СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Я - исследователь!" направлен на развитие познавательных потребностей младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь»»

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Озерская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края



«Утверждаю»

Директор школы


_____________ Леоненко Н.И.

Приказ № _____








Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

(социальное направление внеурочной деятельности)


Для обучающихся 1 класса


Возраст: 6,5 – 8 лет


Срок реализации: 1 год






 




Составитель:

Чупрына Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов














с. Озерки 2019

1.Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся начальной школы. Основная цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я- исследователь» - составлена на основе Программы курса «Я- исследователь»,Савенков А.И.Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.56 с.

Программа рассчитана на 34 ч (I ч в неделю). В содержание включены задания практического характера и теоретического овладения материалом.

Курс «Я- исследователь» направлен на развитие познавательных потребностей

младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей умения и навыков исследовательского поиска; формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Основные формы работы:

-фронтальная работа

- индивидуальная работа

- работа в парах

- работа в группах



2. Планируемые результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты:

Планируемые результаты для детей с ЗПР:

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

  • в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

  • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни, проявляющееся:

- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие;

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

- в расширении знаний правил коммуникации;

- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

- в освоении культурных форм выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственно результативности;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;


Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:

- способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; умение ставить и удерживать цель деятельности;

- планировать действия;

- определять и сохранять способ действий;

- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;


Учащиеся освоят результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации исследовательской деятельности в социальном пространстве, творческая и познавательная активность детей, демонстрация своих способностей в сфере презентации, защите исследовательских проектов; опыта составления презентаций, опыта саморазвития и самосовершенствования в разработке исследовательских проектов, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками в социально-познавательном пространстве; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за составленный исследовательский материал.


3. Содержание программы

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе (аудиторные часы) плюс самостоятельная работа вне школы.

Тема 1 «Мои увлечения» Практические задания «Моё хобби». Анализ и синтез. Практические задания «Как выбрать тему», «Как собрать материал», «Как классифицировать». Коллективная беседа как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие проведение наблюдений и экспериментов.

Тема 2 «План проекта» Практические задания по формулированию проблемы исследования, составлению плана работы и определению этапов исследования, использование основных методов исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Тема 3 «Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Тема 4 «Игровые опыты» Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.


4. Тематическое планирование


1 класс

№ п/п


№ урока

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика


1

Мои увлечения

6



1

1.1.

Кто я? Моя семья

1

0.5

0.5

2

1.2.

Чем я люблю заниматься. Хобби

1


1

3

1.3.

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

1


1

4

1.4.

Как собирать материал?

1


1

5

1.5.

Твои помощники. Этап

1

0.5

1

6

1.6.

Повторение. Давай вспомним

1


1


2

План проекта

11



7

2.1.

Проблема

1


1

8

2.2.

Проблема. Решение проблемы

1


1

9

2.3.

Гипотеза. Предположение

1

0.5

0.5

10

2.4.

Гипотеза. Играем в предположения

1


1

11

2.5.

Цель проекта

1


1

12

2.6.

Задача проекта

1


1

13

2.7.

Выбор нужной информации

1


1

14

2.8.

Интересные люди- твои помощники

1


1

15

2.9.

Продукт проекта

1

0.5

0.5

16

2.10.

Виды продукта. Макет

1


1

17

2.11

Повторение пройденных проектных понятий

1


1


3

Как подготовиться к защите

7



18

3.1.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

1


1

19

3.2.

Мини-сообщение. Семиминутное выступление

1


1

20

3.3.

Выступление перед знакомой аудиторией

1


1

21

3.4.

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета

1


1

22

3.5.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

1


1

23

3.6.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1


1

24

3.7.

Повторение. Давай вспомним

1


1


4

Игровые опыты

9



25

4.1.

Играем в ученых. «Мобильные телефоны».Это интересно

1


1

26

4.2.

Играем в ученых. Поилка для цветов

1


1

27

4.3.

Играем в ученых. Получение электричества с помошью волос. Это интересно

1


1

28

4.4.

Тест «Чему я научился?»

1


1

29

4.5.

Памятка для учащегося-проектанта

1


1

30

4.6.

Памятка для учащегося-проектанта

1


1

31

4.7.

Твои впечатления от работы над проектом

1


1

32

4.8.

Пожелание будущим проектантам. Твои советы им

1


1

33

4.9.

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1


1



Итого

33

2

31





5. Ресурсное обеспечение


Материально – техническое обеспечение:

Кабинет, компьютер, раздаточный материал.


Информационное обеспечение:

1. Программа курса «Я- исследователь» - составлена на основе Программы курса «Я- исследователь», Савенков А.И.Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.56 с.

2.Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. 32 с.

3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 224 с.



Согласовано»

Заместитель директора по ВР Повенко О.В.


___________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!