» | | | |
| Модуль 3 Космические дали | | | |
| Граттаж «Звезды и кометы» | | | |
| Рисование «Покорители космоса- наши космонавты»» | | | |
| Рисование или аппликация(по выбору) «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» | | | |
| Рисование по замыслу: «На далекой, неизвестной планете» | | | |
| Графика (граттаж) «В далеком космосе» | | | |
| Рисование «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» | | | |
| Рисование «Наш космодром» | | | |
13