«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол заседания №___ Зам.директора по УВР Директор школы:___________
«____»______________2019 года __________/Сабирова А.Т./ /Назаров Ф.Г./
Руководитель ШМО__________ от «____»____________2019 года Приказ №____
/Нурмухаметова А.Ф/ от «____»__________2019 года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности направлению развития личности
« Юный шахматист» по физической культуре
для 6 класса муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа с.Итеево
муниципального района Илишевский район
Республики Башкортостан на 2019 – 2020 учебный год
Нурмухаметова А.Ф.
учитель первой категории
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся 6 классов средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией Волкова Е.И., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы Е.И. Волкова).
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
- Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
- О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Для ю Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.
Президе Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
Цель программы.
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
- формирование критического мышления;
- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
- овладение навыками игры в шахматы.
Развивающие:
- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программой предусматривается 35 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 35 учебных недели.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты | – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
Метапредметные результаты: | – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Предметные результаты: | – формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций; -развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением. |
Содержание курса внеурочной деятельности
- Правила и законы дебюта.
- Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
- Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.
- Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
- Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.
- Типичные комбинации в дебюте.
- Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
- Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
- Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя».
- Рокировка.
- Шах. Мат.
- Тактика игры.
- Стратегия игры.
- Шахматная партия.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п\п | Дата | Тема | Характеристика учебной деятельности учащихся |
1 | | Правила и законы дебюта. | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. |
2 | | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Познакомиться с понятием: дебют. |
3 | | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Познакомиться с принципами игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. |
4 | | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | Познакомиться с принципами игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. |
5 | | Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре |
6 | | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. |
7 | | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. |
8 | | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. |
9 | | Типичные комбинации в дебюте. | Соблюдать основные правила личной гигиены. |
10 | | Типичные комбинации в дебюте. | Уважать мнение и решение других |
11 | | Решение задания «Выведи фигуру». | Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. |
12 | | Решение задания «Выведи фигуру». | Делать выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. |
13 | | Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. |
14 | | Решение задания «Мат в 1 ход». | Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
15 | | Решение задания «Мат в 1 ход». | Работать в парах. |
16 | | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | |
17 | | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. |
18 | | Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя». | Научиться играть фигурой в отдельности и в |
19 | | Ничья, пат | совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. |
20 | | Ничья, пат | Анализировать положение фигур на шахматной доске. |
21 | | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». | Анализировать положение фигур на шахматной доске. |
22 | | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». | Оценивать правильность ходов. |
23 | | Рокировка. | Научиться рокировать. |
24 | | Шах. Мат. | Научиться объявлять шах. Научиться ставить мат. |
25 | | Тактика игры. | Уметь организовать комфортные отношения с |
26 | | Тактика игры. | партнерами по игре. |
27 | | Стратегия игры. | Анализировать положение фигур на шахматной |
28 | | Стратегия игры. | доске. |
29 | | Шахматная партия. | Оценивать правильность ходов. |
30 | | Шахматная партия. | Оценивать правильность ходов. |
31 | | Шахматная партия | Познакомиться с элементарными шахматными |
32 | | Шахматная партия | задачами. |
33-35 | | Повторение программного материала. | Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Играть всеми фигурами из начального положения. |
Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре. |
УМК издательства «Просвещение»
Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 1-ый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 2-ый год обучения. Учебное пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 2-ый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 3-ый год обучения. Учебное пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 3-ый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 4-ый год обучения. Учебное пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 4-ый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Уманская Э.Э Шахматы в школе. 1-ый год обучения. Рабочая тетрадь. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 2-ый год обучения. Рабочая тетрадь. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 3-ый год обучения. Рабочая тетрадь. – Москва: Просвещение, - 2017.
Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 4-ый год обучения. Рабочая тетрадь. – Москва: Просвещение, - 2017.
Шахматы в школе. 1-7 классы. Сборник примерных рабочих программ. – Москва: Просвещение, - 2019.
Дополнительная литература:
Авербах Ю., Бейлин М. «Путешествие в шахматное королевство» Москва, 2016. — 248 с.
Диченскова А.М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 60с.
Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Шахматы с енотом: рабочая тетрадь № 1 – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Шахматы с енотом : рабочая тетрадь № 2 – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Основы шашечной игры.
Медведев В. Шашки для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 92 с.
Интернет-ресурсы:
Портал международной шахматной федерации (ФИДЕ) – URL: http://www.fide.com
Портал благотворительного фонда «Шахматы в школе» –
URL: http://www.chess-in-schools.org/#home-section
Программы ХМАО образец. Программы по внеурочной деятельности 1-4 классы
http://nosh9nyagan.ru/vneurochnaya-deyatelnost
Можно заказывать в интернет-магазинах учебники
Линия УМК: Шахматы в школе (1-4 годы обучения) издательства «Просвещение»
https://shop.prosv.ru/katalog?FilterByArrtibuteId=6!2481