АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 239- ОД от 30.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по физике»
10-11 класс, среднее общее образование
Емельяновой Елены Сергеевны,
учителя физики высшей категории
2019 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из проблем профилизации старших классов большинства общеобразовательных школ во многих случаях — недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов. Поэтому удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на профильном уровне, можно с помощью внеурочной деятельности, дополняющей школьный курс, где уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части курса физики, сколько за счет углубления практической — решения разнообразных физических задач.
Курс внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по физике» составлен для учащихся 10 -11 классов и рассчитан на 102 учебных часа. КИМы ЕГЭ по физике имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Курс полностью ориентирован на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по физике. Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.
Цели:
подготовка учащихся 10-11 классов к успешной сдаче ЕГЭ.
освоение и систематизация естественнонаучных знаний, относящихся к основным теориям курса физики 10-11 классов;
овладение умениями применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды и «видеть» эти явления и процессы при решении качественных задач.
Задачи:
Углублять и систематизировать знания учащихся; Способствовать усвоению учащимися общих алгоритмов решения задач; Способствовать овладению основных методов решения задач.
Программа внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС СОО и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные закономерности, законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается урок, целью которого является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
При проведении курса внеурочной деятельности обобщается, систематизируется как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач разного уровня сложности. В конце изучения основных тем («Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения», «Молекулярная физика», «Термодинамика», «Электрическое и магнитное поле», «Законы постоянного тока», «Электродинамика», «Атомная и ядерная физика») проводятся итоговые занятия в форме самостоятельных работ с КИМ, задания которых составлены на основе открытых банков заданий ЕГЭ по физике.
2.1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Введение | 2 | | |
Правила и приёмы решения физических задач | 2 | Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Знакомство с кодификатором и спецификацией КИМ для проведения ЕГЭ по физике | Лекция, таблица критериев |
2. Механика | 26 | | |
Кинематика | 8 | Равномерное движение. Средняя скорость. Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения РД. Графический и координатный способы решения задач на РД. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения. Одномерное равнопеременное движение. Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление РУД. Графический и координатный способы решения задач на РУД. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
Динамика | 10 | Решение задач по алгоритму на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела. Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела. Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Космические скорости. Решение астрономических задач на движение планет и спутников. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем и алгоритм их решения. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
Законы сохранения | 8 | Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение. Энергетический алгоритм решения задач на работу и мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии несколькими способами. Решение задач на использование законов сохранения. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Решение задач динамическим способом на плавание тел. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
3. Молекулярная физика | 5 | | |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 5 | Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы. Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
4. Термодинамика | 7 | | |
Термодинамика | 7 | Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
5. Электродинамика | 29 | | |
Электрическое и магнитное поля | 10 | Задачи разных видов на описание электрического по ля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
Законы постоянного тока | 8 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Электрический ток в металлах, газах, вакууме. Электролиты и законы электролиза. Решение задач на движение заряженных частиц в электрическом и электромагнитных полях: алгоритм движения по окружности, движение тела, брошенного под углом, равновесие тел. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
