СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности направлению развития личности « Юный шахматист» по физической культуре для 6 класса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности направлению развития личности « Юный шахматист» по физической культуре для 6 класса»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол заседания №___ Зам.директора по УВР Директор школы:___________

«____»______________2019 года __________/Сабирова А.Т./ /Назаров Ф.Г./

Руководитель ШМО__________ от «____»____________2019 года Приказ №____

/Нурмухаметова А.Ф/ от «____»__________2019 года









Рабочая программа


по внеурочной деятельности направлению развития личности

« Юный шахматист» по физической культуре

для 6 класса муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средняя общеобразовательная школа с.Итеево

муниципального района Илишевский район

Республики Башкортостан на 2019 – 2020 учебный год










Нурмухаметова А.Ф.


учитель первой категории


2019 г.











Пояснительная записка

           Рабочая программа по шахматам  адресована для учащихся  6 классов средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией Волкова Е.И., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы Е.И. Волкова).

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).

- Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.

- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).

- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.

- О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.

- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.


В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

         Для ю Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.

        Президе Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».



Цель программы.

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- умение находить  простейшие  тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

       Программой  предусматривается 35 шахматных занятия, поэтому для прохождения  программного материала отводится 1 час в неделю, 35 учебных недели.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

          Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и  специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность свободычести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

 результаты

– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные

результаты:

– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии  и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.


Содержание курса внеурочной деятельности


- Правила и законы дебюта.

- Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

- Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

- Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

- Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

- Типичные комбинации в дебюте.

- Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

- Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

- Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя».

- Рокировка.

- Шах. Мат.

- Тактика игры.

- Стратегия игры.

- Шахматная партия.











КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№ п\п

Дата

Тема

Характеристика учебной деятельности учащихся

1


Правила и законы дебюта.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.

2


Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Познакомиться с понятием: дебют.

3


Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Познакомиться с принципами игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

4


Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Познакомиться с принципами игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.

5


Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

6


Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

7


Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.  

8


Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.  

9


Типичные комбинации в дебюте.

Соблюдать основные правила личной гигиены.

10


Типичные комбинации в дебюте.

Уважать мнение и решение других

11


Решение задания «Выведи фигуру».

Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение.

12


Решение задания «Выведи фигуру».

Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение.

13


Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию.

14


Решение задания «Мат в 1 ход».

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

15


Решение задания «Мат в 1 ход».

Работать в парах.

16


Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.


17


Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

18


Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя».

Научиться играть фигурой в отдельности и в

19


Ничья, пат

совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса.  

20


Ничья, пат

Анализировать положение фигур на шахматной доске.

21


Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство».

Анализировать положение фигур на шахматной доске.

22


Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство».

Оценивать правильность ходов.

23


Рокировка.

Научиться рокировать.

24


Шах. Мат.

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

25


Тактика игры.

Уметь организовать комфортные отношения с

26


Тактика игры.

партнерами по игре.

27


Стратегия игры.

Анализировать положение фигур на шахматной

28


Стратегия игры.

доске.

29


Шахматная партия.

Оценивать правильность ходов.

30


Шахматная партия.

Оценивать правильность ходов.

31


Шахматная партия

Познакомиться с элементарными шахматными

32


Шахматная партия

задачами.

33-35


Повторение программного материала.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Играть всеми фигурами из начального положения.

Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.









УМК издательства «Просвещение»

  1. Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 1-ый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.

  2. Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 2-ый год обучения. Учебное пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.

  3. Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 2-ый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.

  4. Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 3-ый год обучения. Учебное пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.

  5. Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 3-ый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.

  6. Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 4-ый год обучения. Учебное пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.

  7. Волкова Е.И., Прудникова Е. А. Шахматы в школе. 4-ый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017.

  8. Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Уманская Э.Э Шахматы в школе. 1-ый год обучения. Рабочая тетрадь. – Москва: Просвещение, - 2017.

  9. Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 2-ый год обучения. Рабочая тетрадь. – Москва: Просвещение, - 2017.

  10. Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 3-ый год обучения. Рабочая тетрадь. – Москва: Просвещение, - 2017.

  11. Волкова Е.И., Прудникова Е.А., Шахматы в школе. 4-ый год обучения. Рабочая тетрадь. – Москва: Просвещение, - 2017.

  12. Шахматы в школе. 1-7 классы. Сборник примерных рабочих программ. – Москва: Просвещение, - 2019.

Дополнительная литература:

  1. Авербах Ю., Бейлин М. «Путешествие в шахматное королевство» Москва, 2016. — 248 с.

  2. Диченскова А.М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 60с.

  3. Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Шахматы с енотом: рабочая тетрадь № 1 – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

  4. Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Шахматы с енотом : рабочая тетрадь № 2 – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

Основы шашечной игры.

  1. Медведев В. Шашки для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 92 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Портал международной шахматной федерации (ФИДЕ) – URL: http://www.fide.com

  2. Портал благотворительного фонда «Шахматы в школе» –
    URL: http://www.chess-in-schools.org/#home-section

  3. Программы ХМАО образец. Программы по внеурочной деятельности 1-4 классы

http://nosh9nyagan.ru/vneurochnaya-deyatelnost

Можно заказывать в интернет-магазинах учебники

Линия УМК: Шахматы в школе (1-4 годы обучения) издательства «Просвещение»

https://shop.prosv.ru/katalog?FilterByArrtibuteId=6!2481




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!