Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
| «Утверждаю» Директор школы _____________ Леоненко Н.И. Приказ № _____ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
(социальное направление внеурочной деятельности)
Для обучающихся 1 класса
Возраст: 6,5 – 8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Чупрына Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов
с. Озерки 2019
1.Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся начальной школы. Основная цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я- исследователь» - составлена на основе Программы курса «Я- исследователь»,Савенков А.И.Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.56 с.
Программа рассчитана на 34 ч (I ч в неделю). В содержание включены задания практического характера и теоретического овладения материалом.
Курс «Я- исследователь» направлен на развитие познавательных потребностей
младших школьников; обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей умения и навыков исследовательского поиска; формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Основные формы работы:
-фронтальная работа
- индивидуальная работа
- работа в парах
- работа в группах
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Планируемые результаты для детей с ЗПР:
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни, проявляющееся:
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие;
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственно результативности;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
- способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; умение ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия;
- определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
Учащиеся освоят результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации исследовательской деятельности в социальном пространстве, творческая и познавательная активность детей, демонстрация своих способностей в сфере презентации, защите исследовательских проектов; опыта составления презентаций, опыта саморазвития и самосовершенствования в разработке исследовательских проектов, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками в социально-познавательном пространстве; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за составленный исследовательский материал.
3. Содержание программы
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе (аудиторные часы) плюс самостоятельная работа вне школы.
Тема 1 «Мои увлечения» Практические задания «Моё хобби». Анализ и синтез. Практические задания «Как выбрать тему», «Как собрать материал», «Как классифицировать». Коллективная беседа как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие проведение наблюдений и экспериментов.
Тема 2 «План проекта» Практические задания по формулированию проблемы исследования, составлению плана работы и определению этапов исследования, использование основных методов исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Тема 3 «Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Тема 4 «Игровые опыты» Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
4. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Из них |
теория | практика |
| 1 | Мои увлечения | 6 | | |
1 | 1.1. | Кто я? Моя семья | 1 | 0.5 | 0.5 |
2 | 1.2. | Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 | | 1 |
3 | 1.3. | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | 1 | | 1 |
4 | 1.4. | Как собирать материал? | 1 | | 1 |
5 | 1.5. | Твои помощники. Этап | 1 | 0.5 | 1 |
6 | 1.6. | Повторение. Давай вспомним | 1 | | 1 |
| 2 | План проекта | 11 | | |
7 | 2.1. | Проблема | 1 | | 1 |
8 | 2.2. | Проблема. Решение проблемы | 1 | | 1 |
9 | 2.3. | Гипотеза. Предположение | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | 2.4. | Гипотеза. Играем в предположения | 1 | | 1 |
11 | 2.5. | Цель проекта | 1 | | 1 |
12 | 2.6. | Задача проекта | 1 | | 1 |
13 | 2.7. | Выбор нужной информации | 1 | | 1 |
14 | 2.8. | Интересные люди- твои помощники | 1 | | 1 |
15 | 2.9. | Продукт проекта | 1 | 0.5 | 0.5 |
16 | 2.10. | Виды продукта. Макет | 1 | | 1 |
17 | 2.11 | Повторение пройденных проектных понятий | 1 | | 1 |
| 3 | Как подготовиться к защите | 7 | | |
18 | 3.1. | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту | 1 | | 1 |
19 | 3.2. | Мини-сообщение. Семиминутное выступление | 1 | | 1 |
20 | 3.3. | Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | | 1 |
21 | 3.4. | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета | 1 | | 1 |
22 | 3.5. | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | 1 | | 1 |
23 | 3.6. | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | | 1 |
24 | 3.7. | Повторение. Давай вспомним | 1 | | 1 |
| 4 | Игровые опыты | 9 | | |
25 | 4.1. | Играем в ученых. «Мобильные телефоны».Это интересно | 1 | | 1 |
26 | 4.2. | Играем в ученых. Поилка для цветов | 1 | | 1 |
27 | 4.3. | Играем в ученых. Получение электричества с помошью волос. Это интересно | 1 | | 1 |
28 | 4.4. | Тест «Чему я научился?» | 1 | | 1 |
29 | 4.5. | Памятка для учащегося-проектанта | 1 | | 1 |
30 | 4.6. | Памятка для учащегося-проектанта | 1 | | 1 |
31 | 4.7. | Твои впечатления от работы над проектом | 1 | | 1 |
32 | 4.8. | Пожелание будущим проектантам. Твои советы им | 1 | | 1 |
33 | 4.9. | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | | 1 |
| | Итого | 33 | 2 | 31 |
5. Ресурсное обеспечение
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет, компьютер, раздаточный материал.
Информационное обеспечение:
1. Программа курса «Я- исследователь» - составлена на основе Программы курса «Я- исследователь», Савенков А.И.Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.56 с.
2.Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. 32 с.
3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 224 с.
Согласовано»
Заместитель директора по ВР Повенко О.В.
___________