Электромагнитные колебания | 5 | Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Уравнение гармонического колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний. Решение задач на характеристики колебаний, построение графиков. Переменный электрический ток: решение задач методом векторных диаграмм. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
Волновые свойства света | 6 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Построение изображений в оптических системах. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на фотоэффект. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
6. Атомная и ядерная физика | 7 | | |
Атомная и ядерная физика | 7 | Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. | Лекция, оформление дидактических материалов, тренировочные упражнения, тестирование. |
7. Решение вариантов ЭГЭ | 22 | Отработка практических навыков решения типовых вариантов ЕГЭ | Тестирование. |
3.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Введение | 2 | |
2 | Механика | 26 | 0 |
3 | Молекулярная физика | 5 | 2 |
4 | Термодинамика | 7 | 0 |
5 | Электродинамика | 29 | 0 |
6 | Атомная и ядерная 8физика | 7 | 0 |
7 | Решение вариантов ЭГЭ | 22 | 2 |
ИТОГО | | 98 | 4 |
4.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 10 класса
(34 ч в год/ 1 ч в неделю)
№ п/п | ТЕМА | Дата | Корректировка КТП |
Введение (1ч) |
Правила и приёмы решения физических задач (1ч) |
1 | Физическая задача: состав, классификация, приемы и способы решения. | | |
Механика (26 ч) |
Кинематика (8ч) |
2 | Прямолинейное равномерное движение: графическое представление, решение задач различными способами (алгебраический и графический). | | |
3 | Решение задач на среднюю скорость и алгоритм. Графический способ решения задач на среднюю скорость. | | |
4 | Ускорение. Перемещение при равноускоренном движении. | | |
5 | Графическое представление РУД. Решение задач различными способами (алгебраический и графический). | | |
6 | Движение тела по окружности. Характеристики движения тела по окружности. | | |
7 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение тела, брошенного горизонтально. | | |
8 | Решение задач по теме «Кинематика» повышенной сложности. | | |
9 | Самостоятельная работа №1 по теме «Кинематика» | | |
Динамика (10ч) |
10 | Решение задач на законы Ньютона по алгоритму. | | |
11 | Силы трения. Силы упругости. | | |
12 | Вес движущегося тела. | | |
13 | Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление. | | |
14 | Движение тел по наклонной плоскости. | | |
15 | Движение связанных тел и с блоками. | | |
16 | Движение связанных тел и с блоками. | | |
17 | Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. | | |
18 | Решение задач по теме «Динамика» повышенной сложности. | | |
19 | Самостоятельная работа № 2 по теме «Динамика». | | |
Законы сохранения (8ч) |
20 | Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. | | |
21 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар. | | |
22 | Механическая работа. Кинетическая и потенциальная энергия. Работа сил тяжести, упругости, гравитационной силы. | | |
23 | Решение задач на закон сохранения и превращения энергии. Мощность. КПД механизма. | | |
24 | Решение задач на закон сохранения и превращения энергии. Мощность. КПД механизма. | | |
25 | Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. | | |
26 | Решение задач по теме «Законы сохранения. Гидростатика» повышенной сложности. | | |
27 | Самостоятельная работа № 3 по теме «Законы сохранения. Гидростатика». | | |
Молекулярная физика (5ч) |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5) |
28 | Решение задач на основные положения МКТ. Масса и размер молекул | | |
29 | Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы. | | |
30 | Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха. | | |
31 | Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука. | | |
32 | Самостоятельная работа № 4 по теме «Молекулярная физика». | | |
Резервное время – 2 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 11 класса
(34 ч в год/ 1 ч в неделю)
№ п/п | ТЕМА | Дата | Корректировка КТП |
Введение (1ч) |
1 | Знакомство с кодификатором и спецификацией КИМ для проведения ЕГЭ по физике | | |
Решение вариантов ЕГЭ (12) |
2 | Решение задач по теме «Измерение физических величин. Погрешности измерения» | | |
3 | Решение задач по теме «Построение графиков по экспериментальным данным» | | |
4 | Решение тренировочных вариантов по теме «Кинематика» | | |
5 | Решение задач повышенной сложности по теме «Кинематика» | | |
6 | Решение тренировочных вариантов по теме «Динамика» | | |
7 | Решение задач повышенной сложности по теме «Динамика» | | |
8 | Решение тренировочных вариантов по теме «Законы сохранения» | | |
9 | Решение задач повышенной сложности по теме «Законы сохранения» | | |
10 | Решение тренировочных вариантов по теме «Статика» | | |
11 | Решение задач повышенной сложности по теме «Статика» | | |
12 | Решение тренировочных вариантов по теме «Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел» | | |
13 | Решение задач повышенной сложности по теме «Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел» | | |
Термодинамика (7ч) |
Термодинамика (7ч) |
14 | Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. | | |
15 | Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. | | |
16 | Второй закон термодинамики. Цикл Карно. Тепловые двигатели. | | |
17 | Уравнение теплового баланса, тепловые процессы при агрегатных превращениях и сгорании топлива | | |
18 | Решение тренировочных вариантов по теме «Термодинамика» | | |
19 | Решение задач повышенной сложности по теме «Термодинамика» | | |
20 | Самостоятельная работа № 1 по теме «Термодинамика» | | |
Электродинамика (29ч) |
Электрическое и магнитное поля (10ч) |
21 | Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | | |
22 | Электрическое поле. Напряжённость электростатического поля точечного заряда. Линии напряжённости электростатического поля. Принцип суперпозиции полей. | | |
23 | Работа электростатического поля по перемещению заряда. Потенциал поля точечного заряда. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью однородного поля. | | |
24 | Электроемкость плоского конденсатора. Последовательное и параллельное соединение конденсаторов. Энергия электрического поля. | | |
25 | Решение тренировочных вариантов по теме «Электростатика» | | |
26 | Решение задач повышенной сложности по теме «Электростатика» | | |
27 | Индукция магнитного поля. Закон Ампера. Магнитный поток. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле. | | |
28 | Решение тренировочных вариантов по теме «Магнитное поле» | | |
29 | Решение задач повышенной сложности по теме «Магнитное поле» | | |
30 | Самостоятельная работа № 2 по теме «Электрическое и магнитное поле». | | |
Законы постоянного тока (8ч) |
31 | Электрический ток. Сила тока. ЭДС. Электрическая цепь. Закон Ома. Электрическое сопротивление. | | |
32 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. | | |
33 | Электрический ток в металлах и полупроводниках. | | |
34 | Термоэлектронная эмиссия. Электронная лампа – диод. | | |
35 | Электрический ток в электролитах. Закон Фарадея для электролиза. | | |
36 | Решение тренировочных вариантов по теме «Законы постоянного тока» | | |
37 | Решение задач повышенной сложности по теме «Законы постоянного тока» | | |
38 | Самостоятельная работа № 3 по теме «Законы постоянного тока». | | |
Электромагнитные колебания (5ч) |
39 | Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Энергия магнитного поля. | | |
40 | Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. | | |
41 | Вынужденные электрические колебания. Электрический резонанс. Действующие значения напряжения и силы переменного тока. Трансформатор. Передача электрической энергии и её использование. | | |
42 | Решение тренировочных вариантов по теме «Электромагнитные колебания» | | |
43 | Решение задач повышенной сложности по теме «Электромагнитные колебания» | | |
Волновые свойства света (6ч) |
44 | Электромагнитные волны. Свойства Электромагнитных волн. Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения и преломления света. Явление полного отражения. | | |
45 | Тонкие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. | | |
46 | Когерентность электромагнитных волн. Элементы СТО. | | |
47 | Решение тренировочных вариантов по теме «Волновые свойства света» | | |
48 | Решение задач повышенной сложности по теме «Волновые свойства света» | | |
49 | Самостоятельная работа № 4 по теме «Электродинамика». | | |
Атомная и ядерная (7ч) |
Атомная и ядерная (7ч) |
50 | Кванты света. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоэффект. | | |
51 | Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. | | |
52 | Испускание и поглощение света атомами. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Состав ядра атома. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | | |
53 | Ядерные реакции. Радиоактивность. Закон Радиоактивного распада. Цепные ядерные реакции. Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | | |
54 | Решение тренировочных вариантов по теме «Атомная и ядерная физика» | | |
55 | Решение задач повышенной сложности по теме «Атомная и ядерная физика» | | |
56 | Самостоятельная работа № 5 по теме «Атомная и ядерная физика». | | |
Решение вариантов ЕГЭ (10ч) |
57-66 | Выполнение типовых вариантов ЕГЭ | | |
Резервное время – 2 часа |
5.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
3